Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Евразийская империя Чингисхана 2.0: Путь к объединению постсоветских народов. Письмо 3.

От редакции: мы продолжаем серию публикаций известного казахского мыслителя и общественного деятеля Н.Амрекулова о будущем Евразии и историческом наследии Чингисхана.

Нурлан Амрекулов, доктор философских наук (Республика Казахстан).
13.02.2020 г.

Раскрывается ритмика развития Евразии через 800-летние циклы ее развития, показана роль духовного ядра Евразии – кочевников в мировой истории, планетарно-биосферная (тэнгрианская) роль “Потрясателя” и “Владыки Вселенной” Чингисхана как пророка наступающей посткапиталистической эры Водолея, эры космического Разума и человеческого братства, очерчивается коренной вопрос нашей предкоммунистической эпохи как эпохи демонтажа Римской трансисторической рабовладельческой цивилизации Каина и перехода от конфронтационной “Матрицы” эры Рыб к партнерской матрице, мирному гармоничному сосуществованию людей, зверей и растений как членов единой биосферной Семьи под началом Тэнгри-отца и матери-Земли.

Вольный же степной дух кочевников, не желавших подчиняться новым господским порядкам, оседал в монастырских рыцарских братствах, ставших генераторами вольнолюбивых перемен. Как пишет крупнейший исследователь средневекового рыцарства Ф.Кардини, именно с азиатского Востока “был занесен как некий прекрасный социальный и культурный идеал – образ воителя на коне, защитника людей и повергателя чудовищ. Идеал, оказавшийся исключительно важным для становления рыцарства и, более того, средневекового христианства и средневекового менталитета вообще”[7]
От этих рыцарских орденов позднее и пошли импульсы, породившие “великую распашку” (антропогенизацию покрытой лесами Европы)[8], новых людей-предпринимателей, которые шли в города, создавали цеха и самоуправляемые городские коммуны. Вместе с университетами, массовой грамотностью и т.д. они и перевели Европу в формат интенсивного цивилизованного саморазвития. Позднее, когда католические Папы образовали союз с “большими деньгами” (А.Онуприенко) итальянских торгово-финансовых городов (олигархических республик) он перерос в дух протестантизма.
Через 800 лет ядро человеческой клетки испустило новую волну пассионариев, не желавших мириться с китайским господством. Из орды смельчаков-патриотов возник Тюркский каганат, который раздвинул границы кочевой империи до Каспия и Персии и соединил Запад и Восток (Китай). Если гунны имели достаточно брутальной энергии и смелости, чтобы разрушить непобедимый тысячелетний Рим и дать автохтонам свой вольнолюбивый эгалитарный культурный код, то здесь кочевники-имперцы сыграли роль медиатора, строителя мостов между Востоком и Западом, охранителями Великого Шелкового пути.
На развалинах Западного каганата возник Хазарский каганат, Булгарское ханство и т.д. Они и стали основой образования новых восточно-европейских народов и государств (в том числе Руси: ее столица Киев был зимней резиденцией кочевников (подобно Туркестану, Бухаре или Самарканду) и не случайно возник на краю степи, а сам Киев ассоциируется с именем могущественного тюркского племени Кыя – Кыят, они же Команы, Куманы).
Через 800 лет – третий пассионарный взрыв, исторгнутый из сердца внутренней Азии, второй, после Аттилы “бич божий” – Чингисхан (Ч). Его воины, наконец, овладели всей Великой степью, растянувшейся от берегов Тихого океана до Карпат. Так скотоводы покорили естественное жизненное пространство (“месторазвитие”) скотоводов. Это был зенит, завершение естественной геополитической миссии кочевников, после которого начался их закономерный закат. Кочевники Ч выступили не просто разрушительной “плутонической” силой, избавляющей человечество от паразитов и очищающей от всего изжившего, подобно их тотему – волку. Они несли великую конструктивную планетарную идею, время осуществления которой наступает только сейчас, в эру Водолея, эпоху формирования космического (биосферно-экологического) разумного миропорядка.
Увы, несмотря на то, что известный нам в своих геополитических границах евразийский мир был начертан Ч и его потомками, “Потрясатель” и “Владыка Вселенной” до сих пор не понят оседлым миром во всем его грандиозном потенциале. Его планетарно-космическая миссия никак не ухватывается плоско-линейным (технократическим) мышлением оседлого человечества. Не Рим – лежащий в основе европейской цивилизации, а Ч был основателем современного светски правового глобального миропорядка. Это убедительно показал неангажированный европоцентризмом, честный американский историк Джэк Уэзерфорд в своей революционной книге “Чингисхан и рождение современного мира.”[9]
Характеризуя Ч, он пишет: “хотя Чингисхан и был порождением древнего племенного прошлого, он сформировал современный мир торговли, коммуникаций и больших светских государств больше чем любой другой человек. Он был полностью современным человеком в своей мобилизованной и профессиональной войне и в своей верности ценностям всемирной торговли и верховенства светского права и международного законодательства…Армии монголов уничтожили уникальность цивилизаций вокруг себя, разрушая защитные стены, которые изолировали одну цивилизацию от другой и связывая все культуры воедино…Как колокол, который продолжает покачиваться, хотя уже давным-давно не звонит, Чингисхан уже давно умер, но дело его живет в нашем времени.”
Увы, несмотря на второе переиздание его книги в России, она все еще не принята российским истеблишментом, до сих пор разделяющим навязанные немцами-гольштинцами ложные дремучие стереотипы о “диких кочевниках”, татаро-монгольском “Иге” и т.д. Как агенты прозападной политики, романовы проводили на Руси принцип “разделяй и властвуй!” Сначала расколов русских ордынцев на староверов и православных, потом начав тайную войну против “азиатов-бусурман”. Из-за этого великороссы, как наследники и продолжатели объединительного “дела чингисова”, до сих пор отчуждены от своей ордынской (да и всей древней турано-арийской) истории. Они никак не могут осознать свою сущность как единого с кочевниками имперского народа-войско. Что уж говорить о татарах, если даже сформировавший собственно русское государство и русский суперэтнос Иван Великий до сих пор остается табуированной, оклеветанной фигурой. В итоге русские никак не могут вернуться к своим корням, найти себя вне западной цивилизации и объединиться с родственными им тюрками как внутри, так и вовне РФ[10].

СКАЗ О ЧИНГИСХАНЕ.
“Чингисхан соединил и сплавил множество подчиненных им цивилизаций в новый мировой порядок. И заложил основы современного глобального миропорядка.”
Джэк Уэзерфорд.
В “Сокровенном сказании” появление на авансцене мировой истории Ч трактуется не иначе, как космический акт, результат сговора Земли и Неба (“земля и Небо сговорились”). В мировой же политике этот “человек второго тысячелетия” (согласно ЮНЕСКО и опросам “Вашингтон Пост”) поднял человечество на новый уровень развития, совершил такой же прорыв, как Гагарин, первым узревший планету Земля в ее единой целостности. Он первым попытался создать единый и вечный тэнгрианский миропорядок, ведущий землян к мировому Разуму, прагматической жизнедеятельности согласно естественным природно-космическим законам и экономической и логистической целесообразности. Его не волновали приоритеты элит оседлых государств, подавлявших творческий потенциал угнетенных ими народов. Его волновали лишь общечеловеческие интересы – вечный мир и порядок, рост мировой экономики и торговли, стабильный правовой порядок, просвещение и гуманизация нравов народов и т.д.
Ч прекрасно знал трагическую историю своих царственных предков – Кията и Нукуза, которые чудом спаслись от врагов, укрывшись в горной долине Эргенекон. И потому он прежде всего хотел навеки обезопасить кочевников, подчинив сотни оседлых племен и народов в рамках созданной им империи. Однако, после покорения 3/4 Старого Света, его сверхИдеей было создать принципиально новый мирный и вечный порядок на Земле, способствующий развитию угнетенного большинства, что шокировало и противоречило интересам и нравам кучки господ (элите). Ч отверг их преходящий предысторический, репрессивно-силовой искусственный (антропоморфный) строй, базирующийся на их эгоизме. Он ориентировался на порядок, установленный свыше природным “отцом” кочевников Тэнгри-Ханом, порядок вечного космического Разума. Его он и оформил в виде законов Яссы, которой подчинялся даже он сам.
Для элиты оседлых народов Бог и религия были инструментом укрепления их личной власти. Для Ч же бог Тэнгри был любимым и любящим его Отцом. Он был источником его пассионарной миссии и священного права на власть. Его железная воля планетарных масштабов осуществляла Его волю и Его предначертанный План. Поэтому Ч был непобедим и удачлив, потому что был необходим мировому Разуму и человечеству, изначально стремящемуся ко все более совершенной модели жизнедеятельности, все более динамичному развитию и все более универсальной форме общения.
Вопреки стереотипам, Ч не был простым политиком или полководцем. Он был потомком ясновидящего шамана Дабу Мергена, а впоследствие и сам стал первосвященником империи. По сути маг и шаман, он знал закон Иерархии Верхнего и Нижнего миров, синхронии (параллелизма) их развития, законе “что на Небе, то и на земле”[11]. Как носитель глобальной тэнгрианской общечеловеческой идеи, время которой наступает только сейчас, в искусстве концептуального моделирования и управления историческими процессами Ч возвышался над всеми деятелями мировой истории.
Его по настоящему Глобальный (планетарно-космический) Проект снимал все земные, регионально-цивилизационные проекты А.Македонского, Ю.Цезаря или Наполеона. Все они действовали в рамках парадигмы оседлого, толпо-элитарного мира. Ч же вышел из коммунитарно-родового строя кочевников на стадии раннеклассовой военной демократии. По своему мировоззрению и системе ценностей он осуществлял высший планетарно-биосферный (космический) порядок/закон Тэнгри, выражал интересы благородного меньшинства, сплотившегося вокруг него в Орду, Орден “людей длинной воли”. Позднее мы увидим, как именно эта ордынская структура единомышленников, будь то орден опричников И.Грозного или революционный “орден меченосцев” И.Сталина разрастаясь, всякий раз порождала глобальные гуманистические структуры с мощным общечеловеческим потенциалом.
Ч далекий предвестник сетевого эгалитарного миропорядка, только сейчас возникший благодаря сетям Интернет, технологиям и коммуникациям Искусственного Интеллекта (криптовалюта, блокчейн 3.0 и т.д.). Сформулируем его предварительно как “биосферный социальный посткапитализм”, который составляет содержание и суть перехода человечества к эре Водолея, с 2013 года вступившей в свои права.
Вот почему, вот на какой передовой масштабной основе в далеком XIII веке (!) родилась единая Евразия без границ, без вражды племен и конфессий, без воров, криминалитета и армии чинуш-мздоимцев. Сметая мелкие деспотии, водолеец Ч снял разделение эры Рыб и пытался объединить человечество, приподнять его на новый (планетарный) уровень мышления и общения. Уничтожив границы локальных государств вместе с заинтересованными в застое паразитирующими слоями, он открыл массам доступ к единой планетарной экономике и культуре как “цветущей сложности”, “единству в многообразии”.
Ч. был так успешен потому, что обобщил законы кочевого и оседлого миров и попытался их синтезировать на основе кочевой коммунитарной культуры, без толпо-элитаризма, неравенства и сословности. Ч – до сих пор мало понятый тэнгрианский пророк. Он разделял близкую тенгрианству философию китайских даосов[12]. И потому покорил мир, что как в айкидо, подчинился объективным законам Дао (законам развития Вселенной) и высвободил народы из тисков сословного гнета и неравенства, подарил им шанс свободной самореализации согласно их интересам, но в рамках единой для всех перспективы и одинаковых правил “игры”.
Как адаптирующийся к космосу тэнгрианец и даос, он перенес центр тяжести с элиты на рядовые низы. Он знал, что им нужно: безопасность (вечный мир) и материальный достаток. И гарантировав их базовые интересы, он дал им полную свободу самоорганизации и самоуправления, рассчитывая на их разум и естественную целесообразность. Так сама свободная самоорганизация массовых сил привела их к единому Порядку, единообразным фрактально-голографическим системам организации и управления его народа-войско.
Согласно древней турано-арийской традиции Ч создал гениально простой (десятеричный) строй самоуправления. Это прямая (военная) демократия масс, объединенных в единый народ-войско, “правление народа и для народа”, которое Муаммар Каддафи предрекал для 21 века, вместо изжившей себя представительной (парламентской) демократии. Такое упрощение (универсализация) модели управления, уподобление ее голографической Вселенной с ее единообразием (самоподобием) и позволило ему упростить (оптимизировать) и намного упрочить всю государственную систему управления. Теперь вся ответственность за управление базовой единицей армии Ч ложилась не на назначаемых сверху командиров (“элиту”), а на сами массы, рядовых воинов. Они сами выдвигали и выбирали лучшего среди них лидера-“десятника”, и могли убрать его в любой момент. Причем, вся десятка несла коллективную ответственность, так что в случае бегства с поля боя или нарушения приказа каралась (вырезалась) все десятка. Вот почему Ч мог успешно вести войну на двух континентах, без всякого телефона и Интернета[13].
Так, благодаря Ч, на Земле впервые восторжествовал не людской, а вселенский закон Гармонии и Справедливости (космической Кармы), одинаково действующий для всех: бедных и богатых, русов и китайцев, индусов и персов, мусульман и христиан, иудеев и буддистов. Такое чудо даже для нашего “просвещенного” 21 века свершилось потому, что неграмотный кочевник Ч учился у природы и исходил во всем из творца Вселенной Тэнгри, повторял его методы. Он строил системные единообразные структуры по лекалам Тэнгри. А для Тэнгри человек всего лишь биосферный вид, наряду с другими животными и растительными видами, он не делит людей на расы, нации и тем более, классы. Вот почему Ч. стал первым глобалистом-интернационалистом Земли, основателем первой “Империи низов” (А.Панарин), мирного общежития всех землян.
Он действовал не как частный индивидуум и даже не как вождь объединенного им охотничье-кочевого мира, алтайско-евразийских народов, которых он считал единым народом “войлочных стен”. Намного опережая время, он создавал строй, адекватный коренным стратегическим интересам развития всего человечества. Именно он создал условия и прецеденты для образования мирового рынка и даже посткапитализма (международный правовой порядок, первая мировая валюта в рамках его “империи 300 народов”, оценка людей исключительно по их личным заслугам и талантам, независимо от их сословия, этноса, веры или образования, диалог конфессий и культур, создание протомирового Правительства из его потомков). И это притом, что Ч не был Вайшья, заинтересованным в обогащении и расширении рынков представителем всегда глобалистского “Моря” (океана), торгово-рыночного архетипа. Он соединял в себе философскую мудрость Брахмана и волю благородного Кшатрия, действуя в сверхконсервативном архаичном пространстве евразийской “Суши” (о чем речь ниже).
Уничтожив мелкие государства и создав открытые гигантские пространства с льготным либеральным режимом, он далеко опередил человечество в сфере универсальной коммуникации, дипломатии, формирования глобального разделения труда и превращении человечества в единый субъект управления под властью не ангажированных деньгами или властью кочевников-чингизидов (они итак уже имели их!). А это – задача, к решению которой человечество только сейчас робко подступает (например, создание мирового правительства, избранного самими народами вместо института чиновников-бюрократов ООН, экологического суда/трибунала в интересах сохранения биосферного равновесия планеты и т.д.).

ЧИНГИСХАН – ОСНОВАТЕЛЬ МИРОВОГО СЕТЕВОГО ГРАЖДАНСКОГО
СТРОЯ “ЛЮДЕЙ ДЛИННОЙ ВОЛИ”

Гунны и тюрки создавали привычное для них кланово-родовое государство. Опираясь на сородичей, хан захватывал всю государственную власть, так что подчиненные племена нередко носили имя правящего государствообразующего племени. Ч же был с детства выброшен из этой структуры и с колодкой раба на шее формировался среди народных низов. Вот почему он восстал против несправедливостей кланово-родового строя, сломал тысячелетнюю традицию родоплеменного устройства государства кочевников. Он опирался не на сородичей (они пытались его убить и потому он всячески отдалял их от власти[14]), а на малочисленную группу маргиналов, независимых людей-универсалов, которые жили вне старой родоплеменной Системы, на окраине степи, рядом с лесом. Они занимались охотным промыслом и содержали небольшое стадо скота, никак не желая подчиняться родовым старшинам. Эти вольные богатыри и стали ядром будущей космополитической империи, костяком не кровнородственной, а универсальной гражданской нации, космополитической общности всех свободных людей “длинной воли”. Так орда стала “первичной консорцией, из которых вырастают суперэтносы. У Мухамеда в начале его деятельности было всего 43 последователя, а у Игнатия Лойолы – 6. При этом нельзя утверждать, что 29 богатырей были пассионарны. Субпассионарии тоже трудно уживаются в жестких системах родовых общин – куреней, но так как бежать из них рискованно, то они терпят унижения ради покоя. Когда же создавалась орда, пусть небольшая, они стали примыкать к ней, сознательно предавая родственников.”[15]
Далее Орда стала разрастаться и структурироваться в постоянную армию. Клеточкой, из которой вырос новый народ-войско, Ч. сделал базовую единицу – десятку. По его приказу, в ее состав входили люди разных племен и вер. Они должны были стать друг другу братьями. Вне зависимости от их происхождения и социального статуса, они обязаны были жить и сражаться вместе как родные братья[16]
“Десятеричная “организация армии Ч. сделала ее очень гибкой и мобильной. Каждый тумен был устроен также, как и отряд самого хана… Вместо…иерархии военных подразделений (линейного мышления оседлых народов – Н.А.), Ч. организовал своих людей концентрическими кругами (т.е. “матрешками” или фракталами, т.е. Ч действовал голографически, так, как организует себя Вселенная! – Н.А.)”[17]
Ч. пошел еще дальше. Единицу (десятку) Ч. использовал не только в армии, но как передовую структуру, заново форматирующую все общество в целом. Теперь все доставалось воинам согласно их личному вкладу, который отражался согласно закону вселенской Кармы. Для этого Ч сначала уничтожил феодальную систему привилегий и возродил древний принцип охоты. Отныне добыча раздавалась не по чину или знатности, а по справедливости, реальному вкладу каждого. Отныне все зависело только от самой личности, ее таланта, инициативы и отваги. Так воины-ордынцы были стимулированы на подвиги, карьерный рост и обогащение.
Но мало этого. Далее, руководствуясь интегральным духом Голограммы Вселенной, диалектик-Ч. соединил войну и бизнес. Воинское братство стало одновременно своеобразной бизнес-корпорацией, которая скрепляла всех как равноправных “акционеров”. Даже в случае гибели воина, “десятая доля” по прежнему доставалась его семье. Поэтому они смело шли на риск, проявляли массовый героизм, воздавая сторицей чингизидам. Так Ч в течение одного поколения поднял их благосостояние на два (!) порядка[18]. “Расширение и улучшение торговых путей…произошло благодаря глубоко укоренившейся системе долей “хуби” (аналог акций, – Н.А.), которую укрепил…еще Ч. Каждая сирота и вдова, каждый воин-монгол получал право на определенную часть всех товаров, захваченных на войне, и точно так же каждый член Золотой Семьи имел право на долю богатства каждой провинции империи. Вместо жалования…монгольские руководители просто получали свою долю в товарах империи, часть которых они перепродавали на рынке, чтобы выручить за них деньги или услуги.”[19] Вот почему Хубилай (основатель династии Юань) из Китая был вынужден обмениваться товарами с Хулагу, правившим Ираном, и Бату, правившим Русью. Так перекрестное владение “акциями” друг друга объединяло части бескрайней империи как семейную транснациональную корпорацию. Так, экономическими методами, Ч. надолго уберег свое детище от развала[20].
Так “дикари-кочевники “…сформировали ядро новой универсальной культуры и мировой системы. Эта новая глобальная культура продолжала расти и после упадка империи монголов. Она прошла длительное развитие в последующие века и легла в основу современной мировой системы, которая отмечена характерно монгольским интересом к свободной торговле, открытому обществу, общедоступным знаниям, светской политике, веротерпимости, международному праву и дипломатической неприкосновенности.”[21]
Итак, Ч сумел “сделать немыслимое” (Д.Уэзерфорд) потому, что собрал и воодушевил орду (орден) людей длинной воли, сумел выразить их самые глубинные сокровенные чаяния и создал условия для их осуществления (меритократическая кадровая политика и адекватная “кармическая” система распределения благ).
Ч сумел выразить три главных интереса народных масс, три “кита”, на которых держится их жизнь: вечный Мир, Справедливость и Достаток. Для обеспечения безопасности (мира) монголы и воевали со всеми оседлыми народами, чтобы создать благоприятную для себя среду, “проливали кровь, чтобы она никогда больше не проливалась” (Ч).
Вечный мир предполагал воцарение на земле не искусственного закона, придуманного правящим классом для защиты своих корыстных интересов, а космического закона Кармы (воли Тэнгри), адекватном вознаграждении “за заслуги, без учета родового старшинства, обычно сводившегося к непотизму (покровительству родственников за счет героев)”[22]. Только тогда, когда на Земле воцарялся закон Справедливости, каждый воин или труженик мог получить по заслугам, т.е. имел гарантированный Достаток – первооснову Мира на Земле.
Величайший революционер Земли Ч как никто другой изменил, переформатировал оседлый мир. Ч и его потомки ясно осознавали свое сакральное право на власть над всеми земными царями, королями, римским Папой и китайским императором[23]. Они его формулировали на своих печатях, провозглашая: “Силою Неба повелеваем!” Ч справедливо полагал, что имеет мандат, задание от самого Неба – конечного Творца Земли и всех ее существ, высшего регулятора их жизни Тэнгри.
В самом деле, Ч не просто хотел насадить среди оседлых народов строй, угодный для их антагонистов-кочевников, живших согласно иной, нематериалистической системе мотивации и духовных ценностей. Мудрец-Ч понимал не долговечность любого строя, основанного на насилии. После покорения земель, более менее пригодных для скотоводства, его сверх-целью стал вечный Мир. А вечный Мир и гармония возможны были лишь на основе универсального естественного и вечного (“окончательного”) Закона, одинакового для всех оседлых и кочевых народов, т.е. закона космического Разума.
До Ч человечество знало один закон: воля меньшинства (“элиты”), возведенная в государственный закон. Такой узкий сословно-классовый “закон” не мог обеспечить вечного мира и тем более гармонии. Наоборот, сама оседлая господская цивилизация Рима, нацеленная на перманентную войну, подчинение природы и ближних воле и прихотям господ, была источником произвола, насилия, несправедливостей и войн. Самодостаточные же воины-скотоводы жили не в социально-классовой, а биосферно-космической (“органической”) матрице жизни. Кочевое хозяйство требовало от людей не конфронтации, а адаптации к космическим законам природы и друг к другу (согласно принципу самодостаточных и вооруженных кочевников “не переступай круга чужой воли”). Поэтому Ч и объявил войну всему конфронтационному миру “Знати”, до сих пор правящей миром.
В отличие от гуннов и тюрков, не покушавшихся на толпо-элитарные основы оседлой цивилизации, он хотел переформатировать не только кочевой, но и весь оседлый мир, составлявший абсолютное большинство человечества. Он пошел дальше Спартака и, задолго до Маркса и Ленина провозгласил программу демонтажа элитарно-классового строя. Оказавшись в колодке раба, этот благородный принц годами вынашивал мечту о равном для всех, свободном справедливом строе всеобщего достатка. Орлиным взором он ясно видел изнанку, скрытую сущность вещей. И железной волей переформатировал локальный строй привилегий для немногих в открытый универсальный порядок, обслуживающий скромное большинство трудящегося человечества. Ч понимал, что именно они – истинные творцы истории, которые своим ежедневным трудом решают главную – экономическую – задачу человечества, создают материальное изобилие, избавляющее человечество от бедности и нужды. Поэтому он и его потомки всячески снижали бремя налогов (до 10%, а сбор с торговли был опущен до символических 5%).
Ч ненавидел необоснованные привилегии и высокомерие, паразитизм феодалов и падишахов. Он уничтожал их как тормоз на пути прогресса и развития мировой экономики. Он сознательно стирал локальные идентичности, которые разъединяли и противопоставляли людей по второстепенным этнокультурным основаниям в угоду господам. И создавал новую универсальную идентичность Орды, которая объединяла бы лучших, честных и благородных людей, двигавших прогресс, несмотря на их происхождение или конфессию. А это до сих пор нерешенная проблема №1, позволяющая абсолютному меньшинству управлять и угнетать абсолютное большинство человечества.
Рыцарь всех обиженных и угнетенных, Ч стал сознательным орудием мирового прогресса. В эпоху, когда еще не было капитализма и рынка, он атомизировал старые родовые связи и уравнял всех людей в рамках новой водолейской общности – братства Орды, где каждый получал простор для своего развития. Здесь уже не имели значения знатное сословие, этничность или вера. В бою были важны иные качества, так что в Орде учитывались лишь личная доблесть и талант.
Так, Ч задвинул старые родовые идентичности, державшие людей в тисках несвободы, круговой поруки и возвысил, выдвинул в центр нового мира личное начало и мужское воинское Братство[24]. Так родилась новая сетевая гражданская нация, объединенная не кровными узами, а некоей глобальной идеей служения высшему началу, которое олицетворял Ч, утверждения на Земле мирного и справедливого строя, царства отца Тэнгри, вечной страны Тэнгриленд.
Сделав единственным критерием оценки людей их личные качества, Ч похлеще мирового рынка атомизировал старое общество, подчинил его неким глобальным универсальным конкурентным законам, внутри которых теперь каждый мог обрести свою долю исключительно за счет личных качеств. Только если в условиях капиталистического рынка побеждает эффективнейший в экономике (отношении к природе), произведший максимум благ за минимум времен, то теперь в открытой конкуренции поднимался наверх лучший в служении людям (отношении людей друг другу).
Так Ч преодолел старый мир, сделал каждого самоценной личностью (индивидуальностью) и подчинил общество естественному космическому закону Кармы – закону Справедливости: “что отдал миру – то и получи обратно!”, “что посеял – то и пожнешь!” Так, впервые в мировой истории у тружеников появился стимул много и честно трудиться, а у рядового ордынца – смело рисковать собой в бою. Каждый, кто мог обеспечить благополучие десяти семьям, мог стать “сотником”. “Стань тем, кем должен быть!” – таков был воодушевляющий девиз ордынцев Ч, побуждавший всех примкнувших к орде стать лучшей, героической версией себя. Вся молодежь ринулась в Орду, ибо лишь здесь каждый мог стать тем, кем хотел и мечтал – стать маршалом, как Субудэй, или императором Китая, как пастух Мухали.
Очевидно, что оценка эффективности Ч на порядок интегральнее и содержательнее, намного перспективнее рыночной стихийной оценки, ибо люди избирают наверх лучших во всех отношениях, учитывают не только их экономическую эффективность, но и моральные качества. Лишь подчиняя всю политическую и экономическую форму общения интересам большинства, Ч обеспечивал рост благосостояния и симпатий покоренных Ч народов, увеличивал богатство и мощь мировой империи чингизидов. Теперь, впервые в истории оседлого мира общее стало важнее частного, а служение общему благу – важнее богатства или власти.
Ч – мало понятый одиночка-пророк – стремился не только подчинить течение жизни интересам большинства, историческому прогрессу. Он на порядок поднял планку требований, глядя на всё с точки зрения Вечности и Гармонии: все народы земли должны были подчиниться вечному справедливому оптимизатору (гармонизатору) земных процессов и отношений – Тэнгри. Логика мышления Ч была гениально проста: вся природа подчиняется естественной необходимости, управляется ее творцом Тэнгри. Все клетки человеческого организма подчиняются высшему единому началу – управляющему ими “я”. Для биологических клеток наше “я” (дух) и есть Бог, Разум. Точно также и весь мир, все растения, звери и люди суть клетки единого вселенского суперорганизма, управляются бессознательным разумом Тэнгри-хана. Он и есть та природная разумная субстанция, благодаря человечеству и вселенской силе Сознания становящаяся Субьектом, его высшим “Я”. Значит, на планете вечный мир и благодать наступят лишь тогда, когда повсюду восторжествует его естественный “окончательный закон”. Ибо истина, согласно И.Христу суть то, что не меняется со временем.
Но тогда люди должны перестать служить своим местным господам или земным материальным фетишам (деньгам, власти и т.д.) и, подобно клеткам нашего организма, должны вверить свою волю вселенскому Разуму, Творцу Тэнгри-хану.
Ч выражал в политической форме мировоззрение и систему ценностей кочевников-тэнгрианцев. Кочевник шел за скотом, обслуживал его интересы, скот же сообразовывался и подчинялся законам экосистемы Степи, она – космической биосфере планеты, а биосфера – законам Вселенной, Тэнгри-хану. Так, кочуя подобно перелетным птицам, живя как суфийский странник-аскет под открытым Небом в суровой степи, скотовод ежедневно служил Ему самим подвижным образом жизни в согласии с ходом Солнца и циклами Луны, восходом утренней и вечерней Венеры и т.д. Именно кочевник-Авель охранял “великий сон матери Земли”, защищал кормивших его братьев меньших, и, силой покорив оседлый люд, ограничивал поведение Каина – недалекого и ненасытного “человека живота”. Вот почему Авель был угоден Богу, благосклонно принявшим его дары. Ибо он проявлял себя как всеобщая разумная космическая сила, считаясь с интересами всех: пастух не мог, например, произвольно съесть сегодня барашка (он должен был дождаться осени, обеспечить хотя бы простое воспроизводство стада), не мог облениться и сидеть на одном месте более двух недель (тогда потравленное пастбище умирало, а за ним стадо и сам пастух) и т.д. Авель был охранителем всеобщих интересов биосферно-космической суперсистемы, был противовесом алчному экспансионисту-технократу Каину, уже опустошившему северную Африку и доведшим планету до экологического кризиса. Авель был приставлен самим Небом блюсти на земле его всеобщий закон, закон равновесия и космической гармонии всех членов его Семьи – всех растений, зверей и людей.
Кочевники не знали библейского понятия греха и вины, не знали понятия “раб божий” и страха смерти (ее просто не было в их картине мира). Поэтому они были бесстрашны и лишены комплекса неполноценности, воспринимая мир как частичку дома любящего их Небесного Отца. Они никогда не отделяли себя от вечного Синего Неба над головой и матерью Землей (Жер-Су-Ана). Они ощущали себя частью их большой семьи. Так малая семья трансформировалась в большую семью, Род, а Род – в конфедерацию Родов и племен – государство. А на вершине этого семейного миропорядка возвышался Отец всех людей, зверей и растений Тэнгри Хан. И потому Ч хотел этот семейный мир кочевников довести до планетарных масштабов, превратить нижний мир в продолжение верхнего мира Тэнгри.
Тэнгри – это не бог оседлых людей-технократов, запертых в душных городах и преследующих узкую эгоистическую цель личного обогащения или всевластия. Этот неантропоморфный бог парил над людьми и был равноудален от всех людей, зверей и растений. Тэнгри был точкой компромисса и равновесия между ними, охранителем биосферы как завершенной планетарно-космической супер-системы. Поэтому кочевники и Ч в той мере имели мандат Неба на правление землянами, в коей они охраняли и поддерживали биосферное равновесие, ограничивая алчное поведение “человека живота” Каина. Ибо, несмотря на принятие христианства и ислама, Каин тайно или явно поклонялся Тельцу. И как только Каинова раса ликвидировала свой естественный противовес – расу кочевников Авелитов, она проявила свое истинное алчное лицо. На алтарь Тельца каиново племя только в 20 веке положило сотню миллионов жизней невинных людей.
Итак, по сути дела, империя Ч была проекцией мирового пастбища, открытого миграциям людей и зверей. В рамках оседлой цивилизации оно предстало в виде единой торгово-экономической зоны свободного обмена и мирного безопасного общения народов, взаимного обогащения и сближения их языков и культур.
Если точка сборки оседлого мира заземлялась и локализовалась в интересах правящей элиты, то точка сборки тэнгрианского биосферного государства Ч высоко парила над оседлым и даже кочевым (кровнородственным) племенным миром. Глобалист Ч мыслил масштабами Тэнгри, он думал на “языке” растений и зверей, учитывал их интересы. В этом плане он был демократом биосферно-космического масштаба. Он решал вставшую во весь рост эпохальную задачу 21 века – прекращения войн и обеспечения условий для вечного Мира и сбалансированного (“устойчивого”) развития Земли.
А для этого нужно было навеки демонтировать матрицу недалекого “человека живота” Каина, прекратить его войну с природой и ближними, подчинить этого не знающего меры алчного “господина природы и людей” воле (закону) Тэнгри. Лишь тогда Каин уравнивался бы со всеми единицами биосферы как конечной, регулирующей и определяющей все земные процессы инстанции, жил бы в синхронии и синергетике с ней. Лишь тогда обеспечивалась бы вечная гармония и мир – когда каждый обладает необходимой долей благ, может честно трудиться и соответственно (пропорционально) своему труду и талантам наслаждаться плодами своего труда. Разве не это задача нашей переломной, предкоммунистической эпохи?
Обеспечив всем законопослушным подданным его империи вечный Мир и Достаток (благоденствие) Ч смог завоевать их сердца. “…Благодаря тому, что монголы принесли мир и процветание стольким землям и царствам, западные ученые позже называли XIV столетие Pax Mongolica или Pax Tatarica. …”[25]
Однако, тюрко-монгольские кочевники составляли ничтожное меньшинство среди массы покоренных оседлых народов (на 1 кочевника приходилось более 400 ханьцев). И потому, приспосабливаясь к законам жизни оседлого большинства, они никак не могли увековечить свое господство. Оседая и адаптируясь к их толпо-элитарным порядкам, их нравам, ценностям и религиям, беря в жены дочерей оседлой элиты, тюрко-монголы никак не могли остановить процесс разложения и вырождения свой империи. При всем своем либеральном характере, она все же оставалась предысторическим Государством, так что со временем они сами становилась частью оседлого мира. Ибо базисный характер экономической сферы жизнедеятельности никто не отменял.
Империя кочевников была мировой торговой (сухопутной) корпорацией, бенефициарами (акционерами) которой были все рядовые монголы. Иными словами, сфера производства жила по старым, толпо-элитарным законам земледельцев, так что завоевателям-кочевникам подчинялась лишь сфера перераспределения товаров и доходов. Так они незаметно, поколение за поколением перерождались и изменяли своему тэнгрианскому коммунитарному мировоззрению и системе рыцарских духовных ценностей “один за всех и все за одного!”. Они пропитывались духом материализма, логики господ, принимали ислам (орда Бату, Чагатая) или ламаизм (китайская орда Хубилая), чтобы управлять оседлым обществом. Эти религии и жрецы, помогая им править эксплуатируемыми низами, раскалывали единую тэнгрианскую империю на цивилизационно чуждые части и, в конце концов, разваливали ее.
Но самое главное – роковой дефицит пастбищ приводил к внутренним междусобицам среди растущего кочевого населения, неизбежно затрагивавших верхушку завоевателей, оседавших в городах. Да и новые поколения чингизидов требовали свою долю земель. Разразившаяся же чума 15 века окончательно подорвала коммуникации между частями гигантской империи. Доходы от мировой торговли иссякли, так что местным ханам не на что было содержать армию. В итоге власть пространства и дисгармоничная, толпо-элитарная матрица отношений, разные религии и этнокультуры развалили империю Ч на множество частей.
С 2006 года начался четвертый цикл евразийской и мировой истории. Перед ним стоит более универсальная задача, чем даже перед СССР, оппонировавшем западному капитализму, но разделявшим с ним единый (индустриальный) технологический базис (см. выдающуюся для всего 20 века и русской философской мысли работу “Колокола истории” А.И.Фурсова – пожалуй, единственное цивилизационно-историческое исследование капитализма и СССР как его социального противовеса, увы, так и не сумевшего перейти в 60-70-х годах в посткапитализм). Накопленная критическая масса противоречий, вызванная экспоненциальным технологическим прогрессом человечества, никак не разрешима в рамках прежней, толпо-элитарной парадигмы отношений. Исчерпал себе не только капитализм, стремительно редуцирующийся к до капитализму, Римской рабовладельческой суперформации. Исчерпала себя, зашла в полный экологический и социально-исторический тупик вся оседло-технократическая цивилизация Каина-эгоиста. Производительные силы человечества и научно-технологический прогресс достигли информационной (идеальной или когнитивной) фазы непосредственного обобществления, стадии коммунистического (роботизированного) производства, когда 95% человечества снова, как в скотоводческом обществе, освободится от материального нетворческого труда. Но, увы, мировая система, ее фиатные деньги и крупная сверхконтрированная собственность по прежнему контролируется мировыми хозяевами денег, по сути – олигархами-рабовладельцами, “кучкующихся” под крышей никем не избираемой британской монархии – морской наследницы Римской империи.
Вот коренное противоречие нашей эпохи. Нужен постепенный демонтаж всей толпо-элитарной суперформации, трансисторической цивилизации Оседло-технократического мира. Ведь его конечной сутью остается эгоизм, преобразование природы в интересах отдельного индивидуума. Все созданные в ходе предыстории оседлые общности (сословия, классы, народности и нации) суть коллективные идентичности-настройки, имеющие ядром древний архетип Каина – господина, технократа и эгоиста, стремящегося возвыситься над всей природой и ближним. Орудия его воли ныне достигли глобальных, промышленных масштабов, высасывая все соки из матери-Земли, уничтожая ее биоразнообразие и разлагая человеческую популяцию. А вся его социальная история предстает безжалостной кровавой людоедской борьбой государственных коллективов этих эгоистов за место под солнцем.
Теперь, чтобы восстановить биосферное равновесие Земли, нужно вырваться из оседло-технократической Матрицы, уравнять всех людей со зверями и растениями, перейти к природосообразным технологиям и природосберегающим (экологическим) отношениям. От Каиновой саморазрушительной матрицы, войны всех со всеми нужно вернуться к матрице кочевников: мира и партнерства, синергетике всех биосферных видов, равноудаленному, справедливому Отцу всего сущего Тэнгри. И с его позиций, из центра космического Разума – осуществить планетарный синтез эгалитарных, равноправных отношений. Толпо-элитаризм – убийца природы и человечества – хоронит себя сам, полностью исчерпав свой позитивный потенциал. Восходит заря тэнгрианской, биосферно-космической эры Водолея, системы отношений, творимых самими людьми в их же интересах, эры гармонии объединившихся людей с природой и друг с другом.
Все повторяется, новое — это хорошо забытое старое. В эпоху глобализации и жесткой конкуренции зон-цивилизаций, мы сможем выжить лишь идя по следам великих предков-мировладык. Для малых народов под боком Китая спасение только в одном — мощных (синергетичных), по-братски спаянных отношениях самоорганизации и самоуправления. Как в эпоху Ч., они скомпенсируют нашу малочисленность и отсталость, станут рычагом мощного исторического взлета. Так малые, но вольные Афины выстояли под натиском мощной деспотии персов. И, благодаря свободе покорив вершины мировой культуры, — легли в основу Рима и современной Европы. Их мощный взлет также начался после того, как потомок турано-арийских скотоводов (скифов) Клисфен разрушил структуру родов и объединил всех граждан в 10 групп по 10 человек, создав из враждующих родов город-государство, где равноправные граждане управляли собой сами.
___________________________________________________________________
[1] мы здесь не будем рассматривать волны экспансии шумеров, гиксосов, хеттов и т.д.и даже последние волны ахейцев из Центральной Азии, Причерноморья и южного Приуралья (на рубеже III – II тысячелетия до н.э.), создавших крито-микенскую цивилизацию, первые греко-ахейские раннеклассовые государства, ни волны дорийцев, создавших “Гомеровский период” истории Древней Греции в силу размытости точных дат.
[2] по Х.Макиндеру, или ядро клетки на языке метанауки – как целостной истины истории и геополитики, как двух сторон развития живого организма планеты Гайя, имеющей бинарным контрагентом Разум Вселенной, или (согласно представлениям кочевников Евразии) Тэнгри – ее Отца и Мужа (мужского духовного начала) одновременно.
[3] Пока неясно, лежат ли в основе климатические циклы развития Великой степи, активность Солнца или же обновляющиеся раз в 800 лет кристаллы (они имеют мужской и женский род и обмениваются электронами и составляют прочный каркас гидро-белкового живого организма человека), но историками однозначно фиксируется периодическая активность кочевого ядра раз в 800 лет.
[4] Мадигожин Д.Т. “Богатырская сверхцивилизация”. Электр. ресурс
[5] писал австралийский историк-античник Х.Д.Ким – Кim H.J. The Huns. London-New York^ Routledge, 2016.
[6] Кочевники по самому способу своего самодостаточного автоматизированного хозяйства были свободными людьми, универсалами. Этот унаследованный от независимых охотников-индивидуалистов вольный бунтарский дух и хранили веками рыцарские братства, воспевавшие утраченные времена человеческого равенства и солидарности. Уже Страбон сообщал о вольных рыцарях – выходцах из кочевых фракийцев, “безбрачных дивных доителях кобылиц”, глубоко почитаемых в свое народе. “Такие степные рыцарские братства являлись обьединениями достаточно неординарных людей, происходивших исключительно из среды кочевой знати. Каждый из входивших в них рыцарей-серов был одновременно отважным и умелым воином, поэтом, музыкантом и композитором, певцом и ярким оратором, хранителем обычаев и древних военных традиций предков, защитником простых людей.” Байжумин Ж.Г., Закирьянов К.К. Тюрки и Великая Степь. Алматы, 2019, с.177
[7] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. Сретенск, 2000.
[8] См. глубочайшую работу покойного Э.С.Кульпина “Путь России: Генезис кризисов природы и общества в России” М.: 2-ое изд. Изд-во ЛКИ, 2008.
[9] «Когда конница Чингизхана прокатилась по тринадцатому столетию, она начертала за собой границы нового мира. Он был великим архитектором, но материалом ему служили не камни, а народы. Чингисхан объединял мелкие царства в большие страны. В Восточной Европе монголы объединили дюжину славянских княжеств и городов в единую Русь. В Восточной Азии…они создали могучее государство Китай. Расширяя границы своих земель, монголы создали такие страны как Корея и Индия…
Империя Чингисхана соединила и сплавила множество подчиненных им цивилизаций в новый мировой порядок. К моменту его рождения в 1162 году Старый Свет представлял собой множество региональных цивилизаций, каждая из которых буквально ничего не знала про другие, кроме разве что своих ближайших соседей. Никто в Китае не слышал про Европу, и ни единый человек в Европе не слышал про Китай, и, насколько нам известно, никто не совершал путешествий из Европы в Китай. К моменту его смерти в 1227 году он соединил их дипломатическими и торговыми узами, которые остаются действенными и по сей день.
Он уничтожил старую феодальную систему родовых прав и привилегий и создал новую уникальную систему управления, которая основывалась на личных качествах, преданности и достигнутых успехах. Он захватил разрозненные и вялые города по Великому Шелковому Пути и организовал на их основе величайшую в истории зону свободной торговли. Он снизил налоги для всех и полностью отменил их для врачей, учителей, священников и учебных заведений. Он проводил переписи населения и создал первую международную почтовую систему. Его империя не нагромождала богатства и сокровища в подвалах, он широко распространял добычу, захваченную в бою, так чтобы она могла вернуться в товарооборот. Он создал международное законодательство и признавал высший закон Вечно Синего Неба над всеми людьми. Во времена, когда большинство властителей полагали себя стоящими выше закона, Чингисхан создал законы, которые касались равно правителей и бедных пастухов. В своей империи он допускал абсолютную свободу вероисповедания, но требовал полной преданности от подданных любой религии. Он установил власть закона и отменил применение пыток, но устраивал большие рейды по розыску и уничтожению грабителей и убийц. Он отказался от традиции обмена заложниками и стал предоставлять дипломатическую неприкосновенность всем послам, включая представителей стран, с которыми в то время воевал… Когда армии монголов «покоряли одну культуру за другой, они бережно сохраняли ее умения и передавали от одной цивилизации к другим.
…Монголы осознанно открыли миру новую форму торговли, где товаром выступали не вещи, а новые идеи и знания. Монголы привезли немецких горняков в Китай, а китайских врачей – в Персию. Торговля велась на всех уровнях. Всюду, куда бы они ни пришли, они распространяли моду на ковры. Они принесли персидские лимоны и морковь в Китай, а китайскую лапшу, чай и игральные карты – в страны Запада….Монголы прокатились по материку, как завоеватели, но в то же время, как несравненные распространители науки и культуры. Монголы, которые унаследовали империю Чингисхана, показывали настоящий талант к перемещению товаров и объектов роскоши, но главное – к тому, чтобы создавать из них невиданные комбинации…Когда их искусные инженеры из Китая, Персии и Европы соединили китайский порох и мусульманскую машину «греческого огня» и применили европейскую технику отливки колоколов, они произвели на свет пушку- принципиально новое вооружение, из которого происходят все современные виды оружия, от пистолетов до ракет…
Монголы последовательно проводили интернационалистическую линию в сфере своих политических, экономических и интеллектуальных преобразований. Они стремились не столько покорить мир, сколько установить мировой порядок, основанный на свободной торговле, едином для всех законодательстве, и всеобщем алфавите, которым можно было бы писать на всех языках. Внук Чингисхана, хан Хубилай, ввел бумажные деньги, предназначенные для повсеместного употребления, и пытался создать систему общеобразовательных школ, чтобы обучить каждого ребенка грамоте. Монголы сравнили и свели воедино известные им календари и получили в результате календарь, рассчитанный на десять тысяч лет, который был более точен, чем любой созданный ранее. Они выделяли деньги на создание самых объемных атласов карт, которые когда-либо собирали. Монголы привлекали торговцев вести дела на их территории их империи, а их специально снаряженные экспедиции добирались до самой Африки, стремясь расширить их экономические и дипломатические связи.
Практически в любой стране, которая испытала на себе монгольское влияние, изначальный ужас и потрясение, вызванные нашествием неизвестного варварского племени, быстро сменялись невиданным ростом международной торговли, расширением культурных горизонтов и скачком в техническом развитии…
Новые технологии, знания и богатства породили Ренессанс, в котором Европа вновь обрела некоторые элементы своей прежней культуры, но, что более важно, получила книгопечатание, огнестрельное оружие, компас и счеты с Востока. Как отметил в 13 веке английский ученый Роджер Бэкон, монголы одерживали победы не столько благодаря своему военному превосходству, сколько «благодаря методам науки». Хотя монголы и «склонны к войне», они достигли столь многого, потому что «посвящали часы досуга принципам философии».
В Европе практически все стороны жизни – техника, искусство войны, одежда, торговля, пища, искусство, литература и музыка – подверглись в эпоху Возрождения серьезным изменениям в результате монгольского влияния.»Там же, с.21-24.

[10] Отсюда и Евразийство остается некоей геополитической доктриной для внешнего пользования, но никак не внутренней национальной идеей, на чем настаивали евразийцы. “Советский народ” не состоялся потому, что эта гипостазированная классово-пролетарская абстракция была оторвана от конкретного месторазвития, не учитывала особенностей культур, национальной идентичности коренных этносов России. Отсюда и формула новой идентичности как “многонародная евразийская нация, обеспечивающая свободное развитие всех культур, входящих в Россию-Евразию” (из программы евразийцев). Такая ситуация, на радость недругам евразийских народов, никак не может длиться долго. Поднимающийся Китай, давление НАТО будут подталкивать наши народы к объединению. Учитывая же состоявшийся суверенитет бывших республик СССР новый реальный и крепкий Союз с единой валютой и экономикой может строиться лишь на новой равноправной основе. Именно об этом и пойдет речь.
[11] Прежде чем идти в рискованный поход, он всходил на священную гору Бурхан Калдын и, сняв пояс в знак покорности воле Тэнгри, сутками медитировал, вместе с сопереживавшим народом ожидая от духа Вселенной знака благословения. И, несмотря на доклад разведчиков и тщательно разработанный его штабом план компании, лишь получив благословение, он отправлялся в поход, будучи абсолютно уверен в победе, ибо за его волей теперь стояла могучая сила самого Тэнгри.
[12] Даосы – истинные либералы, учили: “Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе.” (Лао-цзы. “Дао дэ цзин”). И потому, истинный правитель “не должен нарушать равновесия вещей, он должен полагаться на присущие всему внутренние силы и позволять им проявлять себя, его величие должно состоять в том, чтобы не проявлять себя, а позволять проявляться всему, он должен повелевать, не повелевая.”
[13] Ниже мы увидим, что будущее евразийских народов заключается в преемственности и развитии (модернизации) гениальных принципов Ч, такой же свободе самоорганизации, коллективной ответственности “один за всех и все за одного!” и единообразной (одинаковой для всех) системе учета, организации и управления местной хозяйственной единицей. Как листик повторяет структуру и форму целого дерева, так местные оргструктуры (“хозрасчетные бизнес-экоценозы”) будут повторять и единообразно воспроизводить законы организации Вселенной, органично вписываться в ее биосферный миропорядок, одинаково учитывая интересы природы, социума и отдельного индивидуума.
[14] Так, даже его старший любимый сын Джучи, покоривший сибирские земли и получивший в удел все западные земли “до последнего моря”, не имел полноценного тумена, командовал 5 тысячами воинов.
[15] Лев Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. М.: АЙРИС-прессс, 2019, с. 386.
[16] “…ни один из них не должен был оставлять “братьев” пленниками на поле боя. Как и в любой семье, где есть много братьев, старший “брат” брал на себя руководство арбаном (десяткой, — Н.А.), но его люди могли перевыбрать его, назначив другого предводителя. 10 таких отделений составляли взвод (“ягун”) из ста человек, один из которых избирался предводителем. И точно таким же образом, как отдельные семьи вместе составляли клан, 10 таких взводов составляли эскадрон (“минган”). 10 минганов составляли “тумен” — армию в 10 тысяч человек…Он позволял отцам, сыновьям, родным и двоюродным братьям оставаться вместе, но, помещая их в новые “семьи” (состав которых никто не мог изменить, и выход из них карался под страхом смерти), он сломил тысячелетнюю традицию родовых, клановых и племенных связей.” – Д.Уэзерфорд. Чингисхан и рождение нового мира. М., Аст, 2005, с. 400-402. С. 132-133
[17] Там же, с.187.
[18] Его сын Угедэй издал указ, обязывающий ханов обеспечить каждого монгола 100 баранами, 50 коровами и 25 лошадьми. Этот закон в Бурятии действовал вплоть до начала 1920 годов.
[19] Там же, с. 400-402
[20] вопреки мифам о недолговечности империи Ч. Наоборот, его империя – одна из самых прочных и долговечных – его потомки-чингизиды правили даже в XX веке, Ираном, Бухарой, а Алихан Букейханов был на честных выборах избран первым Премьером Казахской автономии Алаш Орда.
[21] Там же.
[22] Там же, с. 389.
[23] Китайские императоры (как и в Европе, Персии или Индии – сплошь потомки кочевников-Кшатриев) также считали себя сынами Неба, ориентированными на неподвижную Полярную звезду, но как оседлые уже люди, они никак не покушались на основы всей Предыстории, толпо-элитарный миропорядок. В лучшем случае они пытались его облагородить и цивилизовать в соответствие с потребностями своего времени. Так что реализация закона соответствия устаревших форм общения производительным силам реализовывалась в вечной Поднебесной через смену династий, живущих согласно естественным циклам восхождения, расцвета и вырождения.
[24] Насколько революционен был этот акт Ч, мы видим по центральноазиатским странам, включая Казахстан, где реванш взяли дочингисхановские традиции, кланово-трайбалистские и даже семейные начала. Всем им нужен строитель универсальных имперских государств Ч, свободный от национализма, непотизма и местничества, где не клановое происхождение или землячество, а профессионализм, талант и служение общему благу были единственным основанием для признания и возвышения людей.
[25] там же, с. 400-402.

Источник: сайт газеты «Завтра».

Оставить комментарий

Войти с помощью: