Skip to content

АНОНС !!!

Век авиации республики. О развитии воздушных перевозок от Максима Аммосова до авиакомпании «Якутия»

К юбилею ЯАССР вспоминаем основные вехи становления гражданской авиации в регионе

То, что для Якутии, отличающейся от остальных регионов мира огромными расстояниями и оторванностью от основных транспортных магистралей, крайне важна авиация, говорилось множество раз. Актуальность данного вопроса была отмечена еще отцами-основателями республики в первые годы установления советской власти. В день 100-летия Якутской автономной советской социалистической республики мы вспоминаем основные вехи становления гражданской авиации в регионе: от мечты молодых революционеров до предмета гордости целого региона.

Первые шаги в небо

Утром 8 октября 1925 года на Даркылахской переправе возле Якутска наблюдалось большое стечение народа. Все толпились вокруг невиданного доселе устройства – аэроплана. Говорили, что благодаря этому новшеству громадные расстояния, которые преодолевались за дни и недели, теперь могут быть покорены за считанные часы. Вот-вот должна была начаться история авиации Якутии.

Первым самолетом в небе молодой республики стал одномоторный биплан «Сопвич» (полное название – One Half Strutter Sopwith) — подобные машины выпускались Британией в качестве разведывательных самолетов и легких бомбардировщиков для использования на фронтах Первой мировой войны. Далее по лицензии они производились уже на территории Российской империи и возникшей затем РСФСР.

Петр Фадеев

«Сопвич» являлся типичным для своего времени цельнодеревянным бипланом с полотняной обшивкой. Передняя часть фюзеляжа за капотом покрывалась алюминиевыми листами. Съемный капот ротативного мотора также выколачивался из алюминия. Кабины пилота и летнаба были разнесены по фюзеляжу на полтора метра, а между ними помещался топливный бак. В целом, «Полутаростоечный Сопвич» представлял из себя наиболее массовый и распространенный самолет первой четверти XX века, после войны превратившийся в рабочую лошадку для связи между обширными регионами Страны Советов.

О необходимости появления воздушного сообщения с первых дней образования Якутской АССР утверждали руководители республики Максим Аммосов, Платон Ойунский, Исидор Барахов и Степан Аржаков. Якутия остро нуждалась в прорыве транспортной изоляции от центров экономического и культурного развития. Уже 19 октября 1923 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил трехлетний ориентировочный план открытия воздушных линий в стране, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке.

В рамках этого плана возникла договоренность с Союзом обществ друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР (Авиахим) о доставке одного биплана. Самолет привезли в Якутск 4 октября 1925 года на барже из Иркутска. Выгрузкой и сборкой руководили прибывшие вместе с ним механик Иван Михайлов, ответственный инструктор Сибирского общества друзей воздушного флота Борис Масленников и знаменитый летчик Пётр Фадеев. Первый полет назначили на 8 число.

Взревев двигателем биплан взял разгон на ровной площадке у Даркылахской переправы и взмыл в небо под восторженные крики собравшейся публики. «Тысячи глаз сверлили небо, где, жужжа, летела стальная птица – дорогой гость Якутии, аэроплан Сибавиахима», — написали затем в следующем номере газеты «Автономная Якутия».

Петр Фадеев после нескольких минут полета посадил биплан на Зеленый луг. Здесь, также при большом стечении народа, были сделаны известные всем любителям авиации фотографии.

Первый полёт

Руководство республики и сотрудники Сибавиахима

В честь первого полета на Зеленом лугу состоялся митинг, на котором с приветственным словом выступили инструктор Сибавиахима Борис Масленников, а также председатель Якутского ЦИК Платон Ойунский и председатель Совнаркома ЯАССР и Якутского отделения Авиахима Максим Аммосов. Они призвали население активно провести сбор средств на постройку самолета для Якутии.

Помимо прочего, Платон Ойунский стал одним из первых пассажиров биплана. Вместе с ним такую честь разделили участник Гражданской войны в Якутии, кавалер ордена Красного знамени Г. Егоров и крестьянка А. Дмитриева.

 Появление аэроплана знаменует собой слишком много для республики, что в недалеком будущем с помощью самолетов учатся преодолеть изоляцию Якутии от культурных и экономических центров России

Максим Аммосов, 8 октября в газете «Автономная Якутия»

Спустя четыре дня, 12 октября 1925 года, «Сопвич» совершил первый полноценный полет по маршруту Якутск–Покровск–Якутск с одним пассажиром на борту. Первые пассажиры могли выиграть билет на полет на самолете, купив специальные лотерейные билеты. Лотерею организовал Якутский Авиахим.

На летчиков «Сопвича», кроме выполнения первых полетов в Якутии, возлагались и образовательные функции. Так, в период с октября по ноябрь 1925 года летным составом «Сопвича» прочитано 27 лекций, проведены месячные курсы по авиаремонту для якутской учащейся молодежи и педагогов.

Первым летчиком, представляющим якутский народ, был Алексей Торговкин – выпускник Военно-теоретической школы ВВС в Ленинграде и слушатель Военной школы летчиков в Борисоглебске. Служил в 24-й авиаэскадрилье, а затем в 7-м отдельном авиаотряде.

29 августа 1928 года была официально открыта воздушная линия Иркутск – Якутск – первая в СССР регулярная линия, проходящая над районами Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Полеты выполнял пассажирский гидросамолёт Ю-13 «Моссовет». Аэропортов еще не было — для взлёта и посадки использовали водную гладь реки Лены и её притоков.

Всего через десять лет после первого полета самолета был введен в строй постоянный Якутский аэродром на месте существующего ныне. Уже построены ангар на два самолета, тепляк для разогрева мотора и водомаслогрейка. Также были открыты регулярные рейсы между Якутском и Алданскими приисками, оборудованы площадки в Намском, Таттинском, Чурапчинском, Амгинском районах, гидропорты в Сангаре, Чурапче, соединяющиеся воздушными линиями с Якутском. В 1937 году уже были открыты новые авиалинии Якутск – Верхоянск — Казачье – Тикси, Якутск – Нюрба.

Так Якутия приобщилась к большим возможностям, что дала человечеству гражданская авиация, а в якутских сёлах мальчишки уже начали грезить профессией летчика.

 

Символ авиации воздушной республики

В то время, когда молодые руководители республики только начали работу над созданием воздушного флота Якутии, в селе Иннях Олекминского улуса уже подрастал мальчик, с чьим именем и будет в основном ассоциироваться история авиации региона. Валерий Кузьмин был в числе первых покорителей якутского неба, перегонял военные самолеты из Аляски на фронт в ходе Великой Отечественной, а также оставил огромное наследие в качестве организатора работы воздушного транспорта республики.

В 20-е годы, когда Валерий был еще ребенком, в селе представления о самолёте были смутными. По словам самого Кузьмина, когда он впервые увидел летающее в небе нечто, то испугался. Причем подобная реакция была не только у него одного: «В этот момент мать спрятала меня под юбку, а сама дрожала от страха. В селе тоже был переполох — инняхцы, услышав самолёт, бросились врассыпную».

Это событие, оставив неизгладимое впечатление у юного якутянина, повлияло на его дальнейшее увлечение небом. Валерий Кузьмин начал мечтать о полётах, что поощрялось царившей в обществе 1930-х атмосферой: страна начала активную кампанию по привлечению молодежи в конструкторы и пилоты.

В 1933 году, окончив Дельгейскую семилетнюю школу, Валерий по рекомендации комсомола поехал на учёбу в столицу республики. Сначала поступил в Якутский техникум пушно-мехового хозяйства, однако осенью 1935 года записался в открывшуюся лётно-планёрную школу по подготовке инструкторов-планеристов. Через год он отправился в Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. По возвращению в Якутск был назначен командиром звена Якутского аэроклуба.

Один из первых пилотов из народа саха

Рабочие будни

Молодой летчик, которого высоко оценили преподаватели, на протяжении нескольких последующих лет сам активно готовил будущих летчиков. В эти годы на него уже начали возлагать большие надежды, связанные с дальнейшим расширением авиационной инфраструктуры в регионе.

Однако мирному течению жизни помешала война. Услышав о вероломном нападении фашистской страны на Родину, Валерий Кузьмин несколько раз подал прошение о переводе на фронт, однако ему отвечали отказом – хорошие пилоты и логисты были нужны и в тылу.

В середине 1942 года, когда руководство СССР смогло договориться с союзниками о поставках по ленд-лизу, приказом начальника Якутской авиагруппы Кузьмин был переведен в состав особой воздушной авиалинии. В группе из четырех опытных пилотов его отправляют на выполнение особо важной государственной задачи на изыскание мест строительства аэродромов будущей перегоночной трассы «Аляска – Сибирь».

За четыре месяца в труднейших природно-климатических условиях проектировщики изыскали более десятка мест будущих аэродромов на неосвоенных территориях северо-востока страны. Далее Валерий Кузьмин стал одним из первых пилотов воздушной трассы Красноярск–Уэлькаль, по которой перегонялись боевые и транспортные самолёты. Условия полётов на трассе были очень сложные, не обходилось без лётных происшествий и трагических событий. Кузьмин нередко вылетал на поиски пропавшего самолёта.

Первое послевоенное пятилетие – годы становления Кузьмина как командира воздушного судна различных типов самолетов, освоенных им: С-47, ТС-62, Ли-2 и Ил-12, на которых он ежегодно налётывал по 600 – 800 часов.

Имя Валерия Кузьмина неразрывно связано с историей разведки алмазоносных месторождений, обслуживанием дрейфующих полярных станций, полётами по новым авиатрассам республики. Валерий Ильич принимал непосредственное участие в освоении самолетов Ил-14, Ан-12, Ан-24, Ан-26 в суровых условиях Севера. За свою более чем 35-летнюю работу пилотом Валерий Ильич освоил 13 типов летательных аппаратов. Ещё в 1958 году он стал лётчиком–трижды миллионером (налетал три миллиона километров).

Он был первым из якутских летчиков, назначенных на должность командира отряда с особой спецификой работы в Арктике. Начальство, изумленное успехами Валерия Кузьмина, в 1969 году назначает его руководителем Якутского объединенного авиапредприятия.

Под руководством Валерия Ильича в Якутии была произведена замена огромного парка устаревших поршневых самолётов на турбовинтовые и турбореактивные Ан-24, Ан-26, Ан-12, Як-40, расширена география полётов, осуществлена масштабная реконструкция аэропорта Якутск, подготовлена производственная база и персонал для приёма самолётов I класса — Ту-154 и Ил-76.

Валерий Ильич жил решением производственных и социальных проблем коллектива. Его рабочий день начинался в семь утра с обхода всех служб и заканчивался к девяти вечера. Благодаря общению с работниками он знал все, что происходит в коллективе. У него был в высшей степени демократичный стиль работы, он был доступен каждому сотруднику, любому пассажиру. Он никогда не повышал голос, всегда помогал людям. Особое внимание он обращал на молодых специалистов. Руководителям подразделений давал максимальную самостоятельность

Михаил Васильев, заслуженный работник транспорта ЯАССР

До 1981 года продолжал Валерий Ильич бурную деятельность, пока по состоянию здоровья не пришлось оставить должность. Однако, во многом благодаря ему в 80-е годы началось строительство и оснащение современным оборудованием цехов и лабораторий авиационно-технической базы, объектов связи и радионавигации. Его дело продолжили и расширили ученики и последователи.

Сейчас в Якутске имя легендарного летчика присвоено улице, площади и средней школе № 30. Также имя «Валерий Кузьмин» носили теплоход, приписанный к порту Тикси и самолеты авиакомпании «Якутия».

Современная легенда

Пока Валерий Кузьмин деятельно обустраивал авиацию республики, в Якутии динамично росло количество высококвалифицированных авиаторов. Новые покорители небес заражались примером героического поколения 1930-40-х и массово шли в бурно развивающуюся отрасль. Зачастую сыновья и дочери шли в авиацию вслед за родителями. Примером этого является заслуженный пилот Российской Федерации, руководитель летно-методического отдела авиакомпании «Якутия» Сергей Алексеевич Юхин – представитель видной династии авиаторов республики.

Юхин Алексей Митрофанович

Сергей Алексеевич имеет почти полувековой стаж работы в отрасли. Он – сын Алексея Митрофановича Юхина, который во время Великой Отечественной войны трудился на авиационном заводе №18, собирая легендарные фронтовые штурмовики Ил-2.

После долгожданной Победы Алексей Юхин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Затем, окончив Егорьевское авиационное техническое училище, по распределению прибыл в Якутск и в 1949 году был принят авиатехником в линейную эксплуатационно-ремонтную мастерскую Якутского управления ГВФ. Еще в Егорьевске, во время учебы, он познакомился с Тамарой Андреевной, которая позже стала его супругой и последовала за мужем в далекую Якутию. Она много лет проработала в Якутском управлении гражданской авиации.

В 1951 году Алексей Юхин становится бортмехаником и, начиная с самолета Ли-2, летает в составе экипажа на различных типах воздушных судов – Ил-14, Ан-24 по всей республике. Выйдя на пенсию в 1983 году, Алексей Митрофанович все же не смог жить без авиации и трудился авиатехником аварийно-спасательной службы АТБ Якутского объединенного авиаотряда.

Сергей Юхин еще с детства решил для себя, что последует по стопам родителей. После школы он поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации в Оренбургской области. По завершению учебы начал свою летную карьеру вторым пилотом воздушного судна Ан-2 в Маганском авиаотряде в 1973 году. Затем перевелся в Якутский объединенный авиаотряд. За годы работы прошел путь от второго пилота до командира авиаэскадрильи и успешно освоил такие типы воздушных судов, как Ан-2, Л-410, Ан-24, Ту-154, Boeing-757.

Юхин Сергей Алексеевич

Сергей Алексеевич был одним из первых якутян, допущенных к стажировке в Шереметьевском объединенном отряде, базировавшимся в Москве. По итогам работы он был допущен к международным полетам.

Уже в постсоветский период, а если быть точнее, то в 1997 году Сергей Алексеевич стал заместителем командира эскадрильи, выполняющей международные рейсы, затем через какое-то время эскадрилью снова объединили. Юхин становится пилотом — инструктором, а в 2007 году — командиром авиаэскадрильи Ту-154 авиакомпании «Якутия».

Сегодня Сергей Алексеевич трудится в качестве руководителя летно-методического отдела «Якутии». Он отвечает за организацию обучения авиационного летного персонала «Якутии» и в 2021 году за заслуги в освоении авиационной техники, высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную работу президент Российской Федерации своим указом присвоил Сергею Юхину почетное звание «Заслуженный пилот Российской Федерации».

Профессионализм и ответственность Сергея Алексеевича, самообладание в сложных ситуациях, прямота и справедливость в решениях – благодаря этим качествам он заслужил искреннее признание и уважение коллег.

Под его началом пилоты хорошо отрабатывали практическую часть — он передавал управление самолетом, много знал, много рассказывал, советовал. К тому же за экипаж и коллектив Юхин всегда стоит горой, что вызывает уважение. Это человек, который раньше всех приходит на работу, и позже всех уходит. Мы с коллегами равняемся на него. Очень порядочный, честный, высокопрофессиональный. Считаю Сергея Алексеевича честью и совестью летной службы нашей авиакомпании.

Андрей Семенов, командир эксадрильи АК «Якутия»

Мудрым наставником Сергей Алексеевич является не только в профессиональной деятельности – благодаря его влиянию, по стопам отца последовали и сыновья – Сергей и Алексей.

«Мы жили в районе якутского аэропорта, росли в авиационной среде, каждый день видели взмывающие самолеты и наших родителей — у многих одноклассников они были авиаторами. Да и дед с отцом — живые примеры для подражания. У нас дома всегда было много литературы по авиационной тематике и по английскому языку — можно отдельную библиотеку открывать», — сообщил пилот-инструктор первой эскадрильи Boeing авиакомпании «Якутия» Сергей Сергеевич Юхин. Его младший брат Алексей Юхин тоже авиатор — трудится в наземной службе аэропорта «Якутск».

Семья Юхиных символизирует преемственность поколений и преданность авиаторов своей профессии.

Авиакомпания «Якутия»

Созданная в 2003 году на базе двух предприятий авиакомпания «Якутия» стала затем одной из крупнейших авиакомпаний Дальнего Востока, национальным оператором воздушного транспорта Республики Саха (Якутия). За прошедшие с того момента годы воспользовались услугами авиаперевозчика свыше 13 млн пассажиров, что для региональной авиакомпании является знаковым показателем.

Со дня создания акционерное общество «Авиакомпания «Якутия» прошло путь по внедрению в эксплуатацию целого ряда самолетов отечественного и иностранного производства: Ту-154, Ан-24, Boeing-757, Boeing-737, Bombardier Q400. «Якутия» стала первой из дальневосточных авиакомпаний, которая освоила новый отечественный самолет Sukhoi SuperJet 100, а также стала пионером по части эксплуатации воздушных судов Bombardier Q300 в субъектах Дальневосточного федерального округа.

Экипаж первого рейса авиакомпании «Якутия» вместе с заместителем председателя правительства Республики Саха (Якутия) Артуром Алексеевым

Самолеты авиакомпании «Якутия» в аэропорту «Якутск» в 2003 году

Сегодня флот авиакомпании состоит из таких типов воздушных судов, как магистральные лайнеры Boeing-737 (-700, -800), ближнемагистральные самолеты Sukhoi SuperJet 100 и региональные турбовинтовые самолеты Bombardier Q300.

Важно отметить, что авиакомпания на протяжении всех 19 лет существования продолжает нести определенную социальную нагрузку, осуществляя перелеты в арктические районы республики, куда зачастую не летают никакие другие перевозчики. К этому же можно отнести еще один аспект деятельности авиакомпании «Якутия» — это выполнение полетов по субсидируемым тарифам в рамках государственной программы обеспечения доступности воздушных перевозок для льготных категорий населения (молодежь, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи).

Мы сейчас гордимся нашими профессионалами, которые могут взлетать и садиться на взлетно-посадочную полосу в экстремальных природных условиях, могут обслуживать воздушные суда в жару и мороз, а также могут конкурировать с крупнейшими авиаперевозчиками России. Умение работать в любых условиях – визитная карточка нашей «Якутии»

Айсен Николаев, глава Якутии


Таким образом, на протяжении целого века авиационная отрасль Якутии развивалась и продолжает развиваться благодаря преданным своему делу людям, понимающим, что бескрайний северный простор можно покорить только с помощью воздушных судов. Максим Аммосов, Платон Ойунский, Валерий Кузьмин, Сергей Юхин, Иван Простит и многие другие пилоты, инженеры, бортпроводники, работники наземных служб, менеджеры – каждый, кто имел и имеет отношение к воздушному флоту республики на протяжении его долгой истории, заложили кирпич в крепкую основу современной якутской авиаотрасли. Несмотря на все нынешние испытания, гражданская авиация Якутии будет развиваться и процветать.

Материал подготовлен пресс-службой авиакомпании «Якутия»

При подготовке материала были использованы труды М.Е. Васильева, И.Е. Негенбли, О.А Бекеневой

Оставить комментарий

Войти с помощью: