Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Коммерциализация научных разработок. Как сократить разрыв между наукой, образованием и бизнесом?

Михаил Хачатурян, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им Г.В. Плеханова
15.08.2018 г.
Вопрос актуальности. Проблема коммерциализации научных разработок весьма актуальна не только для России, но и для всех стран с рыночной экономикой. Развитие научного потенциала в современных условиях является одним из приоритетов экономической политики государства. Однако очевидно, что это развитие невозможно без выстраивания четкого взаимодействия между научными центрами, вузами и бизнесом. В СССР данная проблема решалась директивным образом: ставилась задача разработать конкретное решение, которое потом на основе тех же директивных методов передавалось в производство.
Как должно быть и как есть на самом деле. В условиях рыночной экономики основным заказчиком научных и образовательных технологий должен стать бизнес. Он определяет посредством рынка труда, какие специалисты ему нужны. В условиях происходящей смены технологических укладов именно бизнес должен быть заинтересован в скорейшем оснащении собственного производства или системы управления прорывными технологическими или управленческими решениями.
Однако на сегодняшний день в России главным образом именно государство заказывает и реализует основные инновационные разработки. При этом большинство таких разработок касаются военно-промышленного комплекса (ВПК) и сферы безопасности. Бизнес-структуры, не связанные с ВПК и сферой безопасности, не стремятся проявлять активность при взаимодействии с вузами в вопросах научных исследований и их последующей промышленной адаптации.
Что мешает бизнесу? Главным препятствием является высокая капиталоемкость новых разработок и в целом высокий уровень риска невозврата инвестиций. Разумеется, гораздо проще и относительно дешевле купить готовое решение за рубежом. Важно отметить, что такая практика была очень распространена в первые полтора десятилетия XXI века, однако введенные против России в 2014 году санкции значительно сузили эти возможности и заставили бизнес обратить внимание на отечественные научные разработки и проявить к ним интерес. В свою очередь процесс смены ориентиров и поиска партнеров требует времени, которое для бизнеса очень дорого. Но для того, чтобы получить независимость от иностранного влияния, которое, как показала практика, весьма изменчиво в угоду политическим интересам, реализовать этот процесс необходимо.
Трудности перевода. Важно подчеркнуть, что коммерциализация является двусторонним процессом, который предполагает, что один участник (бизнес) стремится приобрести, а второй участник (научные и образовательные центры) — продать производственные и управленческие решения и наработки. Вот как раз второму навыку — умению продавать свои наработки — отечественная научная сфера должна учиться. Умение четко объяснить, в чем для бизнеса заключается выгода от использования предлагаемого решения, какие в этом решения заключены возможности, сегодня является залогом успешности коммерциализации научных разработок.
В связи с этим важнейшим условием является умение говорить с бизнесом на одном языке, что на самом деле очень сложно. Часто мы сталкиваемся с тем, что не можем договориться с представителями других научных сфер, так как используем разные термины и понятия. Очевидно, что ключевой задачей для активизации процесса коммерциализации научных разработок должна стать выработка единого, понятного и науке и бизнесу свода терминов и правил. На это требуется время, которого у России нет, ведь если мы упустим возможность войти в число стран-лидеров по научному потенциалу и доле наукоемких производств в ВВП страны, мы отстанем от западных, да и большинства восточных стран навсегда.
Главный инвестор и потребитель. При этом объемы финансирования научных исследований со стороны государства постоянно возрастают, так, например, в 2018 году объемы финансирования фундаментальной науки возрастут на 50 млрд рублей. Другим важным аспектом является то, что развитие наукоемких отраслей и цифровой экономики является одним из приоритетов, обозначенных в новом майском Указе Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2018 года. По примерным оценкам объем финансирования заложенных в данном документе решений потребует дополнительных средств в размере 8 трлн рублей. Очевидно, для решения таких задач необходимо наличие значительных объемов так называемых длинных денег, а именно средств пенсионных фондов и страховых компаний. Однако в России на сегодняшний день не создан механизм их перелива, а также механизм контроля правильности расходования данных средств. С другой стороны, бизнес оперирует понятиями быстрой отдачи на вложенный капитал, например, вложил миллиард — получил два в течение года. Наука, фундаментальная или прикладная, такой отдачи гарантировать не может. Вот и получается, что основным инвестором, а значит, и потребителем научных исследований остается государство. Следовательно, приоритет имеют фундаментальные научные исследования, так как их результаты могут быть использованы в ВПК.
Источник: РЭУ им Г.В. Плеханова.

Оставить комментарий

Войти с помощью: