Skip to content

АНОНС

Открылся   YouTube канал Тубсааны 

«Мертвые зоны»: столица республики рискует стать гетто из-за самолетов и наводнений. Большая часть Якутска оказалась непригодной для жилья.

 

Лариса Ноева.

14.09.2021 г.

 

На землях, которые оказались в зонах затопления, подтопления и седьмой подзоне приаэродромной территории, нельзя строить жилые дома, школы, детские сады и реконструировать объекты. Под новые ограничения попала практически большая часть Якутска.

В земельной структуре Якутска ажиотажа пока нет, но если ситуация с ограничениями не начнет решаться, в будущем может наступить коллапс. Сухие фразы о наложении ограничительных зон в выписке из единого государственного реестра недвижимости в реальности оборачиваются непреодолимым препятствием в строительстве жилых домов, оформлении постройки и возведении социальных объектов. Недовольных — единицы, и то только в тех случаях, когда человек напрямую сталкивается с отказом. Многие покупают земельные участки про запас, во время покупок никаких препятствий в строительстве нет, земли годами пустуют, люди считают, что частная собственность неприкосновенна. Но это не так.

«Я не могу построить дом на своей собственной земле»

В зонах затопления и подтопления нельзя строиться. Неважно, что при покупке этих ограничений не было. Границы ограничений были установлены в прошлом году и «перекрыли кислород» владельцам почти девяти тысяч земельных участков в Якутске. Считается, что наводнение, которое может произойти один раз в сто лет, не оставит и бревна, поэтому строить смысла нет.

— Я купил участок пять лет назад. Специально заказывал у юристов выписку, что с землей никаких проблем нет, а то знаю несколько случаев мошенничества, когда покупатель оставался ни с чем. Сто раз перепроверил документы, продавцов,  — рассказывает Анатолий. — Сразу построиться денег не было, но меня всегда грела мысль, что почти рядом с центром у меня есть мои десять соток, где я на старости лет построю просторный дом и буду жить там со своей семьей. В этом году наконец-то смог накопить некую сумму, заказал строительные материалы, а, учитывая, что их в этом году практически нет и по цене они сильно подорожали, можете себе представить, сколько я потратил. Обратился с заявлением в мэрию Якутска на выдачу разрешения на строительство и получил отказ. Мой участок, абсолютно сухой, возле которого нет ни озер, ни рек, оказался в зоне затопления. Начал бегать по кабинетам — мне сочувствуют и отказывают. Говорят, что земельщики подали документы по старым картам, когда в Якутске водных объектов было много, поэтому такой большой охват. Кроме того, они высчитывают с учетом наводнения, которое может накрыть город один раз в сто лет. Вот кто они такие, чтобы решать мою судьбу и разрушить мою мечту? Это разве справедливо, что я не могу построиться на своей собственной земле?

Инициатором наложения зон затопления и подтопления является министерство экологии Якутии. Под удар попали участки вдоль берегов рек Лена и Маганка: в селах Пригородный, Сырдах, Тулагино, Капитоновка, Кангалассы, Хатассы, Табага, Марха, на 7 км Маганского тракта и в Якутске. Нельзя строить жилые дома, иначе их может смыть наводнением. Посмотреть свой участок можно в списке, опубликованном мэрией Якутска. Всего непригодными для строительства оказались 8 970 земельных участков. 

Большая часть села Хатассы, пригорода Якутска, также оказалась в зоне затопления и подтопления. В нее в основном попали участки, выданные для многодетных семей.

Такая же ситуация в Пригородном, Сырдахе, Тулагино, Капитоновке, Табаге, Мархе. Зона затопления дошла и до седьмого километра Маганского тракта и частично в самом Якутске. На карте столицы зона даже не отображена по точкам координат, она просто есть и все.

Раньше в районах Якутии была практика, что если человек хотел строиться в затапливаемой местности, он писал расписку, что в случае ущерба он не будет требовать компенсацию, и ему выдавали заветный документ. Но сейчас закон строг — мы тебя бережем и строиться не дадим.

Проблема может быть решена ценой в несколько миллиардов рублей, которых ни у Якутска, ни у Якутии нет. Это инженерные сооружения, проще говоря, дамбы. В этом году министерство экологии республики подало заявку в федеральную программу «Воспроизводство и использование природных ресурсов», но только в отношении Верхоянска и Верхневилюйска. Учитывая, что проекты будут вестись годами, шансы, что Якутск в ближайшие пять лет попадет под федеральное финансирование, минимальны.

Между тем в Хатассах «завис» вопрос газоснабжения для многодетных семей. Траншеи прорыли, трубы проложили, но люди до сих пор живут на печном отоплении или тратят бешеные деньги на электрические котлы.

 

Газ начали проводить до наложения зон и не успели ввести в эксплуатацию

Как сообщили News.Ykt.Ru, заявка на пересмотр границ еще на стадии решения, и когда доберется до Якутии, неизвестно. В ведомстве также надеются, что будет пересмотрен водный кодекс. Но это не точно и никто не знает сроков.

Вода и самолеты

Параллельно с зонами затопления и подтопления на Якутск также легла шумовая подзона. Понятно, что жить рядом с аэропортом небезопасно для здоровья вследствие шумов, выбросов топлива в воздух и прочего, но в Якутске эта подзона начинается примерно с улицы Ильменской в микрорайоне Сайсар и пролегает до Даркылаха. При принятии границ власти применили расчетный метод, который автоматически вычислил траекторию полета самолетов.

Всего выделяют семь подзон приаэродромных территорий. Самая беспощадная — это седьмая, или как ее называют — шумовая. Считается, что она наиболее опасна для здоровья человека, что подразумевает запрет строительства жилых и социальных объектов, но при этом почему-то допускается возведение гостиниц. В первой и второй подзонах запрещено строить объекты, не относящиеся к аэродромной инфраструктуре, в третьей есть ограничения по высотности объектов, в четвертой и пятой под запретом объекты, которые могут помешать безопасности полетов, в шестой — нельзя строить мусорные полигоны, в седьмой — практически все (точную информацию владелец может узнать, заказав выписку из ЕГРН — прим. ред.). Больше всех пострадал 17 квартал.

Шумовая подзона накрыла медным тазом мегапроект по расселению 17 квартала

Стаи бродячих собак, огромные свалки, туалеты на улицах — это и есть «визитная карточка» 17 квартала, который по факту находится в центре Якутска. Большая часть деревянных домов была признана аварийной совсем недавно — во второй этап переселения из ветхого жилья они не попали, третий этап, если и начнется, то только после 2025 года и неизвестно, какими будут условия. Надежды людей обрести благоустроенное жилье тают с каждым годом.

 

После провальной попытки с китайской компанией «Чжода» люди уже мало верят обещаниям властей, но все же надеются, что найдется застройщик. С седьмой шумовой подзоной и эта надежда умерла — под ограничение попал практически весь квартал. В границах седьмой подзоны не допускаются строительство жилых домов, объектов образовательного и медицинского назначения, для рекреационного назначения, ведения садоводства и огородничества, спортивных сооружений открытого типа, организация детского оздоровления.

А застройщик был… Муниципальный специализированный застройщик «Агентство развития территории» планировал начать застройку с пустыря, применив принцип домино — в новостройку должны были переселяться жители близлежащих деревянных домов, а на местах снесенных домов строиться новые дома.

Пустырь расположен между деревянными двухэтажками на улице Семена Данилова. Второй год он стоит просто так, огороженный забором из профлиста. У застройщика МСЗ «АРТ» есть разрешение на строительство в рамках договора о развитии территории, но они не могут пройти государственную экспертизу проектной документации без положительного заключения надзорного органа. Причина отказа — шумовая подзона.

 

— Это был полностью социальный объект для переселения жителей из аварийного жилья и сирот. По крайней мере, так планировалось. Площадку расчистили, огородили, подготовили проектную документацию. В доме должно было быть 109 квартир на два подъезда — 25% для детей-сирот и 75% для жителей аварийных домов. Мы должны были построить дом, переселить в него жильцов рядом стоящих деревянных домов, снести те дома, освободить территорию и по такому принципу решить вопрос 17 квартала. В прошлом году выяснилось, что место нашей стройки оказалось в седьмой шумовой подзоне, — рассказывает директор МСЗ «АРТ» Владислав Федоров.

 

— Как выяснилось, в апреле 2020 года аэропорт установил границы седьмой подзоны расчетным методом, без натурных замеров, что, на наш взгляд, не отражает реальную картину. Мы заказали независимую экспертизу, — продолжает он. — Приехали специалисты аккредитованной организации из Чувашии, произвели натурные замеры. У нас есть официальное экспертное заключение, что в данной местности шум от шумовой подзоны не будет мешать жителям и наносить вред здоровью.

Из экспертного заключения:

— Содержание исследуемых веществ в пробах атмосферного воздуха не превышает допустимых значений. ⟨…⟩ Уровни напряженности электрического поля и плотности потока энергии электромагнитного излучения не превышают допустимых значений для населения. ⟨…⟩ Измерения уровней шума проводились на территории рассматриваемого земельного участка в дневное и ночное время суток — уровни шума не превышают допустимых значений. ⟨…⟩ 

Мы подали экспертизу в управление якутского Роспотребнадзора (отныне согласования на строительство в границах шумовой подзоны будут идти через данное ведомство — прим. ред.) и все равно получили отказ. С 1 июля этого года вступили в силу поправки в федеральный закон, которые говорят о том, что в границах шумовой подзоны можно строить, если соблюдать определенные условия — к примеру, использовать шумоизоляционные строительные материалы, дополнительную защиту и прочее. Несмотря на то, что поправки вступили в силу, их никто не торопится исполнять. У нас есть разрешение на строительство, должны были пройти государственную экспертизу, но там требуют согласование от Росавиации, которая в свою очередь перенаправляет нас в управление Роспотребнадзора Якутии, а те ссылаются на федеральный Роспотребнадзор, который разрабатывает методику строительства объектов, попавших в седьмую подзону. Но никто не знает, когда это произойдет. Вот такой замкнутый круг.

В законе четко прописано, что до принятия методики возможно начать строительство при положительном заключении местного Роспотребнадзора, у нас же есть официальная экспертиза, что нарушений нет. Но якутское отделение Роспотребнадзора продолжает нам отказывать на основании старой редакции закона, хотя новые изменения уже вступили в силу. Город не должен останавливаться в развитии. Мы очень надеемся, что ситуация изменится в ближайшее время, иначе на социальном проекте можно ставить крест.

 

Журналистам News.Ykt.Ru якутское управление Роспотребнадзор ответило, что у них пока нет законных оснований согласовывать разрешение на строительство:

— Границы седьмой подзоны приаэродромной территории «Аэропорт Якутск» установлены приказом федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 20 апреля 2020 года и внесены в публичную кадастровую карту. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта решения было выдано 28 августа 2019 года. В границах седьмой подзоны не допускаются строительство жилых домов, объектов образовательного и медицинского назначения, для рекреационного назначения, ведения садоводства и огородничества, спортивных сооружений открытого типа, организация детского оздоровления.

В настоящее время отсутствуют подзаконные акты, регулирующие внесения изменений в утвержденные зоны, а также методика установления седьмой подзоны, расчета и оценки рисков для здоровья человека. Что касается заявлений МСЗ «АРТ», на основании вышеизложенного управление Роспотребнадзора по Якутии не имеет законных оснований для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на использование земельного участка в целях строительства.

 

У якутского отделения Росавиации один ответ — проект прошел все согласования. Пути назад нет.

Врио руководителя якутского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Олег Ворошилов подчеркивает, что проекты приаэродромных территорий всех аэропортов Якутии (с первой по седьмую подзоны), за исключением Тикси, прошли все этапы согласований и установлены:

—  В Якутске проект решения установления приаэродромной территории установлен приказом федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 27 апреля 2020 года и внесен в ЕГРН. До установления приаэродромной территории согласование строительства в районе аэродрома производилось на основании санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора. После установления приаэродромной территории застройщик обязан проверить размещение объекта в ЕГРН на предмет существующих ограничений.

Наше управление совместно с органами государственной власти республики, администрацией Якутска, управлением Роспотребнадзора по Якутии и другими заинтересованными сторонами ищет пути решения по оптимизации седьмой подзоны. Такая проблема существует не только в Якутске, но и в Алдане, Зырянке и по всей России. С 1 июля 2021 вступили в действие изменения в федеральное законодательство, которые предусматривают разработку методики строительства объектов, попавших в седьмую подзону, для уменьшения вредного воздействия на организм человека. Данная методика разрабатывается Роспотребнадзором России. Надеемся, что данная методика приведет к уменьшению площади данной подзоны.

— Это сложная ситуация, с которой столкнулись не только мы, но и многие другие города России, — объясняет руководитель департамента градостроительства окружной администрации Якутска Северина Архипова. — Главное ограничение, что сильно бьет по развитию городов, это то, что нельзя строить новые объекты в зонах затопления, а жилые и социальные объекты — в седьмой шумовой подзоне приаэродромной территории аэропорта Якутск. Ввиду реконструкции аэропорта и необходимости прохождения госэкспертиз проектной документации и выделения бюджетного финансирования, аэропорт провел работу раньше других, добился установления приаэродромной территории, в состав которой входит так называемая седьмая шумовая подзона. Учитывая, что город находится и растет вдоль реки, получилось так, что аэропорт располагается почти по центру городского округа и, учитывая взлетные полосы, основной удар по седьмой подзоне приходятся на те кварталы, где планировалась активная застройка и обновление жилья, — 2, 4, 16, 17 кварталы. Мы ищем разные пути для решения проблем по данным зонам. По зоне затопления — это либо строительство защитного сооружения, либо внесение изменений на основании документов территориального планирования. Крайняя мера — судебное производство. По седьмой шумовой подзоне по законодательству сложнее определить границы и ограничения. Окружная администрация Якутска против данных ограничений и на сегодняшний день готовит отрицательное заключение.

По зоне затопления у нас есть прецедент, когда гражданин подошел к нам с письмом от Минэкологии республики о том, что «возможно строительство» ввиду того, что высотные отметки земельного участка выше установленных в зоне затопления. По таким земельным участкам у нас ведется работа совместно с Минэкологией и ЛБВУ в части уточнения границ зон затопления. Надеемся, что хотя бы треть земельных участков можно будет освободить от данного ограничения.

Так же и по седьмой шумовой подзоне считаем, что нам необходимы натурные исследования. На сегодня эта подзона рассчитана программно-расчетным методом. Эти вопросы не сходят с повесток дня. Думаю, в скором будущем урегулируем данный вопрос и со всеми органами власти придем к единому компромиссному решению для дальнейшего развития города.

Шумовая подзона увеличится на 40%

9 сентября первый зампред Якутии Кирилл Бычков провел заседание рабочей группы по развитию жилищного строительства на территории республики. После ввода новой взлетно-посадочной полосы будет подготовлен новый проект подзоны — она увеличится практически на 40%.

Если судить по публикация в СМИ, активно борются против седьмой подзоны иркутяне. Они собираются обратиться в прокуратуру для обжалования акта Росавиации, так как постановка на контроль седьмой подзоны — это ухудшение жизни горожан. Видимо, «отбиться» вполне реально, судя по опыту Екатеринбурга и Москвы (при том, что там расположены крупнейшие аэропорты) — их руководство отказало Росавиации в согласовании шумовой подзоны.

Редакция News.Ykt.Ru направила запрос в правительство республики с вопросом — могла ли Якутия отказаться от шумовой подзоны? Прямого ответа на вопрос мы не получили, наш запрос был перенаправлен в министерство строительства, откуда пришло следующее сообщение:

— Границы приаэродромной территории поставлены на учет и считаются установленными, в связи с чем появились ограничения на строительство жилых и социальных объектов. Данная территория установлена в 32 населенных пунктах Якутии, где есть аэропорты. Создана комиссия, в которую входят соответствующие структуры. Роспотребнадзор РФ должен утвердить методику установления седьмой подзоны, расчеты и оценки риска для здоровья населения. На сегодняшний день данная методика разработана и находится на стадии согласования. Разработка и принятие данного документа позволит скорректировать ограничения на строительство жилых и социальных объектов, связанные с установленной приаэродромной территории. Согласно проекту методики правообладатель земельного участка имеет возможность, применяя те или иные конструктивные решения, новые технологии, материалы, снизить уровень загрязнения и шумовые воздействия на человека. Также отмечаем, что законом установлено, что объекты, которые уже были построены, не подлежат сносу. Правообладатель земельного участка, получивший разрешение на строительство, имеет возможность завершить его в соответствии с выданными разрешительными документами.

По зонам затопления: в целях инициирования внесения изменений в водный кодекс РФ и порядок о зонах затопления, подтопления в части снятия ограничений на строительство объектов при обеспечении инженерной защиты объекта путем искусственного повышения поверхности земельного участка либо на свайном фундаменте Минстроем Якутии направлено обращение в адрес Минприроды РФ. В соответствии с письмом федерального ведомства обращение республики поддерживается в рамках подготовки изменений в водный кодекс, в котором предусматривается возможность изменения границ зон затопления, подтопления.

 

На сегодняшний день конкретного решения проблемы нет. Между тем, таких как Анатолий, который не может построить дом на своей собственной земле, становится все больше.

 

Источник: News.Ykt.Ru

Оставить комментарий

Войти с помощью: