Skip to content

АНОНС !!!

Как жили и на ком женились политссыльные поляки в Якутии

Как известно, политические ссыльные в Якутии оказали большое влияние на местное население: образованные и грамотные люди, имевшие к тому же познания и в других областях науки, учили детей якутов грамоте, оказывали населению медицинскую помощь, вели изыскания и наблюдения по просьбе научных обществ. Об их жизни в якутской ссылке написано много.

Но если в советской периодике и в научно-популярных изданиях тех лет больше описывалась неустанная борьба политических ссыльных и местного населения против проклятого царского режима и полицейских «держиморд», то жизнь политссыльных среди местных в далекой Якутии описывалась не так подробно. Однако, несмотря на строгие запреты (ссыльным запрещалось официально жениться на местных женщинах), политические ссыльные неофициально женились, у них рождались дети.

Об этом свидетельствуют материалы из архивов, письма и дневники бывших политссыльных, исследования современных историков.

Женился на сестре жены ссыльного

Автор своего многолетнего и известного труда «Якуты», Вацлав Серошевский прожил в якутской ссылке 12 лет, с 1881 по 1893 годы. Отбывал ссылку в самых отдаленных округах Якутской области – Колымском и Верхоянском.

Вообще, в эти места, медвежьи уголки, ссылали народников и социал-революционеров, прибегавших в своей борьбе против царизма к террористическим методам – к взрывам, ограблениям банков, убийствам жандармов и высших чинов, к покушениям на них. Серошевского приговорили к 15-летней ссылке за причастность к убийству агента политического сыска также за хранение запрещенной политической литературы. В общем, обычные уголовные и политические статьи, по которым обвинялись народники и эсеры.

В ссылке в Верхоянске он познакомился с другим политссыльным поляком Яном Заборовским. Последний был женат на местной уроженке Слепцовой. А у нее была младшая сестра Анна. Политссыльный Серошевский влюбился в нее и они поженились.

«Я ближе познакомился с Анной, милой 20-летней девушкой, сестрой жены Яна и мы поселились вместе», – писал позже об отношениях и совместной жизни сам Серошевский. «В 1881 или в 1882-м у них родилась дочь Мария.

После неудачного побега весной того же года, Серошевского приговаривают и ссылают еще дальше на север – в Колымский округ. Именно на Колыме Серошевский напишет свой рассказ «Хаыйлах». Жена и дочь остаются в Верхоянске», – рассказывает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИГИ СО РАН Егор Антонов.

Зимой 1886/1887 в Хангаласском улусе заболевает и умирает жена Анна. Серошевский забирает дочь Марию к себе Баягантайский улус, куда его перевели по ссылке. Позже по настоянию его сестры, Серошевского переводят в Намский улус и несколько смягчают ему режим. В 1892 году ему выдают паспорт и право на свободное перемещение. В том же году он с дочерью Марией переезжает в Якутск, чуть позже в Иркутск.

В 1899 году в Польше Серошевский женился на Стефании Мяновской, от которой родились трое сыновей. Но своего первого ребенка – дочь Марию, он не забывает.

«Серошевский пытался привезти ее. На то время она окончила бухгалтерские курсы в Москве, но, судя по всему, на переезд к отцу она так и не решилась», – объясняет архивные находки про семейную жизнь Серошевского научный сотрудник ИГИ.

Приблизительно летом 1913 года, Мария навестила отца в Париже, но через несколько недель вернулась в Россию.

Все это время, Серошевский поддерживал связь с дочерью, работавшей учителем в Москве. Затем началась война. Об антифашистских взглядах Серошевского свидетельствует то, что после нападения Германии на Польшу в 1939, он выступил с призывом оказать агрессорам вооруженное сопротивление. Несмотря на это, Вторую мировую войну он прожил в Польше, в Варшаве.

В 1941 году с приближением немцев к Москве, его дочь Мария эвакуировалась из Москвы. Но после окончания войны никаких контактов отца с дочерью в СССР возобновить не удалось. После смерти жены в 1942 году, Серошевский переехал к сыновьям. Вацлав Серошевский умер в апреле 1945 года в возрасте 87 лет.

Историк: «Пекарский часто отсутствовал дома и не присутствовал при крещении детей…»

Другой политссыльный с польскими корнями – Эдуард Пекарский. Он тоже был неофициально женат на якутке, у них родились дети.

140 лет назад, в декабре 1881 года Пекарского – будущего составителя «Словаря якутского языка» – доставили в Игидейский наслег Ботуруского улуса (сейчас Таттинский) отбывать ссылку. Сперва его поселили в юрте смотрителя междворной станции. На тот момент Пекарскому было 23 года, он был холост. Спустя год, он построил себе отдельную юрту. Домработницей у него была молодая девушка – Анна Шестакова.

«С нею Пекарский прожил 13 лет, так и не вступив в законный брак. Поскольку они не были венчаны, то дети, родившиеся у Анны Шестаковой, были записаны как незаконнорожденные. Эти данные подтверждаются выписками из метрических книг Ытык-Кюельской Преображенской церкви», – поясняет кандидат исторических наук Татьяна Щербакова. Она работала и изучала личные фонды законной супруги Елены Андреевны Пекарской (Кугаевской), хранящимися в филиале Санкт-Петербурского филиала Архива РАН.

Согласно записям в метрических церковных книгах, дочь Сусанна родилась в июне 1894 года, сын Николай – в ноябре 1895 года. В разделе о родителях детей, записана только их мать: «Перваго Игидейскаго рода родовичка Анна Петровна Шестакова, православнаго вероисповедания. Дите незаконнорожденное», записано в церковной книге.

«Как известно, именно в 1894 – 1896 годах Эдуард Карлович, в составе Сибиряковской экспедиции, часто отсутствовал дома. Не присутствовал он и на крещении детей. Но на эти факты, пишущие о жизни Пекарского, внимания почему-то не обращают», – говорит исследователь архивных документов о Э.Пекарском.

При крещении девочку записали по фамилии матери – Шестакова, а мальчика по фамилии крёстника – Оросин. Кстати, детей крестил протоиерей Димитриан Попов.

Эдуарду Пекарскому, как грамотному студенту, проявлявшему интерес к изучению якутского языка, отец Димитриан Попов передал тетради с записанными в них якутскими словами. Впрочем, Пекарский начал изучать якутский язык вынужденно, так как среди якутов конца 19 века было мало понимавших и говоривших по-русски.

В продолжении материала о Э.К. Пекарском – как он усыновил детей Анны Шестаковой и почему он отказался от приемного сына и его судьба.

Аркадий ЛЕБЕДЕВ, Sakhaday.ru

Оставить комментарий

Войти с помощью: