Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Перемены без перемен.

От редакции: мы продолжаем серию публикаций, посвящённых анализу инициатив Президента России В.В.Путина по изменению системы политической власти. Статья Л.И.Кравченко содержит критический анализ этих инициатив.

Кравченко Л. И.
15.01.2020 г.

15 января стал днем насыщенным для политической жизни страны: президент во время своего послания Федеральному собранию огласил ряд мер в сфере социальной политики, предложил внести изменения в конституцию. Следом за этим правительство Медведева подало в отставку, а на должность нового главы был предложен выходец из налоговой службы. Что же это было? Давайте разбираться.
Не исключаю, что на непросвещенных граждан социальные инициативы президента могли произвести впечатления. Для кого-то и поправки в конституцию также могли стать долгожданным шагом на пути перемен. Но вспомним, с чего президент начал свое выступление: «сегодня в нашем обществе чётко обозначился запрос на перемены». В этом и кроется замысел всего происходящего 15 января. Кремль наконец-то осознал, что без перемен больше тянуть лямку власти нельзя, но перемены в том виде, в котором на них есть у общества запрос, означают конец правлению действующей элиты. Поэтому остался один выход, традиционный для Кремля — имитировать перемены. Иными словами, менять, ничего не меняя.

Так что нового сказал президент в части социальной политики?
Были озвучены инициативы поддержки молодых малообеспеченных семей — это пособия на детей, для всех молодых семей — материнский капитал, поддержка образования, здравоохранения. Итак, ключевые выводы из инициатив следующие:
1. Послание лишь доказало, что население доведено до такой нищеты, что единственный выход — это предоставление социальных пособий, чтобы люди сводили концы с концами. Пособие в 5,5 тысяч рублей для семьи с ребенком от 3 до 7 лет по мнению власти должно изменить кардинально ситуацию. Выходит, что молодая семья (и то только малоимущая) сможет получать пособие в месяц в размере, равном ежедневной стоимости обеда, например, Матвиенко!

На содержание чиновников наша страна тратит больше, чем на выплаты молодым семьям.

2. Проблему демографии исключительно пособиями решать невозможно. Пусть даже это будет и маткапитал, но это слишком маленькая мера. Необходим рост доходов, чтобы у граждан была уверенность в завтрашнем дне и возможность самим достойно зарабатывать. У Кремля рецептов на этот счет как не было, так и нет.
3. По оценкам Кудрина, данное послание может стать самым дорогим. Дополнительно потребуются траты в размере 400–500 млрд рублей. Но я напомню, что профицит бюджета равен 4 трлн, у россиян изъяли накопительную часть пенсий в размере 2 трлн, то есть кто еще будет платить за эти инициативы — вопрос.
Да и вспомним, что пособия получат лишь наименее имущие, хотя нуждающихся значительно больше. Пособие на первого и третьего ребенка с 1,5 до трех лет получат семьи, чьи доходы не превышают двух прожиточных минимумов на человека. И вероятно, что эта сумма будет на уровне минимальных выплат — менее пяти тысяч рублей. Ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно получат семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека. Сумма выплаты — 5,5 тысяч рублей. Исключение по выплатам составят расходы на маткапитал. При рождении первенца семья получит право на материнский капитал в его сегодняшнем объёме, а при рождении второго — надбавка в 150 тысяч рублей.

4. Согласно конституции, Россия — это социальное государство. Однако на деле функция социального государства для всех свелась к адресному подходу, когда государство оказывает поддержку тем, кто доведен до состояния крайней бедности. И таких в нашей стране не 20 миллионов, как сообщает Росстат, а явно больше. Вспомним, что и в послании президент, говоря о бесплатности обедов для школьников с 1 по 4 класс, указал, что ему говорили, что «не очень справедливо, что и люди с приличными доходами, и с маленькими доходами будут получать одинаковую поддержку от государства», то есть правящая элита считает, что государство должно помогать немногим. Почему социальная забота государства сведена к минимуму? Интересно выходит, что когда речь идет о подоходном налоге, тогда справедливо, что бедные платят ровно столько, сколько и богатые (процент от своего дохода), а как речь заходит о благах государства, то тут появляется деление на малоимущих и прочих.

5. Как и в случае с майскими указами 2012 года основная нагрузка ляжет на регионы. В послании президент объявил, что федеральный бюджет готов помочь регионам, но при любом раскладе регионам придется вновь отдуваться за социальные новации главы государства: это строительство яслей, кстати не реализованное в соответствии с планом, на что обратил внимание и сам президент. Это пособие на третьего ребенка, социальный контракт, горячее питание в школах. Из всех озвученных инициатив регионы освобождены только от доплаты за классное руководство в пять тысяч рублей, впрочем, они и без того доплачивают за него.

6. Самое удивительное, с какой легкостью президент декларирует политику, противоречащую всему курсу его правления последних девятнадцати лет. Я имею в виду строительство школ, рост числа бюджетных мест, поддержку здравоохранения. Напомню, что в 2000 г. число школ равнялось 68,8 тысяч, в 2017 — 42 тысячи. В начале его первого срока число бюджетных мест в ВУЗах составляло 2,8 млн, а сейчас менее 1,9 млн, то есть сократилось почти на 50%. Число медицинских учреждений снизилось с 10,7 тыс. до 5,3, то есть в два раза. Так с какой стати сейчас что-то изменится? Оптимизацию расходов никто не отменял. Можно и дальше — вводить одну школу, а закрывать условно двадцать при этом. Формально все верно — школы строятся, да. Президент же не говорил об увеличении их числа, он только предлагал их строить.

7. Поддержка отечественного здравоохранения — дело хорошее. Но вот только президент вещает одно, а подведомственные структуры принимают акты иного содержания. Например, с 11 января этого года согласно документу Министерства здравоохранения из бесплатной помощи для людей старше 60 лет исключена высокотехнологическая медицинская помощь. Видимо в логике либеральной команды — зачем тратить деньги на тех, кто уже не принесет доход государству, являясь социальным бременем. Ужасает отношение к старшему поколению как некоему отработанному материалу, который не нужен более стране.
Таким образом, социальная повестка послания не представляет собой значимых изменений и не удовлетворяет запрос общества на социальные перемены и справедливость.

Что же касается экономического блока послания, то тут ничего нового президент не сказал.
Бюджет у нас устойчивый и профицитный. Я напомню, что только 2 трлн рублей изъяли у граждан (накопительная часть пенсии), сэкономив тем самым средства федерального бюджета. Да и рост профицита был сопряжен с повышением доходов на углеводородное сырье и замедлением роста затрат государства.
Темпы роста ВВП к 2021 г. должны быть на уровне мировых. Вот только странно выходит, что к 2024 г. мы должны войти в пятерку ведущих государств, для этого надо развиваться темпами на уровне не ниже мировых. Но три года подряд мы откладываем эти темпы роста и как-то странным образом должны войти в пятерку за оставшиеся три года. В самом указе президента не значится, что темпы роста выше мировых должны быть именно в 2021 г., а не ранее.
Инфляция на уровне 3%, при этом сам президент отметил, что на некоторые товары инфляция была выше. А я напомню, что на главные продукты питания рост цен был выше 11% по расчетам ЦНПМИ.

И, наконец, инвестиции в основной капитал на уровне 25% к 2014 г. А в 2012 г. нам говорили, что к 2018 г. этот показатель достигнет 27%. Падает, однако, планка у наших политических лидеров, демонстрируя несостоятельность их экономической политики. Но, кстати, президент предложил и план привлечения инвестиций в нашу экономику, правда и он не выдерживает никакой критики. Сначала нам говорят, что шесть лет не будет меняться режим налогообложения, а потом отмечают, что производители будут переходить на новые экологические стандарты и платить по принципу, кто загрязняет, тот и платит. То есть, налогов новых не будет, а вот сборы — это обязательно. Так где же тут предсказуемые правила игры и благоприятный режим для бизнеса?

И, наконец, поправки в конституцию. Не будем долго и подробно об этом говорить, коротко сформулируем основные идеи.
1. Это имитация политических реформ. От президента ждали смены основного закона, изменения наиболее злободневных положений конституции: русский вопрос, собственность на недра, независимость Центрального Банка, ценностная компонента развития, принцип справедливости в государственном управлении. На деле получили правки в части политических процессов. Да, народ требовал ответственного правительства, но ответственность никак не связана с тем, что утверждать министров теперь будут такие же далекие от интересов чиновники, как и сами министры, незаинтересованные просто в результатах своей работы.

2. В 2005 г. президент утверждал, что не намерен менять конституцию: «ни при каких обстоятельствах менять Конституцию я не намерен… Как только начнем править Конституцию — это уже путь к какой то нестабильной ситуации. Вот стоит только начать — потом не остановиться будет. Поэтому лучше не трогать Основной закон государства и работать в тех рамках, которые те люди, которые работали над этим законом, заложили». Как и с пенсионной реформой, глава государства быстро позабыл свои слова.

3. Очевидно, что мы с вами наблюдаем транзит власти по примеру соседнего Казахстана, где президент назначил своего приемника, а сам стал «серым кардиналом». У действующего главы на это счет два варианта: или пост председателя Государственной Думы, которая получит полномочия по утверждению кабинета правительства, или пост председателя Госсовета, который согласно поправкам в конституцию должен появиться в вертикали власти и расширить свои полномочия. Когда-то он создавался как орган, ответственный за выработку стратегических решений. Видимо, замах на стратегическое видение останется, и реформы станут генерироваться непосредственно в Госсовете. Что же касается президента, то его полномочия будут ограничены, сроков у него будет всего два без права вернутся, да и еще будут жесткие требования в части гражданства и проживания. Кремль максимально старается себя обезопасить от оппозиционных кандидатов, имеющих связи с Западным миром.

4. И, наконец, как вишенка на торте — политический спектакль с потенциальным референдумом (или иной формой учета мнения народа) и отставкой правительства. Как заявил президент, все поправки могут быть утверждены парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона, тем не менее он предлагает провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации, чтобы учесть мнение народа. Но еще недавно никто не посчитался с мнением народа, когда предлагалось поднять пенсионный возраст. Ряд политических сил указывали на необходимость референдума, но вместо этого все было принято кулуарно. Или при продлении срока полномочий президента и депутатов Государственной Думы о мнении народа никто не спрашивал. Не интересовало оно никого и тогда, когда были отменены прямые выборы губернаторов и мэров. А теперь вдруг появилась нужда, но не учесть мнение народа, а имитировать диалог власти и общества.

Послание федеральному собрание 2020 — это сигнал обществу, что Кремль в курсе всех проблем и общественных настроений неприятия действующей власти, но в то же время он убежден в долговечности своего режима, а потому не считает зазорным имитировать перемены без перемен, открывать диалог власти и народа, в котором единственное веское слово всегда будет за властью.

Источник: Дмитрий Борисович Рюриков, сайт «Школы здравого смысла».

Оставить комментарий

Войти с помощью: