Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Геноцид индейцев Америки.

От редакции: европейцы критикуя Россию за “экспансионизм”, “нарушения прав человека”, “колониализм” забывают, что организовали первый в современной истории мира массовый геноцид индейцев в ходе освоения Америки.

7.06.2016 г.

Демографическая катастрофа индейцев Америки означала процесс уменьшения численности коренного населения Америки в результате действий европейских колонизаторов и их потомков (в том числе вымирание от занесённых ими болезней) с момента её открытия Христофором Колумбом в 1492 году и до конца XX века. В течение всего периода погибло, предположительно, 100 миллионов человек коренного населения Америки.

Колонизация Америки происходила путём выселения из родных мест и истребления коренного населения Америки.

3 августа 1492 года Христофор Колумб отплыл из города Палос-де-ла-Фронтера на трёх суднах: НиньяПинта и Санта Мария, в поисках Индии. Через 70 дней плавания он достиг нескольких островов нового, неизвестного континента.

12 октября Колумб, со своим экипажем в 90 человек, высадился на одном из Багамских островов. В этот же день произошёл первый контакт с местными жителями острова. В своём личном дневнике, в этот же день, Христофор Колумб оставляет запись с первыми впечатлениями:

«Эти люди ни в чём не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. …Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги».[1]

Позже Колумб не раз описывал в бортовых журналах красоту островов и их дружелюбных, счастливых, мирных жителей, а через два дня после первого контакта, 14 октября того же года, в одном из бортовых журналов была сделана запись:

«50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать всё, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим, и отдают нам всё, что мы у них просим».[1]

15 марта 1493 года Христофор Колумб вернулся в Испанию. Из своего первого путешествия он привёз растения, животных и шестерых индейцев.[2]

25 сентября 1493 года Колумб отплывает в Америку на 3 караках, 17 каравеллах с 1 500 людьми на борту. Именно с этой экспедицией в Новый Свет была завезена большая партия мастифов и грейхаундов, обученных для нападения на людей. Также применялись массовые повешения, организовывались карательные походы.[3]

Во время второй экспедиции Колумб занимался поисками золота и «Великого китайского ханства» вдоль южного побережья Кубы, а также занимался продажей индейцев в рабство. Вооружённый аркебузами и боевыми собаками отряд объезжал верхом индейские деревни с целью обмена золота. При оказании сопротивления испанцы забирали золото силой, а людей обращали в рабство.

После королевской экспедиции в «Новый мир», в Испании появилось много «охотников» за золотом, которые организовывали частные экспедиции. Испанская монархия взимала с них 1/3 часть, а позже 1/5.[4] Короли наделяли колонистов землями и позволяли им принуждать живущих на них аборигенов сеять поля и сажать огороды для «новых хозяев». Испанцы не только устанавливали законы, по которым карали индейцев смертью, но и зачастую просто спорили, кто сможет разрубить человека одним ударом сабли сверху донизу. За одного убитого испанца убивали сто индейцев.[5] С момента ввоза на континент собак испанцы кормили их убитыми индейцами.[5][6] Одно сохранившееся письмо испанца гласит:

Испанец, кормящий гончих детьми индейцев. Старинная гравюра. Около 1495 год.

Скачать (DOC, Неизвестный)

«Когда я вернулся из Картахены, я встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормежки его собак, как будто они были дикими зверьми».[7]

Во время этого похода на Испаньолу прибыл Бартоломе де Лас Касас. Увиденное им состояние местных жителей, а также самих испанцев, Бартоломе оценил как ужасное и по возвращении в Испанию доложил монархам о плохом состоянии ведения дел Колумбом и его братьями. Впоследствии он не раз вставал на защиту коренного населения Америки. В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias), опубликованной в 1552 году, приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке — в частности, на Карибах, в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике — среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.

Немногим позже испанские монархи послали для проверки Хуана Агуадо, который доложил в конце 1495 года о высокой смертности индейцев по причине жестокой политики колонистов. Колумб издал закон, который обязывал всех индейцев старше 14 лет раз в квартал (3 месяца) платить испанцам золотом или 25 фунтами хлопка (в районах, где золота не было). Уплатившим такой «налог» выдавался медный жетон с датой последней выплаты. Жетон, таким образом, продлевал право жить на три месяца. Если дата на жетоне была просрочена, то индейцам отрубали кисти обеих рук, вешали их на шею и отправляли умирать в свою деревню.[5]

Первая часть книги «Хроника Перу», впервые описывающая этносы Южной Америки (1553).

Выполнить требование закона было нереально, поскольку индейцам нужно было бросить обрабатывать свои поля, охоту и заниматься только добычей золота. Начался голод. Ослабленные и деморализованные, они превращались в лёгкую добычу для инфекций, занесённых испанцами.[8]

В 1498 году вступил в действие закон о принудительном труде индейцев на испанцев. Поводом послужило недовольство доходами, получаемыми со сбора золота и продажи аборигенов в рабство.[9]

В июле-сентябре 1539 года конкистадор Франсиско де Чавес сравнял с землей Королевство Каруа Кончукос, входившее до 1533 года в состав Империи инков (народность кончуко занимала территорию, которая сейчас отвечает провинциям Пальаска и Коронго, на севере департамента АнкашПеру) и убил 600 детей младше трехлетнего возраста, что стало самым массовым убийством детей в истории[10].

В 1598 году, в ответ на убийство 11 испанских солдат, дон Хуан де Онате совершил карательную экспедицию и в трёхдневном сражении у горы Акома (название горы произошло от названия племени жившего на ней) уничтожил 800 индейцев и приказал ампутировать левую ногу каждому мужчине племени старше 25 лет.[11]

В годы, предшествующие 1835 г., бразильское правительство пыталось подчинить индейцев, создавая «местное правительство». В результате вспыхнуло восстание в  Белен усилиями нескольких племён, которое было подавлено.[12]

Причиной многочисленных жертв среди индейцев племени Яномами, проживавшими в дельте реки Амазонка, послужила богатая полезными ископаемыми территория, на которой проживало племя. Большое количество индейцев погибло от инфекций, занесённых туда строителями и солдатами. На сегодня численность Яномами составляет около 500 человек; для сравнения — в 1974 году их численность составляла приблизительно 2 000 человек.[12][13]

Североамериканские колонии.

Вечером 26 мая 1637 года английские колонисты под командованием Джона Андерхилла, в союзе с могиканами и племенем наррагансетт, атаковали деревню племени пекотов (на территории современного штата Коннектикут) и сожгли заживо приблизительно 600—700 человек.

В 1740 году один французский путешественник писал: «Сотни миль речных берегов без признака человеческой жизни и некогда процветающих деревень, которые были опустошены и пусты».[12]

8 марта 1782 года  96 крещёных индейцев были убиты американским народным ополчением  из штата Пенсильвания во время Войны за независимость США. Инцидент произошёл в миссии моравских братьев под названием Гнаденхюттен, которая была расположена рядом с нынешним городом Гнаденхюттен в штате Огайо.

Индейцы в США.

Во время революционной войны и после окончательной независимости США вооруженные столкновения между поселенцами и индейцами не были редкостью. Некоторые события отличались жестокостью или трагичностью, и получили широкую огласку.

30 апреля 1774 года произошла резня у Жёлтого Ручья, близ современного Уэлсвилля (штат Огайо). В период напряжённых отношений и регулярных конфликтов между жителями самых удалённых населённых пунктов США и индейцами, от рук группы из 22-30 вирджинских приграничных поселенцев, во главе которых стоял Дэниэл Грейтхауз, погибли не менее десятка индейцев из племени минго, среди которых были брат, и по некоторым источникам также жена, племянник, и сестра Логана. Убитая сестра Логана — Кунай, имела с собой 2-месячную дочь, которую оставили в живых и передали отцу Джону Гибсону, в то время одному из знатных белых торговцев в районе, и, в будущем, управляющему территорией Индианы.[источник не указан 1570 дней]

Массовое захоронение индейцев в Вундед-НиЮжная Дакота.

В 1825 г. Верховный суд США в одном из решений формулирует Доктрину открытия, согласно которой право на земли «открытых» земель принадлежит тем, кто их «открыл», а коренное население сохраняет право проживания на них, но не собственности на землю. На основании данной доктрины уже в 1830 г. принят Закон о переселении индейцев, жертвами которого становятся пять индейских племён.

26 февраля  1860 года  на острове  Индиан-Айленд, у побережья северной Калифорнии шесть местных жителей, землевладельцев и бизнесменов, устроили резню индейцев племени Вийот, убив топорами и ножами по крайней мере 60, и возможно более чем 200 женщин, детей и стариков.[14][15]

В 1867 году  появляется Закон о переселении индейцев в резервации. Индейские резервации зачастую создавались в непригодных для сельского хозяйства местах. Большие резервации расположены на плато Колорадо в штате Аризона (племя навахов), в горах на севере штата Юта, на Великих равнинах в штатах Северная Дакота и Южная Дакота, по течению реки Миссури (племя индейцев сиу), на межгорном плато в штате Вайоминг и в предгорьях Кордильер в штате Монтана (индейцы-шайенны). Большое число резерваций находится вдоль границы США и Канады.

29 декабря 1890 года в окрестности города Вундед-Ни штата Южная Дакота, в результате хаотичной перестрелки, начавшейся из-за случайного выстрела в процессе разоружения племени Лакота армией США, погибло около 150 индейцев, и около 50 получили ранения. Здесь индейцы собрались, чтобы провести популярные у них «пляски духов».[16]

В XIX веке  имело место широкомасштабное истребление бизонов, ослабившее многие племена прерий. По оценкам исследователей, в 1800 году численность бизонов составляла 30-40 миллионов животных, а к концу века они были истреблены почти поголовно: осталось менее одной тысячи[17][18][19].

Американский генерал Филип Шеридан писал: «Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Пошлите им порох и свинец, коли угодно, и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!». Шеридан в конгрессе США предлагал учредить специальную медаль для охотников, подчёркивая важность истребления бизонов[17]. Также Шеридан является автором высказывания «Хороший индеец — мёртвый индеец».[20][21]

40 000 бизоньих шкур в Додж-СитиКанзас, 1878 год.

В 1850 года на первой сессии Законодательное собрание штата Калифорнии приняло «Закон об управлении и защите индейцев»[22]который обозначил принципы будущих взаимоотношений между белыми и индейцами. Предоставляя индейцам некоторую юридическую защиту, Акт тем не менее зафиксировал неравенство белых и индейцев перед законом и положил начало широкому злоупотреблению в отношении использования индейцев в качестве рабочей силы, хотя и разрешая им проживать на частных землях. В течение 1851 и 1852 годов Законодательное собрание Калифорнии одобрило выделение 1,1 миллиона долларов на вооружение и содержание отрядов милиции для «подавления враждебно настроенных индейцев» и в 1857 году выпустило бонды на сумму 410 тыс. долларов для тех же целей. Эти выплаты только стимулировали формирование новых отрядов добровольцев и попытку уничтожить всех индейцев в Калифорнии.[23]

На уровне местных муниципалитетов практиковались вознаграждения за убитых индейцев. Власти Шаста-Сити в Северной Калифорнии выплачивали 5 долларов за голову индейца в  1855 году. Поселение вблизи Марисвилла в 1859 году  выплачивало вознаграждение из пожертвованных населением средств «за каждый скальп или другое убедительное подтверждение», что индеец был убит. В 1861 году в округе Техама существовали планы создания фонда «на оплату за скальпы индейцев» и двумя годами позже в Хани-Лейк выплачивали 25 центов за скальп индейца.[24]

Немецкий этнолог Густав фон Кенигсвальд сообщил, что члены антииндейской милиции «отравили стрихнином питьевую воду деревни Кайнганг… вызвав смертельный исход приблизительно двух тысяч индейцев всех возрастов».[12]

В 2009 г. Конгресс США включил в закон о расходах на оборону заявление о принесении официальных извинений индейцам США за «множество случаев насилия, плохого обращения и пренебрежения, которым подвергались коренные народы со стороны граждан Соединённых Штатов».[25]

Статистика.

Точное число жертв установить невозможно, потому что неизвестно количество населения до прихода Колумба. Однако ряд индейских организаций и историков в  США утверждают, что численность индейцев с 1500 года до 1900 сократилась с 15 млн до 237 тысяч.[26]

В 1960-е годы в Испании Карлом Сойером был обнаружен в архивах исторический документ написанный  Бартоломео — братом Колумба, который был на то время губернатором острова Эспаньола. В документе зафиксированно, что в 1496 году на острове было 1 млн. 100 тыс. индейцев. Однако испанцы владели половиной острова и не учитывали женщин и детей. Отсюда можно сделать вывод, что индейцев было около 3 млн. только на контролируемой испанцами территории. Уже через одно поколение (примерно 30 лет, около 1526 года) испанцы насчитали 11 тыс. индейцев, при том что испанские владения расширились.

Историк Дэвид Станнард считает, что коренное население Америки (включая Гавайские острова)[28] стало жертвой «Евроамериканской геноцидной войны»[29], признавая, что большинство индейцев умерло в результате опустошительных эпидемий от инфекций, занесённых колонизаторами. По его оценкам погибло почти 100 миллионов от того, что он назвал «Американским холокостом»[30]. Взгляды Станнарда разделили Киркпатрик Сейл, Бен Кирнан, Ленор Стиффарм, Фил Лейн-мл. и другие. Эти воззрения в дальнейшем были развиты в публикациях Уорда Черчила, бывшего профессора Колорадского университета в Боулдере, который в частности высказал мнение, что «дело сделано по злому намерению, а не природой»[29].

В отличие от оценки Станнарда, политолог Рудольф Раммел, профессор Гавайского университета, оценивает, что за весь период европейской колонизации от 2 до 15 миллионов индейцев стало жертвой геноцида.

Раммел писал[31]:

Даже если эти цифры хотя бы отдалённо отражают реальные, покорение Америки можно считать одним из самых кровавых и продолжительных геноцидов в мировой истории.

Хотя никто из авторитетных учёных не отрицает смерть и страдания, причинённые европейцами коренному населению Америки, тем не менее большинство историков оспаривает тот факт, что геноцид, являющийся «преступлением с намерением», был на самом деле намерением европейских колонизаторов в Америке.

Контраргументы — за признание действий колонизаторов геноцидом:

Качество вооружения поселенцев было заведомо выше, то есть равенства сил сторон не наблюдалось.

Междоусобные военные действия аборигенов инспирировались европейцами по принципу «разделяй и властвуй».

Об отсутствии иммунитета аборигенов к европейским болезням английские колонисты знали, заведомо раздавая заражённые оспой вещи (одежду и одеяла).

Сознательные и целенаправленные действия колонистов по организации массового голода с голодными смертями индейцев в результате полного уничтожения бизонов, служивших для коренного населения основным источником пищи, одежды и жилья.

Большинство американских историков воздерживаются от употребления термина «геноцид» для описания депопуляции коренного населения Америки как такового. Ряд историков вместо рассмотрения всей истории европейской колонизации как единого и продолжительного акта геноцида, рассматривает отдельные войны и кампании как геноцидные, как по намерению, так и по последствиям. Обычно в их число включают Войну с пекотами (1637) и кампании против племён Калифорнии, начавшиеся в 1850 году[34].

Президент Венесуэлы Уго Чавес неоднократно говорил о действиях европейских колонизаторов относительно коренных американцев как о геноциде и призывал латиноамериканцев не отмечать день Колумба, так как это событие (открытие Америки) послужило началом геноциду.

Депопуляция в результате эпидемий.

Вместе с европейскими поселенцами в Америку были завезены характерные для Старого Света инфекционные болезни, такие, какоспатифкорьгриппбубонная чумахолерамалярия и другие. Европейские поселенцы обладали иммунитетом к инфекционным заболеваниям, заведомо отсутствовавшим у индейцев. Высказывались предположения, что все эпидемические болезни Евразии иАфрики были в конечном счете получены человеком от домашних животных — это была своего рода плата за освоение скотоводства, практически не получившего развития в доколумбовой Америке[35][36]. По некоторым оценкам, смертность среди индейцев при заболевании оспой достигала 80-90 %[37]. Существуют мнения, что до 95 % коренного населения Америки было уничтожено занесёнными европейцами болезнями[38].

Немалая часть смертей была связана с заболеваниями натуральной оспой[39]. Уже в 1507 году первый случай заболевания оспой был замечен на Испаньоле (Гаити); в 1520 году вместе с испанскими переселенцами с Испаньолы оспа последовала на материк. По свидетельству Торибио де Бенавенте (Мотолиниа), индейцы были беспомощны перед оспой, которая производила на них чудовищное действие — заболевшие покрывались страшными язвами; вымерло до половины населения провинций Центральной Мексики[40]. Массовые эпидемии оспы во многом обусловили падение империй ацтеков и инков[39]. Примечательно, что оспа добралась до земель инков раньше, чем испанские конкистадоры — в 1526 году, за пять лет до испанского вторжения, от неё умер правитель инков Уайна Капак[41]. По современным оценкам, за 1524—1527 годы из 6 млн. населения инкской империи умерло не менее 200 тысяч человек[39]. Эпидемии оспы повторялись на южноамериканском континенте каждые десять-двадцать лет; к 1578 году они затронули даже малодоступные внутренние районы Бразилии, куда болезнь занеслимиссионеры. В созданных иезуитами поселениях на берегах великих южноамериканских рек — до 100 000 индейцев — не позднее 1660 года от инфекционных болезней умерло 44 тысячи обитателей, а в повторившейся в 1669 году эпидемии — ещё 20 тысяч[39].

Создание поселений на восточном побережье Северной Америки в XVII веке также сопровождалось опустошительными эпидемиями оспы среди индейцев[42] и впоследствии среди колонистов, родившихся уже на американской земле[43]. Крупные индейские города в устье Миссисипи, описанные Эрнандо де Сото в 1540 году, уже не существовали ко второй половине XVII века, когда здесь появились первые постоянные французские поселения[36]. Место для создания в 1620 году Плимута — первой английской колонии в Новом Свете — было «расчищено» страшнейшей эпидемией оспы среди индейцев в 1617—1619 годах[39].

Примечания.

↑ Показывать компактно

↑ Перейти к:1 2 http://www.left.ru/2002/22/baumgarten72.html#5. Антон Баумгартен «Американский Геноцид. Часть 1:Эпоха Колумба:1492 год»

 Account Suspended

 Индейский геноцид | Washington ProFile — International News & Information Agency

 Чистова Надежда Константиновна. ИНДЕЙЦЫ ПЕРУ В КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

↑ Перейти к:1 2 3 http://www.left.ru/2002/22/baumgarten72.html

 http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000106/st002.shtml Путешествия Христофора Колумба, с. 505—506

 http://absentis.front.ru/qt/indians1.htm Дэвид Станнард «Американский холокост». с.88.

 Кто стал жертвой самого массового геноцида в мировой истории? — — Индейцы

 Народы Америки. Т.2. М., 1959. с 16.

 Espinoza Soriano, Waldemar. La Pachaca de Puchu en el reino de Cuismancu: siglos 15 y 16 // Bulletin de l’Institut français d’études andines. III. № 1. — Lima, 1964, p. 11.

 Conquistador Statue Stirs Hispanic Pride and Indian Rage — The New York Times

↑ Перейти к:1 2 3 4 War, Disease, Slavery And Poisoned Wells — The New York Times

 Геноцид: от библейских времен до ХХ века — Наследие — Правда. Ру

 In 1860 six murderers nearly wiped out the Wiyot Indian tribe — in 2004 its members have found ways to heal

 http://www.wiyot.com/brochure.htm

 Wounded Knee Introduction

↑ Перейти к:1 2 Моуэт Ф. Конец бизоньей тропы. Вокруг света, № 7 (2574), июль 1988.

 Дорст Ж. До того как умрёт природа. М.: Прогресс, 1968.

 Isenberg A. The Destruction of the Bison: An Environmental History, 1750—1920. New York: Cambridge University Press, 2000.

 Hutton, Paul Andrew. 1999. Phil Sheridan and His Army. p. 180

 Skeleton Cave Massacre

 http://gifi.stat.ucla.edu/background/Cultural/Indians/caindian/ACT%20of1850.pdf

 http://www.nps.gov/history/history/online_books/5views/5views1c.htm A History of American Indians in California: 1849—1879 (материал Службы национальных парков США)

 Indians of California: The Changing Image by James J. Rawls, University of Oklahoma Press, 1986, ISBN 0-8061-2020-7

 McKinnon, John D. U.S. Offers An Official Apology to Native Americans. Blogs.wsj.com (22 декабря 2009). Проверено 21 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.

 http://www.pravda.ru/world/2005/5/82/337/19724_GENOCID.html (Ричард Диннон / Richard Drinnon, «Американский Индеец: Первая Жертва» / The American Indian: The First Victim)

 NATIVE AMERICAN HISTORY,COMPARATIVE GENOCIDE AND THE HOLOCAUST:HISTORIOGRAPHY, DEBATE AND CRITICAL ANALYSIS. Brenden Rensink, University of Nebraska-Lincoln, 2006

 INTERVIEW: David Stannard

↑ Перейти к:1 2 Were American Indians the Victims of Genocide?

 Stannard, p. x (quotation), p. 151 (death toll estimate).

 Cook on Stannard, p. 12; Rummel’s quote and estimate from his website, about midway down the page, after footnote 82. Rummel’s estimate is presumably not a single democide, but a total of multiple democides, since there were many different governments involved.

 Cook, Noble David. Born to Die: Disease and New World Conquest, 1492—1650. Cambridge: Cambridge University Press, 1998

 Stafford Poole, quoted in Royal, p. 63.

 Например в The Oxford Companion to American Military History (Oxford University Press, 1999) утверждается, что «если евро-американцы совершили геноцид где-либо на американском континенте против индейцев, то это было в Калифорнии.»

 Березкин Юрий Евгеньевич. Инки. Исторический опыт империи. — Л.: Наука, 1991. — 232 с. — ISBN 5-02-027306-6.

↑ Перейти к:1 2 Джаред Даймонд. Ружья, микробы и сталь. — М.: АСТ МОСКВА, 2010. — 720 с. —ISBN 978-5-403-01950-2.

 «The Cambridge encyclopedia of human paleopathology». Arthur C. Aufderheide, Conrado Rodríguez-Martín, Odin Langsjoen (1998). Cambridge University Press. p.205.ISBN 0521552036

 Henry F. Dobyns. Their Number Become Thinned: Native American Population Dynamics in Eastern North America. — Univ of Tennessee Pr, 1983. — ISBN 978-0-870-49400-0.

↑ Перейти к:1 2 3 4 5 Fenner, Frank. Smallpox and Its Eradication (History of International Public Health, No. 6). — Geneva: World Health Organization, 1988. — ISBN 92-4-156110-6.

 Торибио де Бенавенте Мотолиниа. История индейцев Новой Испании (фрагмент)= Historia de los indios de la Nueva España.

 Инки: владыки золота и наследники славы. — Терра, 1997. — 168 с. — ISBN 5-300-01114-2.

 «Encyclopedia of North American Indians». Frederick E. Hoxie (1996). p.164. ISBN 0395669219

 Koplow, David A. Smallpox The Fight to Eradicate a Global Scourge. University of California Press (2003). Проверено 22 февраля 2009. Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.

Литература на английском языке.

Russell Thornton. American Indian Holocaust and Survival : A Population History Since 1492. (Civilization of the American Indian, Vol 186). University of Oklahoma, 1990.

David Stannard. American Holocaust : The Conquest of the New World. Oxford University Press, 1993.

Hans Koning . The Conquest of America: How The Indian Nations Lost Their Continent. Monthly Review Press, New York, 1993.

Jan R. Carew. Rape of Paradise : Columbus and the Birth of Racism in the Americas. Brooklyn, N.Y. : A&B Books, 1994.

Ward Churchill. A Little Matter of Genocide. Holocaust and the Denial in the Americas 1492 to the Present. San Francisco: City Lights, 1997. ISBN 0-87286-323-9ISBN 978-0-87286-323-1.

Ward Churchill. Struggle for the Land: Native North American Resistance to Genocide, Ecocide and Colonization. Publisher: City Lights Books; 2nd Revised edition (5 Nov 2002). ISBN 0-87286-414-6ISBN 978-0-87286-414-6.

Mike Davis. Late Victorian Holocausts : El Nino Famines and the Making of the Third World. London: Verso, 2001.

Браун, ДиBury My Heart at Wounded Knee: An Indian History of the American West, Owl Books (1970). ISBN 0-8050-6669-1

Heizer, Robert F., The Destruction of California Indians, University of Nebraska Press, Lincoln and London, 1993. ISBN 0-8032-7262-6.

«Red Gold: The Conquest of the Brazilian Indians» (1978), «Amazon Frontier», John Hemming, the director of the Royal Geographical Society in London.

Dobyns Henry. Their Number Become Thinned: Native American Population Dynamics in Eastern North America. Knoxville, University of Tennessee Press, 1983, ISBN 978-0-870-49400-0.

Disease and Demography in the Americas / Verano John W., Ubelaker Douglas H., D.C.: Smithsonian Institution Press, 1994, ISBN 978-1-5609-8401-6.

Ramenofsky Ann. Vectors of Death: The Archaeology of European Contact. University of New Mexico Press, 1988, ISBN 978-0-8263-0997-6.

Snow Dean. Microchronology and Demographic Evidence Relating to the Size of Pre-Columbian North American Indian Populations, Science 268:1601-4, 1995.

Литература на русском языке.

Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. —ISBN 978-617-7085-03-3.

Талах В.Н.Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2.

Фурсенко А. А. и др. «История становления американского государства». Л., 1992.

Шлепаков А. Н. «США:Социальная структура общества и его национальный состав. Исторический очерк.» Киев, 1976.

Юрий Стукалин «Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада» Эксмо. 2008 г. 720 стр. ISBN 978-5-699-26209-0.

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: