
Якутск, которого больше нет. Квартал номер три
Сибирские города застраивались широко. При этом у каждого была своя архитектура, своя специфика домов и дворов. Обладал таковой и Якутск. Для этого обратимся к «Историко-графическому атласу города Якутска до 1917 г.», которую составил известный краевед Пантелеймон Попов. По нашей нумерации это будет третий квартал.
Чтобы представить внутренние строения жилого дома с участком в Якутске начала ХХ столетия, мы также почерпнули сведения из третьего тома сочинений историка Григория Андреевича Попова «История г.Якутска. 1632-1917 гг.». Каждому дому непременно отводился большой двор, в котором помещались необходимые хозяйственные постройки. Почетное место отводилось амбару. Поначалу они были небольшими, одноэтажными, но ко второй половине 19 столетия якутские купцы строили уже двухэтажные просторные строения со своей изумительной архитектурой.
Снимок сделан с колокольни Предтеченской церкви. Ныне на месте храма построена гостиница «Azimut» («Полярная звезда»). На дальнем плане виднеется Гостиный двор (пл.Ленина). Но для нас представляет интерес расположенное слева в кадре здание. Это «Дом Афанасьевых» конца 17 в. Высокая шатровидная четырехскатная крыша, фронтон с круглым окном, карниз из цельного бревна с желобами и валами, пристроенная кухня под трехскатной крышей – это характерные признаки домов кона XVII века.
Другую принадлежность якутского двора составляла баня. Отнюдь не простая в нашем сегодняшнем понимании. В банях устраивались две, иногда даже три комнаты, в которых нередко жили сами хозяева, отдававшие свои дома внаём, и другие жильцы. Еще одну интересную особенность сообщает для нашего журналистского исследования кандидат исторических наук Людмила Жукова. В каждом дворе старого города встречались одна или несколько юрт. Их тоже отдавали внаём или они служили помещениями для домашней челяди.
Вид на юго-западную часть города. Снимок сделан со смотровой каланчи Якутского полицейского управления, расположенного по улице Полицейской (Ярославского). Вдали виден Троицкий кафедральный собор и остатки разрушающегося острога (площадь Дружбы).
И, наконец, приметным атрибутом якутского двора выступал длинный навес, под которым стояли лошади и экипажи, хранились сено и дрова…
Никольско-Преображенская улица (Глухой переулок). В первом здании слева жил отбывавший ссылку в Якутске декабрист Александр Бестужев-Марлинский. Второй дом – известная «Соляная лавка».
Квартала под номером три до революции не существовало. Бурное развитие он получил лишь после нее. Здесь были представлены только лишь два дворовых участка, окруженные полем на пересечении Мархинской дороги (улица Дзержинского) и не существовавшей ранее современной улицы Пояркова.
На переднем плане справа красуется здание Русско-Азиатского банка, которое по праву считалось одним из самых примечательных сооружений досоветского времени. Банк осуществлял кредитование под залог недвижимости крупных торговых домов и отдельных купцов, аккумулировал на своих счетах временные свободные средства, за которые выплачивал 5 процентов годовых, в то время как за предоставленные кредиты взималось 8–12%. Пользоваться услугами отделения могли только крупные предприниматели, торговый оборот которых в несколько раз превышал объем предоставленной ссуды. Сегодня здесь находится филиал «Алмазэргиэнбанка», финансировавшего реставрацию здания.
Большой двор с разнообразными постройками принадлежал служащему Зенону Мельхиоровичу Новокрещенову, технику винного завода. Он принимал активное участие в модернизации городского хозяйства, устройстве паромного сообщения через Лену, электрификации Якутска и других делах. По отзывам горожан, человеком он был весьма скромного и симпатичного склада, пользовался большим уважением. Его жена красавица Лидия Жураковская успешно выступала в главных ролях на сцене Клуба общества взаимопомощи приказчиков.
Угол современных улиц Дзержинского и Пояркова. На этой территории и располагался квартал номер 3.
Другой двор принадлежал Ивану Васильевичу Сыроватскому. Долгое время он работал смотрителем, а затем начальником Якутской тюрьмы. С супругой Людмилой Николаевной Могилевой у них было пять очаровательных детей. Сыроватский был известен и как большой любитель-садовод. В частности, он единственный в городе, кто обсадил свой дом голубыми елями, которые со временем бурно разрослись.
После его смерти дом и другие строения были снесены и на их месте сооружено двухэтажное деревянное здание. Горожане, наверное, помнят, что в нем располагалось общежитие МВД (сгорело в 2005 г.). Сам Иван Васильевич Сыроватский был расстрелян красными в феврале 1920 года.
Георгий СПИРИДОНОВ
Снимки из фондов Национального архива РС(Я).
Продолжение. Начало: “Якутск – родной и незнакомый. Как он менялся из века в век” , “Многие помнят это здание, но мало кто знает, для чего оно строилось”