Skip to content

АНОНС !!!

Какими были Ысыахи раньше?

Несомненно, Республиканский Ысыах Олонхо в Олекминске станет важнейшим событием и надолго запомнится всем жителям района. А какими были национальные праздники в прежние времена, чем запомнились они?

В годы советской власти ысыахи проходили под красными знаменами и лозунгами, с обязательным чествованием передовиков производства. Это было как бы официальной частью праздника, затем все плавно перетекало в народное гуляние с обильным угощением, кумысопитием, соревнованиями спортсменов и конными скачками. Самым известным и запоминающимся своей грандиозностью и величием считается Ысыах Победы в Якутске 1945 года, когда все в нашей стране дышало воздухом триумфа Великой Победы.

 

Ысыахи на государственном уровне праздновали до конца правления Н.С. Хрущева. И в этот период многое было сделано для производства кумыса – главного символа изобилия якутов-скотоводов. При Брежневе же они стали как бы неформальными праздниками на природе.

 

 

В каждом районе национальный праздник имеет свои особенности, свой колорит. Выделяются сунтарские, нюрбинские, чурапчинские и таттинские ысыахи. Там все проходит по канонам и традициям народа саха. В многонациональной Олекме якутский Ысыах всегда был праздником дружбы и единения разных народов, населяющих наш благодатный край.

 

В каждом наслеге были и есть свои места проведения Ысыаха. Они так и называются Ыһыахтыыр сир. В Кыллахе, например, Ысыах проводили на пристани, в трех километрах от села, Эльгяне, Эһэ Тириилээх и прямо на берегу реки в черте поселения. Там всегда наготове стояла трибуна для ораторов, чуть поодаль скамейки для зрителей и слушателей. А накануне праздника там строились столы и скамейки, дощатые навесы покрывали брезентом.

 

 

Здесь всех кормили вкусным и наваристым мясным супом, в тени и прохладе можно было сытно пообедать, поесть вареное мясо на палочках – учэһэ, испить настоящего кумыса из кобыльего молока. Тогда в Кыллахе имелась КТФ (коне-товарная ферма) в местности Тумалаах, где доили кобыл.

Специально для праздника забивали скот. Отделение совхоза «Димитровский» в этот особенный день угощало всех жителей села за свой счет. Однажды даже сам Байанай прямо во время Ысыаха послал свой подарок людям: огромный лось переплывал реку со стороны Кырыы Тааса, мужики быстро завели моторку, добыли его, а мясо раздали населению, часть тут же сварили в большом котле. Так было в моем детстве.

 

Потом, уже появились семейные тюсюлгэ, люди отдельно ели и пили под каждым кустом, а позже и вовсе пошла традиция летних ысыахов по трудовым коллективам, школам и учреждениям, молодежные ысыахи и так далее. Но это уже другая история, и они больше похожи на коллективные выезды на природу, пикники. Из последних праздников запомнился Ысыах 2019 года в Центральной Абаге, посвященный 50-летию совхоза «Димитровский» (на фото).

 

 

Вот что вспоминают наши известные земляки о праздновании Ысыаха.

 

Татьяна Емельянова, поэтесса, руководитель творческого объединения «Чароит»:

– Моя прабабушка 1865 года рождения вспоминала о том, что во время Ысыаха богатые всегда кормили бедных! И обязательно проводились конные скачки. А мой папа 1922 года рождения вспоминал о том, что всю ночь пели и танцевали ехарь на берегу реки. А в моем детстве в Олекминске в парке был Сабантуй (Праздник плуга), а в селах – Ысыахи. Олонхо говорили в определенные дни, назначенные сказителями.

 

Тамара Курчатова, преподаватель СВФУ, кандидат исторических наук:

– Наверное, это были шестидесятые. Ысыах проводили в городском парке. Все семьи собирались вместе, в большой кружок, раскладывали угощения прямо на земле, зеленой траве, постелив покрывала. Все красивые, но не помню, чтобы были в национальных нарядах. Хотя, по-моему, женщины постарше все же носили халадаи.

 

В нашей семье главной была «большая бабушка», бабушка Корнилова.

Мой дедушка Торохов Иннокентий Дмитриевич, как всегда, с иголочки одетый, с щеголеватыми усами, окруженный сразу тремя бабушками (его жена, бабушка Марья и две ее сестры, жившие у нас), мой папа Тимофей, мама Линда и мы четверо детей.

 

Вспоминаю папу – веселого, красивого, в белой рубашке, заправленной в брюки, черный чуб, падающий на лоб, хохочущий, разговорчивый. Вот он обнимает маму, что-то говорит, и они смеются. А мама, тоненькая (и кто скажет, что она уже родила четверых детей?), в платьице с пояском, с прической тогда очень модной, собранной в пучок (можно рассказ написать, как она перед работой делала прическу – это нечто, чего стоит только одна завивка челки железной вилкой, нагретой на плитке!).

 

Помню, чего только не было на импровизированном столе: мясо (разное) в огромных блюдах, оладушки в берестяных туесках, кёрчэх, пирожки, сладкие булочки, всего не перечислить.

 

Наша семья была довольно состоятельной, держали коров, лошадей, свиней и кур, так что в нашем булуусе и погребе всегда были нужные продукты. Это изобилие доставалось упорным и каждодневным трудом. И каждый член семьи знал об этом и трудился с детства на подворье, дома, на даче и покосе.

 

В парке на столбе висел громкоговоритель, и оттуда лилась громкая музыка, время от времени раздавались объявления. Например, о том, что каждая семья выставляет команду на спортивные соревнования. И мы, дети, бежали смотреть как наш отец играет в волейбол или как боролись наши дядьки. Было очень весело! Шумно прибегали обратно к столу, и бабушки опять потчевали вкусной едой.

 

И тут объявляют конкурс запевал осуохая – главное событие Ысыаха. В нашей семье таковых вроде не было, но тут «большая бабушка» решительно указывает на нашего папу и говорит: ты будешь участвовать! Помню, я даже испугалась за папу. Он ведь никогда не запевал осуохай. Но, к моему удивлению, отец спокойно встал, протянул руку маме, и они пошли к организаторам. И вот начинается конкурс, почему-то я очень волнуюсь, будто сама участвую. А папа очень даже неплохо спел, ему все подпевали, все получилось очень здорово!

 

И еще одно мое смутное детское воспоминание. В парке, на Ысыахе, были не только якуты, но и татары и русские в национальных одеждах. И все активно участвовали в конкурсах и состязаниях. Папа наш был очень дружен с татарами, в детстве окончил начальную татарскую школу в городе. Его друзья по жизни Амир, Равиль, Виса, Юра – все татары, хотя раньше об этом никто не задумывался. Это было обычным явлением в Олекминске.

 

Вот такое мое воспоминание, далекое, детское, как сон. Но радостное чувство праздника, единения, родственного начала запомнилось на всю жизнь.

Оставить комментарий

Войти с помощью: