Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Нюрбинцы встали на защиту памяти Степана Васильева

Соратник Аммосова, Ойунского, Барахова и Аржакова, принимавший участие в установлении Советской власти в Якутии, арестованный белогвардейцами за нелегальную работу, стоявший у истоков государственности Якутии и ее золотой промышленности Степан Васильев незаслуженно исключен из числа отцов-основателей Республики. Так считают руководители и депутаты Нюрбинского улуса. Они уверены, что в этом историческом споре необходимо поставить законодательную точку.

«Считаем необходимым и своевременным организацию и проведение на площадке Ил Тумэна научного, общественного обсуждения принятия закона РС (Я) об определении исторических личностей, стоявших у истоков государственности Республики. Мы, безусловно, признаем вклад Максима Аммосова, Платона Ойунского, Степана Аржакова, Исидора Барахова. Но также твердо уверены, что имя нашего земляка, выдающегося якутского общественного и политического деятеля Степана Васильевича Васильева должно быть законодательно закреплено в плеяде этих великих сынов Республики».

Под этими словами подписались глава Нюрбинского улуса Алексей Иннокентьев, все 19 глав поселений и районные депутаты. Обращение адресовано председателю Ил Тумэна и народным депутатам Якутии.

Авторы подчеркивают: «С сожалением должны констатировать, что порою имя нашего великого земляка незаслуженно игнорируется в ходе торжественных мероприятий, посвященных государственности Якутии. Считаем, что 100-летие Республики является достойным поводом для восстановления исторической справедливости. Принятие соответствующего закона РС (Я) подведет научно обоснованную черту под этим вопросом, прекратит разного рода спекуляции и воздаст должное памяти Степана Васильевича и других отцов-основателей государственности Республики». (см. видео ниже)

На фото: стенд в Малыкайском музее имени С.Васильева

Инициатором обращения выступил глава улуса Алексей ИННОКЕНТЬЕВ:

– Для всех нюрбинцев имя Степана Васильева священно. При подготовке обращения я консультировался со многими людьми, в том числе проживающими за пределами улуса. И они, безусловно, его поддерживают. У нас не было какой-то дискуссии по поводу данного предложения – все нюрбинцы готовы под ним подписаться.

– Что даст принятие закона об отцах-основателях Республики?

– Закон должен навсегда определить, кто стоял у истоков государственности Якутии и воздать должное отцам-основателям. Считаю, в нем должны быть прописаны положения о присвоении их имен улицам, учреждениям, государственным премиям и наградам. Нельзя переписывать историю, давайте поставим здесь точку. Степан Васильевич заслуживает быть признанным на государственном уровне. К сожалению, сейчас мы это не всегда видим.

 

Обида нюрбинцев на короткую историческую память Республики отчасти оправдана. Да, в 2016 году, когда со дня рождения Степана Васильева исполнилось 120 лет, во дворе Комдрагмета ему открыли памятник. Но это заслуга не республиканских властей, а директора предприятия и родственника юбиляра Карла Васильева. Тогда на митинге пообещали установить мемориальные доски в Москве и Алдане, где также работал великий сын Нюрбинского улуса. В Москве исполнили, а до Алдана руки не дотянулись. Вот и теперь к 100-летию Республики на улицах Якутска установили баннеры отцов-основателей Аммосова, Ойунского, Барахова и Аржакова…

Между тем, на родине Степана Васильева его именем названы главная улица Нюрбы, площадь, первая школа. А в селе Малыкай, вблизи которого родился Васильев, есть конезавод его имени и историко-краеведческий музей.

Директор музея Александр ИЛЬИН-ЕГОРОВ объяснил, почему некоторые стараются забыть их земляка:

– В 1915 году Степан Васильев поступил в Якутскую учительскую семинарию, где вместе с Аммосовым, Ойунским, Аржаковым, другими будущими видными политическими деятелями республики посещал подпольный кружок Емельяна Ярославского. Там все они и получили революционные знания.

Когда же создавалась автономия, губревком находился в Иркутске. Якутск не мог напрямую разговаривать с Москвой, а только через Иркутский комитет. Понятно, что такое положение Якутию не устраивало, и Москва дала согласие на автономию. Но было условие: чтобы инициаторами выступили не отдельные люди, а решением большого собрания. По правилам один доклад должен быть за, а другой против автономии. Потом обсуждение и голосование.

Степан Васильев по характеру был самым уравновешенным, остальные все пламенные-пламенные революционеры. Поэтому Аммосов попросил Васильева выступить с докладом против автономии: «Понимаю, что задача сложная, но возьми ее на себя, Степан». Васильев взял эту ответственность, выступил с докладом, но в итоге голосовал за автономию. Потом некоторые историки на основании этого доклада стали говорить, что Степан Васильев был против и принижать его роль. Хотя в те времена всем было ясно, на чьей стороне Степан Васильев.

В итоге у Аммосова, Ойунского, Барахова есть свои музеи государственности республики. Они строились за счет государства и также содержатся. А наш Малыкайский историко-краеведческий музей имени Степана Васильева в 2006 году построили на деньги, которые собрали жители села, сами его строили, приносили экспонаты. И содержится он на деньги местного бюджета.

На фото: ковер с портретом Степана Васильева, экспонат Малыкайского музея

Егор АНТОНОВ, кандидат исторических наук:

– Степан Васильев, как и Ойунский, Аммосов, Барахов, Аржаков, Мегежекский, Винокуров, стоял у истоков национальной государственности Якутии в форме автономной республики, внёс огромный вклад в её социально-экономическое и культурное развитие. Память о них будет жить среди народов Республики. На счёт принятия специального закона об отцах-основателях Якутской республики не знаю, так как не припоминаю, имеются ли аналогичные положения в других республиках РФ. Это вопрос политический. Но исторически Васильев достоин называться отцом-основателем.

Федор ГРИГОРЬЕВ, шеф-редактор АО «Сахамедиа», уроженец Нюрбы:

– По содержанию обращение абсолютно верное. Ведь Степан Васильев фактически установил Советскую власть в Якутске. Аммосов, Ойунский Аржаков появились позже. Был первым, кто с оружием в руках боролся с белыми. По свидетельствам историков, Максим Аммосов побаивался его и Исидора Барахова. Пресловутое землячество было и тогда, ведь Васильев и Барахов были вилюйскими и ментально отличались от более мягких центральных. По большому счету, Аммосов, Аржаков просто развивали то, что сделали Васильев и Барахов.

Справка:

Степан Васильевич Васильев родился 28 декабря 1896 года в Бордонском наслеге Вилюйского округа в семье бедняка-скотовода. После окончания Мегежекской начальной церковно-приходской школы в с. Малыкай и Нюрбинского двухклассного училища в 1915 г. поступил в Якутскую учительскую семинарию.

Принимал активное участие в создании нелегальной боевой дружины в Якутске. По её поручению выезжал навстречу красногвардейскому отряду Рыдзинского, который сумел 1 июля 1918 г. без кровопролития освободить Якутск от белогвардейцев и впервые установить Советскую власть в Якутии.

Васильев активно участвовал в советской работе. Во время контрреволюции был арестован и сидел в тюрьме в Якутске, затем с декабря 1918 г. по декабрь 1919 г. был заключён в Иркутской тюрьме. После освобождения направлен Иркутской парторганизацией в Прибайкалье на нелегальную работу в тылу Колчака, принял участие в разоружении штаба отряда генерала Семёнова.

Васильев является одним из организаторов Иркутского комсомола. Возвратившись в Якутию, начал здесь создавать комсомольскую организацию. С июня 1920 г. по февраль 1921 г. работал председателем бюро Якутской губернской организации РКСМ, с февраля по август 1921 г. — заведующим отделом пропаганды и агитации обкома РКП(б), одновременно являлся членом Губбюро РКП(б), Губревкома.

С сентября 1921 г. по август 1925 г. учился в Москве в Коммунистическом Университете им. Я. М. Свердлова. После окончания учёбы ЦК ВКП(б) направил его в Якутию наркомом рабоче-крестьянской Инспекции, затем был избран председателем Областной контрольной комиссии ВКП(б).

В апреле 1926 г., по предложению М. К. Аммосова, направлен в длительную командировку в Алдан для организации треста золотодобывающей промышленности. После возвращения из Алдана его командировали в Москву по делам организации Союзного треста «Якутзолото». Из Москвы вернулся в сентябре 1927 г. и был назначен исполняющим обязанности председателя Совнаркома Якутской АССР. На этой должности работал до марта 1928 г. Член Центральной контрольной комиссии ВКП(б) (1927—1934).

По рекомендации Серго Орджоникидзе, с сентября 1928 г. по июль 1930 г. работал членом партколлегии в Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б). С июля 1930 г. – руководитель группы цветных металлов ЦКК рабоче-крестьянской инспекции СССР. 12 апреля 1931 г. Васильев избран председателем ЦК Союза рабочих добычи и обработки цветных металлов и золота, где работал до 1934 г. Затем вплоть до апреля 1939 г. работал руководителем группы тяжёлой промышленности Комиссии партийного контроля при ЦК РКП(б). С мая по ноябрь 1939 г. – директор 2-го авторемонтного завода г. Москвы.

6 ноября 1939 г. арестован и необоснованно обвинён, как один из создателей и руководителей «центральной якутской буржуазно-националистической организации в Москве», в шпионаже в пользу Японии, во вредительстве и т. д. Погиб в лагере политзаключённых в п. Канин Нос Коми АССР (ныне г. Печора) 26 октября 1943 года. Постановлением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 18 августа 1956 г. Васильев был реабилитирован.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

 

 

 

 

 

Один комментарий к статье: “Нюрбинцы встали на защиту памяти Степана Васильева

  1. Администратор

    Дешёвый популизм! Заказной материал. Иннокентьев пиарится

Оставить комментарий

Войти с помощью: