Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Древняя Якутия и кровные узы

Помните, было модно считать якутов потомками ариев (гипотеза на основе изучения генов-HLA красноярского генетика Веры Фефеловой)? Якобы у местных народов обнаружилось родство по митохондриальным гаплогруппам с американскими индейцами? Культурный герой якутов Эллэй предположительно мог быть монголоязычным киданем, а народ хоро (вошедший в состав народа саха) этнограф Булат Зориктуев считает не бурятскими хоринцами, а выходцами из государства Корё. Сейчас же проведено немало генетических исследований, и давайте попробуем посмотреть из открытых источников, что да как.

 

 

ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА

В фольклоре центральной и вилюйской групп якутов популярно историческое повествование о герое, известном как Эллэй. Иногда добавляется эпитет Эр Соҕотох (что и означает Герой-Одиночка). История его вкратце такова. Якобы он, спасаясь от войны и других напастей (кровожадных обычаев тех пределов мира), бежит вместе с отцом, которого звали Тайма, на северо-восток. Причем Эллэй несет дряхлого старца на спине. По пути отец дает ему остроумные советы (например, добыть питьевую воду в степи, волоча утром по полыни и ковыли чистую рубашку, собирая росу и пр.). Перед смертью старик указывает сыну дальнейший путь. Эллэй находит верховья Великой Восточной реки (река Лена). Благо дело было летом. Сев на корягу с ветвями, он сплавляется вниз по реке. Доходит до среднего течения Лены. Высаживается на левом берегу и поступает в качестве работника к жившему здесь Омогой-баю. Подчеркивается в преданиях, что Эллэй — человек благородного происхождения, но он достаточно кроткий и добрый — не гнушается никакой работы. Понравился новый человек Омогою, и предложил старик жениться на его дочери, мол, выбирай любую. Согласно наставлениям своего отца Эллэй по определенным признакам (указывающим на потенциальную многодетность) выбрал не красивую младшую дочь Омогоя, а старшую — некрасивую и нелюбимую отцом.

Далее от его потомства пошли знатные родоначальники якутов. Сам он стал культурным героем — ввел нововведения в духовную и материальную культуру якутов, стал первым светлым шаманом, провел первые ысыахи. Эллэй — герой сотен легенд и преданий. О нем упоминали еще исследователи XVII–XVIII вв. С начала нашего века появилась гипотеза о том, что Эллэй может быть царевичем киданьского государства Ляо, разбитого тунгусоязычными чжурчжэнями (предки маньчжуров) в начале XII столетия. Одним из основных популяризаторов этой идеи стал якутовед Юрий Васильев — Дьаргыстай. Он считал, что имя Эллэй имеет параллель с фамилией киданьской верхушки Элюй. Якобы Эллэй с отцом сбежали от нападения на их страну «нуучча» (буквально «русские», однако можно предположить, что «нюйчжэн, нюйчжа» — китайское искаженное название тех же чжурчжэней). Двух киданьских государей победившие Ляо чжурчжэни отправили на ссылку к берегам Амура, где те влачили жалкое существование — об этом пишет Н. Бичурин, основываясь на средневековых китайских летописях. И также, по мнению Ю. Васильева, именно Эллэй мог привнести в якутский язык монгольскую лексику (около 28%). Мы со своей стороны добавим, что киданьский полководец Сюгэ Элюй, возможно, стал в якутской мифологии божеством-громовержцем Сюгэ-тойон. А в хрониках «История киданьского государства» вроде бы упоминалось, что двух царевичей страны Ляо захватчики отправили на Енисей. Один из них бежал на восток, и стражи не смогли его догнать.

 

 

ДНК

Обратимся к генетике. У женщин передается от матери митохондриальная гаплогруппа ДНК (далее мтДНК). У мужчин от отца — Y-хромосомная гаплогруппа (далее Y-ДНК) и от матери — мтДНК. Генетики исследовали останки средневековых киданей и обнаружили, что у них удивительная (стопроцентная) однородность YДНК — J2. Причем эта гаплогруппа более распространена сейчас на Ближнем Востоке, Балканах, в Закавказье и на Северном Кавказе. У якутов тоже поразительная однородность гаплогрупп среди мужчин Y-ДНК N1a1-Tat: 80–94% якутских мужчин предположительно имеют эту гаплогруппу и производные. У генетиков это называется «бутылочное горлышко» или эффект основателя народа. Есть еще якутские Y-ДНК N1b1, N3, R1a (так называемая «арийская» гаплогруппа), С2 (присущая больше тунгусоманьчжурским народам) и другие.

А вот Y-ДНК J2 вовсе не попадается, то есть кидани практически не участвовали в этногенезе саха. У якутов основатель самой массовой Y-ДНК N1a1-Tat жил 1300 лет назад. Гм. Дремучий VIII век — далековато для Эллэя и Элюя, правда? Эллэй прибыл, судя по поколениям в якутских родословных, позже — где-то в XIV веке. Раз уж принес культуру, то, скорее всего, принес и тот язык (со всеми монголизмами), который превратился постепенно в современный якутский. А потомки саха, чей род, согласно историческим преданиям и частично по «ревизским сказкам» (учитывающим родство ясачных людей) русских землепроходцев XVII в., тянется к самому Эллэю, имеют две разные гаплогруппы: N1a1 и R1a1. Где-то что-то пошло не так — кто-то где-то втесался в эллэйскую династию. Копнём чуть Глубже Можно, конечно, только предполагать о более древней истории. Строить гипотезы. Как говорится: а было это вот так. Изначально жили здесь носители нескольких гаплогрупп. В палеолите могли обитать представители Q1 (ныне имеется у 90% американских индейцев).

В наших краях не так много человеческих останков тех времен находят археологи. Однако от Алтая и Прибайкалья до Чукотки Y-ДНК Q1 было распространено. Сейчас выявляется у кетов и селькупов. Тот самый VIII век. Самоеды (Y-хромосомная гаплогруппа N относится к финноугро-самодийским или, иначе, уральским народам) пришли сюда в Восточную Сибирь и вытеснили реликтовых носителей Y-ДНК Q1. Их спутницы с мтДНК D4 выжили — гены сохранились и поныне у различных народов Якутии (в том числе и у якутов). Параллельно жили и другие племена, например, палеоазиатские, сибирские (родственные кетам). От самоедов остались в виде отголосков некоторые нюансы в шаманстве, других верованиях, а также в материальной культуре — так, все якутские железные наконечники стрел имеют параллели в изделиях самодийских народов, также близкие аналоги якутских пальм-батас имеются у селькупов и других самодийцев. Позже пришли в эти края волны тунгусских народов, притом самодийцы и юкагиры (носители N1 и N3) подверглись тунгусификации.

БОМА И ИХ ПРЕДКИ

Были и другие волны переселения народов и племен в эти края. И вот Эллэй, согласно якутским родословным, жил в XIV веке, древнеякутские археологические памятники относятся к XIV веку, тогда же могли приходить в эти края разбитые монголами небольшие тюркоязычные племена. Например, тюркоязычный народ бома с Y-ДНК R1a. Бома были потомками ордосских тюркоязычных телесских племен, называемых в древнекитайских летописях гаогюй («повозки с высокими колесами»). Предками теле (гаогюй) были хунну (тоже выделены Y-ДНК R1a). Далее след Y-ДНК R1a тянется к индоевропейцам — динлинам, псевдотохарам и тохарам Куча (район в Уйгурии), а те родственны, скорее всего, ариям Ригведы. Бома навязали местным свой праякутский язык и культуру. Но сами генетически практически растворились в тунгусо-самодийской массе. У современных якутов гаплогруппа R1a встречается сейчас лишь у 3,6% мужчин, однако якутские генетики считают, что они, возможно, потомки той самой тюркоязычной элиты, принесшей праякутский язык и культуру.

Еще синолог Н. Бичурин (Иакинф) предположил, что «бома, по-видимому, это были предки нынешних якутов». Бома были в шесть раз многочисленнее прибайкальских курыкан, которых чаще всего считают предками якутов. Притом и якуты являются наиболее многочисленным тюркским народом на территории Сибири. Историк Д. Г. Савинов тоже считает, что многие детали в описании бома напоминают этнографию якутов, в том числе балаганы и берестяные ураса. Название «бома» считается неправильной китайской транскрипцией слова «ала» (пестрый) и производных «алат» (пестрые), «алахчин» (кстати, схожей с именем якутской богини Алахчын). Бома разводили пегих коней. Особым почитанием у якутов пользуется лошадь пегой масти — ала чуоҕур ат. Богатыри олонхо часто имеют лошадь пегой масти (ала ат). Кумыс был любим и бомами. На севере, по сведениям китайцев, территория их страны доходила до моря.

Бома часто воевали с енисейскими кыргызами (предки хакасов), внешностью они не отличались от кыргызов, однако имели различные языки — это отражено в якутских преданиях, где их предки часто сражались с воинственным племенем кыргыс.

РЕЛИКТЫ

Митохондриальная гаплогруппа D4, имеющаяся у якутов, и вправду встречается у индейцев Северной и Южной Америки (52% всех индейцев; со времен палеолита и до наших дней), японцев (32% всех японцев), корейцев (30% всех корейцев), попадается и среди останков представителей народа хунну и саков, гуннов, у части современных северных китайцев-хань, монголов, дауров, маньчжур, тунгусских народов Китая, алеутов, эскимосов, у некоторых тюрков. Видимо, представители мтДНК D4 являются какими-то архаичными и даже реликтовыми автохтонными аборигенами, гены которых сохранились у тунгусоманьчжур, японцев, корейцев и коренных американцев. У якутов иногда встречается мтДНК D5a2. D5a была обнаружена и у мужчины-воина из погребения в Покровске (Якутия), жившего 2400–2200 лет назад. А вот мтДНК-гаплогруппа D4 исчезающе редка в якутской популяции. Хотя и представляет собой древних автохтонов Восточной Сибири.

Владимир ПОПОВ

На иллюстрациях: старинные гравюры, изображающие якутов

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: