Skip to content

АНОНС !!!

ИОГАН МАКСИМОВ. ОБ ЭКОЛОГИИ ЯКУТИИ

Елена ТИХОНОВА

Известный якутский ученый Иоган МАКСИМОВ, кандидат технических наук, почетный член Академии духовности РС(Я), автор “Концепции эколого-духовного созидания биосферной колыбели жизни на земле” и монографии “Ступени эколого-духовного восхождения личности” (2018), направил из Новосибирска приветствие участникам дискуссионного клуба “Якутия. Образ будущего”. Очередное заседание этого клуба, возглавляемого кандидатом исторических наук Афанасием НИКОЛАЕВЫМ, состоялось 13 мая по теме “Как защитить экологию Якутии?”. Интернет-газета “V Якутии.ру” публикует послание ученого в адрес земляков:

— Дорогие мои земляки! Приветствую участников дискуссии «Как защитить природу Якутии?». Давайте подумаем, какими же возможностями защиты родной природы располагают население, общественность? Надо исходить из того, что Якутия – это последний рубеж борьбы за сохранение еще нетронутых уголков девственной природы Земли.

Нарушение экосистемы здесь происходит исключительно под внешним воздействием, направленным на освоение природных богатств Севера. В результате промышленного деяния все больше остается таких неизлечимых ран природы, как карьеры добычи алмазов, угля, металлов. Теперь взялись за вырубки лесов моей родной Амги. Это же прямое разрушение ледяного щита планеты! Такое экобезумство творится в Якутии.

А, с другой стороны, саха – реликтовое дитя природы, воспитанное на экомудростях предков, традициях поклонения к духам природы, потому неспособно навредить родной Матушке-Земле. Население может более эффективно противостоять рыночному натиску через полномочии главы республики и Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я).

Но в этих полномочиях и в названии этого министерства заведомо заложен двойной стандарт защиты и использования природы одновременно. А федеральные природоохранные законы обслуживают рыночную политику государства, отражают доминирование экономики над экологией.

Таким образом, природу лучше защищать на стратегическом уровне законодательства и управления. Общественность должна добиваться корректировки вредных, антинародных, законов на соответствие их объективным законам природы, чтобы чиновники ими не прикрывали свои «грехи».

Конечно, проблему экологии невозможно решить локально, в отдельно взятом регионе. Рыночный материализм, технократическое общество потребления загнали человечество в ловушку экологического самоубийства. А война – катализатор экологической катастрофы.

Сегодня мир стоит накануне глобальных перемен. Запад уже вслух говорит, что «Старый мир обречен, новый мир неизбежен». Волонтеры 180 стран мира в 2021 году заговорили о необходимости перехода от потребительского общества к созидательному формату. Но никто еще не сказал, как это сделать.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо выявить общие причины беды. В эпосах Олонхо Средний земной мир (эко-дом «Биосфера») назвали «Орто туруу бараан дойду». Т.е. наши предки опасались появления на земле «Стада баранов» – двуногих мироедов. За последние 200 лет, за краткий миг истории, население земли выросло в 8 раз!

Все решает человек, «человеческий фактор». Я вывел формулу оценки влияния человека на состояние окружающей среды. В числителе: человек – дитя природы, кузнец счастья, созидатель. А в общем знаменателе: человек – «хозяин природы», потребитель, разрушитель. Так или иначе, все экологические беды произошли из-за дефицита разума и деградации духа «хозяина природы».

Отсюда мы находим логический ключ решения проблемы в преобразовании потребительского сознания в созидательный разум. Новую методологию воспитания и образования подрастающего поколения я обозначил одним словом «Экодуховность».

Поясняю это. До сих пор высшим требованием стандарта экологического образования является достижение экологической культуры. Но этим мы не смогли защитить природу. Потому мы предложили поднять уровень образования до экологической духовности. Что означает ломку материально-земных привычек и переход к небесно-духовным истокам жизни, на уровень созидания.

Наши предки жили и творили по небесным законам, были сильны интуитивно-квантовым умом. Свой опыт познания мироздания описали в эпосах Олонхо, унаследовали нам учение Айыы, традиции поклона к духам природы, к Белому Божеству-Солнцу. После возвращения в Новосибирск я участвовал в таких солнечных мероприятия: 25 апреля благословил путь Кюн Дьеhегей лошадей Дугуйдаана Винокурова в Москву и 3 мая – во Всемирный день Солнца – участвовал в открытии сказочного дворца экспоцентра «Музей Солнца», договорились об открытии здесь зала «Саха-РА».

Скажу несколько слов о поездке. В марте-апреле три недели я работал в трех центральных улусах республики и в г.Якутске. Впервые за 14 лет усилий почувствовал прорыв в продвижении проекта эколого-духовного-Кут Дабаан созидания. Получил поддержку в структурах власти республики – у министров, депутатов, глав улусов и наслегов.

Меня поняли известные люди республики. Особо восторженно встретили учителя, школьники, родители пяти школ и студенты ЧГИФКС. Из Бэдьимэ Мегино-Кангаласского улуса даже специально приезжали в Якутск для того, чтобы услышать меня еще раз. В Бердигестяхе, где покоится наша легендарная мать, мы отметили день моего 84-летия. Директор школы имени Семена Данилова предложила в следующий год юбилея провести «Чтения по экодуховности».

Особый интерес проявила педагогическая наука в Пединституте при СВФУ и в Институте развития образования и повышения квалификации РС(Я). Уточняли предмет творческого сотрудничества. Просили принять участие в подготовке ХIV-го Съезда учителей республики. Давно назрела необходимость разработки учебных пособий по новому направлению внедрения этнопедагогических технологий.

Мы создали группу “Кут Дабаан” – для того, чтобы из Якутии инициировать Всероссийское общественное движение за экодуховное созидание жизни. Экодуховность как парадигма природо-центристского понимания мира может стать национальной идеей духовного возрождения России и экологического выживания всего человечества в целом.

Ход работы широко освещался на НВК «Саха» и в центральных газетах республики – «Кыыме» и «Якутии», интернет-издании «Aartyk.ru», соцсетях. Мои лекции слушали на двух языках по передачам «Якутия24» и «Сэсэн Сирэ».

Выражаю сердечное спасибо-махтал, свою любовь-таптал тем землякам, родным и близким, которые проявили всплеск активности в поддержке моего итогового проекта и зажгли во мне огонь творческого вдохновения. Это было чудо общения с родным народом.

Вы укрепили мою надежду еще задержаться в этом мире для того, чтобы довести свой заветный проект до завершения. Решил это знаковое событие зафиксировать в отчете, получается солидная книга «Якутия – оплот экодуховного созидания биосферной колыбели жизни на земле».

Оставить комментарий

Войти с помощью: