Skip to content

АНОНС !!!

Креативной индустрии – конец? Как будут выживать якутские блогеры и маркетологи

Текст: Александра АЛЕКСАНДРОВА

YAKUTIA.INFO. Круги по воде из-за событий, начавшихся 24 февраля 2022 года, достигли представителей креативной экономики. 4 марта корпорация Google отключила контекстную рекламу. На следующий день к такому решению прибегла Meta и приостановила таргетированную рекламу в Facebook, Instagram. 6 марта TikTok запретил вести прямые трансляции и загружать новый контент пользователям из России. 8 марта в медиа заговорили о возможной блокировке Youtube. Якутские блогеры и маркетологи рассказали «Якутия.Инфо», как новая реальность повлияет на их деятельность.

#Instagram

Одна из самых популярных инфлюенсеров в Якутии Мария Столярчик не теряет оптимизма. Она говорит, что даже «в такие моменты» инстаграм не перестанет работать. Хотя, по ее мнению, возможно, рекламы и возможности заработать на ней станет меньше. В отсутствие таргетированной поднялся спрос на рекламу от блогеров. «Многие из-за этого подняли цены в два-три раза. Но наше комьюнити решило поддержать предпринимателей, предложило скидки, — рассказывает Мария. — Думаем, что даже можем рассчитываться бартером, например – чтобы наш малый и средний бизнес комфортнее пережил эти времена». Столярчик призывает других блогеров следовать их примеру.

Блогер планирует запустить Youtube-канал. Она уточняет, что монетизация контента на видеохостинге ее не интересует. Концепт ее нового контент-продукта — это встречи с интересными людьми, разговоры о путешествиях и успехе за приготовлением вкусной еды. Блогер считает, что жизненные обстоятельства вынуждают ее запустить проекты, до которых у нее не доходили руки. Так было с кулинарными онлайн-курсами во время пандемии, а теперь настала очередь видеоблогинга, говорит Мария.

Одна из самых популярных инфлюенсеров в Якутии Мария Столярчик не теряет оптимизма

«В любом случае я не пропаду. Я люблю свою аудиторию, мы друг друга не потеряем. Возможно, перейдем на другую площадку», — уверена Мария Столярчик. Сейчас блогер путешествует в Африке. Свои доходы от рекламы она не раскрывает, но говорит, что заработанные деньги покрывали ее ежемесячные расходы.

С приостановлением таргетированной рекламы, по мнению руководителя пиар-агенства Сахаайи Гоголевой, рекламная индустрия вернется к старым методам работы – к билбордам, баннерам на сайтах, рекламе в СМИ, ТВ-роликам. Хочется верить в лучшее и надеяться на то, что продвижение в инстаграме вернется, говорит она.

#Youtube

Но пока уровень неопределенности в индустрии высок. Кроме того, появилась информация, что совсем скоро будет заблокирован Youtube. Блогер Олесь Петрович говорит, что относился к Youtube как к иноагенту и всем советовал вести канал в качестве хобби, а не рассматривать блогерство как основной источник дохода. Он не раскрывает свои доходы от монетизации канала. Свой Youtube-канал, рассказывающий о Якутии, блогер развивает четыре года. Контент интересен более 390 тыс. пользователям. Ему понадобилось полгода, чтобы его аудитория из 500 подписчиков выросла до 50 тысяч. При этом он не боится того, что на другой платформе придется пройти такой же долгий путь.

«Риски есть везде. Было такое, что у меня сгорел бизнес полностью. В прямом смысле: сгорела станция технической поддержки вместе с пятью машинами клиентов. Так что я уже с таким сталкивался, когда все обнуляется», — говорит он.

Олесь Петрович говорит, что всем советовал вести канал в качестве хобби

К возможной блокировке западного видеохостинга надо относиться как к неизбежному, считает блогер. Более того, предприниматель, занимающийся грузоперевозками и ремонтом техники, уверен, что западные санкции послужат толчком для развития Якутии. «Мы будем торговать с Китаем. Пойдет в пользу проект “Дальневосточный гектар”. У нас строятся дороги и мосты. Бизнесмены, которые жаловались, что у них капусту не берут, найдут покупателей. Думаю, что всё будет прекрасно», — считает Олесь Петрович.

Не таким радостным будущее кажется авторам Youtube-канала «Бай Балалай», активная работа над которым пришлась на время локдауна. Результатом многочисленных экспериментов стал уникальный формат, предполагающий откровенные разговоры на камеру между близкими родственниками и партнерами, что для жителей нашего региона большая редкость.

Канал помогал авторам получать заказы на рекламные проекты, съемки для личного архива. «Через него складывался наш заработок, это основное наше дело», — говорит автор проекта Максим Ю-Ци-Фа и добавляет, что Youtube может заблокировать как государство, так и сама корпорация. Хотя доход от канала был и небольшой, но его хватало на то, чтобы оплачивать кредит за видеокамеру.

Не таким радостным будущее кажется авторам Youtube-канала «Бай Балалай»

Создавшиеся условия заставляют «Бай Балалай» искать другие способы для заработка. Предприниматели думают над тем, чтобы заниматься организацией выездных вечеринок для компаний. «Останемся верны себе и постараемся доставлять людям эмоции, — рассказывает Максим. — Надо надеяться на лучшее, но верить в худшее. Поэтому ищем запасные пути». Он говорит, что экономическая ситуация в стране меняется на глазах, последствием которой станет резкое ограничение рекламных бюджетов у компаний.

Тем не менее «Бай Балалай» раньше времени не намерен закрываться. «Ради наших постоянных зрителей будем работать, пока не упадут сильно просмотры. До конца намерены бороться за творчество, если государство нам это позволит», — отмечает Максим Ю-Ци-Фа.

Автор популярного канала «Клевая рыбалка» Вячеслав Бродников отказался от комментариев. Не захотел высказаться и самый популярный тиктокер из Якутии Панда Саха, аудитория которого достигает до 3,5 млн подписчиков.

#Реклама

Опрошенные нами маркетологи и smm-щики не опасаются потерять работу из-за сложившейся экономической ситуации в стране. Основатель агентства FOCUS Николай Макаров считает, что предприниматели постоянно сталкиваются с новыми вызовами и работают в условиях высокой конкуренции. Поэтому, по его мнению, к новым реалиям они также смогут приспособиться. В его smm-агентстве 17 сотрудников, средняя зарплата 45 тысяч рублей. Пока о сокращении штата работников речь не идет – напротив, в команду набирают новых людей. Выбор платформы для продвижения бренда зависит от масштаба бизнеса, говорит специалист. Местные крупные рекламодатели размещали информацию о себе сразу на нескольких площадках: Ykt, телевидение и соцсети. (Пока мы готовили эту публикацию, портал Ykt с 23-летней историей объявил о своем закрытии).

Пока мы готовили эту публикацию, портал Ykt с 23-летней историей объявил о своем закрытии

Такого же мнения придерживается Сахаайа Гоголева. Сейчас, по ее словам, специалисты в сфере маркетинга изучают возможности телеграма в качестве площадки для прямых продаж. Сахаайа говорит, что новая реальность не пугает, а, напротив, вдохновляет, поскольку предполагает изменения в методах работы. «Стопроцентно пиарщики будут нужны. Конкуренция будет расти с высокой скоростью. Бренду в любом случае нужно будет выделяться и продавать свои услуги и товар. Так что мы не останемся без работы», — уверена пиарщик.

По мнению Николая Макарова, точечные блокировки Роскомнадзора не смогут отменить желание людей потреблять информацию. Он считает, что сведения о компаниях и продвижение товара перейдет с привычных на новые площадки. Сахаайа Гоголева сообщила, что пересматривает контракты с контрагентами, потому как реклама, кроме инстаграма, будет размещаться во Вконтакте, Одноклассниках, Телеграме.

По поводу скептического мнения о том, что людям и бизнесу из-за ухудшения финансового положения будет не до потребления и продвижения рекламы, Макаров говорит: «Месяц назад по дорогам Якутска ездил только один трехсотый “крузак”, сейчас их пятеро. Многие ходят с “айфонами” в модной одежде. Не знаю, будет ли у людей меньше денег. Возможно. Но тогда мы подумаем насчет новой стратегии». Сахаайа Гоголева оставила этот вопрос без ответа.

Сахаайа говорит, что новая реальность не пугает, а, напротив, вдохновляет

#Прогнозы

Разделить позитивные мысли маркетологов, как бы этого ни хотелось, не получается. Контекстная реклама Google, которая сейчас приостановлена, давала небольшим редакциям возможность оплачивать гонорары авторам. Например, при 10-тысячной посещаемости в день можно было заработать в месяц 80-100 тысяч рублей по старому курсу доллара. На отечественной площадке «Яндекс» тоже можно настроить рекламу, чтобы получать дополнительный доход. Но какова будет продуктивность от нее, пока непонятно.

Об этом говорят и эксперты. Автор Telegram-канала «Русский маркетинг» Семён Ефимов сообщил vc.ru, что эффективность кампаний в «Яндекс», VK и TikTok измерять трудно — всё зависит от настроек, рекламируемого объекта и креативов. К тому же отсутствие выбора может повлиять на рост стоимости рекламы.

В то же время экономисты дают надежду в какой-то мере согласиться с позицией якутских маркетологов, которая заключается в том, что бизнес будет подстраиваться под реалии и по-прежнему захочет заказывать рекламу. «По уровню изоляции Россия приближается к Советскому Союзу. Какие-то элементы кризиса из-за развала Советского Союза могут быть. Но надо понимать не в таком масштабе. Российская экономика все-таки кривая, косая, но рыночная. Рыночные экономики гораздо более гибкие, подстраиваются под внешние шоки, хоть как-то они реагируют», — сказал в комментарии «Редакции» ректор РЭШ Рубен Ениколопов.

Делать какие-либо прогнозы в мире, где после начала военной операции на Украине, запущен быстро обновляющий режим событий, не представляется возможным. 6 марта TikTok приостановил возможность российским пользователям публиковать новое видео. 10 марта видеохостинг YouTube полностью приостановил все функции монетизации для российских пользователей, включая подписку Premium, Music Premium, спонсорство, суперчат, суперстикеры и «мерч». А сегодня информагентства со ссылкой на пресс-секретаря компании Энди Стоун сообщили, что Meta временно сняла в Facebook и Instagram запрет на призывы к насилию против российских военных, но не против гражданского населения России. Это вероятнее всего повлечет ответную реакцию Роскомнадзора.

Оставить комментарий

Войти с помощью: