Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Старый Якутск. После визита вице-президента США пошли слухи, что Якутию отдадут, как Аляску

Якутск на протяжении своей почти 400-летней истории знавал разные периоды в своей жизни. Особая страница в его летописи – Великая Отечественная война. Находясь за тысячи километров от основного театра боевых действий, тем не менее, столица республики делала все, чтобы приблизить долгожданный день победы. 

В апреле 1946 года в Якутске окончательно свернули свою деятельность штаб 1-й перегоночной авиадивизии и Управление воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль, легендарный АЛСИБ. При этом только с ветром перемен, в начале 90-х, в российских СМИ стали появляться первые сведения об одной из малоизвестных страниц войны – самоотверженной работе советских людей и американцев по созданию и эксплуатации арктической авиатрассы Аляска-Сибирь, представляющую собой воздушный мост из США через Берингов пролив в СССР.

АЛСИБ действовал непрерывно в течение 1942-1945 гг., и по нему на основе соглашения по ленд-лизу перегонялась американская боевая техника.

Самолеты доставлялись американцами от авиационных заводов, расположенных на севере США, до Фэрбенкса, где их принимали уже советские летчики. Далее полет проходил по маршруту: Ном – Уэлькаль – Марково – Сеймчан – Оймякон – Хандыга – Якутск – Олекминск – Киренск – Нижнеилимск – Красноярск. Административным центром трассы был выбран наш Якутск. Здесь размещались штаб 1-й перегоночной авиадивизии и Управление воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль. Здесь же базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки.

Трасса Сталина–Рузвельта

Выпущены десятки книг, воспоминаний ветеранов о легендарном АЛСИБе, и все же история освоения этой секретной трассы Сталина–Рузвельта таит в себе еще немало неизвестных страниц.

Ленд-лиз (от англ. lend-lease – давать взаймы в аренду).  Система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам – союзникам по антигитлеровской коалиции в период 2-й мировой войны. Закон о Ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года.  Первоначально срок поставок по ленд-лизу был установлен до 30 июня 1943 года, затем ежегодно продлевался.  Заявление о прекращении поставок сделано правительством США 21 августа 1945 года.

В районе нынешней Авиагруппы проживал командир 1-й перегоночной авиадивизии Герой Советского Союза полковник Илья Мазурук (на снимке). Отметим, что Илья Павлович получил звание Героя еще в 1937 году  в качестве командира самолета ТБ-3. Полярный летчик участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого важного правительственного задания, ему и была вручена золотая звезда Героя с вручением ордена Ленина.

Что касается АЛСИБа, то плотная работа по нему началась осенью 1941 года. 9 октября Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве ВТКУ – воздушной трассы Красноярск–Уэлькаль, обязав Аэрофлот и местные хозяйственные организации Восточной Сибири в кратчайший срок обеспечить строительство авиалинии.

Якутск – столица АЛСИБа

На основании этого постановления Совнарком ЯАССР 12 октября принял решение «немедленно приступить и закончить к 1 декабря 1941 года строительство аэродромов в гг. Якутске, Алдане и Олекминске». Районным руководителям предлагалось мобилизовать население для выполнения работ, чтобы ежедневно на строительстве каждого аэродрома работало не менее 300 человек. Правительство республики держало под особым контролем ход строительства и реконструкцию аэродромов.

По словам известного публициста, летописца истории авиации Якутии, Почетного гражданина Якутии, кандидата исторических наук Ивана Ефимовича Негенбли, в распоряжение Управления ВТКУ была откомандирована группа специалистов Якутской авиагруппы, среди которых были пилот, впоследствии Герой Социалистического труда Валерий Кузьмин, авиатехники Митраков, Сдобников и другие.

 Строительство полосы в Якутске

Якутский аэропорт, в довоенное время пригодный для обслуживания, приема и выпуска только самолетов легких типов, был коренным образом расширен. Для эксплуатации тяжелых транспортных и боевых самолетов возвели много объектов технологического и бытового назначения.

Всего на трассе за годы войны в трудных погодных условиях было построено и оборудовано 26 аэродромов и 274 деревянных здания и сооружения. К осени 1942 года на огромном пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском в небывало сжатые сроки, всего за 10 месяцев, были закончены строительство и реконструкция 16 аэродромов.

От Жатая до Владимировки

В архивах удалось найти сведения, что уже 10 октября первого года войны состоялось совещание комиссии по выбору площадки под строительство Якутского комплексного сухопутного и гидроаэропорта для Якутской авиагруппы.

Было предложено четыре варианта. По первому предлагалось расширить существующий аэропорт (он располагался практически на месте современного) или же взять для строительства сухопутную авиаплощадку в районе Белого озера. Для гидропорта использовать одноименное озеро с прилегающими другими путми проведения ряда гидротехнических работ.

Второй вариант: для сухопутного аэродрома взять площадку возле поселка Жатай у Сафоновской протоки, что в 13 км от города. Для гидропорта использовать залив на месте Сафоновской протоки, занимаемый Якутским речным портом для отстоя судов.

Для третьего варианта специалисты предлагали взять площадку возле Табагинской протоки под сухопутный аэропорт, а для гидропорта – саму протоку. По четвертому варианту для гидроаэропорта предлагалось использовать систему озер возле Владимирской протоки, а для сухопутного – площадку неподалеку от одноименного села.

Обсудив все варианты комиссия пришла к выводу, что «…лучшей площадкой является существующий аэропорт ГВФ в 7 км. от города по тракту на с. Марха. Этот аэродром при условии его расширения и благоустройства полностью отвечает требованиям аэродрома первого класса. Для организации гидроаэропорта наиболее подходящая территория – левый берег р. Лены у Сафоновской протоки, на месте отстоя судов ЯРПа, на расстоянии 6 км от центра летного поля сухопутного аэропорта вниз по течению Лены». Этот вариант предлагался специалистами горархитектуры.

В 1942 году с созданием сухопутных аэропортов все самолеты гидровариантов изжили себя, и в 1943-м военная гидроавиация закончила свое существование.

В небе «Аэрокобра»

Весной 1946 года перегоночная трасса Аляска–Сибирь прекратила свою деятельность. Многие участники АЛСИБа после войны остались в Якутии и составили костяк личного состава Якутского Управления гражданской авиации. Летчики-перегонщики Валерий Львович Браташ, Валерий Ильич Кузьмин, Николай Михайлович Сладков и Юрий Петрович Яковлев первыми из якутян стали заслуженными пилотами СССР. В наследство от трассы Якутии осталась разветвленная сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.

 Офицеры 1-й перегоночной авиадивизии получают инструктаж на Якутском аэродроме

Героизм тружеников трассы Аляска –  Сибирь получил высокую оценку: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты – орденами и медалями.

В октябре 1992 года, в честь 50-летия начала полетов по трассе, в Якутском аэропорту был открыт мемориал памяти погибших перегонщиков. В центре его высится увенчанная стилизованной птицей в полете стела. От нее идет аллея к площадке, по периметру которой установлено восемь плит с именами 115 летчиков, погибших на трассе. Здесь же покоится прах экипажа бомбардировщика Б-25, потерпевшего катастрофу в районе поселка Жатай 7 мая 1943 года. Завершением мемориала стал установленный макет истребителя Р-39 «Аэрокобра» в натуральную величину – одного из самых массовых «ленд-лизовских» самолетов.

Визит вице-президента США

Еще несколько интересных исторических фактов, связанных с перегоночной трассой в Якутске.

 Илья Мазурук и Генри Уоллес

27 мая 1944 года по трассе АЛСИБа в Якутск прибыл вице-президент США Генри Уоллес. Он следовал с визитом в Москву, но остановился в нашем городе, причем, на целых четыре дня. Как свидетельствуют документы Национального архива РС(Я) и заметки в газете «Социалистическая Якутия», он посетил краеведческий музей, библиотеку имени А.С.Пушкина, школу N8, клуб НКВД, селекционную станцию в Покровске. Судя по всему, господин вице-президент своим пребыванием в ЯАССР остался доволен.

Но вот на что обращаешь внимание. После его визита стали распространяться слухи о том, что Якутию отдадут Соединенным Штатам, как при царе отдали Аляску. При этом было достоверно известно, что ни Уоллес, ни один человек из его свиты ничего подобного не говорили, никто из американцев не распространял печатных материалов с претензиями на Якутию.

«По архивным документам, Народным комиссариатом гоударственной безопасности ЯАССР было выявлено и арестовано пять человек, – поделился своими фактами историк-публицист Евгений Копылов. – Выяснилось, что двое из них, рабочий Якутской ЦЭС Ворошин и рабочий треста «Якутпромстрой» Бухаров, вели такие разговоры из-за своей малограмотности. Ворошин воспринял визит Уоллеса как инспекционный объезд будущих американских владений. Но другие задержанные вели злонамеренную агитацию.

К примеру, плотник Федор Бихель (1887 г.р., проживавший в Булунском районе, еще с 1943 года «убеждал о предстоящей передаче Якутии Америке», уверял, что будут восстановлены дореволюционные порядки, и оборвал провод радиорепродуктора, не желая слушать сводки Совинформбюро. Эвельсон (1891 г.р., из семьи торговца, малограмотен, рабочий, прежде несудим) из Аллах-Юньского района пророчествовал более трезво: «предсказывал вооружённое столкновение СССР с Америкой и желал Якутию зависимой экономически от Америки». Германию с Гитлером не восхвалял, но власть Советскую ругал нещадно.

Заместитель председателя Государственного комитета обороны и зампред председателя правительства СССР Вячеслав Молотов  вылетает из Якутска в Красноярск 

Эстонец Мюрк (1907 г.р., из рабочих, беспартийный, малограмотен, семейный, не судим, отец троих детей, плотник) в поселке Эльдикан Аллах-Юньского района с 1944 г. «высказывал экономическое и территориальное отторжение Якутии от Советского Союза во владение Америки» и хвалил жизнь на оккупированной немцами территории.

Всех арестованных осудили за контрреволюционную агитацию, однако Ворошина и Бухарова летом 1945 года амнистировали в честь победы над фашистской Германией».

Посылки по ленд-лизу

Такие слухи зарождались под впечатлением от перегона американских самолетов из Аляски, появления ленд-лизовских продуктов и грузовиков «Студебеккер» в Якутске, посылок американского «Общества содействия дружбе с советским народом» с высококачественной одеждой и обувью для наших инвалидов войны. И не только.

Моя мама, будучи в годы войны студенткой пединститута, вспоминала: «Американская мука была такая белая-белая, очень легкая, как пух. И мясные консервы были очень вкусные. А к нам на танцы приходили летчики из перегоночной дивизии. Возникло даже несколько семейных пар… Жили они по нынешней улице имени Кальвица в прекрасных для того времени домах, в закрытом из-за секретности районе, который потом назвали Авиагруппа».

Добавим, что с 1944 года в Русском драматическом театре шла пьеса «Дорога в Нью-Йорк», которую в 1946-м после известных событий признали «антихудожественной и безыдейной».

Георгий СПИРИДОНОВ

Оставить комментарий

Войти с помощью: