
В защиту министра Обороны Сергея Кужугетовича Шойгу
Мы иногда публикуем материалы в защиту кого-нибудь из тех деятелей, которые уже покрыли себя неувядаемой славой, но к которым у народа поднакопились вопросы. Материалы эти иногда ироничные, иногда едкие, иногда жесткие, а иногда разъясняющие. А тут за всеми этими событиями забыли о самом важном мероприятии, о котором у каждого генерала в мобильнике стоит напоминалка. Ну, нам позволительно, мы же не генералы, но отреагировать придется.
На днях был день рождения у Сергея Кужугетовича Шойгу, генерала армии, министра Обороны РФ и близкого друга Владимира Владимировича. Кроме родных и близких, его поздравил в восточном изысканном стиле и Рамзан Кадыров:
“Сергей Кужугетович возглавляет министерство обороны РФ в самое трудное для страны время. Он профессионально управляет ходом … операции, используя исключительно грамотный и рациональный подход к задачам, поставленным Верховным Главнокомандующим…” Дон.
Евгений Пригожин поздравил Сергея Кужугетовича в своей особенной манере исполнения. Как председателя Российского географического общества и рыцаря Мальтийского ордена.
Мы, группа авторов “Военвед” — поздравлять не стали. Уж извините. Но решили выступить в защиту министра. А то все его только ругают.
В последнее время можно услышать много негатива по поводу работы министра Обороны РФ. Зачастую незаслуженного. Клеветники обвиняют его в некомпетентности, кумовстве, подлогах и обмане, в том, что якобы развалил армию и создал из нее недееспособный симулякр, который способен только казаться, а не быть, якобы незаслуженно носит погоны генерала армии и обвешался как новогодняя елка “цацками”.
Товарищи, часто подобные обвинения высказываются гражданами на эмоциях и не имеют под собой твердой почвы. Потому что твердая почва — это официальное мнение, а раз официального мнения с такими обвинениями не озвучено — значит, сие злобные наветы и дискредитация. Ведь если понимать логику вещей, то всё становится очевидным, и обвинения сразу теряют свою актуальность.
Иногда кажется, что с Сергея Кужугетовича всё как с гуся вода, он всегда невозмутим и спокоен на публике. Но это не так. Наверняка человек переживает, когда на него обрушиваются с обвинениями, а в публичные перепалки не вступает не потому, что сказать нечего, а потому что оправдывающийся есть сторона заведомо слабая (он спорить не будет, просто снарядов не даст).
Да и в чем Сергею Кужугетовичу оправдываться? Он считает, что не в чем. Да, министр, да, его министерство отвечает за оборону государства. Но ведь с обороной всё в порядке, по версии самого МО, а какие-то незначительные инциденты, вызывающие озабоченности, не должны раздуваться и порочить славное имя генералитета и военного ведомства. Это все происки врагов.
Если уж на то пошло, в кулуарах аппарата говорят, что Сергей Кужугетович вообще не хотел становиться министром Обороны РФ. И, возможно, упирался всеми ногами и руками. Ему отлично работалось и в губернаторах Московской области, а до этого в МЧС, которое он сам и создал. Но Владимир Владимирович сказал надо и Сергей Кужугетович не смог ему отказать.
К тому времени Шойгу уже считался эффективным менеджером, которого бросали на прорывы. Он не допустил ни одного промаха, нигде и ничем себя не очернил, универсальная кандидатура на любую высокую должность в светском государстве. Молодой, энергичный, активный.
Но как возглавить то, в чем совершенно не разбираешься? Но ведь у предшественников получалось же. Упор был на политическое значение должности, а не профессиональные качества.
Кто только не вальсировал это министерство, от Иванова до Сердюкова. А Сергею Кужугетовичу повезло. После “Мебельщика” в посудной лавке любой сабж военным казался панацеей и избавителем. Да, линия на реформацию продолжалась, но такова была поставлена цель: армия должна стать небольшой, но высокотехнологичной. И ведь смысл простой: чем меньше армия — тем больше денег она получит, а за счет этого начнет усиленно развиваться.
Но как быть с высокими технологиями? Шойгу стал связующим звеном между МО и ВПК, куда заливались немалые деньги. Тут славно потрудились российские ученые, у которых остались советские наработки в области ракетостроения. А козырь в виде линейки сверхзвуковых ракет — это тот джокер, которым можно крыть любую карту. Уровень оснащенности новыми образцами техники повышался так — например, старые модели танков просто модернизировались (и не только с помощью замены ЗИПов). Благодаря этому, Сергей Кужугетович мог оперировать в докладах такими показателями: УО с 2012 года с 15-52% увеличился до 70-80% в 2018г.
А высокие технологии в других военных отраслях можно подсветить медийкой и зрелищами. Кто придумал широко освещать танковый биатлон в составе международных армейских игр? А “Гонку героев”? А безупречные парады с салютами? То-то же. А выставки, на которых показывают лучшие образцы? Да по этим замечательным выставкам можно сорок лет водить Президента, как евреев по пустыне и каждый раз что-нибудь будет приятно удивлять.
Справедливости ради, стоит отметить, что при Шойгу количество военнослужащих по контракту увеличилось в 2,5 раза, а количество военнослужащих срочной службы уменьшилось. Оклады и надбавки для военных были существенно увеличены. В ходе реформы были созданы войска ССО. Армия переходила на бригадную структуру управления войсками, которая подразумевала высокую мобильность и боеготовность, что должно было иметь решающее значение в потенциальных небольших военных конфликтах.
И хорошая возможность показать все армейские наработки появились в Сирии. Когда Владимир Владимирович решил помочь сирийскому народу в борьбе с терроризмом наземными войсками, то требовалось явить великое военное чудо, при минимальных потерях. Продемонстрировать целебное свойство и эффективность военной реформы, на зависть прочим.
Но вдруг выяснилось, что “бармалеи” это не просто какая-то кучка религиозных фанатиков, а мощная военизированная организация, с которой боялись связываться сирийские войска и бежали при любой возможности.
А помимо террористов из ИГ (запрещенная в РФ организация) до кучи имелось множество крупных отрядов боевиков, которые, несмотря на разносортицу, имели крепкое желание и стимул воевать с “трусливыми псами Асада” и кафирами. Одними ударами ВКС с воздуха и ВМФ с моря справиться с этой проблемой было невозможно. А стояла, напомним, задача сбережения личного состава.
И вот тут пригодились люди со стороны, “оркестранты”. С одной стороны, они не имели никакого отношения к армии и в случае чего от них можно было легко откреститься. С другой стороны, они выступили в роли штурмовиков, а их потери были их коммерческими проблемами.
“Оркестр” заливался деньгами, снабжался оружием и техникой, воевал, освобождая города и провинции, а в реляциях все заслуги приписывались российской армии и ее доблестному руководству, как и минимальное число потерь среди л/с группировки российской армии.
А что делала в это время российская военная группировка в Сирии? Без дела не сидела, выполняла свои задачи, но штурмовок бойцы и командиры старались избегать. Зачем рисковать лишний раз? Когда всегда можно вызвать тех, кто уже “собаку съел” на этом вприкуску с песком?
Сирия стала важным трамплином для прыжка по карьерной лестнице многих действующих военачальников. Их биографии украшают факты успешного освобождения сирийских населенных пунктов, без всякого сомнения — в рапортах так и было. До этого некоторые из них и мечтать не могли о Звезде Героя. Но сирийская кампания предоставила возможность отличиться.
И всех всё устраивало и так могло продолжаться многие годы. Доклады производили благостное впечатление, всё это вместе создавало веру в твердую основу нашей отличной обороноспособности.
А в качестве наглядной цифровизации к журналам инструктажей и пр. добавились красивые фотоотчеты. Графики и гифки демонстрировали всё то, от чего проверяющие начальники удовлетворенно урчали. Казалось, это предел высокотехнологичности.
Но причем тут Сергей Кожугетович? Объективно поставленную Президентом задачу он выполнил и л/с сберег и явил сирийское военное чудо, которое от него требовалось.
И лишь последняя операция, которая началась в марте 2022 года, спутала все карты. Лихой кавалерийский наскок не удался. Управление войсками расстроилось в условиях реальных боевых действий, выявились проблемы обеспечения, связи, оснащения, взаимодействия. Оказалось, что бригадная структура управления не самая лучшая при полномасштабных сражениях, а батальонные группы, надерганные с мира по нитке, показывают спорную эффективность.
Но! Воевать и не планировалось! Кто ж знал, что операция затянется до невозможности. Её, по идее, вообще не должно было быть. Все окраины засыпались деньгами, но некоторые оказались неблагодарными, взяли не тот вектор, а нахрапом решить проблему не удалось.
Виноват ли в этом Сергей Кужугетович? Лишь отчасти. Он всего лишь продукт Системы, которая иногда демонстрирует удивительную не гибкость. Она еще заработает как надо, тут филонить и очковтирательством заниматься по старинке долго не выйдет, но на это нужно время, средства, ресурсы, боевой опыт, кадры…
P.S. Ёлки-палки, вот не хотелось же критиковать. Так вышло, простите.