Skip to content

АНОНС

Открылся   YouTube канал Тубсааны 

Конституционная реформа: механизмы и поправки.

От редакции: мы продолжаем серию публикаций, посвящённых реформе системы власти России инициированных Президентом России В.В.Путиным 15 января 2020 г. Статья якутского политолога Ч.Н.Гаврильева посвящена анализу конституционной реформе.

Чокур Николаевич Гаврильев, политолог, член Союза журналистов России (Республика Саха, г. Якутск).
21.02.2020 г.

На этой неделе в газете «Коммерсанть» вышла статья “Кто во что гарант” о предложениях региональных парламентов по поправкам в Конституцию РФ. Согласно изданию, “свои предложения ко второму чтению президентского законопроекта о поправках к Конституции направили законодательные собрания Московской области, Краснодарского края, Санкт-Петербурга и Якутии”. В апреле состоится общероссийское голосование по нововведениям в Конституцию РФ. Я делился в посте “Перестройка 2.0” своими мыслями о причинах грядущих изменений основного закона, которые нацелены на создание баланса между ветвями власти и на защиту государственной системы от внешних и внутренних угроз.

“Мы должны создать систему прочную, надежную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую России независимость и суверенитет. В то же время, систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества. Систему, обеспечивающую в том числе сменяемость тех, кто находится у власти или занимает высокое положение в других сферах. Такое обновление – неотъемлемое условие для прогрессивной эволюции общества и, пусть не безошибочного, но стабильного развития, когда незыблемым остается главное – интересы России”, – сказал глава государства в Послании.
Давайте рассмотрим механизмы принятия изменений в основной закон, затем остановимся на самих поправках. Конституции РФ уже 27 лет. Референдум по конституции состоялся 12 декабря 1993 года. В волеизъявлении приняли участие 54 процента избирателей. Документ поддержали 58,43 процента голосовавших.
Политологи не зря называют нашу политическую систему «суперпрезидентской». Основные полномочия сосредоточены в руках главы государства.
Конституция, принятая в 1993 году, носит в себе отголоски противостояния ветвей власти того времени. Конституция родилась в переломное для страны время. В сентябре 1993 году страна находилась на грани гражданской войны. Президент Борис Ельцин, а также Совет Министров вступили в противостояние с Верховным Советом под председательством Руслана Хасбулатова. Ельцин намеревался провести конституционную реформу и распустить Верховный Совет. По Конституции 1978 года, полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было. Его действия были расценены как неконституционные. Верховный Совет принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина и назначил вице-президента Александра Руцкого президентом страны. Ситуация двоевластия не могла продолжаться долго и в конечном итоге привела к вооруженному столкновению и расстрелу Дома Советов.
Согласно статье 71 принятие новой Конституции РФ или внесение в нее поправок – это исключительное ведение федеральных органов власти. Поправки в Конституцию РФ принимаются квалифицированным большинством 2/3 голосов депутатов Государственной думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Это предложение должно быть одобрено законодательными органами не менее чем в 2/3 субъектов Российской Федерации. Затем Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.
Как Вы знаете, Владимир Путин предложил также вынести законодательную инициативу на общероссийское голосование, т.к. изменения касаются основ формирования государственной власти и социальных гарантий.
Какие изменения предлагаются в Конституцию:
Гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного и индексация социальных пособий. Предусматривается индексация пенсий в порядке, установленном федеральным законом. Уже оговорено, что «не реже одного раза в год».
• Местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами МСУ публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение.
• Закрепляется роль Госсовета. В проекте закона написано, что президент «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Статус Государственного Совета будет определяться отдельным федеральным законом.
• Думе будет дано право утверждать премьера, его заместителей и министров. В проекте написано: «Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой». При этом президент может увольнять премьера, заместителей и руководителей федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, ответственность будет разделена между парламентом и правительством.
• Глав силовых ведомств (министров обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, ЧС) и региональных прокуроров президент будет назначать после консультации с Советом Федерации.
• Президент может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционность федерального закона, Президент возвращает его в Государственную Думу без подписания. Это дополнительная гарантия для выхода выверенных и сбалансированных законов.
Совфед наделяется полномочиями по представлению президента отрешать от должности судей Верховного и Конституционного судов.
• Предъявляются требования для занятия выборных и иных должностей (Президента, Председателя Правительства, министров, депутатов Госдумы и сенатора Совета Федерации, глав субъекта РФ, федеральных госслужащих) – постоянное проживание на территории Российской Федерации. Кандидаты не должны иметь иностранное гражданство либо вид на жительство в других государствах. При этом Президент РФ не должен иметь даже в прошлом гражданства иностранного государства либо вида на жительство на постоянное проживание.
• Видоизменяется статья 79, в которой будет прописано, что «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Устанавливается верховенство российского законодательства, если решения межгосударственных органов противоречат Конституции Российской Федерации.
Документ не затрагивает фундаментальных основ Конституции, то есть не меняет главу 1 «Основы конституционного строя» и главу 2«Права человека и гражданина». Проект не меняет также основные положения федеративного устройства РФ – глава 3.
В настоящее время законопроект прошел первое чтение в Госдуме РФ. Возможно, 10 марта Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о поправке в Конституцию РФ. Проходит сбор предложений и их обсуждение. В профильный комитет Госдумы поступило более 200 предложений, а на рассмотрении рабочей группы находится более 500 инициатив.
Предложения якутских парламентариев:
Еще раз повторюсь, внесение в Конституцию РФ поправок – это исключительное ведение федеральных органов власти. Но наши парламентарии не остаются в стороне от этого процесса. Так, Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Петром Гоголевым, доктором юридических наук, профессором кафедры государственного и муниципального права юридического факультета СВФУ им.М.К.Аммосова в адрес членов рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации были направлены предложения:
1) По аналогии с гарантиями на компенсацию расходов муниципалитетам на выполнение необеспеченных финансами государственных функций, предлагается статью 76 дополнить частью 2.1 в следующей редакции: «2.1. Субъектам Российской Федерации гарантируется право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате принятия федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». В передаче «Актуальное интервью» спикер Петр Гоголев отметил, что нередко принятие на федеральном уровне законов по вопросам совместного ведения создает большую нагрузку на бюджет субъектов.
В качестве примера он привел закон «Об ответственном обращении с животными», принятый в конце 2018 года. В частности для исполнения этого закона необходимо будет изыскать только в городе Якутске дополнительно 128 млн. рублей. При этом есть и другие сферы, на которые нужно обратить внимание и искать дополнительное финансирование для обеспечения федеральных стандартов.
2) По расширению истолкования статья 69 Конституции, как базовой нормы, закрепляющей конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов. Действующая статья достаточно декларативная. Декларация прав ООН по правам коренным народов в России не ратифицирована.
Предлагается статью изложить в новой редакции: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов на землю и другие природные ресурсы, на воспитание, обучение и творчество на родном языке, на самобытное социально-экономическое и культурное развитие в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». В настоящее время статья гласит: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».
3) Кроме того, якутские парламентарии предлагают исключить норму по установлению предварительного конституционного контроля в отношении не вступивших в силу законов субъектов Российской Федерации как необоснованную. Проект поправки к статье 125 предполагает, что Конституционный Суд РФ «по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их подписания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации». Отсутствие конституционной конкретики в данном вопросе, по мнению спикера Петра Гоголева, повлечет необоснованное расширительное толкование возможных последствий в виде необоснованного вмешательства в полномочия субъекта Российской Федерации. Кроме того, Конституционному Суду РФ будет практически сложно осуществлять проверку конституционности всех законов, принимаемых во всех 85 субъектов федерации.
В настоящее время идет работа над проектом поправок. Скоро мы увидим доработанную версию проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Когда проект после рассмотрения во втором чтении в Госдуме и в Совете Федерации будет официально направлен в Ил Тумэн, можем увидеть законопроект уже в окончательном виде. А затем на общероссийском голосовании мы сможем высказать свое народное мнение.

Источник: Якт. Ру. Блог Ч.Н.Гаврильева.

Оставить комментарий

Войти с помощью: