Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Сталин и древнее русское христианство.

 

15.01.2021 г.

 

Мало кто знает, но Иосиф Сталин из всей русской истории выделял особенным образом один период – царствования Ивана Третьего и реформу субботствующих – как самое верное, достойное подражания время. А историю зарождения русской инквизиции и кровавого подавления 1505-го года он рассматривал как величайшую трагедию Руси. Я еще надеюсь вернуться к этому вопросу в дальнейших публикациях и рассказать, как Сталин организовал целые научные коллективы для исследовательской работы над темой древней русской истории, и в особенности древней истории русских субботствующих, которых он считал самыми достойными и передовыми людьми Руси.

Интерес Сталина к этим людям, его восхищение перед ними были искренними, и он организовал целую программу по популяризации их взглядов. В программе были задействованы ведущие режиссеры, писатели, художники, культурные деятели СССР. Но неожиданная смерть Сталина и последовавший за нею резкий поворот курса государства преостановили эту программу. И когда я в 1980-х вновь начал поднимать эту тему, работая с архивными материалами, я с удивление обнаружил, сколько много сделали советские историки сталинского периода для восстановления доброй памяти героев Руси того времени.

Хочу сказать, что мои исследования сразу же встали на широкие плечи целых исследовательских коллективов, с которыми, к сожалению, до сих пор не знакомы россияне. Но я буду продолжать делиться как материалами советских ученых, так и своими собственными находками, которыми я занимаюсь более 30 лет. Не взыщите, что к каждой статье я не даю подробную библиографию – она заняла бы слишком много места и отвлекла слишком много внимания. Я надеюсь позднее привести хотя бы сотню основных источников (в том числе первоисточников) по теме, чтобы последующим поколениям русских историков было чем заняться. А эта статья, надеюсь, не только прольет свет на забытые события русской истории, но и покажет – почему Сталину было так важно реабилитировать русских субботников.Но вернемся к Ивану Третьему и древней форме русского христианства.

Иван Третий и его русская партия (субботники) пытались уберечь церковь от обмирщания вернуть ее на ее настоящее место – на место духовного лидера. Это, в частности, ярко отобразилось в переписке святого Вассиана Патрикеева, представлявшего “нестяжателей” с Иосифом Волоцким – главным представителем “стяжателей” и первым на Руси идеологом госпереворотов и инквизиции. Церковь, в лице Волоцкого, а также в лице могущественного Новгородского митрополита Генадия Гонозова и других зажравшихся князей церкви, ищущих денег, земель и неограниченной власти, поддержала Софью. Софья представляла на Руси интересы папства, а папская власть была именно тем, к чему открыто стремились Гонозов и Волоцкий. Они считали, что власть церкви должна быть над властью государя, потому что церковные иерархи властны не только над телами, но и над душами холопов.

Это уже пятая моя публикация о страшной революции 1505-го года, о мученической смерти первого коронованного государя Руси Дмитрия ИоанновичаМы видели, как делая “зачистку” в русской церкви, ставленники Ватикана и греки, с подачи царевны Софьи, ложно обвинили многих иерархов русской церкви, а также самого государя и его семью в “жидовстве”, и самым жестоким образом расправились с ними – сожгли.

Софья обещала Гонозову, Волоцкому и другим могущественным князьям церкви, что если она придет к власти, и если ей удастся посадить на трон своего сына Василия, который хотел сделаться отцеубийцей, то церковь останется при своих землях, своей власти, своих судах, тюрьмах и палачах, расширит институт опрессии и пойдет дальше в сторону папацезаризма. Софья обещала, что если церковные иерархи “вытащат” Василия из тюрьмы, где он ожидал смертного приговора за поднятое вооруженное восстание, мятежи, гибель множества людей и попытку убить отца, то Василий будет во всем потакать им, слушаться. Если же, грозила она, к власти придет коронованный первый государь Дмитрий, то он продолжит политику деда и отца, и церковь потеряет свое царственное положение и будет ограничена духовно-просветительской работой, а не бизнесом и политикой.

Она сделала церковным олигархам предложение, от которого они не могли отказаться. Но как же можно было вытащить с плахи отцеубийцу и уморить законного государя? Задача была не из легких. Был только один способ “исправить” ситуацию: запустить машину церковной инквизиции и сжечь всех, кто стоит на пути у церковной власти.

На помощь пришли греки и латыняне, приехавшие на Русь с Софьей. Они откопали старый канон Византийской церкви, в котором говорилось, что смертью карать можно было тех, кто “впал в жидовство”. Византийская формулировка при этом уточняла, что “впадали в жидовство” те, кто проклял Иисуса Христа как лжемессию и вернулся в иудаизм. Таких на Руси не было, поэтому эту часть церковного канона переводить на русский не стали. Оставалось только указать на “жидовствующих” и хоть как-то доказать их “жидовство”.

И здесь самозванным инквизиторам-любителям “повезло” – практически все сторонники Русской партии, все родственники государя и его друзья придерживались славянской христианской традиции, привнесенной на Русь еще апостолом Андреем. Одной из отличительных характеристик этой традиции, как мы уже говорили, было соблюдение наряду с воскресным – и субботнего дня.

Суббота была днем отдыха и покоя, в то время как воскресение было днем воспоминания воскресения Господа Иисуса Христа. Такая практика сохранялась на протяжении многих веков. Была она и в Византие до середины 12-го века, что и послужило одной из причин расхождений между Римом (настаивавшем на соблюдении ТОЛЬКО воскресного дня) и Царьградом, где отличались особо оба дня.

Но если в Византие благодаря влиянию Рима ситуация за три века изменилась, и акцент был поставлен на почитании только воскресения, то в русской традиции, прежде защищенной от римских веяний, суббота оставалась днем покоя.

Примечательно, что в трудах советских исследователей этого периода, подобранных лично самим Сталиным (таких как Клибанов, Казакова, Лурье и др.) очень четко указывается на эту русскую традицию хранения субботы. Авторы советской поры подчеркивают (и не зря) социальное и экономическое значение субботы в русском обществе того времени. Ученые делают верные выводы, что суббота на Руси являлась не только религиозной догмой, но прежде всего – социальной защитой людей. Суббота была днем гарантированного отдыха для всех. В субботу нельзя было продавать, нельзя было заставлять людей работать. В субботу всех работников должны были кормить и утить за счет работодателя. В субботу не было богатых и бедных, господ и рабов – это был день равенства.

Ученые советской поры даже видят в традиционном русском субботстве – первые “зародыши” революции. Но тут они уже перегибают палку. Русская христианская и общественная традиция не была склонна к переворотам, но именно к единовластию – монархии. Именно эти люди были первыми и самыми посвященными монархистами на Руси – за что их и любил Сталин, стремившийся к единовластию. Истоки революции и бунта – не в субботнем отдыхе для труждающихся. Истоки – в том мятеже, которую устроила вредоносная секта, прибывшая на Русь с Софьей из Ватикана. Эта чрезвычайно узкая, злобная и нетерпимая проватиканская секта, завуалированная на византийский манер, начала свое кровавое шествие по Руси с государственного переворота 1505-го года, в котором она задействовала все свои рычаги.

В том же духе, и схожим образом столетиями позжнее был организован и кровавый переворот 1917-го года, когда церковные иерархи, ослепленные огромной властью и желанием еще большей власти, толкнули страну сначала на путь страшной войны, а потом и революции – в надежде, что убрав царя они возьмут в руки всю власть – как было обещано им еще Софьей, не сдержавшей своего слова. И вновь на государя и государыню с “легкой” церковной руки посыпалась всякая наглая ложь, целью которой было расшатать трон. Большевики его и не расшатывали. Они уселись на него, когда он был уже пуст – показав церковникам при этом маузер, который и решил спор о том – кто тут главный.

Выводы

Так почему Сталину так нравились русские верующие? И почему он выбрал именно эту группу, и именно этот период, как образчик для своей программы преобразований? Дело в том, что Сталин планировал вернуть христианство, открыть церкви (он и делал это), но боялся (справедливо!), что ситуация 1505-го года может повториться. Он был прекрасно осведомлен об амбициях людей, даже облаченных в мантии, и из истории России видел, что церковь всегда стремилась не столько к духовному лидерству, сколько к власти.

Он боялся того, что произошло спустя несколько десятилетий в Польше и перегинулось на СССР – основанного и спонсированного католической церковью революционного движения Солидарность, которое и разрушило СССР. Вернуть людям христианство, но при этом – обезопасить государство от церковных институтов, рвущихся к власти – вот что составляло духовно-политическую программу Сталина на последних годах его жизни. Мы вернемся вновь к теме древнерусского христианства и к той модели соотношения церкви и государства, которую заприметил и продвигал Сталин.

 

Источник: канал «Открытая семинария», сайт «Яндекс. Дзэн».

Оставить комментарий

Войти с помощью: