Skip to content

АНОНС

Открылся   YouTube канал Тубсааны 

ЛУННЫЙ И ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРИ ЯКУТОВ.

Ушницкий Василий Васильевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнографии, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (Якутск), Российская Федерация, 670007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 1, e-mail: voma@mail.ru.

20.03.2017 г.

Статья посвящена изучению лунного и православного календаря якутов. Лунный календарь раньше существовал у многих народов. Поэтому лунный календарь якутов сравнивается с календарем многих народов: майя, инков, древних египтян и китайцев. После принятия православия якуты приняли православный календарь.
Традиционный календарь якутов изучается А.И. Гоголевым. Однако его исследования касаются в основном лунно-солнечного календаря и астрономических знаний якутов (2009). Е.Н. Романова написала раздел о лунном календаре якутов в коллективной монографии «Якуты» (2013 а). Сведения о якутском лунном календаре есть в монографиях Н.В. Дашиевой (2015).
Лунный календарь
В старину якуты как и другие тюркские народы имели Лунный календарь. Якуты пользовались десятичной системой счисления, принятого тюркскими народами. Десятичная непозиционная система счисления с единичным кодированием десятичных цифр (от 1 до 1 000 000) возникла во второй половине третьего тысячелетия до н. э. в Древнем Египте (египетская система счисления). Лунный календарь -разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц.
Лунный календарь никоим образом не привязан к годичному движению Солнца, поэтому ежегодно лунный календарь смещается относительно солнечного на 365,24222 – 354,36708 = 10,87514 дней. Примерно за 34 солнечных года набегает один лишний лунный год.
Смена фаз Луны является одним из самых легко наблюдаемых небесных явлений. Не удивительно, что множество народов на ранней стадии своего развития пользовались лунным календарём. Однако в период становления оседлого образа жизни лунный календарь переставал удовлетворять потребности населения, так как земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари, за редким исключением (например, исламский календарь), неизбежно заменялись лунно-солнечными или солнечными календарями.
«Якуты вели счет дням соответственно движению луны на небе. Вечер новолуния – “ый бютюютэ” или “бютэрдээх ый” или “ый сана тёрюэтэ” – луна первого вечера, первая луна, новолуние. Второй вечер “ый иккитэ” или “иккилээх ый” – вторая луна, луна второго вечера и т. д. Так ведут порядковый счет до полноты дня; с ущербом луны продолжают считать дни месяца до тридцати или считают, сколько дней прошло от новолуния и осталось до конца месяца. Четвертый вечер лунного месяца они сравнивают с рогами молодой коровы, пятый вечер называют “куобах куттага” – желудок зайца, восьмой – “саа кирсэ” – тетива лука. Четырнадцатый лунный вечер показывают “ый аччыгый туолара” или “ый кыра туолара” – малая полнота луны, пятнадцатый вечер – “ый улахан туолара” -большая полнота луны, полнолуние.
В следующий за полнолунием вечер луна появляется на небе с красной зарей и сама красная, почему и якуты называют этот вечер “ый кысыл киэсээтэ” – “красный вечер луны”. Про семнадцатый лунный вечер якуты говорят: “куба ыал кюёсюн кутара” – скупой житель ждет свой горшок (Сойкконен).
По буддийскому календарю начало первого месяца нового лунного года приходится на первый день убывающей луны в декабре месяце. Таким образом, порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к солнечному календарю. Месяцы лунного календаря не имеют названий, они лишь нумеруются по порядку.
Примечательно, что в календаре западных бурят с традицией деления года на зимне-весенний и летне-осенний сезоны начало сезона холодов приходится на полнолуние, а его завершение – на астрономическое новолуние. Соответственно, отсчет месяцев в сезоне тепла начинается с новолуния и завершается на полнолунии. В модели года движение времени от холода к теплу проходит под знаком убывающей Луны, а от тепла к холоду – прибывающей (Дашиева, 2015. С. 63).
По сообщению Р.И. Маака, в календаре вилюйских якутов насчитывалось тринадцать месяцев (Маак, 1887. С. 112-113). А.И. Гоголев уточняет, что это был вставной месяц високосного года (Гоголев, 1983. С. 6), имея в виду тип лунно-солнечного календаря. Н.В. Дашиева предполагает, что сообщение Маака имеет отношение к типу лунно-звездного календаря, в котором стабильно учитывались тринадцать месяцев (Там же. С. 65).
По словам Н.В. Дашиевой, свидетельством бытования в прошлом в народном календаре вилюйских якутов именно тринадцати месяцев является предание об установлении Богом по просьбе быка, спорившего с жеребцом, восьми зимних и пяти летних месяцев (Худяков, 1969. С. 236), т. е. тринадцати месяцев. Якуты зимние месяцы считали по циклическим возвращениям Луны к Плеядам, т. е. по сидерическим месяцам, поэтому их учет в летнем сезоне года ввиду отсутствия созвездия производился по синодическим месяцам. В пользу такого предположения, по мнению Н.В. Дашиевой, выступает принцип разделения в фольклоре якутов зимних и летних месяцев на две противопоставленные группы, каждой из которых приписывался свой зооморфный код (Дашиева, 2015. С. 65). В традиционном мировоззрении якутов с понятием «зима» связан образ быка, а с периодом лета, Солнца и светлых небесных божеств Айыы, дарующих жизнь, соотносится образ коня (Серошевский, 1993. С. 26).
«Месяцы у якутов лунные. Месяц делится на две половины: первая половина -новая (саната) – до полнолуния, вторая -старая (эргэтэ) – после полнолуния. Счет дней идет в прямом порядке натуральных чисел только в первой половине месяца (до полнолуния), во второй же половине – счет обратный, т. е. после 15-го, например, после дня какого-нибудь месяца следует не 16-й день, а 15-й день второй (старой) половины, далее – 14-й, и т. д.» (Ионов, 1913).
По словам Е.Н. Романовой, первой наиболее ранней системой счета времени была лунная, основанная на чередовании фаз луны. Якуты тоже делили год на лунные месяцы (ый-сыл), привычный нам год включал как бы два года по якутскому календарю. Новый месяц начинался с появлением на небе новой луны и считался равным тридцати суткам (Романова, 2013. С. 236).
«По якутским представлениям, от первого дня новолуния и до десятого дни считались в возрастающем порядке: (биир сана) – первый день новолуния сана ый тeрYтэ, основа нового месяца; четвертый вечер лунного месяца сравнивали с рогами молодой коровы; биэс сака, пятый день новолуния, образно назывался куобах куртага и т. д. Дни от 11 до 20-го обозначались по степени полноты лунной фазы, для которых имелись свои образные определения: 11-й день – биир толору акаара (первый день половины полноты), 12-й день – икки толору акаара (второй день половины полноты), 13-й день – икки толоруу акаара (второй день половины полноты) и т. д. В 16-й вечер Луна появляется на небе с красной зарей и сама красная, потому так и называлась – ый кьЛыл киэhээтэ (красный вечер Луны), 17-й – ^бэ киэhээтэ (вечер скупости)» (Гоголев, 2002. С. 4445).
«Первый день полнолуния якуты называли кыЛыл тулуна, т. е. “красное совершенство”, второй день полнолуния – YPYK тулуна – “белое совершенство”. Месяц у якутов делился на три декады, которые соответствовали фазам луны: сака ый – новолуние, толору ый – полнолуние. На 16-й день Луна начинает убывать, на 22-й она снова достигает половины своего размера и, постепенно уменьшаясь, на 29-30-й день исчезает. Последняя декада называлась ый эргэтэ – старение месяца» (Романова, 2013а. С. 237).
Согласно Г.Ф. Миллеру, деление года у якутов на 13 месяцев по ходу луны. Многие названия месяцев совпадают с современными. Однако есть и отличия. Так ыам ыйа он обозначил как балык ыамын ыйа, т. е. когда рыба мечет икру. В наше время думают, что название месяца обозначает месяц, когда приступают к дойке коров. Г.Ф. Миллер говорит, что балаган ыйа обозначает октябрь, сейчас это месяц сентябрь. Этот месяц называется тёрдённьё, т. е. четвертый месяц, после чего дальнейшие месяцы обозначаются и различаются по числам. Такой месяцеслов им сравнивается с римским, но в отличие от них, по нему якуты не могут объяснить данное явление. Не могут объяснить и тот факт, почему при обратном отсчете первое число приходится на сосновый месяц, или бэс ыйа (Миллер, 2009).
У вилюйских якутов в календаре зафиксировано 13 месяцев. О.Е. Донская, проанализировав календарь вилюйских якутов, пришла к выводу, что по структуре он являлся лунно-звездным, с комбинированным учетом времени по месяцам в холодном и теплом сезонах года (цит. по: Романова, 2013а. С. 238). Подобная система календаря существовала у хоринских бурят. Раньше весь хозяйственный цикл сочетался с языческим верованием «У якутов сентябрь месяц в хозяйственном календаре отмечен как переезд с летника на зимник, т. е. завершение теплого сезона и наступление холодов. По всей видимости, в этих календарных представлениях сохранился архетип осеннего Нового года. Так, якуты осенью устраивали празднество в честь злого божества верхнего мира Улуутуйар Улуу Тойону, где совершались ритуальные жертвоприношения Земле. По данным М.Н. Андросовой-Ионовой, «это пирушка, когда уходит (в вечность) старый год и вступает новый год, называется “празднованием рубежа годов” (дьыл кирбиитин, дьыл ыпсыытын). В.Л. Приклонский приводил легенду об установлении нового времени якутами на Лене, так год у них начинался, когда выпадал снег (сентябрь) и заканчивался, когда снег таял (март)» (цит. по: Романова, 2013а. С. 238).
Скотоводческие предки саха со степей принесли представления о падении рогов быка, с которым связан уход холодной зимы: «В визуализированной образности метафорой движения времени в сезоне холодов выступают «истощение» рога быка -Луны от месяца к месяцу и его “рост” в движении времени в сезоне тепла. Астрономические реалии красноречиво иллюстрируют мифологические представления скотоводческих народов о Луне как покровительнице рогатого скота» (Дашиева, 2015. С. 63).
«Зиму якуты олицетворяли в образе белого быка с голубыми пятнами. К концу января (тохсунньу) зима достигала своей вершины. За день перед концом месяца с юга прилетал могучий орел – символ небесного тепла, он сгребал снег со своего гнезда и издавал звонкий клекот. От орлиного клекота дух зимы отступал, у него поочередно ломались рога, а затем к весне отваливалась и голова. В ледоход туловище быка зимы плывет вниз по Лене в Ледовитый океан, ледоход уносит души умерших за зиму людей и скота» (Романова, 2013б. С. 243).
«Некоторые моменты в фазах луны отмечаются особыми, иногда картинными выражениями.
Тохсунньу ый тогус эргэтэ. Девять старых изменений месяца январь.
Календарь дней месяца. Бютэй сака. Совсем новый (закрытый).
Кыыс дьахтар кыламанын курдук кылбайан тахсыыта (кёстюютэ). Появление с блеском, подобно реснице девушки (икки
саката. Первый день новой половины).
Ый халы к кэлбит. Месяц явился вместе
с оболочкой (Юс саката. Второй день новой половины).
Бургунас ынах муоhун курдук
ор^остонон тахсыыта (кёстюютэ). Появление с заострением подобно рогу
трехтравой коровы (Тюёрт бас саката. Четвертый-пятый день).
Марда (мадда) айа кёхсё буолбут. Сделался как наружная часть старого самострела.
Аччыгый туолара. Почти полный (Уон
ордуга тюёрт саката. Четырнадцатый день).
Улахан туолара. Полный (Уон ордуга
биэс саката).
Ыйбытын бу кюн тёбё кырсабыт. Месяц в эту ночь расцепляется пополам.
Ый кьЛыла (красный цвет месяца). Юс ордуга тюёрт эргэтэ. Четырнадцатый день старой половины, т. е. 16 день данного месяца.
Халы к кэлбит. Пришел с оболочкой (Юс эргэтэ. Третий день второй половины, т. е. 27 день).
Хотун дьахтар ытар^атын йама^ын
са^а эргиччи бараныыта. Величиною с кольцо серьги госпожи-женщины, закругляясь оканчивается (Икки эргэтэ. 2-й день второй половины, т. е. 28-й день).
Саспыт. Скрылся (29-30-й день)» (Ионов, 1913).
«Два первых месяца составляют у якутов весну – саас (Кулун тутар, муус устар т. е. по современному календарю март и апрель). Три следующих – лето, по-якутски Сайын (Балык ыама, бэс ыйа и от ыйа по современному календарю май, июнь и июль). Затем следуют два осенних месяца (атырдьах ыйа и балаган ыйа, по соврем. август и сентябрь), по якутски кыЛын. Пятый месяц – это бэсинньи. Шесть последних месяцев составляют зиму, по-якутски кюhюн. Сейчас зиму называют кыЛын, осень кюhюн» (Миллер, 2009. С. 77).
«”Кюёс быстына” – время, необходимое для того, чтобы в поставленном к огню горшке сварилось мясо. Обычно это один час. “Солуурчах бастына” – время, необходимое для сварки пищи в поставленном к огню бедерке. Обычно полчасу. “Самабаар бастына” – время кипения самовара. «Сыа сыллыыта» – время, необходимое, чтобы поджарить на огне кусочек жира, воткнутый на деревянную палочку. “Сыа сыллыы-та” – равняется приблизительно одной минуте. Обыкновенно их употребляют без всякого сравнения с часами и минутами.
“Хамсалаах табах быстыка” – время выкуривания табаку. “Харах чыпчылыйыыта” – скорость мигания» (Сойкконен).
«Куба ыал кюёhюн ёрюютэ. Приготовление пищи (кюёс – горшок) в скупом хозяйстве (Уон ордуга юс эргэтэ. Тринадцатый день старой половины, т. е. 17-й день данного месяца). В силу обязательного гостеприимства якуты угощают всякого, зашедшего (по делу и без дела) соседа тем, что готово в данный момент. Скупые, чтобы избавиться от этой обязанности, начинают варить пищу позже, когда вечерние посещения прекращаются. Приведенное выше выражение означает, что в этот день месяц всходить поздно, когда скупой ставить свой горшок (кюёс) на огонь» (Ионов, 1913).
«Определение дней конечно приблизительное. Якуты считают тридцать дней в месяце. И двенадцать месяцев в году. Всех названий месяцев больше двенадцати. Кроме числовых обозначений для месяцев есть атырдьах ыйа и
бала^акка киирэр ый. Они вставлялись вместо тёрдюннью – четвертого месяца» (Ионов, 1913).
В танских летописях сохранилось упоминание о том, что в стране гулиганей поставленный в костер горшок с едой не успевает свариться, когда взошедшее солнце скрывается за горизонтом: «Их страна на север достигает моря, отстоит от столицы очень далеко. Еще на север, если перейти через море, то дни длинны, ночи коротки…» (Кюнер, 1961, с. 281). В этом сообщении сохранились древние календарные представления, которые совпадают с якутским учетом времени.
Православный календарь
После перехода в православие якуты перешли в православный календарь. Стали считать дни по церковным праздникам: «Якуты отмечали следующие православные праздники. Кириhиэнньэ (Кирисиэнньэ, 6 января). Охонооhойоп (“Афанасьев,
18 января). Буласты=Ынах такарата (“Власьев”, 11 февраля). Хайах сиир
(Масленица). Была5ыанньаhап = чыычаах уйа туттубата (“Птица гнездо не вьет”, Благовещение). Талах тутар (верву держать = вход в Иерусалим). Киристиэп (Христов = Рождество). Дье^ерэйэп (“Егорьев”, Григорий Победоносец, 23 апреля). Сааскы Ньукуолун (Весенний Николин). Торуойуhун (Троица). Дуухап (Духов). БетYPYеп (Петров день, 29 июня). Борокуоппайап (Прокофьев, 8 июня).
Бастакы, Ортоку, Кэнники, Сы^арым Ыспааhап (Первый, второй, средний и последний “Спасов”, – 1, 2, 15 августа). Сэмэнэп (“Семенов” – 1 сентября). Исийээнэп (“Воздвижение” – 15 сентября). Бокуруоп (“Покров день” – 1 октября).
Микээйлэп (Михайлов). КыЛыккы Ньукуолун. Ороhостуба (Рождество)» (Ионов, 1913).
Появились деревянные календари, отмечавшие время церковных праздников, приуроченных к трудовому сезону. Такие календари попали в экспозиции краеведческих музеев и даже Американского музея
естественной истории: «Якутский годовой календарь XIX в. Принадлежал Петру Герасимову из местности Юнкюрь Джебарского наслега Западно-Кангаласского улуса.
Календарь составлен по старому стилю:
1 сентября – Семенов день. Конец летних полевых работ и начало потребления заготовленного запаса пищи. Постепенный переход с летников на зимники.
14 сентября – Исакьев день. Завершается переезд в зимники.
1 октября – Покров день. Начало настоящего зимнего сезона, с этого дня скот держат в хотоне. Начинается рыбная ловля на мелких озерах.
26 октября – Дмитриев день. Забой скота. Возвращение охотников из тайги. Начало сезона “городчиков”, везущих на продажу в город мясо, масло, дичь и т. д.
1 января – Новый год (перенят от русских).
18 января – Середина зимы.
25 марта – Благовещение.
23 апреля – День святого Георгия – покровителя скота.
9 мая – Николин день. Переход на лето. Начало весенних полевых работ. Начало найма батраков на летние полевые работы. Начало ледохода и летнего плавания.
29 июня – День Петра и Павла. Начало сенокоса и сезона летних работ. Этот праздник всегда проходил многолюдно с национальными танцами и играми.
8 июля – Прокопьев день. Начало массового сенокоса.
20 июля – Ильин день.
1 августа – 1-й Спасов. Полное вызревание хлебов и массовой его уборки. Сбор голубики и черной смородины.
6 августа – 2-й Спасов. Время метания стогов и скирдования хлеба.
Якутские традиционные календари, образуют вертикальный ряд в левом краю правого стенда постоянной экспозиции Американского музея естественной истории в Нью-Йорке (США), посвящённой жизни и традициям народа саха в конце XIX века. Экспозиция называется “The Yakut, a Turkic Tribe of Siberia”» (Николаев Аф.).
Таким образом, календарные представления якутов отражают их этническую историю. Влияние тенгрианской тюрко-монгольской цивилизации и православной российской культуры.

Библиографический список
Дашиева Н.В. Календарь в традиционной культуре бурят: опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования. М. : Наука-Вост. лит., 2015. 239 с.
Гоголев А.И. Традиционный календарь якутов. Якутск, 1999.
Ионов В.М. Примечания. Орел по воззрениям якутов: 1. Почитание орла у якутов, 2. Песня о наступлении года. Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1913. [4], 28 с. (Сборник Музея по антропологии и этнографии при Императорской академии
Article was received in March, 20, 2017
References
Dashieva N.V. Kalendar’ v tradicionnoj kul’ture buryat: opyt istoriko-ehtnografiches-kogo i kul’turno-geneticheskogo issledovaniya [A calendar in the traditional Buryat culture: the experience of historical and ethnographic and cultural-genetic research]. Moscow, Nauka Vost., 2015. 239 p.
Gogolev A.I. Tradicionnyj kalendar’ ya-kutov [Traditional calendar of the Yakuts]. Yakutsk, 1999.
Ionov V.M. Primechaniya. Orel po vozz-reniyam yakutov: 1. Pochitanie orla u yakutov, 2. Pesnya o nastuplenii goda [Notes. Eagle according to the views of the Yakuts: 1. Honoring the eagle from the Yakuts, 2. Song of the coming of the year]. St. Petersburg: type. Imp.
наук; [т. 1], вып. 16).
Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 1961. 281 с.
Сойкконен И.П. Семейный быт якутов Якутского округа // Материалы Комитета изучения Якутской Республики. Ф. 47. Оп. 2. № 158.
Николаев А. Традиционный календарь якутов. [Электронный ресурс].
http://yakutiafuture.ru/2017/02/05/tradicionnyj -каЫаг^аха/ (15.03.2017)
Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. СПб.: Тип. и хромолитогр А. Траншеля, 1887. Ч. 3. 300 с.
Миллер Г.Ф. Описание сибирских народов / изд. А.Х. Элерт, В. Хинтцше; пер. с нем. А.Х. Элерт. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 456 с.
Романова Е.Н. Лунный и звездный календарь якутов // Якуты (Саха). Сер. Народы и культуры. М.: Наука, 2013а. 599 с.
Романова Е.Н. Календарные символы весна-зима // Якуты (Саха). Сер. Народы и культуры. М.: Наука, 2013б. 599 с.
Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, 1969. 441 с.
Acad. Sciences, 1913. [4], 28 p. (Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography under the Imperial Academy of Sciences, vol.1, issue 16).
Kyuner N.V. Kitajskie izvestiya o narodah YUzhnoj Sibiri, Central’noj Azii i Dal’nego Vostoka [Chinese news about the peoples of Southern Siberia, Central Asia and the Far East]. Moscow, Publishing house “Eastern Literature”, 1961. 281 p.
Soykkonen I.P. Semejnyj byt yakutov YA-kutskogo okruga [Family life of the Yakuts of the Yakut district]. Materials of the Committee for the Study of the Yakut Republic. F. 47. Op. 2. No. 158. (In Russian)
Nikolaev A. Tradicionnyj kalendar’ yakutov [Traditional calendar of the Yakuts]. Electr. Resource: (In Russian) Available at: http://yakutiafuture.ru/2017/02/05/tradicionnyj -kalendar-saxa/ (accessed 03.15.2017)
Maak R.K. Vilyujskij okrug YAkutskoj oblasti [Vilyui district of the Yakutsk region]. St. Petersburg, Type and chromolithograph A. Tranchelya, 1887. Part. 3. 300 p.
Miller G.F. Opisanie sibirskih narodov [Description of the Siberian peoples]. Moscow, Monuments of historical thought, 2009. 456 p.
Romanova E.N. Lunnyj i zvezdnyj kalendar’ yakutov [The lunar and star calendar of the Yakuts]. Yakut (Sakha). (Peoples and Cultures). Moscow, Nauka Publ., 2013a. 599 p. (In Russian)
Romanova E.N. Kalendarnye simvoly vesna-zima [Calendar symbols spring-winter]. Yakut (Sakha). (Peoples and Cultures). Moscow, Nauka Publ., 2013b. 599 p. (In Russian)
Khudyakov I.A. Kratkoe opisanie Ver-hoyanskogo okruga [Brief description of Verkhoyansk district]. Leningrade, Nauka Publ., 1969. 441 p.
Information about the author Vasiliy V. Ushnitsky –
Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Ethnography Sector, Institute for Humanitarian Studies and Problems of Small Peoples of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sci-

Источник: Ушницкий В.В. Лунный и православный календари якутов // Известия Лаборатории древних технологий. 2017. Т. 13. № 2. С. 87-94. DOI: 10.21285/2415-87392017-2-87-94

Оставить комментарий

Войти с помощью: