Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Нуралджыйа Тагы: “Тенгризм как духовная культура присущ всем народам мира”.

09.09.2016 г.

Сегодня в гостях у “Блокнота Якутска” – Нуралджыйа Тагы, доцент-исследователь кафедры всемирной истории и этнологии СВФУ, кандидат исторических наук, классический этнолог, антрополог, занимающийся тюркологией.

Нуралджыйа Тагы – единственный специалист по тенгрианству у нас в республике. Постоянная гостья всевозможных международных научных мероприятий, она убедила буддологов, что буддизм произошел от Тенгри. Она считает, что древний культ смог бы органично вплестись в нашу жизнь.

– Ну, во-первых, расскажите о себе. Где вы изучали тюркологию и тенгрианство? Работаете ли по специальности?

– Я закончила ФЛФ ЯГУ. Во время учебы под руководством профессора Луизы Львовны Габышевой начала заниматься семиотикой. Позднее стала работать у нее в научно-исследовательской лаборатории “Этносемиотика”. Это было самое замечательное время, когда я углубилась в чисто академическую науку. Я ей очень благодарна за эти годы. Для меня они важны тем, что я для себя открыла возможности науки, новые, и кстати, очень сложные методы комплексных исследований как семиотика, синергетика, а также герменевтика – то есть, на стыке различных научных направлений. И именно эти методы позволили раскрывать сущность Тэнгризма, реконструировать и засистематизировать эту духовную культуру. Сейчас являюсь доцентом-исследователем кафедры всемирной истории и этнологии Исторического факультета СВФУ.

– Ваши родные и друзья часто спрашивают вас об истории?

– Ну, спрашивают. Но я в классическом понимании не историк, скорее я классический этнолог, антрополог, занимающийся тюркологией.

– Как к вам пришло решение выбрать эту область?

– Во-первых, это было связано с необходимостью самоидентификации. Я росла в советское время с идеологией интернационализма. Но в Новосибирске, где я закончила училище и стала работать чертежником-конструктором на заводе металлоконструкций, мне дали четкое понимание того, что я не русская. С тех пор и появился этот импульс. Затем, когда поняла кто я такая, мне стало безумно интересно копаться в мифологии, символах, находить общие черты этнических традиций. Я радовалась как ребенок от понимания того, что народы больше похожи, нежели отличаются.

– Писали ли вы какие-нибудь публикации, научные труды, посвященные тюркологии или тенгрианству?

– Да у меня есть научные статьи и монографии. Кстати, монографии разобрали как горячие пирожки, поскольку они оказались достаточно актуальны. Я пишу об особенностях менталитета тюрков, о мифологии, о верованиях, о духовной сфере. В 2014 году получила Международную Премию им. Махмуда Кашгарского в номинации “Выдающиеся научные достижения в тюркологии” за свою монографию “Культ волка в традиции саха”, которая была переведена на турецкий язык и опубликована в Анкаре в 2012 году. Сейчас меня находят люди со всего мира по “Фейсбуку”, просят, чтобы я выложила монографии в инете. Я пытаюсь это делать.

Фейсбушная тема – отдельная тема. Кто-то думает, что я турчанка, поскольку публикую посты на турецком. Кто-то думает, что я живу где-то там… Поскольку за последние годы пришлось овладевать и письменным турецким. Так что скоро смогу сама писать книги на турецком.

Классический этнолог, антрополог просто обязан знать язык объекта исследования. Я читаю и пишу на огузском тюркском, понимаю кыпчакский, но пока не пишу.

– Сейчас в мире обычному человеку трудно искать компетентные источники информации. В Интернете и на полках книжных магазинов – обилие всевозможной информации. Но при этом она часто отличается друг от друга и пестрит разными мнениями. Даже Википедии не всегда можно верить. Но интерес людей к истории, своему происхождению сохраняется. Вот, например, вопрос. Предки саха всегда были тюркоязычными?

– Судя по лексике, да.

– Почему в якутском языке много заимствований из монгольских языков?

– Но ведь тюрки тоже имеют своих предшественников, так сказать, своих родителей. Меня удивляет то, что рассматривая нашу лексику, некоторые специалисты говорят о монгольских заимствованиях. Почему-то никто не говорит об общих предках, откуда мы могли просто унаследовать эти лексические единицы.

– На якутских форумах любят обсуждать историю. При этом очень часто всплывают похожие темы. Суть такая: якуты изначально были высокими, светлокожими. Либо голубоглазыми, рыжими, блондинами. Якуты – потомки атлантов и гипербореев. Невысокого роста и смуглые якуты – не якуты, а примесь. Якуты – один из самых древних народов. Якуты – потомки викингов и в родстве со скифами. И так далее. При этом, что самое интересное, похожие теории любят строить и казахи, армяне, и многие другие народы. Самый любимый вариант – что истинный представитель народа такого-то – обязательно рыжеволосый и высокий. Что это – комплекс маленького народа? Отчаяние самоидентификации? Или есть какое-то объяснение?

– Ну, это в нашем постсоветском пространстве особенно ярко проявляется. Мы все вышли из СССР с его идеологией советского человека с интернациональным воспитанием, т.е. маргинального общества. Но маргинальность не дает человеку полноты самореализации, и напрочь лишает самоидентификации. А самореализация нужна для роста и стабильности. Ведь, если ты понимаешь свою ценность (место) в обществе, ты приносишь пользу этому обществу. А маргинальность ориентирует людей на потребительское отношение к жизни, который в конце концов создает чувство ущемленности. А это чувство мешает человеку найти свое место, понимать свою ценность, полезность для общества. Но ведь все люди имеют позитивные импульсы, каждый хочет быть счастливым человеком. Поэтому в постсоветском пространстве самоидентификация является очень важным вопросом. Отсюда и этот ажиотаж.

– К слову, о великих. Какой тюркский народ оказал наибольшее влияние на других? А кого вы считаете самым великим тюрком?

– Это зависит от позиции. Я вообще не люблю это слово по отношению к людям и народам. Но, в данное время я очень восхищаюсь Ататюрком, который смог создать светское государство в исламизированном Ближнем Востоке. Кстати, Турция на сегодня – единственное пока еще светское государство, которое держится за светскость. Хотя ее сильно потрепали за последние 15 лет правления Эрдогана. Но сейчас все явственнее проявляется импульс возврата в шариатское правление. Это ведь тоже связано с самоидентификацией. У людей напрочь стерли этническую самоидентификацию, заменив ее религиозной. Вы сами видите, к чему это привело на Ближнем Востоке. Это меня очень беспокоит…..

– Вы разбираетесь не только в тюркологии, но и в тенгрианстве. Где и как зародился культ Тенгри? Можно ли вообще проследить появление столь древней религии? Как оно относится к народу саха?

– Да, я разбираюсь в тюркологии, но в Тэнгризме я не только разбираюсь, но и являюсь единственным специалистом, который конкретно занимается этой темой у нас в республике. Это моя тема. К слову сказать, первая моя научная статья вышла уже в 1999 году, и называлась она “Этимология слова Тэнгри, Танара в тюркских языках (опыт компаративного метода)”.

Я разделяю историю на дорелигиозную, религиозную, и пострелигиозную. Мне так проще объяснить людям духовную трансформацию. Дорелигиозную эпоху можно начать с первых петроглифов, археологических культур. Но ведь и до этого люди накапливали знания, наращивали культуру и духовность. Начиная с первых цивилизаций, появляются культурно-языковые общности, т.е. этничность. Судя по костяным, каменным лунным и солярным календарям древности, в ойкумене была распространена культура, присущая всем людям. Она связана с одними и теми же культами Луны, Предка и Солнца. Поэтому поклонение Небу, небесным Высшим Силам присуще всем традиционным культурам. Я полагаю, что классический Тэнгризм сформировался в неолите, в связи с появлением обществ военной демократии, а также с тотальным установлением патримониальных отношений. Но вот, с начала первого тысячелетия нашей эры, со времени появления буддизма, начинается эпоха религий, заменившая формальную пестроту со схожим содержанием на довольно однообразные, религиозные формы с существенно разными содержаниями. Как известно, их, в основном четыре. Буддизм, а также три аврамических религий, имеющих одинаковую мифологию, и истоки – иудаизм, христианство и ислам. А пострелигиозную эпоху уже можно начать с 60-70-х годов ХХ века с сексуальной революции в Европе. Сейчас люди понимают эти процессы, но еще нет активного осознания.

Так вот, Тэнгризм как духовная культура присуща ВСЕМ НАРОДАМ мира. А ценность нашей традиционной культуры содержится в том, что наши архивы, записанные первыми исследователями, в основном политссыльными, едва ли не единственные не тронутые религиозной мифологией примеры. Они сохранили наиболее архаичные, “чистые” материалы. Мы должны быть благодарны Белому Царю, который решил, что Якуцкие земли являются “тюрьмой без решеток”, и к нам ссылали образованнейших людей того времени.

– Что же все-таки такое тенгрианство – монотеизм, язычество или гибридный вариант?

– Это светская духовная культура, отражающая природную демократию, когда человек не ведет себя как Царь Природы. Он один из многих, но он носит в себе дух от Тэнгри, и потому ответственен за других, за окружающих. Именно этот импульс заставлял кочевников-тэнгристов двигаться туда, где появлялись очаги несправедливости. Этим импульсом можно объяснить и движение хуннов на запад, и “нашествие” Чингисхана.

– Как вы думаете, почему тенгрианство всегда органично сочеталось с другими религиями? Например, мусульманством (исламом), анимизмом, несторианством, буддизмом?

– Поскольку все религии вышли из Тэнгризма……. В 2012 году был очень серьезный конгресс в сердце Индии, в Бхопале. Собрались буддологи с мировыми именами. Я вошла в их число. Как раз у меня была тема “Тэнгризм как исток буддизма”. После жарких дебатов, участники проголосовали за мою гипотезу. Так что буддологи мира официально признали, что в основе их религии лежит Тэнгризм.

– Как вы относитесь к новому тенгрианству? С 1990-х годов наблюдается некий всплеск интереса к древней религии, своеобразное возрождение культа. Особенно это заметно в Казахстане и, в последнее время, в Якутии. Уже написано немало книг. При этом в них зачастую утверждается, что тенгрианство – самая древняя религия в мире. Люди говорят, что благодаря этому ощущают связь с предками, корнями.

– Еще раз повторюсь, что Тэнгризм не есть религия. Религия основывается на четырех китах – Пророк, Священная книга, духовный обучающий центр, место проведения религиозных обрядов. Это, к примеру,  в христианстве – Иисус, Библия, духовная семинария, церковь; в исламе – Мохаммед, Коран, медресе, мечеть.

Популярность Тэнгризма я склонна связывать с появлением очагов несправедливости в мире. Ведь не даром Аттилу называли “Бич Божий”. Его действия были правильно поняты западным миром, но не учитываются до сих пор. Да, он нес наказание……

– По-вашему, тенгрианству есть место в жизни современного человека?

– Даже больше. Содержание Тэнгризма может разрешить многие этические вопросы, которые возникают в современном мире в связи с новыми технологиями и научными открытиями. К примеру, эвтаназия, суррогатное материнство, клонирование, экология и т.п. и т.д. Это, кстати, бич современности. Мы потеряли морально-этические рамки в связи с технологическим развитием. И, кстати, это и приводит к глобальным проблемам. Мораль не успевает за техническим развитием. Кстати, стремление Путина гуманитарно подковать общество исходит именно из этого понимания. Они очень важны для создания справедливого общества. Основываясь на принципах Тэнгризма можно разработать шикарный механизм регулирования всех процессов, которые происходят с миром, с обществом, с народами. Это чудо, что они сохранились в виде цветных стекляшек, разбросанных в этнических культурах, которые при использовании определенных методов исследования можно собрать в понятные для всех образы, как картину из паззлов.

– Тюркологов становится все больше или меньше? А исторических загадок?

– Тюркологов становится меньше. Во-первых, это гуманитарная сфера, которая воспринималась долгое время как падчерица. Но я надеюсь на лучшее, безусловно. А загадок все больше в связи с новыми археологическими находками и изменением политического вектора.

– Какой фильм, сериал или книгу вы бы порекомендовали всем, кто интересуется тюрками и Тенгри?

Честно признаться, мне некогда следить за новинками. У меня дома нет телевизора с 2002 года. А книги… Я читаю узкоспециальную литературу… Но вообще-то, советую прочитать монографию покойного Николая Климовича Антонова “Наследие предков”. В общем, читайте много, и все, чтобы рассмотреть интересующий вас объект со всех сторон.

– Как вы считаете, что лично вам дали эти знания?

– О-о-о!.. Они кардинально поменяли мое мировоззрение, и научили меня быть счастливой, любить жизнь, и наслаждаться ею. Разве этого мало?..

Источник: “Блокнот Якутск”.

2 комментариев к статье: “Нуралджыйа Тагы: “Тенгризм как духовная культура присущ всем народам мира”.

  1. Очень рад такому знакомству, но считаю, что даосизм имеет большее отношение

Оставить комментарий

Войти с помощью: