Тюркский след. Ученые выяснили, как тюрки расселились по всей Евразии из Южной Сибири.

Екатерина Боровикова (Москва).
21.05.2015 г.
Под словом «тюрки» объединяют все народы, говорящие на языках тюркской группы. Азербайджанцы в Закавказье, балкарцы на Северном Кавказе, башкиры в Поволжье, узбеки, казахи, каракалпаки в Средней Азии — тюркские народы живут на территории всей Евразии.
Зачастую они так непохожи друг на друга, что ученые до сих не могли разобраться, родственники они или же общий язык — результат исключительно культурного влияния.
«Некоторые тюркские народы очень сильно отличаются от остальных. Например, азербайджанцы и турки с тувинцами и башкирами вообще не похожи. Было непонятно, есть ли у них общие корни или они просто перенимали тюркские языки в процессе завоеваний»,
— пояснил «Чердаку» ведущий автор исследования Баязит Юнусбаев, сотрудник Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН и Эстонского биоцентра в Тарту.
По историческим данным, самые ранние тюркские каганаты возникали на территории современной Монголии, Южной Сибири и в Северном Китае. Первые письменные свидетельства о них датируются VI веком. С этого периода можно говорить о тюркской общности как в этнополитическом, так и в этноязыковом планах. Имеются также свидетельства V века об огуроязычных (булгароязычных) племенах в Причерноморье, однако где жили тюрки до этого времени — неизвестно. После VI века шла нарастающая миграция тюркских кочевых групп на запад, она охватывала колоссальные территории и продолжалась до XV века. История становления и развития некоторых восточноевропейских стран Средневековья (княжества Киевской Руси, затем Московское государство, Византия, Венгерское королевство и другие) связана с тюрками: кроме военного противостояния было и взаимовыгодное сотрудничество.
«Наша работа доказывает, что расселение происходило с той территории, где, согласно письменным свидетельствам, существовали эти каганаты. Общие предки есть у тюрков и с монголами, и с бурятами, а вот были ли у них общие предки еще раньше или генетическое сходство — результат более позднего смешивания, нужно исследовать дальше», — сказал Юнусбаев.
Для того чтобы установить, откуда ведут свое происхождение тюркские народы, ученые собрали генетические образцы из всех регионов, где они живут. Такая работа потребовала сотрудничества ученых по всему миру, в частности, среди них много исследователей из стран бывшего Советского Союза. Связующим звеном и базой для исследований был Эстонский биоцентр в Тарту.
«Для такого исследования достаточно 15—20 образцов от каждой народности, потому что геном человека содержит части геномов его предков, и по индивидуальному геному можно судить о геномах людей, населяющих определенный регион»,
— объяснил ученый.
Отправной точкой для исследования Юнусбаева и его коллег послужили лингвистические данные. Тюркские языки очень похожи и отделились последовательно друг от друга относительно недавно, в течение последних двух тысяч лет. До этого существовал единый праязык, и говорившие на нем люди жили вместе, а потом расселились по разным территориям.
«Две тысячи лет — это примерно 60 поколений. Предки современных тюркских народов, которые переселялись из Сибири, оставляли потомство, их хромосомы из поколения в поколение передавались, и в ходе рекомбинации наследуемые генетические участки укорачивались. Я рассчитал, что ожидаемая длина этих кусочков генома, оставшихся от предков, должна быть от миллиона до 2,5 миллиона нуклеотидов. Это достаточно большие куски генома», — рассказал он.
Проанализировав собранные генетические выборки, Юнусбаев и его коллеги обнаружили, что у всех тюрков, независимо от того, где они живут, есть протяженные участки генома, которые совпадают с теми, которые можно обнаружить у обитателей районов, близких к югу Сибири, — тувинцев, алтайцев, бурятов и монголов. Совпадение указывает, что и их предки, вероятно, проживали там. Статистические тесты подкрепили этот основной вывод, но самое интересное это то, что проанализированные геномы людей сохранили сигналы смешивания, и проведенные датировки полностью совпадают с периодом миграции тюрков согласно историческим сведениям.
Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS Genetics.

Источник: ИТАР ТАСС.