
Американские законодатели могут обвалить российский рубль
Investing.com − Российская валюта продолжает представлять значительные возможности для трейдеров, желающих заработать на разнице процентных ставок в России и за рубежом. Однако эта ситуация может измениться, если Конгресс США одобрит внесенный на его рассмотрение законопроект о запрете на покупку российских гособлигаций американскими физлицами, банками и компаниями. В случае, если это произойдет, мы можем увидеть ухудшение состояния российской экономики и девальвацию рубля, говорят эксперты.
Российский рубль в настоящее время является третьей наиболее волатильной валютой в паре с долларом США после мексиканского песо и грузинского лари. Показатель волатильности с начала года по сегодняшний день (year to date) находится на уровне 8,27%.
Однако аналитики предупреждают: мы можем увидеть еще большую волатильность в ближайшие месяцы в случае ужесточения санкций со стороны правительства США.
Ключевая ставка ЦБ в России находится на уровне 9,75% – это один из самых высоких уровней среди развивающихся рынков. В соответствии со стратегией carry trade, спекулятивные участники рынка обменивают доллары и евро на рубли, чтобы покупать российские государственные облигации и получать стабильную прибыль от дифференциала процентных ставок. Принимая во внимание прочность рубля, они не подвержены значительному риску колебаний валютных курсов.
«Сила рубля несколько опасна, поскольку она не отражает реального состояния российской экономики, которая остается фундаментально слабой, а основана на притоке горячих спекулятивных денег иностранных инвесторов, желающих использовать возможности carry trade. Это вызывает потенциально нестабильную ситуацию – в случае, если этот приток иссякнет», – пишет в своем блоге на Seeking Alpha независимый трейдер Дмитрий Лифатов.
Возможной причиной, которая может вынудить спекулятивных участников рынка прекратить операции с российскими государственными ценными бумагами может стать акт «О противодействии российской агрессии 2017», внесенный на рассмотрение Конгресса США 28 марта республиканцем Александром Муни, задуманный как ответ на «вмешательство России в ход президентских выборов в Штатах, невыполнение Москвой Минских соглашений по Украине, а также незаконную аннексию Крыма, Южной Осетии и Абхазии».
Согласно законопроекту, под санкции попадут физлица, банки и компании, покупающие государственные облигации России. На такие операции будет наложен полный запрет вне зависимости от суммы инвестиций.
Напомним, что предыдущие санкционные пакеты распространялись на российские госкомпании и госбанки, но покупать долговые бумаги правительства РФ не запрещали. Иностранные банки активно пользовались этим. Нерезиденты, по данным ЦБ РФ, в 2016 году приобрели облигаций федерального займа на 434 млрд рублей, обеспечив 88% суммы, которую Минфин привлек на рынке для покрытия дефицита бюджета (494 млрд рублей).
Законопроект вводит полный запрет на такую практику. Причем санкции за его нарушение предлагается вводить не только против компаний и граждан США, но и против лиц из третьих стран.
Помимо полного запрета на инвестиции в ОФЗ, законопроект предлагает ввести санкции (то есть, фактически – установить запреты) против физических и юридических лиц, которые инвестируют в российскую нефте- и газодобычу (более $20 млн), ценные бумаги нефтегазовых компаний. Планируется также запретить инвестировать более $1 млн в строительство трубопроводов.
Сегодня премьер РФ Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме, заявил, что Россия научилась использовать ситуацию, связанную с санкциями, и «никакие вызовы нас уже не пугают, наоборот − дают стимул развиваться». Однако эксперты говорят, что это не так.
Хотя новые санкции не аннулируют уже сделанные инвестиции, риск заключается в том, что потоки от нерезидентов развернутся вспять, и начнется распродажа, говорит главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой.
«По сути, этот запрет, если он будет принят и одобрен всеми, включая Трампа, означает коллапс на финансовом рынке России. Ведь сейчас нерезиденты контролируют до 60-65% фондового рынка РФ, включая различные выпуски ОФЗ более чем на 1,5 триллиона рублей. Помимо того, что будут заморожены все крупные проекты в отрасли по добыче и транспортировке углеводородов, мгновенно обрушатся котировки ОФЗ, правительство столкнется с трудностями в новых заимствованиях, рубль резко обесценится. Общая ситуация будет похожа на конец 2015 – начало 2016 года, когда фактически финансовая система РФ была в ступоре», − считает Михаил Ханов, управляющий директор «Норд-Капитал»
По словам Михаила Ханова, принятие закона и его утверждение Трампом − абсолютный инструмент международной политики, все зависит от того, удастся ли России защитить свою позицию по целому ряду глобальных вопросов – сирийский конфликт, «вмешательство» в выборы в США, напряженность на востоке Украины, «аннексия» Крыма, Абхазии и Осетии.
Аналитики Nordea Bank Денис Давыдов и Валерий Евдокимов говорят, что принятие такого рода санкций безусловно приведет росту девальвационных рисков в отношении российской валюты, «однако относительно недавняя история отражает, что российская экономика в состоянии, хотя и не без потерь, приспособиться к подобному повороту событий».
По мнению Валерия Евдокимова, влияние американских портфельных инвестиций на экономику России не стоит преувеличивать. «Сейчас доля нерезидентов в гособлигациях РФ составляет около 28%. Сюда входят все иностранные инвесторы, не только американские. Предполагается, что эта доля в 2017 году будет постепенно снижаться за счет роста доли российских инвесторов. Также планируется более активно привлекать китайских инвесторов на финансовый рынок РФ», – пишет он.