Skip to content

АНОНС

Открылся   YouTube канал Тубсааны 

Новая научная парадигма: возможные модели будущего России и глобального мира.

 

Бондаренко Валентина Михайловна, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук Институт экономики РАН г. Москва, Россия bondarenko@ikf2011.ru.

 

6 января 2021 г.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00809.

 

Аннотация. Основой данной статьи стал вступительный доклад, сделанный автором на XI Международной Кондратьевской конференции «Возможные сценарии будущего России и мира: междисциплинарный дискурс». В настоящее время в России и мире ощущается большая потребность в понимание будущего. Но на эту тему фундаментальных исследований не проводится, и эту нишу заняли мистики, маги, провидцы, астрологи и др. Поэтому в докладе с помощью авторской разработки – новой научной парадигмы показана возможность дать научное обоснование новой парадигмы развития человеческой системы и пути ее достижения через понимание трансформации сегодняшней модели в возможные модели будущего.

***

Сегодня на многих экспертных площадках говорят об отсутствии понимания будущего, хотя бы контуров его образа. Это одной стороны. А, с другой, ни ранее, ни сегодня в академической науке на эту тему не ведется фундаментальных исследований, несмотря на то, что многие стали понимать, что, например, не патриотизм, а образ будущего должен стать сердцевиной государственной идеологии.

Пустое пространство заполнили мистики, маги, астрологи, провидцы. Например, к ним относятся такие широко известные в мире личности как Эдгар Кейси, Нострадамус, Ванга, Мессинг и множество новоявленных предсказателей, но претендующих на знание будущего в ближайшей и отдаленной перспективе. Редко встречаются эмпирические исследования, касающиеся проблемы будущего с возможными сценариями (оптимистический и пессимистический), как правило, негативными, и которые относили к разряду самых реальных. К таким работам можно отнести исследования различных футурологов. Однако футурология как наука не стала ни особой наукой, ни специфической философией, а превратилась в общее движение научной мысли, обращенной к анализу социальной динамики и ее результатов. И это несмотря на то, что начиная с 50-х годов прошлого века к футурологии обращались по отдельности и естественно-научные отрасли знания (энергетика, биология, экология, информатика, коммуникации и т. д.), и философские, и социальные. К тому же футурология как наука так и не вошла в разряд фундаментальных наук. Как писал Станислав Лем в своей книге «Фантастика и футурология»: «У футурологии нет ни собственных парадигм, ни теории, однако она пытается предугадать будущее, и предсказание будущего ее единственное занятие!»[1]. А ведь уже в то время, как получила футурология более и менее свою востребованность, Арнольд Тойнби отмечал: «Интересно то, что последние десятилетия стало ощущаться нарастание кризиса или некоторой нехватки разработки той или иной проблемы… в рамках одной дисциплины. При исследовании проблем стали чаще обращаться к другим наукам, пытаясь найти ответы на стыке знаний» [2]. Но вот уже 2020 год, а фундаментальных исследований в понимании будущего на междисциплинарной основе нет. Молчит на эту тему и академическая наука. Поэтому задача автора этого доклада и этой статьи, донести до научного сообщества новые фундаментальные знания в понимание новой парадигмы развития и новой научной парадигмы, и в конечном итоге в понимание будущего.

Многолетние исследования показали, что для понимания будущего, то есть новой парадигмы развития человеческой системы требуется новая научная парадигма. Надо сразу заметить, что в отличие от России, зарубежные ученые в научных мировых изданиях на эту тему уже давно ведут дискуссию, особенно в последние годы [3,4,5]. Если обобщить, то в них фундаментально обосновывается необходимость разработки новой парадигмы развития человеческой системы:

экономический рост истощает мировую базу природных ресурсов с пугающей скоростью, угрожая долгосрочными катастрофическими изменениями в климате;

конкуренция за скудные ресурсы обостряет конкуренцию между странами;

глобализация разрушает барьеры, изолирующие национальные экономики, делая государства все более уязвимыми для дестабилизирующего воздействия за пределами национальных границ;

распространение ядерного и другого оружия создает новые угрозы национальной и региональной безопасности;

человечеством движут взаимоисключающие, противоречивые цели, ведущие к явно неразрешимым проблемам;

существует еще множество причин, по которым настоящая парадигма развития не дает оптимальных решений.

Но при этом зарубежные ученые также четко пишут о том, чтобы разработать новую парадигму развития и видение будущего, нужны новые знания, нужна новая научная парадигма и обосновывают необходимость ее разработки [6-11]:

многочисленные проблемы имеют общие черты: все они выходят за рамки узких дисциплинарных границ. Они взаимосвязаны и взаимозависимы и не поддаются решению путем частичного отраслевого подхода;

нынешняя научная парадигма основана на устаревших экономических теориях и предположениях, таких, например, как непогрешимость свободного предпринимательства;

подходы к решению этих проблем зависят от противоречивых требований, приоритетов и интересов. Рассматриваемые как в целом, так и в отношении друг к другу, они предстают перед человечеством как связь взаимосвязанных проблем беспрецедентной сложности;

существующая сегодня парадигма глобального развития основана на ряде ложных предположений, предпосылок и принципов. Они могли быть полезны в прошлом, но теперь представляют серьезные препятствия для глобального социального, экономического и политического прогресса.

Новая научная парадигма автором разрабатывалась с начала 80-х годов прошлого столетия. Ее разработка не была самоцелью. Столкнувших с противоречиями в экономическом развитии, была поставлена задача: разобраться в причинах возникновения всех негативных и кризисных явлений в развитии советской системы, потом России с начала 90-х годов и потом в целом в развитии всей глобальной человеческой системы. Для этого осуществлялся поиск новых методологических оснований, новых знаний, адекватных поставленной задачи, взамен неработающих прежних. Постепенно пришло осознание, что нами создана новая научная парадигма и что, самое главное, она хорошо работает, и проверка ее работоспособности до сегодняшнего дня показала ее высокую эффективность. Поэтому стало ясно, во-первых, что то, над чем так долго скрупулезно работали и есть новая научная парадигма, во-вторых, надо, чтобы это парадигма стала достоянием всего научного сообщества.

Ввиду ограниченного объема статьи, покажем кратко результаты этих исследований. Новая научная парадигма – это разработанный новый методологический инструментарий плюс результаты, полученные с его помощью. Правда я об этом инструментарии уже много раз писала и выступала с докладами на российских и международных мероприятиях. Но здесь уместно об этом вспомнить еще раз.

Новый инструментарий базируется на четырех постулатах.

ПЕРВЫЙ ПОСТУЛАТ: Цель развития человеческого сообщества — удовлетворить высшую потребность каждого конкретного человека стать совершенным в физическом, интеллектуальном, духовном плане и достигнуть высокого уровня сознания.

Поиск и разработка объективного целеполагания позволяет определить то состояние развития человеческой системы, когда можно говорить, что человек стал счастливым. Еще Римский философ Боэций (17 век) писал, что «Счастье — это состояние совершенства, достигнутое сочетанием всех благ» [12]. А Лейбниц считал, что единственная правильная цель любой политики – это счастье человека. Любая другая цель – это либо подцель этой цели, либо ложная цель. В 2011 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция №65/309 «Счастье: целостный подход к развитию», в которой отмечено, что «будучи одной из общечеловеческих целей и надежд, счастье олицетворяет всю совокупность целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия… неустойчивые модели производства и потребления могут препятствовать устойчивому развитию» [13].

ВТОРОЙ ПОСТУЛАТ: развитие глобального общества необходимо рассматривать с позиции целостности, системности, комплексности и на базе объединения всех наук и духовных знаний в единое междисциплинарное знание и только в понимании и по отношению к выявленной объективно заданной цели.

Второй постулат позволяет получить фантастический синергетический эффект. Синергия этих подходов дает возможность устранить хаос, беспрецедентную бедность, сложность и нарастающую неопределенность в понимании всех старых и новых проблем развития и выявить причины их возникновения и способы их устранения. Новая научная парадигма становится теоретической основой, теоретической базой для всех наук и духовных знаний, в том числе, для футурологии.

ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ПОСТУЛАТЫ: все анализируется через единый показатель – «время» и через единый критерий эффективности развития человеческой системы – «время между» выявленной целью и той реальностью, где мир и каждый отдельный человек находятся.

Третий и четвертый постулаты говорят о том что: все процессы, происходящие в обществе, разрозненные научные дисциплины и духовные знания необходимо рассматривать междисциплинарно и по отношению к цели развития через единый показатель «время» и через единый критерий эффективности – «время между» целью и той реальностью, где находится общество. Чем меньше «время между», тем ближе человечество и каждый индивидуум приближаются к реализации цели. Это ключ к пониманию той парадигмы развития, которая неизбежно должна прийти на смену существующей.

Иными словами мы получили ключ к пониманию будущего. Получается, что будущее – это нулевое время между возникновением потребности и ее удовлетворением каждому человеку стать совершенным, т.е. счастливым. В нулевое «время между» у человека все происходит на уровне мысли. Все обладают развитым сознанием. Это сгустки энергии, лучи, не замкнутые в физическом теле. Это то, что предвидел Константин Эдуардович Циолковский в своей теории «ЛУЧИСТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».

НОВЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА ПОЗВОЛИЛИ (основные достижения):

сформировать новую парадигму прогнозирования будущего из будущего;

понять закономерности развития человеческой системы и увидеть, что существуют только две парадигмы развития;

парадигма опосредованной взаимосвязи производства и потребления. Этой парадигме свойственны кризисы;

в другой парадигме могут быть созданы все условия для развития без кризисов. Это парадигма непосредственной взаимосвязи производства и потребления;

разобраться в том, что в условиях технологической революции и стремительного внедрения в жизнь различных цифровых устройств и др. технологий XXI века цель будет достигнута только в том случае, если Цифровая экономика будет рассматриваться как экономика согласованных интересов в реальном времени между государством, бизнесом, обществом и интересами каждого конкретного человека;

понять, что реализация механизма согласования интересов между государством, бизнесом, обществом с интересами каждого конкретного человека при максимальном их разнообразии должна осуществляться;

на каждом местном уровне за счет перехода на новую модель жизнеустройства;

в реальном времени за счет осуществления с помощью цифровых технологий персонализированного производства по его требованию, не производя ничего лишнего;

убедиться в том, что механизма согласования интересов является механизмом практической реализации новой парадигмы, где целью развития является сам человек во всем многообразии потребностей и эффективной экономии всех видов ресурсов, что явится условием решения экологических, климатических и др. проблем.

Актуальность и своевременность использования новой научной парадигмы заключается в том, что она позволяет выявить и предотвратить причины возникновения кризисов, климатических изменений и экологических катастроф. Он также позволяет предупредить возникновение реальных войн с применением, например, атомного и другого современного оружия, или скрытых войн с применением климатического, биологического, информационного и иного оружия, поражающего подчас не только отдельные государства, а в целом весь глобальный мир. Сегодня мы, вероятно, являемся свидетелями такой формы войны, как пандемия вируса COVID-19.

Рис. 1. Условная схема закономерностей развития человеческой системы впервые была опубликована в 2011 году (Бондаренко В.М. Контуры экономики будущего и настоящего: две парадигмы развития // Вестник Института экономики РАН, 2011, N 2)

Понимание закономерностей развития человеческой системы (Рис. 1) позволили определить, что:

Новые технологии XXI века в сегодняшней опосредованной парадигме развития предопределяют возникновение многочисленных угроз и рисков.

В другой непосредственной парадигме развития станут необходимым условием ее становления.

Но сегодня развитие может пойти в одной из двух парадигм развития через формирование одной из трех потенциальных моделей глобального общества, также определенных нами с помощью новой научной парадигмы. Каждая из моделей в зависимости от выбранных целей развития имеет наличие собственной системы отношений между государством, обществом, бизнесом и конкретными индивидами.

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ:

цели разные и разнонаправленные;

развитие происходит методом проб и ошибок;

различные цели будут источником непредсказуемой напряженности и конфликтов;

будущее неопределенно и переход к новой социально-экономической модели с единой объективно заданной целью может наступить или не наступить.

В первой модели общество, небольшая группа людей и конкретные люди сознательно или бессознательно выбирает разные цели развития. Развитие происходит методом проб и ошибок. Отсюда будущее неопределенно. Различные цели, неизбежно, будут источником непредсказуемой напряженности и конфликтов. Движение к разным целям никогда не позволит достичь точки, где оно запускает переход к новой социально-экономической модели, механизм достижения единой объективно заданной цели развития.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ:

цель ставится группой людей, соответствует ее ценностям и интересам;

ядро этой модели составляют ИИ, биотехнологии и другие технологии для управления и манипулирования человеческим сознанием;

модель имеет конечную цель – контроль над каждым конкретным человеком и над миром для того, чтобы максимизировать прибыль;

растут риски для государства, общества и личности;

переход к новой парадигме с единой объективно заданной целью развития никогда не наступит.

Во второй модели развитие остается в рамках нынешней опосредованной парадигмы. В этой модели преследуется цель, поставленная небольшой группой людей, и соответствует ее интересам. Такая модель включает в себя тенденцию к технологической сингулярности, ядро которой составляют ИИ, биотехнологии и другие технологии для управления и манипулирования человеческим сознанием. Эта модель имеет конечной целью контроль над каждым конкретным человеком и над миром для того, чтобы максимизировать прибыль. Это повлечет за собой растущие риски для государства, общества и личности, а также предотвратит переход к новой социально-экономической парадигме развития и единая объективно заданная цель никогда не будет достигнута. Апокалипсис неизбежен.

ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ:

единая цель развития принята всеми;

с помощью высоких технологий XXI века обеспечивается механизмом согласования интересов государства, общества, бизнеса с интересами каждого конкретного человека;

механизм согласования интересов – единственно возможный действующий инструмент практической реализации достижения цели.

Рис. 2. Условная схема механизма согласования интересов в новой модели жизнеустройства впервые была опубликована в 2011 году (Бондаренко В.М. Контуры экономики будущего и настоящего: две парадигмы развития // Вестник Института экономики РАН, 2011, N 2)

Третья модель сформируется в опосредованной парадигме развития с непосредственной взаимосвязью производства и потребления и в условиях принятия всеми единой цели развития. Поэтому в ней, начиная с каждого местного уровня и до глобального общества в целом с помощью высоких технологий Индустрии 4.0, станет возможным обеспечить согласование интересов государства, общества, бизнеса с интересами каждого индивида в отдельности. Этот же механизм согласования интересов станет единственно возможным действующим механизмом практической реализации этой модели.

На фундаменте новой модели жизнеустройства (Рис. 2) и ее реализации в рамках новой парадигмы развития (непосредственной взаимосвязи между производством и потреблением) станет возможным для России достигнуть к 2030 году национальных целей, при условии их принятия как подцелей высшей цели. Аналогично и в целом во всем глобальном мире станет возможным достигнуть всех целей устойчивого развития.

Рис. 3. Планировки поселений Groene Architectuur, Futuristische Architectuur, Ongewone Huizen Фото взято из Интернета https://www.pinterest.ru/pin/500040364861905242/. Дата обращения 20.11.2020.

О такой модели жизнеустройства человечества мечтало с давних пор. (Рис. 3)

Таким образом, мы видим, что любая из проблем развития России или любой страны глобального общества это не экономическая, и не техническая, не медицинская проблема или проблема построения цифровой экономики и борьбы с любой пандемией. Это проблема системная, обществоведческая и мировоззренческая, это проблема той парадигмы развития и той модели жизнеустройства, которая господствует на планете. Сегодня все эти проблемы подталкивают мировое сообщество ко второй модели развития. К модели, как обосновано нашими исследованиями, которую неизбежно ждет апокалипсис.

Но сегодня коронавирус стал тем инструментом, который с невероятной скоростью разрушает существующую парадигму развития и прокладывает путь к третьей модели за счет следующих тенденций. Приведу только некоторые из них:

жертвой считают наследие Милтона Фридмана, основоположника современной экономической науки, и его первую догму о главенстве интересов акционеров в целях максимизации прибыли;

обозначился поворот к росту осознания в необходимости смены существующей парадигмы развития и изменения целей и принципов экономического развития;

главы более 180 американских компаний призвали не считать прибыль главной целью и работать не только на инвесторов, но и на все общество в целом и на местные сообщества, где они работают;

прежние производственные цепочки, растянутые по всему миру и открытые границы для движения людей, товаров, капитала и информации в своей жесткой взаимозависимости и взаимосвязанности продемонстрировали хрупкость и уязвимость глобального мира и всех стран в отдельности;

набирает обороты стремление локализовать производство в рамках национальных границ на местном уровне, усилить протекционизм и ускорить импортозамещение;

глобальное распределение узкоспециализированного труда между странами, считавшееся его основным преимуществом и ведущему к бесконечному экономическому росту, в условиях пандемии стало препятствием на пути удовлетворения своих граждан даже товарами первой необходимости;

в целях обеспечения безопасности и страх новой эпидемии заставил страны ускоренно переходить на универсализацию труда за счет производства на базе широкого использования инноваций и новых технологий, перенастраиваемых в реальном времени. Аддитивные технологии, постепенно проникают во все области (медицину, космос, быт и т.д.);

технологические, производственные и стоимостные цепочки синхронизируются на местном уровне за счет персонализированного производства, торговли на основе повсеместной онлайн-коммуникации с потребителем, Интернета, новых сервисов и домашних 3-D принтеров;

глобальным остается только движение информации, но инновации, ускоренно разрабатываемые в настоящее время, обеспечивают совместное присутствие людей и ощущение друг друга, даже если они будут находиться на разных континентах;

для многих профессий возможность удобной удаленной работы в онлайн-формате, выявила стремление людей жить в безопасном и экологичном пространстве, по сравнению с жизнью в многоквартирном доме да еще крупного города.

И так далее, и т.м. подобное

В заключении следует сказать, что перечисленные и другие тенденции еще очень зыбко, но очень четко вырисовывают возможность реализации третей модель жизни или будущего.

То есть, Коронавирусная инфекция ускорила появление все большего числа тенденций, развитие технологий и их внедрение, чтобы перейти к этой третьей модели, обеспечить безопасность и процветание одновременно всего глобального мира, каждой страны в отдельности, ее местного уровня и каждого конкретного человека. Очень важно не упустить этот шанс в постпандемический период, который нам, возможно, впервые дает история развития человеческой системы для решения проблем России и глобального мира!

 

Бондаренко Валентина Михайловна

Список литературы:

  1. Лем С. Фантастика и футурология/ С. Лем. – том 1. – М:Аст, 2008. – С. 201
  2. Arnold J. Toynbee, A Study of History (Oxford University 1934–1961), 12 volumes, in volume V The Disintegration of Civilizations (Part One) (Oxford University 1939), at 58– 194 (internal proletariats), and at 194–337 (external proletariats).
  3. Laszlo E. Evolution: The new paradigm // World Futures, 1987. P.151.
  4. Ivo Šlaus, Garry Jacobs In Search of a New Paradigm for Global Development //

CADMUS Volume 1 – Issue 6, May 2013, P. 1-7.

  1. Weizsäcker, E.V., Wijkman, A. (2017), “Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet ”. A Report to the Club of Rome. Electronic resource: https://batrachos.com/sites/default/files/pictures/Books/Weizsacker_Wijkman_2018_Come %20on.pdf. [Accessed on 06/01/2020].
  2. Jacobs G. New Paradigm The Necessity and the Opportunity // CADMUS Volume 2 – Issue 2, May 2014, p. 7-23.
  3. Rebirth of capitalism: how a pandemic destroys the existing system, changing it for the better https://yandex.ru/turbo/s/forbes.ru/biznes/401769-pererozhdenie-kapitalizma-kak- pandemiya-razrushaet-sushchestvuyushchuyu-sistemu
  4. Jacobs G. A New Paradigm of Life and Consciousness // World Futures, 2017. P. 365-375
  5. Phillips, Fred. (2018). From my perspective: The globalization paradox. // Technological

Forecasting and Social Change. 143.319-320.

https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.06.016

  1. Bondarenko V. Transition to crisis-free development: a myth or reality? // World Futures. 2014. Volume 70. №2. P. 93-119.
  2. H. Bridle, A. Vrieling, M. Cardillo, Y. Araya and L. Hinojosa, “Preparing for an interdisciplinary future: A perspective from early-career researchers” // Futures, no. 53, pp. 22-32, 2013.
  3. Боэций. Утешение Философией и другие трактаты. М.: Наука, 1990. 414 c.
  4. Счастье: целостный подход к развитию. Резолюция, принятая Генеральной

Ассамблеей ООН 19 июля 2011 года. Электронный ресурс:

https://undocs.org/en/A/RES/65/309. Дата обращения 30.10.2020.

 

Источник: канал «Общественный центр информации», сайт «Яндекс. Дзэн».

Оставить комментарий

Войти с помощью: