Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Как ехали на фронт в 1941-1945 призывники из Якутии

Из архивных документов: «…призывники из Якутии добирались до мест назначения в подразделения Забайкальского, Сибирского, Уральского военных округов около месяца».

«…После парохода «Ленин» питание у нас стало неважное, не оказалось посуды для приготовления пищи, перешли на сухой паек».

С какими трудностями сталкивались призывники и их сопровождающие в пути – узнаете из нашей рубрики «История», посвященной Дню Победы над фашистской Германией.

«Как? Зимой и весной – на автомашинах, летом – на пароходах по Лене, дальше – по железной дороге», – скажут многие и будут правы. Да, такими способами добирались из Якутии до воинских частей в годы войны. Но не многие знают и представляют, с какими трудностями сталкивались призывники, будущие красноармейцы в пути на фронт.

Познакомим с уникальными документами, рассказывающими об этом. В сое время их подготовила научный сотрудник Филиала Национального архива РС(Я) Валентина Константиновна Ефимова к 60-летию Победы в 2005 году.

«Только за первую неделю в комиссариат ЯАССР было подано 230 заявлений, в Якутский городской объединенный комиссариат – 430. Заявления писали в основном добровольцы, Потом, уже в ходе отбора, военнообязанными становились граждане, подходящие по возрасту и состоянию здоровья. Некоторые скрывали свой возраст и болезни, лишь бы попасть на фронт. Столь высок был порыв граждан СССР встать на защиту Родины», – рассказывает сотрудник архива.

За годы войны из центральных и южных районов ЯАССР в ряды Красной армии было призвано 62 тысячи 091 человек; в 1941 – 17719, в 1942 – 23747, в 1943 – 13894, 1944 – 5068 человек.

Как свидетельствуют архивные документы, призывники из Якутии добирались до мест назначения в Забакайльский, Сибирский и Уральский военные округа с персадками около месяца.

«…доставлено до места назначения 464 человека. Не доставлено 4 человека»

Из докладной записки начальника эшелона (так обозначали призывников в пути, – прим.) старшего лейтенанта Никитина:

«30 июня 1941 г. нами был принят эшелон военнообязанных в составе 468 человек. 21 августа эшелон доставлен к месту назначения и сдан в количестве 464 военнообязанных. Не доставлено 4 человека: 2 по болезни, 1 отозван в распоряжение Якутского военкомата, 1 в г.Иркутске не явился с городского отпуска.

Движение в пути следования нормальное, за исключением остановки на 3 суток в Заярске в ожидании парохода. В Усть-Куте не стояли. Из Иркутска выбыли в день прибытия.

На всем протяжении пути жизнь эшелона была подчинена строгому расписанию. Распорядок дня: подъем, завтрак, занятия, дисциплинарный устав, частично – строевой, обед, мертвый час, часы массовой работы, ужин, отбой. Несение внутренней службы. Строевые занятия проводились на палубе баржи «Коммуна» и парохода и во время погрузки дров в поле».

«Свой запас хлеба пришлось сдать»

Из докладной записки комиссара 3-го якутского эшелона политрука запаса Наумова:

«На пароход (в Якутске, – прим.) сели 1 августа поздно вечером.

В Витиме свой запас хлеба 2800 кг. пришлось сдать, т.к. он начал плесневеть, а получили только 2 тонны, т.к. больше у них не было.

«После парохода «Ленин», питание у нас стало неважное. На пароходе «Ангара» не оказалось посуды для приготовления пищи. Перешли на сухой пае, но он оказался недостаточным».

«Наш повар за 5 дней пути сумел сварить два раза кашу и один раз суп. В Иркутске нас продержали весь день, не дали ни хлеба, ни денег. Днем 18 августа 1941 г. прибыли в часть».

Из этих записей получается, что в пути призывники из Якутии до воинской части ЗабВО в Иркутской области добирались 18 дней, две с половиной недели. А как добирались зимой?

До Тынды ехали 7-9 дней

«Призыв 1942 года, проводился пять раз, с января по сентябрь. Зимой на а/м из Якутского и Чурапчинского объединенного комиссариатов было отправлено 1,5 тысячи призывников. Последующие четыре отправки проводились пароходами» (из кн. «Память», 1992 г.).

Со сборных пунктов призывников вывозили на а/м «ЗИС» и «ГАЗ»-«полуторках». Грузовики, оснащенные тентами и бортовыми сиденьями или, скорее всего, приспособленные для перевозки людей, привлекались из автохозяйств предприятий и организаций Якутска и центральных районов. Машины с призывниками следовали до станции Тында. До Тынды добирались в лучшем случае семь-девять дней.

Не везде призывники, в большинстве своем, молодые люди от 18 лет и старше, получали в пути горячее питание. Напомним, это происходило зимой или ранней весной, в морозы.

«В пути машины часто ломались, выходили из строя. Тогда приходилось рассаживать людей по другим машинам или часами ждать ремонта, подвоза запчастей», – пишут архивисты.

В пути следования от Якутска до Алдана были оборудованы пункты обогрева, заправочные пункты, стоянки для ремонта техники, избушки и бараки для ночлега в Тит-Ары, Чуран (на правом берегу Лены в р-не Ленских столбов), Амга (верхняя) и Алдан.

«Случаев обморожения среди бойцов не было…»

О причинах задержки эшелонов с призывниками можно узнать из рапорта начальника дорожного управления при Совнаркоме ЯАССР Самарина:

«Отставание от графика произошло по причине: а) машина ГАЗ-АА Госкомтранса все время задерживала колонну из-за тех.неисправности; б) «ЗИС-5» Дальстроя несколько раз останавливалась из-за перегрева мотора, в дальнейшем на 4-м зимовье она вышла из строя. В пути пришлось взять дополнительно 2 а/м, колонна дальше шла без остановок».

«В Покровске вышла из строя машина тубсанатория. Бойцов пересадили на др. машины.
Машина Затона ГУСМП (Главного Управления Севморпути) ремонтировалась в Покровске 5 часов.
«Выбыла из строя машина кинопроката», «На участке Тит-Ары выбыла машина зерносовхоза», «на уч. Синск-Чуран выбыла машина кинофикации».

«В Чуране и Тит-Ары эшелон был подкреплен дополнительными машинами».

И в конце доклада: «Во время прохождения эшелонов Якутск-Алдан случаев обморожения среди бойцов не было». (Из Фондов Национального архива).

Продолжение следует

При подготовке использованы материалы НА РС(Я), ж. «Якутский архив», из открытых источников.

На фото – очередь у военкомата, Якутск, 1941 г. Из фондов Якутского краеведческого музея им. Ярославского.

Аркадий ЛЕБЕДЕВ, Sakhaday.ru

Оставить комментарий

Войти с помощью: