Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Страшный эксперимент над энергетикой Якутии: выживут или замерзнут как в Ледниковый период?

Ну, что ж, дорогие друзья, вот мы и подошли к той черте, за которой нас ждет полная неразбериха в энергетике.

Все же помнят аварию в Сатале в начале этого года, когда в минус 50 целый поселок на больше чем 2000 человек остался без света, мгновенно стал остывать, а люди начали метаться в поисках генераторов. Дело было 1 января, так что не заморозить дома удалось не всем.

И как мы с вами помним, именно специалисты «Якутскэнерго» начали устранять последствия аварии, несмотря на то, что «Сатал» — это СОНТ, который должен сам заботиться о своем энергохозяйстве. Наши энергетики помогли людям – не бросать же их самом деле, когда на улице жуткий мороз?

Тоже самое произошло, когда полетели муфты ФСК-Россети, которые, как выяснилось позже, не были предназначены для условий Якутии, для такой амплитуды температур. Именно специалисты «Якутскэнерго» оперативно устраняли последствия аварии. А все было опять же зимой, в жесткий минус.

Но теперь, дорогие друзья, мы вплотную приблизились к тому, что «Якутскэнерго» перестает существовать. Процесс распаковки (согласно чубайсовской реформе – делению на генерацию, сети и сбыт) должен был быть завершен в этом году. Но дело затянулось. А недавно замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс заявил, что «мы планируем с 1 января 2024 года запустить ценовую зону на Дальнем Востоке». И тогда, по его мнению, можно будет строить ГЭС на Дальнем Востоке.

Что означает для Якутии это заявление? Что, во-первых, процесс распаковки «Якутскэнерго» в самом разгаре. И скоро компания будет разделена и, скорее всего, присоединена к другим структурам «Русгидро», центральные офисы которых находятся либо в Хабаровске, либо во Владивостоке.

К чему это приведет на практике? К тому, что когда в минус 50 случится какая-то авария, компании будут сначала выяснять, кто и за что отвечает, решение будет приниматься не в Якутске, а где-то там – в других часовых поясах.

И вся это тягомотина неминуемо приведет к затягиванию последствий ликвидации аварии.
Ведь все очень просто – когда нет одного хозяина, который отвечает за все, так и спросить не с кого. Как у Аркадия Райкина – кто сшил костюм? Все будут при деле, при энергетике, но это будет ситуация – у семи нянек дитя без глазу.

И если в других регионах такая схема прокатывает, то для Якутии это натурально смерти подобно.

Но разве кто-то об этом думает? Оо, неет. Им нужен рынок. Ведь главное – это рынок, а не судьба потребителей, правда же?

Хотя о каком рынке может идти речь, если в 90 процентах случаев работающие на Дальнем Востоке энергетические компании принадлежат одной – «Русгидро»? О каком рынке мы вообще тогда говорим? Зачем нужно делить ту же компанию «Якутскэнерго» на сети, сбыт и генерацию, если все это отойдет «Русгидро»? В чем смысл?

Более того, тот же Сниккарс заявил с 2012 года инвестиции в основной капитал упали более, чем в два раза: с 8,8% до 3,8% и в результате того, что мы 10 лет не занимались инвестициями в электроэнергетику, нас догонят, всё это отразится в конечной цене на электроэнергию.

Так почему же у вас, господин Сниккарс, при таком замечательном рынке не было инвестиций аж 10 лет? Что мешало-то?

Спецоперации не было, на нее не свалишь. И почему вы вдруг решили, что ценовая зона на Дальнем Востоке даст приток инвестиций? С чего?

Кстати, замминистра энергетики РФ также отметил, что в результате введения ценовой зоны на Дальнем Востоке резких скачков из-за введения рыночного ценообразования не предвидится. Хотя все знают, что по опыту введения ценовых зон (первой и второй в Центральной части России) как раз-таки эти скачки цен и были. Более того, ранее эксперты предполагали, что запуск рыночных процедур на энергорынке Дальнего Востока может привести к подорожанию электроэнергии в ДФО на 20-40%.

Да, это коснется в основном прочих потребителей (то есть не населения). Но рост цен на электроэнергию незамедлительно скажется на людях – это же очевидно. А как только цены подорожают, у предприятий начнутся огромные проблемы – это раз, а местные еще больше начнут уезжать с Дальнего Востока. Тогда кому вообще все это надо?

В общем, все происходящее в энергетике Дальнего Востока больше всего похоже на какой-то абсурд. Со всех сторон.

Да, и как вишенка на торте. Многие, наверное, помнят, что в 2013 году специально для Дальнего Востока, для его предприятий, был принят закон о выравнивании тарифов на электроэнергию для предприятий Дальнего Востока (дальневосточная надбавка). Его, кстати говоря, вносил в Госдума и отставил там тогда сенатор от Якутии Вячеслав Штыров. Так вот, этот механизм работал для всех предприятий, что дало им возможность передохнуть. Потом действие этого закона стали урезать и в Якутии он стал распространяться только на Арктику (децентрализованную зону). А потом появился запрет и эту надбавку на Арктику стало распространять нельзя.

В результате у нас образовались долги, которые Якутия покрывает за свой счет. За 2022 год получилась сумма – 1 219,5 млрд рублей, в 2023 году – 4 566,8 млрд рублей, в 2024 году будет – 4,7 млрд, в 2025 году – 4,9 млрд, в 2026 – 5,1 млрд и так далее.

И пока мы тратим огромные деньги на свою Арктику, в Госдуме был принят новый закон, в котором указано, что дальневосточная надбавка… осталась. Но только не для бюджетных предприятий и предприятий ЖКХ.

А для промышленных предприятий! В основном золотодобытчиков. Чтобы им было удобнее и выгоднее добывать. Представляете?

Ну, что же, дорогие друзья, якутяне, нужно ли после этого что-то говорить?

У меня лично полное впечатление, что вся эта реформа Чубайса, весь этот так называемый (нарисованный на бумаге) энергорынок – он создан только для крупных промышленных компаний, для бизнеса. Люди в этом процессе – это так, какая-то нелепая помеха. И даже угроза реальной заморозки домов в результате управленческой чехарды их не пугает.

Такое ощущение, что на нас ставят эксперимент – а введем-ка мы им рынок, как, выживут или замерзнут как в Ледниковый период?

***
Маргарита Нифонтова

Оставить комментарий

Войти с помощью: