Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

«Вы уже не перспективны!». Как живется «возрастным» студентам в Якутии?

Каким вы представляете образ сегодняшнего студента? Наверное, это молодые, со странными прическами вечно голодные ребята, которые постоянно куда-то спешат. Однако получить высшее образование могут жители страны и совсем другого возраста. Им может быть за 30 и 40 лет, и они на собственном опыте доказывают простую истину: учиться никогда не поздно.

Для многих «возрастных» студентов получение второго высшего или среднего специального  образования – это и шанс «достроить» свою карьеру, и расширить диапазон возможностей, и своеобразное спасение от профессионального выгорания.

С большим оптимизмом и уверенностью

По данным Росстата, сегодня в учреждениях высшего и среднего образования обучаются около 7,2 млн студентов. Среди них есть те немногие, которые решили продолжить образование, будучи, к примеру, в семейных отношениях и с большим стажем работы за плечами.

Главное отличие «взрослых» учащихся – колоссальная мотивация. Если для 18-20-летних студентов обучение – зачастую просто очередной, порой не всегда осознанный этап жизни, то «возрастные» студенты учатся с большим энтузиазмом и осознанностью своего шага.

Sakhaday.ru связалась с рекрутинговым порталом Superjob.ru, которые любезно ответили на наши вопросы. По предоставленным данным, чаще всего в качестве второго высшего или срднего специального образования соискатели старше 40 лет выбирают такие направления, как «менеджмент и управление» (24%), «бухгалтерский учет, финансы», «экономика» (22%), «психология» (10%), «юриспруденция» (5%).

«В первую очередь, это соискатели, уже имеющие опыт работы на руководящей должности. Образование они получают с прицелом на последующий карьерный рост. Например, директор производства, получив образование в области антикризисного управления, перешел на руководство проектами в сферу консалтинга», – комментирует руководитель отдела аналитики портала Superjob.ru Валерия Чернецова.

Вторая категория соискателей – это те, кто в «нулевые» годы был вынужден работать не по специальности. Например, концертмейстер переквалифицировался в специалиста по работе с персоналом и сейчас получает дополнительное профильное образование. Или инженер, окончив вуз в 2003 году, стал работать … бухгалтером, а экономическое образование получает только спустя 16 лет.

Второе высшее – это и возможность получить смежную специальность. Например, врач получает фармацевтическое образование и ищет работу провизором. Или архитектор дополняет свое образование дипломом реставратора.

Но немало и тех, кто в 40 с лишним лет решил начать карьеру с нуля. «В нашей базе есть примеры, как инженер в 56 лет стал психологом, теплофизик в 48 лет – архивариусом, актер в 45 лет – логопедом», – пишет Валерия Чернецова.

И все же надо признать, что «возрастные» студенты в наших учебныхзаведениях скорее исключение, чем правило.

А как у них?

За рубежом возрастных студентов намного больше – некоторые из них даже ставят мировые рекорды. Так, в 2016 году 97-летний австралиец Алан Стюарт получил степень магистра по медицине в американском университете SCU.

Он закрепил за собой титул самого пожилого выпускника вуза. Первый диплом австралиец получил еще в 1946 году. Затем он долгое время работал стоматологом в Лондоне. «Никогда не поздно усовершенствовать ваш мозг, сделать вызов себе, чтобы чего-то добиться и завести новых друзей», – сказал в интервью «Daily mirror» Алан Стюарт.

В прошлом году в Книгу рекордов Гиннеса занесли еще одного пожилого выпускника университета – 96-летнего японца Сигэми Хирата. Еще в 2008 году в возрасте 85 лет он поступил в Киотский университет искусства и дизайна для изучения поэзии. Учебный процесс занял 11 лет, тем не менее Хирата-сан счастлив: «Учиться – это всегда весело в моем возрасте. Моя следующая цель — дожить до 100 лет. И если я буду в хорошей форме, подумаю над тем, чтобы продолжить обучение и получить ученую степень», – заявил пожилой житель Страны восходящего солнца.

Что касается Якутии, то летом этого года в СВФУ чуть меньше 1% резюме принадлежало соискателям в возрасте от 40 лет и старше. Это говорит о том, что все же кардинальная смена профессии в этом возрасте не стала еще нормой. Да, с каждым годом меняется мировоззрение людей относительно привязанности к одному рабочему месту, сегодня уже состоявшемуся человеку гораздо проще переучиться, получить новые знания, чем, например, 20 и даже 10 лет назад. И причина для этого не только в доступности знаний благодаря открытым лекциям, мастер-классам, а также обучающим курсам и вебинарам в интернете, сколько в динамичности жизни и стремлении людей попробовать себя в разных профессиях.

Снова как старшеклассники

Хотя нашим героям еще далеко до ста лет, они полностью солидарны с зарубежными рекордсменами и уверены, что учиться не поздно в любом возрасте.

Анна Н. – студент-бакалавр Института педагогики СВФУ, 42 года:

– Это мое второе высшее образование. В 40-летнем возрасте человек начинает задумываться о том, как более рационально использовать собственные возможности. Я хочу сделать успешную карьеру в сфере прикладной психологии, и, естественно, диплом поможет мне в ее становлении. Понятно, что второе высшее образование у нас можно получить только на платной основе. Поэтому, когда человек тратит не только временные, но и денежные ресурсы, он подходит к этому решению ответственно.

Не могу сказать, что учеба каким-то образом мешает моей семейной жизни. Наоборот, появляются новые темы для общения с супругом и дочерью. Кстати, мы с ней обе студентки – делимся опытом друг с другом. Хотелось бы быть для дочери примером. Мне даже в некотором смысле было бы стыдно плохо учиться, поэтому я очень стараюсь. В целом, все родные поддерживают меня в учебных начинаниях…

Вячеслав Р. – студент-магистр Автодорожного факультета СВФУ, 38 лет:

– Куда же в таком вузе поступать, если не на автодорожный факультет! Мой выбор был обусловлен тем, что у меня есть небольшое автосервисное предприятие. Естественно, я на практике много чего знаю об автомобилях и также о качестве дорог. Хочется искренне поучаствовать в этом направлении, чтобы наши водители не гробили свои авто на ямах и ухабах. Помимо плотной теоретической базы и практики, я также заинтересован в получении диплома по управлению качеством автомобильных дорог и организации безопасности движения.

Мои однокурсники – очень интересные ребята. Я просто пытаюсь изобразить из себя такого же студента, как они, а не умудренного опытом «дядьку». Хотя внеучебных мероприятий не то, чтобы избегаю, просто не хожу, так как их досуг рассчитан на людей другого поколения. У меня ведь работа есть своя, жене с сыном больше времени уделю. Да и музыку слушаю иную, и слежу за другими вещами. Зачем самому смущаться и смущать других?

«Возрастные» студенты нам не нужны

А теперь рассмотрим вопрос с «возрастными» студентами с другой стороны.

Анна Пшенникова, 45 лет, решила поступить на вокальное отделение Якутского музыкального колледжа (училища). Разговоры о том, что она не подходит  по возрасту начались с того момента, когда пришла узнавать о возможности поступления. В приемной комиссии специалист, немного стесняясь, посоветовала сначала поговорить с заведующей кафедрой, так как она против поступления возрастных студентов. «И вот если она даст добро, тогда…» — закончила специалист.

Из принципа женщина не пошла за унизительным разрешением к заведующей кафедрой «Вокальное отделение» Валентине Ивановне Колодезниковой. И это ее полное право. Но, видимо, в колледже другие понятия о правах.

В другой раз разговор о возрасте зашел в тот момент, когда Пшенникова принесла документы. Девушка в приемной комиссии настороженно спросила: «А вы поговорили с Валентиной Ивановой?». Услышав отрицательный ответ, девушка сказала, что надо было бы все-таки побеседовать, потому что «…вы «возрастной» абитуриент, а у заведующей кафедрой такая позиция». «Так что, вы отказываетесь принимать у меня документы?» — спросила я. «Нет, отказать мы не имеем права…». «Ну так принимайте!». Так Анна стала абитуриентом.

Экзамен по сольфеджио был сдан наравне со всеми и сдан хорошо. Причем во время консультации педагог сказала: «Поете вы хорошо, тут и проверять нечего», хотя всех остальных она проверяла, заставляла петь. Кафедра предоставила восемь бюджетных мест, а заявлений принято 48!

Следующим экзаменом была специальность. Прослушивание. Нужно было спеть народную песню и что-нибудь классическое. Анна выбрала «Под ракитою» — песню из репертуара Пелагеи, исполняется а капелла. Вторым произведением стал «Романс Жермон» из к/ф «Гусарская баллада», там его пела Татьяна Шмыга. К слову, на консультациях другие абитуриенты, молодые ребята и девушки, исполняли простенькие вещи, типа «Катюша».

В общем, настал день экзамена. Сначала Валентина Ивановна долго беседовала, суть беседы сводилась к тому, что у них бюджетные места, поэтому они должны заниматься перспективными студентами, а она, Анна, уже в возрасте и не перспективна. «Зачем вам учиться в таком возрасте? Если хотите, можете учится платно – это единственный вариант», — резюмировала зав.кафедрой.

Пшенникова подумала, что они уже набрали всех восьмерых бюджетников и ей осталось только платное место. Каково же было удивление, когда после начала учебы в группу добавились еще двое студентов: одна девушка без музыкального образования и лодырь, которого уже исключали за неуспеваемость.

Директор колледжа Алексей Александрович Щербаков внимательно выслушал все вопросы Анны, обещал все выяснить. Когда спустя несколько дней она пошла к нему снова, он начал говорить, что это позиция педагога, а он доверяет своим сотрудникам.

Затем к разговору подключилась и Валентина Ивановна Колодезникова. Она вновь начала свою песню про то, что я не перспективная. «Никто вас в театр не возьмет, там нужны молодые», и т.д. и т.п. При ответе, что можно после обучения работать, например, преподавателем, собеседница ответила: «Тогда идите в педколледж». И это несмотря на то, что в Положении о приеме, размещенном на сайте, указано «квалификация, присваиваемая после окончания, «Артист-вокалист, преподаватель».

На следующий день Анна написала директору заявление, в котором изложила свою позицию. А именно, что она сдавала вступительные экзамены наравне со всеми, на общих основаниях и имеет право получать образование на бюджетной основе также, как и все остальные. А принуждение к обучению на платной основе является противозаконным, противоречащим Конституции страны и Закону об образовании Российской Федерации.

«Через несколько дней директор дал ответ, – говорит Анна Пшенникова, – в котором сослался на результаты вступительных экзаменов, согласно которым все поступившие сдали прослушивание на «5» и только я – на «3»! Между тем, до этого и речи не было о том, что я хуже остальных, да еще настолько! Если уж на то пошло, я не раз пела на городских мероприятиях, конкурсах, до сих пор пою на благотворительных вечерах и заявление о том, что мне «медведь на ухо наступил», обескураживает…».

Логика директора понятна, ему нужны платные студенты. Между тем, как нам удалось выяснить, никакой информации о баллах, набранных во время вступительных экзаменов, после их окончания опубликовано не было. На стенде висел только приказ о зачислении. Если бы эта информация была опубликована, Пшенникова могла бы обратиться к апелляционной комиссии.  Напрашивается вывод, что руководство колледжа придумало этот ход с низкими результатами абитуриентки уже после их с ней беседы и ее заявления с тем, чтобы узаконить свое решение.

Из Положения о правилах приема в ЯМК (У):

 «5. Прием в ЯМК (У) за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации является общедоступным.

  1. При приеме в ЯМК (У) обеспечиваются соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии».

Вот вам еще один штрих к нашей теме, о получении образования «возрастными» студентами в Якутии…

К знаниям вперед!

Подытоживая, мы решились сослаться на мнение специалистов на предмет нашего исследования. Вот что по этому поводу считает кандидат психологических наук Татьяна Иванова:

«Безусловным преимуществом студентов 40+ перед студентами из молодежи является более осознанный подход к образованию. Среди трудностей следует отметить, что, конечно, возвращаясь к обучению, особенно после длительного перерыва, более взрослым студентам требуется некоторое время, чтобы реорганизовать свою жизнь и вписать в нее занятия и домашние задания.

Для тех, кто хотел бы пойти учиться в зрелом возрасте, но сомневается в своих силах, я бы сказала: «Смелее!». Не стоит думать, что учится только молодежь. И не стоит думать, что молодежи все легко дается: отсутствие опыта и каких-либо знаний в принципе делает для них обучение зачастую тоже не самым простым занятием…».

Обычно для принятия решения о получении еще одного образования существует некая база. Но если нет никакого опыта и представления о том, чем придется заниматься в новой профессии, эксперты советуют протестировать свое желание на прочность на каких-либо курсах, почитать профессиональную литературу.

Энтузиазм, стремление работать, жизненный опыт и мудрость во многих областях сегодня важнее, чем возраст и наличие записи в трудовой книжке.

Георгий Спиридонов, SakhaDay.ru

Оставить комментарий

Войти с помощью: