Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

О будущем тюрков.

От редакции: в связи с публикацией вчера на нашем портале открытого обращения-призыва азербайджанского общественного деятеля и предпринимателя Ибрагим Халил Нариман оглы Балайогуллары к тюркам мира в наш адрес стали поступать комментарии к этому документу. Мы публикуем комментарий к этому обращению известного общественного деятеля, учёного, члена Координационного Совета Всемирной Ассамблеи тюркских народов Р.Мухаметдинова.

Член Координационного Совета ВАТН Рафаэль Мухаметдинов (Республика Татарстан).

15.06.2016 г.

КОММЕНТАРИИ К ОБРАЩЕНИЮ-ПРИЗЫВУ.

Ув. Ибрагим бей, хочу поделиться своими соображениями об идеях, изложенных Вами в Обращении-Призыве.

Во-первых, я очень рад, что есть в тюркском мире еще такие активные и мыслящие и, главное, переживающие за тюркский мир люди как Вы.
В целом Обращение построено логично, грамотно и соблюдена известная технология подготовки и проведения подобных курултаев. Особо важна Ваша идея толерантного отношения ко всем языкам, религиям тюркских народов, невмешательства во внутренние дела тюркских государств. Также очень ценно то, что, на Ваш взгляд, идея сотрудничества и взаимодействия тюркских народов должна воплощаться на общественном и народном уровне, что будет прекрасным дополнением к тому, что делается на межгосударственном уровне в тюркском мире.

На мой взгляд, правильно определены и направления деятельности: 1. Общий язык (алфавит), 2. Основы тюркского мировоззрения, 3. Организационные и практические дела, связанные с созданием реальной финансовой базы (Синтез бизнеса и науки).

Все эти 3 пункта соответствуют триаде И. Гаспринского «Единство в языке, мыслях и делах», которую Вы предложили в качестве механизма, которым нужно руководствоваться тюркам в деле объединения наших усилий.
Надо признать, что подобная же структура существует и в последней , 3-й Программе ВАТН (См. сайт ВАТН): 1. Создание общего языка, 2. Основы тюркского мировоззрения, 3. Тюркская социально-экономическая модель общества. Разница в основном в содержательной стороне этих пунктов, в их трактовке и некоторых нюансах.

Мне бы хотелось здесь, исходя из своих представлений и моего опыта работы в этой сфере деятельности, внести некоторые предложения и добавления в Ваше Обращение-Призыв.

Есть ли необходимость в создании совершенно новой общетюркской организации, когда есть ВАТН, которая с 1990 года провела 6 съездов, приняла 3 Программы, зарегистрирована и имеет банковский счет. Да, в силу объективных и субъективных причин она не достигла пока той эффективности, которая предполагалась, но это – жизнь, данность, которую я просто фиксирую. Не будет ли это расколом тюркской общественности на 2 части?

Может быть просто провести очередной 7-й Курултай ВАТН и внести свежую струю в эту организацию? Тем более, Ерментай в разговоре со мною высказывал мысль о том, что он устал и готов передать Ассамблею в руки новому лидеру, если таковой найдется. Я, думаю, что Вы бы могли быть таким человеком. Кстати в общении с Вами он не поднимал этот вопрос? Я могу с ним поговорить на эту тему. Тема свежих людей в ВАТН уже перезрела. Очень много пожилых людей в руководстве. Все мы – не вечны, нужно думать о будущем.

Конечно, Ерментай как и Вы сейчас, когда-то взвалил на себя всю финансовую и организационную ношу оживления ВАТН. Проделал самоотверженно гигантскую работу в течение 10 лет. По сути, он свой личный бизнес и свой интеллект полностью посвятил возрождению ВАТН и тем самым заслужил уважение тюркистов мира.

Но сейчас Центр ВАТН находится в степи, оторванный от коммуникационных узлов (аэропорты, вокзалы) и интеллектуальных центров тюркского мира (столичные города с правительствами, университетами и ведущими СМИ).

Учитывая, что характер тюркских государств (кроме Турции) носит феодальный характер (олигархат – новый феодальный класс), такие организации как ВАТН не могут позволить себе такую роскошь как игнорирование и тотальный отказ от сотрудничества с официальной властью и с местными бюрократами. Надо работать на компромиссе.

Кстати о свежей струе. Мне кажется, что не плохо бы в связи с Вашим Обращением поговорить с такими людьми как азерб. историк Гумбатов и казахский общественный деятель Айдос Сарым. Это – знаковые фигуры в своих сферах деятельности.

Хотя мы не занимаемся политикой, а культурой и просвещением, мы должны представлять расклад мировых сил и место тюркского мира в этом раскладе. Позволю себе поделиться своим видением этого вопроса. Сейчас в мире 2 независимые силы: США и Китай. США строят свою экономическую и торговую стратегию на Трансатлантическом и Транстихоокеанском проектах. Китай же свою стратегию строит на экономической и торговой экспансии в Европу через просторы Евразии и через Индийский океан в Африку. Мир поделен двумя гегемонами именно таким образом.

Таким образом, Евразия, а значит и Тюркский мир, по которому проходит Шелковый путь из Китая на Запад, становится узловым местом борьбы двух мировых гегемонов. Запад не позволит, чтобы Китай подмял под себя Тюркский мир и его главный локомотив –Турцию. Очень важно, что Турция – член НАТО и в будущем войдет в Евросоюз. Наше тюркское единство должно базироваться на равных правах всех тюркских народов и государств. Но признавая равенство в правах, мы не должны закрывать глаза на разность потенциалов разных тюркских государств. Турция – это единственная, более -менее независимая тюркская страна, находящаяся сейчас на подъеме, и мы не должны игнорировать этот факт.

Хотя Турция и особенно Эрдоган последние годы пытается возглавить и исламский мир, где его соперники – Саудовская Аравия и Иран. Но думаю, что это не станет главным направлением, это – нечто субъективное, некая временная конъюктура. Нельзя дважды войти в одну и ту же воду (Имеется ввиду создание нового ОсманскогоХалифата). Объективно главным будет укрепление Тюркского мира. С нашей стороны было бы грубейшей ошибкой игнорировать потенциал Турции и тем самым изолировать самих себя от цивилизованного мира.

Что касается языка межтюркского общения, то я сторонник, чтобы таким языком был турецкий, как английский в Евросоюзе. Ибо огузы вместе с карлуками (узбеки и уйгуры), язык которых очень близок к огузским языкам, составляют около 90 % всех тюрок. Для них всех турецкий язык не будет проблемой. Кыпчакам придется просто учить турецкий язык специально. Здесь речь идет не обо всем населении, а об узком слое ученых, политиков и крупных бизнесменах, то есть элиты.

Романтический проект создания искусственного среднетюркского языка конечно красиво выглядит, но он не осуществим по причине его не соответствия законам социальным и философским. Язык – это отражение действительности. Это – надстроечное явление по отношению к базису: государству, экономике, материальной жизни. Такой язык реально можно создать лишь с появлением общетюркского государства. Вот появился Израиль и создали иврит.

Пока создание общетюркского языка можно рассматривать как сугубо теоретический научный проект, не более того. А надо ли нам тратить силы сейчас на эти искусственные цели, когда, например, казахи и татары в своих республиках не употребляют свои родные государственные языки в государственном делопроизводстве и науке. Их элитам еще и новый общетюркский язык осваивать что ли?

Наверно, если наша элита вместо русского языка будет между собой общаться на турецком, будет более естественно. Ведь европейская элита в основном общается между собой на английском, но никто не считает, что они все объединены в Евросоюзе под английским флагом. У нас же, если говорим по-турецки, то все, завтра мы отуречимся, где наше равенство, равенство наших языков и т. (старые наши хозяева то же самое нам шепчут в уши), какие-то детские представления начинаются. Хорошо, давайте говорить на смеси турецкого и тувинского, но для этого надо создать еще общетюркское государство, на что уйдет, может быть, 100 лет. Мы можем ждать 100 лет? А общаться надо сейчас и желательно на одном из тюркских языков.

Второй романтический проект – это внедрение рунического письма. Это может быть увлечением узкого круга историков и лингвистов, но не широких тюркских масс. Это бросит наши силы на не нужные нам цели. Наиболее прагматический вариант – это близкие друг другу латинские алфавиты. Еще раз хочется сказать, что нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Да, был великий Тюркский каганат с более-менее единым тюркским языком, тогда же была единая тюркская письменность. Нам предлагается сделать с него копию, но в современных условиях.

Есть такая романтическая теория, что те народы, которые сумели создать свои национальные алфавиты и религии (например, евреи, арабы, японцы), то благодаря этому их общества стали прочными и самодостаточными. А мне кажется наоборот, только такие прочные и самодостаточные народы смогли создать свои национальные письменности и религии. Короче, не место красит человека, а человек – место. А потому нам не надо цепляться за рунику как за спасительную палочку, фетишизировать древнюю письменность. В какие бы древние одеяния мы, тюрки, не одевались, если мы будем слабаками в экономике, торговле и науке, то нам никакие рунические буквы не помогут.

Что касается идеологической и мировоззренческой стороны, то нам не следует отвергать ислам как громадный пласт нашей культуры, а для основной массы и как религию. У Вас это тоже четко зафиксировано.

Но, я считаю, параллельно с этим нам надо разрабатывать и свою оригинальную систему тюркского мировоззрения, в дальнейшем, возможно, и философии, основанную на понимании законов природы, мироздания и мышления. Эти законы заложены в материалах тюркского фольклора, тюркских языков и исторических сведений. Например, три тома татарских пословиц (около 1800 страниц текста на разные темы жизни), Манас и Огузнаме, я думаю, мало изучены с мировоззренческой и философской стороны. А ведь именно в таких произведениях и в структуре наших языков заложены и наша древнейшая история и истоки нашего мировоззрения.

Иногда тюркские дети, не понимающие арабского языка, заучивают наизусть Коран. Может им лучше заучить Манас, Огузнаме и тысячу татарских пословиц? Ведь там лежит наша мудрость и наша философия жизни.

Но есть один важный момент, наше тюркское мировоззрение не надо возводить в ранг религии с сопутствующими ей институтами. Мы должны просто философски осмыслить наше тюркское духовное наследие, которое в дальнейшем позволит нам создать крепкий фундамент национальной идеологии и возродить Тюркскую цивилизацию.

Так как центром внимания и стратегических интересов мировых сил в последнее время становится Евразия, имеет смысл будущим местопребыванием ВАТН определить Астану. Для этого войти в контакт с представителями казахской интеллектуальной и общественной элиты. Против Баку почему-то Вы сами скептически настроены. В крайнем случае и этот вариант был бы не плох. У него свои преимущества. Он – ближе к Западу и огузскому миру географически.

Что касается возможности моего участия во всем этом мероприятии, то они очень ограничены и моим состоянием здоровья и моей очень интенсивной работой над написанием своей книги. Это – моя главная задача сейчас. Надо бы текст подготовить к осени. К тому же я не принимаю идею создания единого искусственного языка и рунического алфавита. Организационными вещами я точно заниматься не буду. Затем я являюсь членом Координационного Совета ВАТН. Даже с точки зрения моральной мне невозможно заниматься созданием структуры, параллельной ВАТН. Вам надо поговорить об этом всем еще раз с Ерментаем. Лучше всего это обновление провести в рамках уже существующего ВАТН. Дело не в названии, а в активизации работы. А активизация будет, когда будет общность целей и материальная база. Не надо забывать, что мы живем при капитализме, при том не самом его лучшем варианте.

На мой взгляд, хотя я Вас знаю очень мало, Ваша сильная сторона – это то, что у Вас хороший общий кругозор, Вы юридически очень грамотный человек, коммуникабельный и умеете находить общий язык с чиновниками, бизнесменами и общественными деятелями.

 

Один комментарий к статье: “О будущем тюрков.

  1. (старые наши хозяева то же самое нам шепчут в уши), да это наша беда старые хозяева

Оставить комментарий

Войти с помощью: