Skip to content

АНОНС

Открылся   YouTube канал Тубсааны 

5 шагов к развалу системы образования. Какие из них уже сделаны в России?

24.02.2020 г.

Большинство из нас читало «Вредные советы» Григория Остера. Это смешные и остроумные стихи должны учить детей, как не нужно делать. Но то, что надо действовать от обратного, как ни странно, понимают не все и не сразу. Вот и в этой статье мы собрали вредные советы для чиновников, которые, почему-то, некоторые из них считают руководством к действию, а не предостережением.
Конечно, верить в «теорию заговора» и в то, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования, не хочется. Но, если следовать советской традиции искать врагов там, где что-то не получается, можно сравнить наши советы с реальной жизнью и понять, нет ли среди наших чиновников от образования вражеских диверсантов, задача которых – развалить раньше отлично работавшую систему образования.
Авторитет учителей
Все мы отлично знаем, что с самого раннего возраста дети подражают тем, кто для них авторитет. Ребенок охотнее будет повторять что-то за мамой или старшим братом, чем за чужой тетей на площадке. Поэтому авторитет для педагога играет одну из главных ролей в вопросах обучения детей. Будет авторитет — будут успехи в учебе. Не будет его — процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.
Авторитет сложно завоевать сразу. Но, если этому способствует общая направленность образовательной политике, задача учителя упрощается. В царские времена авторитет поддерживали розгами и другими наказаниями, то есть страхом. В советских школах элемент страха тоже присутствовал, но в большей степени играли роль идеология и воспитание. Стремление стать октябренком, пионером, комсомольцем, сдерживало порывы многих горячих голов. Нагрубить учителю было чем-то из ряда вон выходящим. Важную роль играло то, что учитель позиционировался, как наставник, главный и облеченный властью человек.
А если превратить учителя в обслуживающий персонал? Типа продавца или парикмахера? Который не имеет мер воздействия на своих клиентов, потребителей услуг (читай учеников) и должен быть вежливым и корректным в любых ситуациях? Сохраниться ли его авторитет? Если ребенок будет знать, что накажут не его, а учителя. Скорее всего, нет. Авторитет сложно завоевать, а вот потерять очень легко.
Снижение мотивации учителей
Авторитет учителя в условиях отсутствия централизованной поддержки со стороны системы — это его личное достижение. То есть учитель должен сам его заработать. Недаром Сталин говорил, что «кадры решают все». Учитель должен быть заинтересован в успехе своей работы. Создание грамотного человека — это творческий процесс. И действительно, многие учителя старой закалки работают, что называется, не за зарплату, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Но и заработок все равно играет в этом вопросе тоже не последнюю роль, особенно у молодых учителей современной формации.
Поэтому, если есть задача снизить мотивацию учителей, их нужно привести к мысли о том, что они не представляют никакой ценности. И действительно, когда заслуженный учитель с высшим образованием и регалиями получает столько же, сколько грузчик с 9 классами образования или дворник из соседнего государства, возникает закономерная обида на систему. Чувство справедливости заставляет думать об этом, анализировать, и приходить к мысли о ненужности своей работы. Ведь, если у них такая зарплата, то и их образованные ученики будут получать меньше уборщицы, которая не сдала ЕГЭ, потому что плохо училась.
Много отчетов и бюрократии
Чем должен заниматься учитель? Конечно учить! Объяснять новые темы, проверять усвоенный учениками материал, оценивать знания. Этот процесс не ограничивается учебными часами. Учитель не только проверяет тетради и контрольные работы, но и сам готовится к урокам. Совершенствует методики, изучает методические материалы, перенимает опыт коллег и делится своим.
В том случае, если ему хватает на это времени. Те, кто хочет развалить систему образования, должны сделать так, чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли. Для этого учителя должны быть постоянно заняты какой-нибудь другой работой, желательно как можно более бессмысленной.
Идеальным вариантом является заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Формы документов и требования к их заполнению нужно все время менять, чтобы даже готовые отчеты нужно было переделывать. При этом нужно создавать условия, при которых не меньше 30% всех отчетов должны быть срочными, а учителя узнавать о них за несколько дней, а в идеале и часов до срока. Нужно обязать педагогов собирать бумаги и характеристики, писать формуляры и ведомости.
Снижение ценности образования
Когда-то высшее образование автоматически делало человека представителем некой высшей касты. В СССР был соблюден баланс кадров с высшим образованием и средним специальным. Поступить в вуз было можно, но достаточно сложно. Требовались твердые знания. Конечно, была и коррупция, особенно в престижных вузах. Но все же процент тех, кто поступал не по блату, а своим умом, был выше. И выпускники стремились к получению образования, это было престижно.
Но, если открыть много вузов, которые принимают на платной основе буквально всех, престиж высшего образования упадет, как и его качество. И даже если потом сократить их количество, у высшего образования уже не будет той привлекательности. Оно перестанет быть достижением. А если добавить, что зарабатывать деньги можно и не имея образования совсем, а с высшим образованием получать минимальную. зарплату, говорить о ценности диплома больше не придется.
Уважение достоинства учеников
Казалось бы, хорошая тенденция — видеть в каждом, даже самом маленьком ребенке, полноправного человека. Но люди по своей природе ленивы.
По этой причине обучение человека чему-то новому часто вызывает сопротивления. Учиться гораздо сложнее, чем не учиться. Поэтому, чтобы научить, нужно заставлять. В связи с этим некоторое насилие можно считать неотъемлемым элементом эффективного образовательного процесса. Чем больше авторитаризм, тем лучше результат. Ведь маленький человек должен осознать важность знаний, а происходит это не сразу. Кстати, в спорте этот подход практикуется и сейчас. Олимпийские чемпионы могут много рассказать о том, как их тренеры не видели и не уважали их человеческое достоинство.
Для снижения качества образования нужно максимально либерализовать учебный процесс. Свобода и уважение личности ученика приведет к тому, что ребенок сам будет делать выбор: учить ему уроки или нет. Отсутствие системы наказаний сделает нарушения дисциплины системой. А получить желаемый учебный результат можно будет только от некоторых особо сознательных учеников. Зато знать о своих правах будут буквально все ученики, без исключения. И пользоваться ими против неугодных учителей.
Ну и напоследок, один из основных принципов: чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общества, ее нужно замаскировать. Реформы, модернизация, курс на передовые технологии других стран. Изменять нужно буквально все — 5-бальную систему оценок на 10-бальную, продолжительность обучения в школе и начальных классах, систему экзаменов, продолжительность каникул, требования к ученикам старших классов, и прочее, как главное, так и второстепенное. И тогда, за каких-то 10-15 лет можно смело сказать, что система образования разрушена и восстановлению не подлежит. А для детей тех, кто ее разрушил, есть английские школы, многие из которых, кстати, с успехом применяют советские методики образования.

Источник: блог «Бегом в школу». Сайт «Яндекс. Дзэн».

Оставить комментарий

Войти с помощью: