Skip to content

АНОНС

Почему и как Россия перестраивает мировые транспортные маршруты?

 

30 декабря 2020 г.

 

Ежегодно египетская казна пополняется на 6 млрд за счет прохождения кораблей через Суэцкий канал. Однако преодолеть расстояние между Европой и Азией можно гораздо быстрее и дешевле по Северному морскому пути. Поскольку этот путь открыт для международного судоходства, многие зарубежные страны (Китай, Индия, Корея и др.) интересуются им всё больше. Для развития международных отношений Россия активно расширяет инфраструктуру Северного морского коридора. Какие проекты реализуются — расскажем в этой статье.

Как осваивали Севморпуть

Северный морской путь — кратчайшее расстояние между европейской частью России и Дальним Востоком. Навигация по нему возможна 2-4 месяца в году.

В далеком Xlll веке, когда Северный морской путь ещё не был освоен, плавание в Ледовитом океане осуществлялось на деревянных суднах. Маршрут был опасным, многие первопроходцы не справлялись с суровыми препятствиями и платили за это своими жизнями.

В 1525 году русский ученый и дипломат Дмитрий Герасимов впервые высказался о практическом применении Севморпути. Значимость направления осознал и царь Михаил Романов, но запретил его освоение, установив наказание в виде смертной казни за нарушение запрета. Такое решение было принято по политическим соображениям для того, чтобы не допустить нашествия голландских и английских моряков в русскую Арктику.

Сторонником развития Севморпути был Михаил Ломоносов. Он предлагал исследовать путь вдоль Дальнего Востока, но в то время не было технологических возможностей для его освоения. При содействии Дмитрия Менделеева и адмирала Степана Макарова для хождения по Северному морскому пути был разработан проект ледокола «Ермак». Он стал первым в истории ледоколом арктического класса. «Ермак» без труда преодолевал ледовое полотно толщиной до 2 метров. Но освоение Севера шло нелегко.

В годы Второй мировой войны Северный морской путь использовался в числе основных транспортных магистралей. Новый этап освоения Севморпути связан с атомной промышленностью. Атомоход «Ленин» отличался большей проходимостью во льдах и автономностью работы. Ему требовалось всего 45 г топлива в сутки. Благодаря таким показателям атомные ледоколы стали играть существенную роль в освоении Арктики.

Северный морской коридор и маршрут через Суэцкий канал

Маршрут через египетский Суэцкий канал является прямым конкурентом Северного морского пути. Плавание через Суэцкий канал круглогодичное, но и дорогостоящее. Один только пропуск при движении по нему стоит около полумиллиона долларов.

Давайте сравним расстояние и сроки доставки грузов по этим двум направлениям. Доставка нефти из Мурманска в Японию через Суэцкий канал длится 37 дней, в течение которых необходимо пройти 12291 милю. Осуществить доставку по Севморпути можно за 18 дней. Протяженность пути составляет 6010 миль. Разница между этими двумя маршрутами — 19 дней.

С одной стороны, экономия во времени при движении по СМП серьезная. За счет этого можно также сэкономить топливо, снизить затраты на обслуживание корабля и команды, повысить оборачиваемость судов и ликвидность средств, вложенных в доставляемые грузы.

Но, с другой стороны, есть и риски:

1) недостаточно развитая инфраструктура;

2) санкции;

3) угроза ледового сжатия;

4) тяжелые климатические условия.

Передвижение через Суэцкий канал также имеет свои риски, среди которых:

1) пиратство;

2) огромные очереди из кораблей;

3) дорогостоящий путь.

Создание гигантских ледоколов

Сейчас Севморпуть активно используется такими отечественными компаниями, как «Роснефть», «Газпром», «Норникель» и другие. Северный морской путь обеспечивает проход к многим месторождениям, разрабатываемым в настоящее время. Поэтому России экономически выгодно осваивать это путь. Так, в 2019 году объем перевозок грузов увеличился на 63% и превысил показатель в 26 млн тонн. Для дальнейшего освоения магистрали необходимо развивать инфраструктуру.

Крупнейшим действующим грузовым судном с ядерной установкой в 40 тыс. лошадиных сил является «Севморпуть». Он, в отличие от других ледоколов,  способен не только передвигаться по льдам толщиной до 1 метра, но и перевозить различные грузы. Сейчас на воду спущены три самых крупных атомохода в мире, которые будут обеспечивать судоходство в арктических морях.

Ледокольный флот России — самый большой в мире. Его главная задача состоит в обеспечении работы Северного морского пути. Единым оператором этого пути является «Росатом».

Сейчас «Росатом» совместно с «Роснефтью» реализует проект «Лидер» по созданию трех мощнейших атомоходов. Они способны вести по Северному морскому пути крупнотоннажные суда и пробивать лед толщиной до 5 метров. Благодаря этому увеличится пропускная способность пути.

«До 2030 года должны быть построены четыре ледокола проекта «Арктика» и три проекта «Лидер», — отметил Михаил Григорьев, член Делового совета Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

С таким ледокольным флотом Северный морской путь станет более привлекательным для зарубежных компаний, нежели Суэцкий канал. Ведь сопровождение нашими ледоколами им обойдется гораздо дешевле по сравнению с оплатой госпошлин Египту. Дальнейшее освоение Северного морского коридора с помощью атомных технологий обеспечит миллиардные поступления в российский бюджет.
Источник: канал «Проект SFERA Live», сайт «Яндекс. Дзэн».

Оставить комментарий

Войти с помощью: