Skip to content

АНОНС

Открылся   YouTube канал Тубсааны 

ЭКОДУХОВНОСТЬ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ И СОХРАНЕНИЯ БИОСФЕРНОЙ КОЛЫБЕЛИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

 

От редакции: мы продолжаем серию публикаций статей нашего известного земляка, общественного деятеля, учёного, вице-президента общины якутян в Новосибирске И.Е.Максимова.

 

Максимов Иоган Егорович, ветеран атомной промышленности и цветной металлургии СССР,

кандидат технических наук, член-корреспондент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, почетный член Академии духовности РС (Я),

старейшина Общины якутян и новатор-наставник студентов Якутии в Новосибирске, отличник охраны природы РС (Я), лауреат премии имени С.А.Новгородова,

почетный гражданин Болугурского и Чакырского наслегов и Чурапчинского улуса РС (Я) (Новосибирск, Академгородок).

22.09.2020 г.

 

“SOS! Люди, пора спасать

свое эко-общежитие «Биосфера»

На склоне лет я решил поднять самую животрепещущую проблему современности, которая задевает судьбу всего человечества и в то же время еще не стала объектом консолидированного внимания. Речь идет, ни много ни мало, об изменении технотронного мира  в соответствии с вызовами нового времени. На эту тему ученые Римского Клуба за 50 лет (1968-2018г.г.) опубликовали около 40 аналитических докладов и пришли к мировоззренческой идее «Нового Просвещения».

Этой проблемой я вплотную занимался в последние 12 лет. Наступила пора подвести некоторые итоги и рассказать о своем не стандартном видении ситуации и поиска путей преодоления глобального социально-экологического кризиса. Рассказать для того, чтобы раскачать мышление людей и открыть возможность участия каждого в решении насущной задачи всеобщего выживания.

 

1.Мы живем в трижды безумном мире.

С некоторых пор я не могу говорить об экологии спокойно. Человек в отношении к природе натворил столько зла, что человечество в начале Третьего Тысячелетия оказалось в “трижды безумном” мире под названием “Технократическое общество потребления”.

Первое безумство – это загрязнение, разрушение, промышленное изменение химии окружающей среды и превращение ее в искусственную “техносферу”;

Второе, создание самоедского общества потребления. Окружающую природу человек уже не воспринимает теплотою сердца, а больше любит ненасытным желудком и считает “средой обитания”. К тому же современное общество называют информационной “лжесферой”;

Третье – это милитаризация экономики: все лучшие достижения науки и техники первоначально направляются против самого же человека, на накопление потенциала уничтожения всего живого на земле.

Такие “вредные привычки” человечество обрело в эпохе промышленного буйства. Я 35 лет служил в двух гигантах индустрии страны – в атомной промышленности и цветной металлургии СССР. Работал с грозным ураном в деле создания ядерного щита страны и укрощал высокотоксичный мышьяк. Таким образом я, как технолог и специалист промышленной экологии, знаю природу технократизма изнутри. И могу сказать, что со времени открытия и начала освоения внутриядерной энергии урана в 1939-1942г.г. человек превратился в стихийную геологическую силу, способную расколоть земной шар. Но коллективный разум сохранения жизни на земле привел к тому парадоксу, что ядерное оружие превратилось в аргумент сдерживания начала третьей мировой войны. Именно благодаря наличию ядерного щита, Россия в этом году смогла отметить 75-летие мирного ореола Великой Победы СССР (1945-2020).

С другой стороны, я выступаю в защиту природы как представитель экофильного народа саха, сохранившего национально-культурные традиции поклонения к духам природы и  оберегания биосферно-космистского единства жизни на земле. Свой опыт познания окружающего мира наши предки передали в сакральных символах эпосов Олонхо, которое в 2005 году ЮНЕСКО провозгласило “устным и нематериальным наследием человечества”. В условиях технократического натиска Якутия сумела оставить для потомков нетронутыми 20% территории и стала арктическим форпостом охраны глобальной экологии.

Однако природа Якутии больше страдает от факторов внешнего воздействия, связанных с промышленным освоением недровых богатств республики. В результате на Земле Олонхо остается все  больше и больше незаживающих ран типа глубинных кратеров добычи алмазов, угля и руд, гибели рек и лесов. Разрушение природы Якутии оказалось особо непредсказуемым в условиях рыночной стихии. Примером тому могу назвать угрозу распространения негативного опыта коммерческой вырубки Сибирских лесов на Северные меридианы вечной мерзлоты. Оказывается, Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в конце 2019 года провело аукцион на выделение участков на вырубку лесов в Верховьях реки Амга и Алдана. О существовании, так называемого,  “Проекта освоения лесов” Якутии население узнало лишь в апреле сего года. С тех пор началось широкое общественное движение в защиту уникальной экоцелины Якутии. Что же останется после 36-46 летней “механизированной стрижки” таежного щита вечной мерзлоты и разрушения ландщафта обитания коренных народов Северных широт? – вот вопрос, на которой не в состоянии ответить инородные предприниматели ООО ”Ангара” и “Вудланд 24”. Эта тема специального анализа c позиции здравого смысла и научной оценки.

Конечно, самым величайшим событием в Сотворении Мира было зарождение живой материи. Земля остается единственно обитаемой планетой Солнечной системы и здесь не может быть другой высшей ценности, чем жизнь человека, всей биотической экосистемы флоры и фауны. Что же такое Жизнь? С экологической точки зрения я рассматриваю Жизнь (Здоровье) человека как состояние устойчивого равновесия (гомеостаз) во взаимодействии внутреннего организма с внешней природной и социальной средой в координатах пространства и времени. Взаимосвязь трех сред “Природа-Человек-Общество”. Пространство – это эко-дом “Биосфера”, представляющий собой тонкий солнечный, нежный слой земного шара. А время – продолжительность жизни “тук-тук” считает секундомер сердца, единожды запущенный в твоей груди Природой Матушкой под ласковыми лучами Солнца – абсолютного первоисточника всего живого на земле. По оценке ученых, продолжительность жизни человека рассчитана на 120 и более лет. Как известно, жизнь протекает по законам  диалектики единства и борьбы двух взаимоисключающих  тенденций развития и регресса. ЧелоВек – “Чело-лоб, думающий о Вечном”,  увлекаясь материальной стороной жизни, борясь с природой и друг с другом,  сокращает срок своей “командировки” в земной мир примерно в два раза.

Рыночный капитализм в неугомонных страстях борьбы за глобальный передел невозобновляемых природных ресурсов планеты лишь углубляет противоречия технократической цивилизации. Смотрите, что же происходит с нами? Напрочь забыто первоначальное определение экологии “как науки об эко-доме, об экономике природы” (Э.Геккель, 1866г.). После распада СССР Стратегия устойчивого развития  “Повестка-ХХ1”, принятая Экофорумом ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, не стала приоритетом геополитики. Среди развитых стран нет единства действий в борьбе за минимизацию  антропогенного изменения климата. Капиталистическая Россия стала сырьевым придатком мировой экономики. Т.е. природные ресурсы страны приобрели масштабы глобального потребления. Допущено разрушение коллективного хозяйства и десятков тысяч деревень, являющихся трудовой опорой сохранения гармонии с природой. В школах перестали заниматься этнопедагогикой – единственным предметом изучения связи ЧелоВека с Природой.

Обострение  проблемы отходов постепенно  превращает  разумного биовида, извините, в “Homo Musor». Кощунство, что жители городов, отдаляясь от чтения, стали бросать в мусорный бак книги классиков художественной литературы…

В целом процессы экологической и духовной деградация происходят на фоне эйфории чудесами информационно-коммуникационных технологий. Современный ЧелоВек, пользуясь благами виртуальной реальности бытия, 95% своих действий осуществляет в режиме социального автоматизма, бездумно. Таков к.п.д. (коэффициент полезного действия) использования творческого разума Homo Sapiens. Такова асимметрия технотронного искажения баланса материально-духовной сущности жизни на земле.

В результате всего выше отмеченного, человечество оказалось в тупике горизонтали биосферного выживания и глобальной социально-политической конфронтации. Не считаясь с негативами отклонений от законов природы, ЧелоВек упрямо продолжает вести себя, как временщик – внеземной колонизатор планеты. Сей двуногий мироед еще не готов критически осознавать последствия того, что  натворил с природой за последине 80-100 лет. За краткий миг

2

истории. Если в советское время действовал принцип “не ждать милостей от природы”, то теперь говорят, что вопрос экологии «не должен мешать экономическому развитию страны».

Между тем, более страшная угроза жизни (здоровью) маячит еще впереди. Если до сих пор мы сталкивались с проблемами прямого техногенного разрушения окружающей природы с отсюда вытекающими последствиями ухудшения физического и духовного здоровья ЧелоВека, то теперь достижения информационных технологий и генной инженерии начинают прямо направляться против естества самого же ЧелоВека. Если до сих пор наука и медицина успешно боролись и добились 2-3-кратного увеличения продолжительности жизни, то теперь радикальные представители элиты заговорили о принудительном 6-7 кратном сокращении численности населения планеты. Технологически это стало возможным. В недопущении такой авантюры нам остается надеяться на консолидацию разума демократического большинства населения. До сих пор угроза военного решения проблемы “перенаселенности планеты” сдерживается благодаря осознанию последствий ядерной войны – радиационной мутации природы человека. Ведь кому же захочется оказаться в числе избранного миллиарда инвалидов атомной катастрофы?

Итак, мир может погибнуть от ядерной войны и от антропогенной экологической катастрофы. Если угроза мировой войны находится под контролем лидеров пяти ядерных держав и ООН, то до сих пор нет общепринятой системы предотвращения глобальной экологической катастрофы. И то правда, что степень расшатывания биотического равновесия приближается к  красной черте долготерпения Матушки Природы. Сигналы предупреждения в виде климатических, природных катаклизмов и прочих сюрпризов усиливаются из года в год. Независимо от источника происхождения,  пандемию  «Covid-19» я воспринимаю как предельный сигнал-призыв Всевышнего Абсолюта к созидательному изменению отношения ЧелоВека к Природе и к самому себе. Если человечество в этом високосном 2020 году равновесного столкновения «добра и зла» упустит шанс экологического одухотворения технической (технологической) мысли, то реальностью может стать конец очередной цивилизации, как это было в истории человечества не раз.

Таким образом запас прочности экодома “Биосфера” из-за беспечной эксплуатации природы и притупления чувства опасности постепенно иссякает. Драматичность ситуации более наглядно можно охарактеризовать, перефразируя слова известного ненавистника России так: технократическое общество потребления действует “за счет природы, против природы и на обломках природы”. Человечество безоглядно катится к глобальному экологическому суициду. Вот почему я и мои единомышленники подняли тревогу “SOS! Люди, пора спасать Эко-Душу Земли!”.

ЧТО ДЕЛАТЬ? – этот вопрос по совести и делом должен ставить каждый житель эко-общежития, либо к обострению проблемы экологии причастен каждый природопотребитель, генерирующий количество отходов и выбросов углекислого газа. Подсчитано, что средний житель планеты выбрасывает в атмосферу 6 тонн СО2 в год, а 1%  самых богатых америкацев – в 50 раз больше. Неразлагающиеся в природе отходы и материалы нарушают  незыблемость законов круговорота веществ и автотрофной регуляции в природе. Если разрушение природы  продолжится с таким же напором, то земля, моря и океаны, космическое пространство будут заполнены отходами производства. Ведь поверхность земной шара замкнута и потому имеет ограниченную емкость жизнеобеспечения.

 

2.Национальная идея экодуховного возрождения России.

Я, как эколог, свой многотрудный опыт познания смысла жизни решил направить на поиск путей преодоления противоречий технократической цивилизации, мирного разрешения конфликта ЧелоВека с Природою. Об этом расскажу в оптимистической части своего исповедального слова о защите природы. При этом я придерживаюсь принципа триединства экологии Природы-ЧелоВека-Души.

 

3

Скажу сразу, что проблемы глобальной экологии невозможно решить одномоментно и директивно сверху. К сожалению, человечество в столкновениях экономических интересов запуталось в хаосе глобальных разногласий и утратило темпы продвижения Стратегии устойчивого развития-1992. Когда-то я писал, что Природа Матушка однажды может рассердиться до такого предела, что может вооружить ядовитым жалом обыкновенную комариху. Ведь лесные клещи раньше были безобидной мелочью. Что-то подобное просматривается в возможностях мутации опасных вирусов, если “дитя природы” не приемлет  призыв очищения духа и не займется освоением космисткой сущности жизни, о котором писал основатель Сибирского отделения Академии медицинских наук СССР – РАМН, академик В.П.Казначеев. Именно он исследовал процессы адаптации ЧелоВека в условиях Крайнего Севера, Якутии.

Я хотел бы несколько слов  сказать об особом экологическом статусе и экодуховной миссии этнонации саха – реликтовых детей природы, живущих в экстремально-климатических условиях Севера и продолжающих эстафету  предков в развитии арктической цивилизации человечества. Конечно, самое главное “безумство технократической цивилизации” состоит в вытеснении в ЧелоВеке природной духовности. Теперь этот негатив еще более углубляется процессами цифровизации мышления и роботизации действий. Неужели ЧелоВек дошел до такой степени безрассудства, что готов отказаться от примата живого разума? Ведь научного прогноза социальных последствий создания искусственного интеллекта до сих пор нет. Но нас уже удивляют факты проявления узости взглядов и невежества постсоветского поколения “иванов не помнящих родства”, доходящих до утверждения, что “Солнце как бы вновь.вращается вокруг Земли”.

Коренные народы саха отличаются ментальной экодушевностью и я знаю деликатные надежды россиян в народе саха в духовном оздоровлении общества. Такие чувства сибиряков я ощущал, проводя вместе со студентами Якутии в Новосибирске такие проекты этнокультурного вдохновения, как “Сибирский ысыах дружбы” (с1998г.), экопроект “Олонхо в культурном пространстве Сибири-России” (2006-2015 г.г.),“Научно-дидактическая концепция экодуховного восхождения личности” (2008-2012г.г.) и выступая докладами на конференциях Ассоциации “Содружество” национальных организаций города “Культура и образование этнических  общностей Сибири”. Ветераны советского воспитания обнимали нас со слезами на глазах и оставляли такой отзыв: ”С удовольствием посетили вашу выставку. Такое тепло идет от вас, благоприятность и чистота. Очень рады, что вы есть и надеемся, что увидимся со всеми не раз…Благослови вас Бог!”.

Экомудрости предков саха учат нас преклоняться к трем Сюр-Кут Духам Природы, это:

1) Дух Земли – Буор Кут, 2) Дух Воздуха – Салгын Кут и 3) Дух Матери – Ийэ Кут. Заметьте, “коронованный” вирус коварен тем, что прежде всего поражает органы дыхания и подавляет Кут ВозДуха-дыха.

Сегодня об охране здоровья ЧелоВека невозможно говорить лишь в рамках “ремонтной медицины” (терминология академика В.П.Казначеева), отвлекаясь от экологического фактора. А проблему улучшения качества окружающей среды невозможно обеспечить локально, в отдельно взятой точке земного шара. Все взаимосвязано и взаимообусловлено в глобальном и вселенском масштабах. ЧелоВек не только вносит прямой вклад в разрушении биосферы и изменении климата, но и провоцирует космофизические процессы. По данным известного специалиста глобальной экологии, доктора геолого-минералогических наук А.Н Дмитрьева в 1965-1999г.г. количество природных катастроф увеличилось в разы. Из них 34% занимают тайфуны, 32% наводнения, 13% землятрясения, 12% засухи и другие. Производство энергии человеком. превысило все энергозатраты землятрясений. Масштабная добыча месторождений полезных ископаемых сопровождается нарушением геофизических закономерностей, а вскрытие и переработка рудного сырья вызывают химические загрязнения Земли, Воздуха и Воды. Когда-то Эмпедокл эти три объекта и Огонь (вид энергии) называл “первоэлементами” Мироздания. Аристотель к ним добавил пятый – Эфир (поле информации). Люди лихо

4

превратили их в объекты охраны Матушки Природы. Охраны биосферы от самого себя, от своих потребительских страстей.

У нас в стране хорошо налажено производство не только отходов, но и законов регулирования социально-экономических отношений. При этом не проводится оценка соответствия социальных законов с объективными законами природы. Отсюда возникают проблемы субъективизма законов охраны и защиты природы. Разве можно было в одном министерстве самого богатотого региона страны – Якутии возложить две противоположные функции: охраны природы и природопотребления? Отсюда получается абсурд двойного стандарта и сталкивание интересов экономики и экологии.

Подумайте, пожалуйста, соотечественники, обо всем этом. Это крик души ветерана, чье сердце наполнено чувством ответственного беспокойства за будущее потомков.

 

Из вышеизложенного анализа современного состояния эко-дома “Биосфера” мы приходим к заключению, что все проблемы жизни на земле имеют единую, корневую причину в ослаблении и разрушению исконной пуповинной связи, в нарушении гармонии слитности ЧелоВека с Матушкой Природой. Отсюда ВЫВОД:

Сегодня перед человечеством нет более неотложной, чрезвычайно важной задачи, чем пересмотр, кардинальное изменение деструктивного отношения Человека к Природе!

Наступила пора ЧелоВеку оглянуться назад, в недалекую историю своего технократического восхождения для того, чтобы, во-первых, оценить «Что же он натворил с природою?». Во-вторых, осознать, что деяние против природы безнаказанно продолжаться не может. И, в-третьих, изменить в себе природу разрушителя. Это значит, что конфликт ЧелоВека с Природою можно и нужно решить по-научному путем преобразования привычного потребительского сознания в созидательный разум.

Это, конечно, трудноразрешимая задача в силу консерватизма мышления масс и не заинтересованности преуспевшего слоя полюса богатых (по децильному коэффициенту расслоения населения). Итак, на Повестку-ХХI со всей суровой актуальностью вышла задача предотвращения глобального экологического самоубийства. Другого шанса сохранения экоколыбели жизни на земле я просто не вижу. Дальнейшее затягивание времени лишь усложняет разрешение далеко зашедшего конфликта с природой.

Конечно, сознание старшего поколения и образ жизни «покорителей природы» уже поздно изменить, а молодые ростки еще не созрели для природо-центристского понимания мира. После отмены государственной идеологии воспитательная функция школы оказалась за бортом учебных программ. Стандарты общеобразовательного и профессионального образования были переориентированы на практицизм рыночного материализма. Экологическое образование в школах ведется по устаревшей схеме повышения культуры отношения к природе и не доводит до ступени душевного подьема.  Как следствие всего этого, сфера образования все откровеннее затягивается в эпицентр информационной войны.

Таким образом, очищение общества от самоедского абсурда лучше начать с чистого листа, с кристального мира малышей и романтичной поры начальной школы. В этом и состоит деликатная осторожность и исключительная ответственность реформы системы образования. И отсюда вытекает жизненная необходимость духовной экологизации существующей системы образования.

Нами поставлена цель духовного возрождения России и сохранения биосферной колыбели жизни на земле и определены задачи культивации эколого-духовно продвинутых личностей, способных изменить разрушительное отношение человека к природе.

По большому счету, ЭКОДУХОВНОСТЬ, как природо-спасительная этика и философия, может стать Национальной идеей возрождения России. Как показывает история, при наличии политической воли на земле не существует проблемы, которую не смогло бы решить человечество. Все зависит от консолидации усилий стран ради проведения геополитики устойчивого развития в русле Парадигмы эколого-центристского понимания мира. Оптимизм

5

сохранения жизни на земле заключается и в том, что смена поколений происходит достаточно быстро, через каждые 18 лет. К тому же астрологи говорят о наступлении благоприятной Эры Водолея – продолжительной полосы духовного очищения.

Теперь перехожу к описанию сути проекта культивации экодуховно продвинутых личностей, способных найти способы сохранения жизни на земле и вывести мир на траекторию созидательного Кут Дабаан восхождения.

 

  1. Ступени Ноосферного «Кут Дабаан» восхождения личности.

Все решает ЧелоВек, человеческий фактор. Нами разработана научно-дидактическая концепция создания «Школы экодуховного воспитания подрастающего поколения на идеале Высшего Разума – Ноосфере». Суть концепции мною описана в монографии «Ступени эколого-духовного восхождения личности к идеалу Высшего Разума – Ноосфере» (Опыт познания смысла жизни и парадигма эколого-центристского понимания мира).-Новосибирск, 2018 и в серии публикаций (2010-2020). В качестве эпиграфа книги взято фото скульптуры Дж.Боровски «Человек идущий к небу» (г.Кассель, Германия). Либо вектор развития направлен снизу-вверх, от материи (Биосферы) к Духу (Ноосфере). Согласно гипотезе академика В.И.Вернадского ожидалось эволюционное преобразование Биосферы в сферу Высшего Разума – Ноосферу. Но этого не случилось из-за возникновения искусственно созданного препятствия техносферы.

 

Вера – Надежда – Любовь

Духовность – НООСФЕРА – Высший Разум

Идеал экодуховного восхождения личности

I

Культура – “вторая натура” человека

Экономика – ТЕХНОСФЕРА – Энергетика

Научно-техническая революция

I

Общество  потребления

Солнце – БИОСФЕРА – Жизнь

Живая материя: Homo Sapiens, фауна и флора

 

Предлагаю это «историческое недоразумение» снять путем пересмотра потребительской природы ЧелоВека, т.е. восстановления техногенно нарушенной гармонии слитности ЧелоВека с Природой. Задача решается на основе культивации экодуховно продвинутых личностей, настроенных на исправление дисбаланса материально-духовного единства жизни на земле.

Экодуховность – это методология сохранения исконной, восстановления и укрепления нарушенной пуповинно-этноментальной связи ЧелоВека с Природой и целомудрия трезвости мозга путем выращивания и выдвижения личностей разума созидания.

Алгоритм интеллектуального развития и эколого-духовного «Кут Дабаан» восхождения личности описан виде модели запуска 4-х ступенчатой ракеты «Ноосфера».

Ступень 1. Закладка природно-этноментальных задатков развития ЧелоВека. В детские и начальные школьные годы максимума гармонии с природой, ЧелоВек заряжается энергией родной земли, традициями предков, этнокультурой родного народа. Этот заряд молодости предопределяет программу раскрытия творческих способностей и таланта индивида на всю жизнь. К сожалению, до сих пор система воспитания и образования не акцентирует внимание детей на оберегание и активацию этой стартовой потенции интеллектуально-духовного восхождения личности. Следовательно, выпускник средней школы с получением аттестата зрелости еще не дотягивается до штурвала самоуправления судьбою, с отсюда вытекающим адекватным ощущением цены земного времени.

6

 

Ступень 2. Интеллектуально-профессиональное развитие ЧелоВека. Эта вся активная фаза жизни и социализации личности: приобретение профессии, трудовая, творческая, общественная деятельность, карьера, семья  вплоть до выхода на пенсию.

 

7

Ступени 1-2 – это биосферная горизонталь земли (кроны Древа Жизни). Она отражает  интеллектуально-профессиональное развитие ЧелоВека в трехмерном пространстве земного, материального бытия. Здесь познание окружающего мира происходит в пределах возможностей ощущения (детектирования) пяти органов чувств ЧелоВека. Эта зона действия законов механики И.Ньютона и Эвклидово геометрии. Культуры – «второй натуры человека».

Ступень 3. Духовное самосовершенствование личности. Эта фаза квантового перехода- вхождения в сферу многомерного мышления (подсознания). Обогащение мудростями и освоение духовно-космистской сущности жизни на земле.

Ступень 4. Стремление к идеалу Высшего Разума.  Ноосферное озарение, фаза понимания сакральных сил природы. Экодуховное ощущение вечности и бесконечности бытия. Закрепление Веры в  существование Высшего Творца – Бога.

Ступени 3-4 – это вертикаль связи земли со Вселенной (ствол Древа Жизни). Вектор эколого-духовного восхождения описывает переход ума-разума в многомерное пространство освоения небесно-духовной сущности жизни, виртуальной реальности бытия. Это уровень трансцендентного мышления, творческого взлета. Зона действия квантовой физики и информационных технологий.

Конечно, границы между диалектическими ступенями восхождения условны. Каждая ступень отличается достигнутым уровнем мышления, постижений экомудростей предков. Практическим опытом понимания ЭГО-Я, познания взаимосвязей микро- и макромира. Особое значение мы придаем 1-й ступени, где поднимается основной вопрос этнопедагогики «С чего начинается личность?». Как говорят «Доброе начало – половина успеха».

Такова основополагающая схема реализации новых образовательных технологий, направленных на культивацию, воспитание поколения созидателей, способных  одухотворить мир по законам эко-логики природо-центризма. Здесь я хотел бы обратить внимание на эволюцию самой системы образования. Веками складывалась традиционная система образования, основанная на эмпирическом опыте чувственного восприятия окружающего мира. В настоящее время мы окунулись в инновационную систему освоения информационных технологий, воспринимая ее как апогея цивилизации. Но это не так, либо бездушная цифровизация жизни на земле происходит без учета последствий в триединстве экологии Природы-ЧелоВека-Души. Предложенная нами методология эколого-духовного восхождения направлена на минимизацию этого вида опасности. Хорошо бы авторитетным сторонникам идеи «Нового Просвещения» сделать акцент на экологическую духовность.

 

Заключение. Уж очень крепко поддались земляне в страстях материального потребления, с отсюда вытекающей неизбежностью ответной реакции природы. Задача состоит в том, чтобы вытащить «бегемота из болота» техногенного паразитизма.

В целом разработка и предложенная схема экодуховного восхождения открывают широкие возможности творческих размышлений и активных действий для основательного очищения «трижды безумного мира».

Резюмируя свою статью, могу назвать ключевые позиции «дорожной карты» практической реализации предложенного проекта.

 

1.Научно-дидактическая концепция экологизации системы образования и создания «Школы экодуховного воспитания подрастающих поколений на идеале Высшего Разума – Ноосфере»;

2.Национальная идея духовного возрождения России и синергетической консолидации многонационального народа в деле защиты родины и решения задач социально-экономического развития страны;

3.Парадигма эколого-центристского понимания мира в ориентации геополитики устойчивого развития на сохранение биосферной колыбели жизни на земле.

 

8

4.Перспектива одухотворения инженерной (технологической) мысли, что приведет к гуманизации технического прогресса в целом.

 

Разработка получила широкую поддержку научно-педагогической общественности России и представителей зарубежных стран. В частности, наблюдатель А,Вусени (Бельгия) отметила этот проект «как перспективное направление, достойное тиражирования в других регионах и представляющее собой образцовый вариант внедрения на практике результатов выполнения инновационного образовательного проекта Евросоюза/ЮНЕСКО» (2010г).

За 10 лет упорной работы мне удалось создать научно-информационную базу, достаточную для внедрения разработки в системе образования. Но в силу известных причин система образования страны еще не готова к этому новшеству. Потому зарождение «Школы экодуховного воспитания подрастающего поколения» идет медленно. А мне уже 82 года, поджимает возраст и все меньше остается сил для дальнейшего продвижения проекта в порядке личной инициативы, без привлечения специалистов педагогики, экологии, при дефиците понимания и поддержки власти.

Конечно, экодуховно продвинутые личности были и есть в каждом регионе, в каждой стране. Таковыми были гениальный мыслитель-провидец саха А.Е.Кулаковский (1877-1926) и автор идеи о пассионарной доминанте этногенеза Л.Н.Гумилев (1912-1992). Среди ученых могу назвать академиков экодушевного сияния В.П.Казначеева (1924-2014), Ж.И.Алферова (1930-2019), В.А.Коптюга (1930-1997) и В.П.Ларионова (1938-2004). В Якутии есть целый ряд школ народного мастерства, материализующих свои натурфилософские взгляды в разных областях культуры и искусства. Это: сподвижник этнопедагогики Олонхо, первый виртуоз хомуса П.П.Оготоев, исследователь якутского орнамента, мастер кузнечного дела Б.Ф.Неустроев-Мандар Уус, супер-модельерша национальных костюмов А..А Филиппова. Что касается одухотворения технической мысли, то ярким примером тому могу назвать Германию, которая идет впереди всей планеты в наращивании технологических мощностей освоения «Зеленой энергетики».

Таково ощущение угрозы глобального экосуицида и видение путей его предотвращения одним из неравнодушных жителей земли. Уж хватить природу воспринимать ненасытным желудком! Пришло время вернуть любовь к природе сердечным умом – Высшим Разумом.

Я полон веры, что в стране первого космического восхождения непременно наступит время космистского озарения, когда будет осознана настоятельная необходимость введения в школах уроков экологической духовности. И в День знания – 1 сентября в детских садах, в учебных классах и студенческих аудиториях прозвучит благословенная целевая установка на трудовое постижение алгоритма основного вопроса этнопедагогики «С чего начинается интеллектуально-созидательная личность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Оставить комментарий

Войти с помощью: