Skip to content

АНОНС

Открылся   YouTube канал Тубсааны 

В.И. Вернадский о ноосферном будущем

Козиков Иван Андреевич – профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук
4 мая 2020 г.

Современное человечество, вступив в ХХI век, восприняло от предшествующего столетия весьма противоречивое наследие, которое возникло на промышленной ступени его развития и проявляется в процессе его переходе на постиндустриальную ступень. Произошла и углубилась рассогласованность между триадой: достигшими небывалых высот производительными силами (материальными и интеллектуальными) и биосферой, между техносферой и биосферой, а также между ними и социальной жизнью людей, всей системой отношений между ними в процессе их жизнедеятельности, что институционально выражено, прежде всего, в их общественном устройстве.
Всеобщее распространение, в том числе и в процессе глобализации, буржуазно-демократической западной модели общественного устройства, не ведет человечество к гармонизации названой триады. Сегодня явно обозначилась ограниченность и тупиковая перспектива этой модели с её безудержной гонкой потребления. В этой модели наряду с удовлетворением растущих потребностей народонаселения, обеспечения комфорта жизни определенной части населения, главным стимулом общественно-полезной деятельности является погоня за прибылью, богатством, за неограниченным накопительством и роскошью. Все это сопровождается нарастающим неравенством между условиями существования людей. Эта модель также ухудшает в огромных, планетарных масштабах окружающую среду обитания человечества – биосферу.
В несогласованности названной триады проявляется глубокий кризис всего способа производства общественной жизни, системный кризис современной цивилизации. Говоря словами В.И.Вернадского, нарушается организованность биосферы, её динамических равновесий, что мешает её воспроизводству в нужном для прогресса человечества направлении. В этих условиях, как это было не один раз во всемирной истории на переломных этапах развития, человечество стоит перед необходимостью глубокого осмысления последствий своей жизнедеятельности на планете для того, чтобы сохранить свое существование и обеспечить свой прогресс. Оно ищет пути более разумного перехода от индустриальной ступени своего развития к постиндустриальной ступени, к информационному обществу.
Важным направлением этого поиска является поиск рациональной модели общественного устройства, при которой оно смогло бы гармонизировать отношения между названной триадой, природой и обществом и обеспечить свое прогрессивное развитие, создать лучшие условия жизни для всех людей планеты. Предлагаемые в качестве единственных и рациональных либеральные и неолиберальные проекты развития человечества по сути апологетируют современную капиталистическую, затратную модель организации жизнедеятельности человечества, ведущую в тупик. Другие проекты, связанные с обоснованием необходимости обеспечения устойчивого развития человечества не выходят за рамки капиталистического способа производства общественной жизни или исторического опыта социализма и не решают проблему поиска более прогрессивного развития современного общества.
В этих условиях становится все боле актуальным обращение к учению В.И.Вернадского о ноосфере. Это учение, представляет собою глобальный проект развития всего человечества как целого. Он основан на преобразующей деятельности человечества на планете Земля, как самой активной части биосферы, как важного фактора её организованности, проект выхода человечества из состояния его социальных катаклизмов, кризиса, проект, определяющий базисные подходы достижения им высшей ступени своего прогресса- ноосферного состояния. Это проект, при котором и осуществляется согласованность между созданной человечеством техносферой и биосферой и соответствующим организованности биосферы социальным устройством всего человечества.
Проект построения на планете Земля гуманной, отвечающей подлинной сути человека, цивилизации, глобальный проект «третьего пути», отличного, как говорил В.И.Вернадский, от капитализма и социализма, пути дальнейшей конвергентной эволюции человеческого общества. Предложенный В.И.Вернадским ноосферный проект отвечает потребностям планетарного подхода к анализу эволюции современного человечества, его месте в биосфере. Поэтому сегодня этот проект активно исследуется в мировой общественно-политической мысли и, естественно, особенно на Родине В.И.Вернадского, в России.
Его исследования приобретают международные организационные формы. Сторонниками ноосферного движения принята «Ноосферная Конституция». Проводятся международные конгрессы, форумы. В России образована Ноосферная академия. Создаются региональные проекты ноосферного развития. Выходит многочисленная специальная литература, посвященная проблемам ноосферы. В учении В.И.Вернадского о ноосфере можно выделить два наиболее общих, взаимосвязанных и взаимовлияющих аспекта: отношение человека, общества к природе, роль человека в биосфере и аспект эволюции самого общества, его социального развития. Разрабатывая проблемы ноосферы, В.И.Вернадский большое внимание уделял проблемам эволюции самого социума, исторического процесса человечества, его цивилизации.
В основе учения В.И.Вернадского о становлении и развитии ноосферы лежит естественно-исторический подход, который включает тесную взаимосвязь между природными и социальными, общественно–историческими явлениями. В этом подходе ноосфера рассматривается как результат геологической, биологической, физикохимической, физиологической эволюции биосферы, её живого вещества, эволюции социальной жизни человечества, его активной исторической созидательной деятельности.
Учение о ноосфере основано на синтезе науки о природе и обществе. В.И.Вернадский обосновал новую парадигму анализа исторического процесса человечества. На основе этого подхода в учении о ноосфере он определил ряд социальных факторов, черт и тенденций становления и развития социальных основ ноосферы, дал общую характеристику их содержания. Прежде всего, В.И.Вернадский показал, что отдельные черты и тенденции перехода биосферы в ноосферу с огромными трудностями, но проявляются уже в ХХ столетии. Им выделено несколько общих тенденций этого перехода. В данном случае рассмотрим лишь некоторые из них.
В учении о ноосфере В.И.Вернадский впервые масштабно и глубоко выявил всемирно-историческую тенденцию эволюции человечества- формирование мирового человечества, формирование вселенскости, которая сегодня называется глобализацией. Он показал глубокие естественно–исторические основы этого процесса, вытекающие из организованности биосферы. В период становления ноосферы, отмечал В.И.Вернадский, усиливается единство исторического процесса. « Я,- писал он, – глубоко убеждаюсь в единстве человеческой истории и в непрерывности процесса развития человеческой личности…»[12, с. 107]. Это единство имеет естественную основу. Жизнь человечества, при всей её разнородности, отмечал он, стала неделимой, единой. «Впервые в истории человечества мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты» [1, с.63].
Это переломная, исключительно важная, по существу новая эпоха жизни человечества, когда это единство становится реальностью, что является необходимым следствием и условием становления ноосферы, её организованности. «В современном проявлении человечества, – отмечал он, – может считаться в новой форме сложившаяся в ХХ веке единая история человечества, всемирная история в небывалом обхвате, синтезирующая в единое целое работу всех цивилизаций человечества…Исторический процесс сознается как единое для всего Homo sapiens» [ 2, с. 222]. Это единство в ХХ столетии стало проявляться различными формами жизни.
Человечество объединилось в единое экономическое целое. Возрастают технические и экономические связи между народами, развиваются средства общения – транспортные, информационные и т. д. В.И.Вернадский подчеркивал, что изменяются и представления об этом процессе. Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и в планетном аспекте. Хотя сама идея об объединении всего человечества становится реальностью только в наше время, и то пока только реальным идеалом, отмечал ученый, в возможности реализации которого нельзя сомневаться. Естественно–историческая эволюция человечества ведет к этому. Создание этого единства «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет» [1, с. 61].
Важным социальным фактором становления ноосферы В.И.Вернадский считал роль народных масс, неизмеримо возрастающую в процессе становления ноосферы. С середины прошлого века, особенно в конце Х1Х и в ХХ столетии, отмечал он, переживается исторический перелом в жизни человечества, который связан с выступлением народных масс, которые сознают свою реальную силу и не мирятся со своим страдательным положением в государственном и социальном строе.
Глубочайшие трагедии и длительные страдания в течение долгих лет сотен миллионов отдельных человеческих личностей во всем мире, трагедии и страдания, вызванные войной, революцией, экономическими и финансовыми кризисами, социальными междоусобиями, вызвали у народных масс переоценку отношения к действительности. «Исстрадавшие и страдающие люди ищут выход». Они пересматривают и по–новому переоценивают основы своей веры, своего осознания окружающего. Социально и политически народные массы выступили как политическая сознательная сила, как мощный фактор в истории человечества. С возрастанием активности народных масс, отмечал В.И.Вернадский, возрастает и значение их интересов в жизни общества. На сцену на первое место выступают интересы народных масс, а не отдельных семейств или лиц.
С целью реализации интересов народных масс, отмечал он, необходимо их демократическое и социальное объединение, возрастание их организованности, развитие их образования, как предпосылок становления ноосферы. «Велико, – писал он,- значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. До сих пор эта сторона организации трудящихся по своему темпу и глубине не отвечала духу времени и не обращала на себя достаточного внимания. Эта работа идет на всей планете вне рамок государств и национальностей. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа» [1.63]. «Демократия не может существовать в сложных условиях ХХ века без такой организации народа» [3,с. 226].
Особое внимание В.И.Вернадский обращал на рост сознательности масс, связывал это с развитием образования и влиянием новой идеологии. Он неоднократно ставил вопрос о развитии образования в России как решающего фактора в её развитии, о его доступности народным массам, выдвинул идею учащегося народа. Через образование масс, отмечал он, осуществляется связь поколений. Массы получают растущую возможность сознательно влиять на ход государственных дел. Повышение уровня образования народных масс, отмечал ученый, является необходимым условие движения человечества по пути становления ноосферы. Важнейшим оружием в борьбе трудящихся за свои интересы В.И.Вернадский считал так же новую идеологию, которая возникла со второй половины ХIХ века во всем мире и в Европе, в период, когда значение жизненных интересов народных масс реально и идеологически, в сознании государственных людей, выступило на первоеместо. Эта идеология начинает охватывать быстро растущими темпами все человечество.
«Социально-политический идейный переворот, – отмечал он, – ярко выявился в ХХ столетии в основной своей части благодаря научной работе, благодаря научному определению и выяснению социальных задач человечества и форм его организации» [1, с. 27]. Но сейчас, отмечал он, мы переживаем переходный период, когда огромная часть человечества не имеет возможности правильно судить о происходящем, и жизнь идет 93 против основного условия создания ноосферы. Поэтому необходимо строить деятельность народных масс на научной основе, формировать у них правильное представление о социальной жизни, формировать научное, ноосферное сознание.
Следует заметить, что, придавая огромное значение роли народных масс в историческом процессе становления ноосферы, В.И.Вернадский важное место отводил роли личности, образованной части общества. Он ставил вопрос о том, чтобы в обществе была национально-ориентированная, любящая свою страну элита, защищающая интересы народных масс, «творящая творческую созидательную работу, которая имеется в каждом государстве».«Надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают» [ 4, с. 204 ]. Среди предпосылок и процесса становления ноосферы В.И.Вернадский считал демократизацию всех общественных процессов, форм общественного устройства, а также демократизацию отношений между государствами и народами. В связи с этим ставил вопрос об усилении роли государства в становлении ноосферы.
Демократизация общественной жизни человечества, усиление демократических основ государственности, отмечал он, также обусловлена глубокими естественно- историческими основами эволюции биосферы. Такая тенденция является длительной во времени, но она пробивает дорогу независимо от форм общественной жизни. Ноосфера в своем становлении не представляет однообразного процесса. Ей соответствует многообразие форм бытия человечества. При всем их многообразии тенденция их демократизации является неизбежной. Развитие науки в процессе становления ноосферы, отмечал В.И.Вернадский, «неизбежно должно привести к новым формам государственной жизни, так как сейчас создались государственные предприятия свободной научной мысли при одновременном чрезвычайном росте значения науки в государств» [1, с. 38]. Эти новые формы государственной жизни создаются реально Они характеризуются все большим вхождением в них глубоких элементов социалистических государственных структур.
С поднятием значения науки в государственной жизни неизбежно в конце концов и другое изменение в конструкции государства–усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична. В.И.Вернадский полагал, что в новых формах государства будущая власть будет принадлежать людям науки. Одной из тенденций становления ноосферы В.И.Вернадский считал нарастание свободы человеческой личности. Больше всего в мире он ценил самого человека, для которого считал своим долгом отдать все свои знания и силы.«Нет ничего более ценного в мире и ничего, требующего большего сбережения,уважения,-писал он,-как свободная человеческая личность»[10, с. 14].
Становление, ноосферы, отмечал он, должно сопровождаться созданием необходимых условий для свободы личности, её развития, активного проявления в жизни, в созидательной деятельности, в самовыражении, в творчестве. Чем больше свободы личности для её творчества, тем полезнее и больше вырабатывается потенциальная энергия страны и населяемых ее народов, которая исторической жизнью и социальным строительством приводятся в полезное для жизни активное состояние, в народное «богатство». Свобода мысли, отмечал он, входит в структуру ноосферы. Выступая за создание в обществе и государстве необходимых условий для «нормальной жизни» и свободной творческой работы, В.И.Вернадский постоянно выступал против того, чтобы научная творческая деятельность ограничивалась идеологическими и иными рамками.
Большое значение в формовании ноосферного общества В.И.Вернадский придавал развитию духовного фактора. Он отмечал, что нужная для развития человечества энергия слагается как из физической, так и духовной силы, которая заключается в населении государства. В духовный фактор, кроме науки он включал философию, искусство, религию и другие формы сознания. Духовную ноосферизацию человечества он рассматривал как противоречивый и сложный процесс развития рациональных и иррациональных форм сознания человека, при большем и большем онаучивании духовности, при развитии глубоких основ человеческой личности, создания условий для её всестороннего, целостного развития и проявления.
Первой и основной социальной предпосылкой становления ноосферы и её главной чертой В.И.Вернадский считал «единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас», ликвидацию всякого неравенства и гнета. [1, с. 28]. В.И.Вернадский ставил вопрос о социальном равенстве. Естественно–научное рассмотрение всемирно–исторического процесса, отмечал он, возможно лишь на основе этой первой предпосылки . Это не просто предпосылка, а закономерно становящаяся черта ноосферы, вытекающая из естественной природы человека. Ноосфера — это единое царство Homo sapiens, созданное в результате геологического и биологического процесса.
Биологически, отмечал В.И.Вернадский, это выражено в выявлении в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты. «Геологический эволюционный процесс,- отмечал он,- отвечает биологическому единству и равенству всех людей Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropusи др., потомство которых для белых, красных, желтых и черных рас – любым образом среди них всех развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство».[5.327-328]. Поэтому попытки государственных образований идейно не признающих равенство и единство всех людей и пытающих не стесняясь в средствах, остановить их стихийное проявление не могут осуществиться. Несмотря на эти попытки, движение человечества к равенству и единству всех людей планеты является объективным естественным законом эволюции биосферы, ее живого вещества. С этим законом нельзя не считаться и идти против него безнаказанно. «Это неизбежно скажется с ходом времени рано или поздно, так как создание ноосферы из биосферы есть природное явление» [6,с. 285].
Человечество, отмечал В.И.Вернадский, так или иначе, осмысливало это природное единство и равенство людей. Идея единства и равенства всего человечества, людей как братьев возникла примерно две с половиной тысячи лет назад и затем выявилась и осмысливалась идеологически. Она вышла за пределы отдельных личностей, стала двигателем жизни и быта народных масс и задачей государственных образований. Она не сошла с тех пор с исторического поля человечества. «Идея равенства всего человечества и равноправие черных, желтых, красных и белых рас пустила глубокие корни в общееи научное сознание мира». Но до сих пор далека от своего осуществления.«Медленно, с многосотлетними остановками, создаются условия, дающие возможность её осуществления, реального проведения в жизнь».
Единство и равенство всех людей и рас представляет собой новую форму его существования на планете, его власти в биосфере. Оно складывалось и складывается постепенно, стихийно проявляется в таких формах жизни, «которые фактически его усугубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, в результате бессознательного к нему устремления» [1,с. 23 ]. В.И.Вернадский считал, что «Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня»»[ 1, с.109 ]. В России, отмечал он, проблемы единства и равенства всех рас и народов решаются иначе, чем в других государствах.
Являясь многонациональным государством, она осуществляет реально равенство всех проживающих в ней народов и рас, показывает пример другим народам. Россия в будущем представляет собой прообраз «мирового сожительство народов». 95 Выделяя равенство и единство человечества как черту ноосферы, И.Вернадский выступал не за такое равенство и единство, о котором говорят мондеалисты как о «Глобальном обществе», предусматривающем и культивирующем неравенство народов и людей, насаждающем культ силы и насилия, стремящихся превратить народы в орудие реализации целей господствующих сил, установления их господства.
Сегодня возникает вопрос: возможны ли в современном человечестве, в этом « Глобальном обществе», где обостряется борьба за существование, где насилие попрежнему правит миром, новые отношения между людьми, государствами, нациями, этносами, цивилизациями на основе реального равенства? В.И.Вернадский считал, что в процессе формирования ноосферного общества, человечество должно исключить из своей жизни войны как фактор взаимоотношения на международной арене, заменяя эти отношения системой мирных, равноправных, дружественных, гуманных отношений. Он считал, что подготовлявшееся в течение тысячелетий новое состояние жизни на нашей планете, о котором мечтали утописты, станет реальностью, когда войны – т.е. организованное убийство, когда голод и недоедание могут сравнительно быстро исчезнуть с нашей планеты.
Большое внимание В.И.Вернадский уделял проблемам формирования материально– технической базы ноосферы. Он отмечал, что хотя человеку не удалось до сих пор достигнуть в этой новой среде необходимой обеспеченности своей жизни, но соединение науки и труда ведет к коренному преобразованию общественного производства. Благодаря этому человечество может чрезвычайно расширить свою силу и влияние в биосфере и создавать для ближайших поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни. Человек, писал он, «может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету [5, с. 328].
Дальнейшее развитие материально–технических условий создания ноосферы В.И.Вернадский связывал с расширением границ биосферы, выходом человечества в космическое пространство и вглубь планеты. В 1944 году он писал, что человек стремиться выйти за пределы своей планеты в космическое пространство и, вероятно, выйдет. «Это явилось следствием мощного развития научной мысли, научного исследования и охваченной наукой техники и труда человеческих обществ. И здесь человек находится только на первых ступенях своего развития. Лишь социальная отсталость мешает проявляться совершающемуся перевороту в его реальной силе»[5, с. 270-271]. Человек будет вводить в биосферу космическую и земную глубинную энергию.
В связи созданием материально-технической базы ноосферного общества В.И.Вернадский рассматривал и проблему, связанную с использованием биологических и других жизненных ресурсов, преодолением их ограничения. Решение этой проблемы он связывал с решением социальных проблем и питания. «Выход из положения, писал он,– можно ожидать наряду с разрешением социальных проблем, которые поставлены социализмом, в изменении форм питания и источников энергии, доступной человеку»[7.204-205]. Он отмечал, что человек должен осуществить непосредственный синтез пищи, без посредства органических существ, превращаясь из человека гетеротрофного в автотрофного. Хотя решение этой проблемы весьма трудно, но человечество рано или поздно умственным процессом решит эту проблему. «… Для меня, – писал он ,- ясно, что переход человека в автотрофный организм через развитие научной работы есть естественный процесс, всецело попадающий в рамки других геохимических процессов, точно так же, как и весь рост культуры» [8, с. 128-129].
Это коренным образом изменит будущее человека, решит многое проблемы цивилизации. Это будет способствовать и его разумному отношению к биосфере сохранению биологического многообразия живого вещества, воспроизводству биологических ресурсов планеты. Постановка этой проблемы особенно актуальна сегодня, когда биологические ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность человечества по различным причинам( рост народонаселения и его потребностей, варварское отношение к среде обитания, все возрастающие масштабы производства, омертвления живого и овеществленного труда, расточительство, неумение управлять результатами влияния на биосферу и тд.) сокращаются быстрыми темпам.
Изменение источников энергии В.И.Вернадский связывал с использованием энергии приливов и отливов моря, радиоактивной, атомной энергии, теплоты Солнца и других источников. «могущих дать силу в любом количестве». Это использование энергии он считал вопросом времени. Огромное значение он придавал разработке проблем атомной энергии, которой, считал, принадлежит будущее. Сам он в исследовании и освоении атомной энергии в числе первых принимал самое активное участие.
Рассматривая ноосферу как новую ступень в социальном развитии человечества, В.И.Вернадский неоднократно отмечал, что его представления о ноосфере созвучно основной идеи научного социализма, учению К. Маркса, что его представление о ноосфере соответствует идеалам социализма. Он писал, что «понятие ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится в полном созвучии с основной идеей, проникающей «научный социализм»»[1, с. 67]. А в знаменитой статье «Несколько слов о ноосфере» он писал: «… Важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийными геологическими процессами, с законами природы, отвечают ноосфере»[9, с. 119]. Рассматривая наличие предпосылок и тенденций становления ноосферного общества В.И.Вернадский видел и отмечал, что наша эпоха характеризуется глубокими противоречиями, войнами, нарушающими организованность биосферы, наличием тех процессов и тенденций, которые несовместимы с процессами становления ноосферы, идут в противоположном этим процессам направлении.
Вместе с тем он обсуждал высказанную в его время идею о том, что якобы человечество своей деятельностью создает угрозу существования земной цивилизации вообще [11]. Отмечая, что «в бурях и грозе зарождается ноосфера»[5.297] он был уверен в становлении ноосферы. « Движение, – писал он, – повернуто быть не может, но оно носит характер жесткой борьбы, которая, однако, опирается на глубокие корни стихийного геологического процесса, который может длиться два – три поколения, может быть и больше(что едва ли вероятно, судя по темпу эволюции за последнее тысячелетие).
В том переходном состоянии, среди интенсивной борьбы, в которой мы живем, кажутся мало вероятными также и длительные остановки идущего процесса перехода биосферы в ноосферу» [, с. 109-110]. Несмотря на имевшие отрицательные для становления ноосферы процессы «создание ноосферы в её полном проявлении, будет осуществлено; рано ли, поздно ли, оно станет целью государственной политики и социального строя»[1.66]. Факторы, тормозящие движение человечества в ноосферу, отмечал он, будут преодолены, «если не будут ограничены силами человеческого духа и более совершенной общественной организацией»[9, с. 131].
Он уверенно смотрел в будущее человечества. Сегодня можно говорить о том, что и сегодня « через «бурю и грозу» черты и тенденции ноосферизации человечества все больше и больше проявляются в историческом процессе.

Список литературы:
1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста в двух кн. Кн.2. Научная мысль как планетное явление. Москва. : 1977. 97
2. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: 1986 .
3. Вернадский В.И.Публицистические статьи. М.:1995.
4. Вернадский В.И. Открытия и судьбы. М.: 1993.
5. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и окружения. М.:1965.
6. Вернадский В.И. Собр. соч. в двадцати четырех томах под редакцией акад. Э.М. Галимова. Том девятый. М.: « Наука». 2013.
7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.:1988.
8. Вернадский В.И. Дневники. Октябрь 1917– январь 1920. Киев. Наукова Думка. 1994.
9. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Успехи современной Биологии. Т. ХУ111. Вып. 2.
10. Вернадский В.И. Очерки и речи.Вып.1-2.Пг.:1922.
11. См. подробнее: Козиков И.А. В.И.Вернадский-создатель учения о ноосфере. М.: Изд. МГУ имени М.В.Ломоносова .2013.Гл.5.(3).
12. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.:1981.
Источник: блог «Общественный центр информации», сайт «Яндекс. Дзэн».

Оставить комментарий

Войти с помощью: