Skip to content

АНОНС

Открылся   YouTube канал Тубсааны 

Правительство РФ продолжает забирать деньги из экономики.

 

27.10.2021 г.
О проекте федерального бюджета на 2022-2024 гг. высказал свое мнение Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) на telegram-канале “Незыгарь“.

  1. Проект федерального бюджета вновь предполагает опережающий рост бюджетных доходов и избыточное изъятие средств в виде профицита. В 2022 г. планируется увеличение доходов федерального бюджета на 5,2% по сравнению с ожидаемым уровнем 2021 г., в то время как объем расходов будет сокращен на 1,5%.

С точки зрения развития экономики это будет означать, что объем изъятий в бюджетную систему снова окажется существенно выше, чем объем госрасходов, причем ожидаемый объем этого превышения (т.е. профицит) составит 1327,7 млрд. руб. Такой профицит мог бы стать источником расширения расходов бюджета – прежде всего, расходов инфраструктурного характера.

Вместо этого, продолжается политика по избыточному изъятию средств из экономики и накоплению их в резервах.

  1. Ограничение роста бюджетных расходов планируется осуществить во многом за счет расходов на развитие экономики. Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2022-2024 гг. будут составлять только 2,5-2,6% ВВП, а доля этих расходов в структуре расходов бюджета будет постепенно сокращаться (с 14,6% до 14,1% расходов).

Сократятся расходы на ряд госпрограмм, связанных с экономическим развитием страны. Например, программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» с 694,3 млрд. руб. в 2021 г. сократится в 2022-2024 гг. до 123-132 млрд. руб. ежегодно. Аналогичные сокращения пройдут и по другим программам. Так, расходы по госпрограмме «Развитие авиационной промышленности» в 2022 г. предлагается снизить на 62,7% по сравнению с 2021 г., «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» – на 39,9%, «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» – на 44,9%.

Важно и то, что вся эта «экономия» планируется на фоне значительного профицита бюджета и достаточно низких темпов роста государственного долга РФ (ожидаемый объем госдолга в 2024 г. составляет 21,1% ВВП).

  1. Проект бюджета предусматривает очередное повышение налоговой нагрузки при отсутствии существенных стимулов к оживлению инвестиционной активности. Рост налоговой нагрузки предполагается для металлургии (увеличение НДПИ на ряд видов руд, введение акциза на жидкую сталь), а также производства удобрений (повышение НДПИ на соответствующее сырье). Наряду с этим, предлагается провести очередную индексацию акцизов (в том числе на топливо), а также продолжить взимание повышенных пошлин на экспорт зерновых (в 2022 г. до августа).

Единственной мерой, предполагающей снижение налоговой нагрузки, стало освобождение услуг общепита от НДС. Однако данная мера не дает стимулирующего эффекта для значительной части сектора общепита – малых компаний на специальных налоговых режимах, освобожденных от НДС. В отношении стимулирования инвестиций какие-либо меры отсутствуют. Показательно и то, что единственной серьезной дискуссией об инвестиционной активности компаний, развернувшейся в последнее время, был не вопрос о ее стимулирования, а вопрос о принуждении к ней (для металлургических компаний).

4.В целом, предлагаемая бюджетная политика способствует консервации имеющихся социально-экономических проблем, но не предлагает результативных способов их решения. Реализация такого проекта бюджета будет означать, что бюджетная политика возвращается в допандемические времена и будет носить сдерживающий характер с точки зрения экономического роста. А с учетом того, что и Банк России планирует продолжение жесткой денежно-кредитной политики в предстоящие годы, все это резко ограничит возможности российской экономики по развитию. Под угрозу ставится не только потенциальное ускорение темпов роста экономики, но даже и обеспечение заложенных в проект бюджета относительно скромных показателей экономического развития.

Источник: YKTIMES.RU

Оставить комментарий

Войти с помощью: