Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Эмиль Каниметов: «Мы живем в самом центре материка, что говорит о многом».

Эмиль Каниметов: «Мы живем в самом центре материка, что говорит о многом».
Андрей Токомбаев.
25.05.2019 г.

Роль национального самосознания кыргызов в выборе направления геополитики КР, была обсуждена на проходившей в Бишкеке встрече экспертов. О ней рассказал ИА «СА-IrNews» один из участников, философ и экономист Эмиль Каниметов.
Речь идет о научно-практической конференции «Алтай – Ала-Тоо. Вопросы цивилизации и культуры», что состоялась в Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева, пояснил собеседник информагентства, – кандидат философских наук и проректор по науке этого вуза. Подводя итоги мероприятия, ученый отметил следующее:
– Дискуссия проходила с участием многих светил кыргызстанской науки. Обсуждалась тема, актуальная для нашей страны с первых дней ее суверенитета. Проблему поиска истоков и идентичности кыргызской нации по-своему пытается решить каждое очередное правительство КР. Концепция конференции предлагает один из вариантов решения этой задачи. Поставлен на обсуждение вопрос идентификации кыргызов, как участников самобытного евразийского этнического сообщество.
Замечу, почти в том же направлении давно ведутся научные поиски и дискуссии в России. Но там, при всем стремлении ученых идентифицировать конгломерат российских этносов как евразийский, все же есть тенденция рассматривать историю, культуру и происхождение россиян в контексте европейской цивилизации.
Как взглянуть на проблему шире, по-кыргызски
– Подход, предложенный участниками нашей дискуссии, интереснее. Поскольку, предлагаем не причислять кыргызстанцев только к монголоидному культурно-генетическому единству, где ведущую роль издают китайские и монгольские народы.
Мы не акцентируем внимание даже на причастности кыргызского языка к тюркской языковой семье. Поскольку, крайне непростая генеалогия кыргызского этноса не ограничивается тюрками. Отсюда очевидно, что тюрко-центричный подход в выяснении вопроса «кто мы и откуда?» поведет нас по ложному пути.
На мой взгляд, будет верным решением, если в качестве начальной точки отчета выберем большую алтайскую семью народов, – включающую в себя несметное множество представителей населения материка. Но если хорошо разобраться, кыргызы являются потомками не только автохтонных жителей Алтайского горного хребта.
Дело в том, что кыргызский этнос является монголоидным лишь по своему внешнему виду. К такому выводу приводит анализ ряда первоисточников. К ним, в первую очередь, относятся санжыра, – передающиеся изустно, из поколения в поколение, родословные наших родов и племен. Из них становится ясно: титульная нация Кыргызстана представляет собой результат чрезвычайно сложного синтеза различных расовых типов – в основном, персидского, финно-угорского, монгольского и кыпчакского.
Иранский след в эпосе «Манас»
– Впрочем, почти то же самое можно сказать и об этнических россиянах. Недаром великий российский поэт Александр Блок подчеркивает в одном из своих самых знаменитых стихотворений:
«Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!».
Наша конференция – не только продолжение спора о евразийской идентичности, начатого классиком Серебряного века русской литературы. Дискуссия эта – не что иное, как смелая исследовательская попытка реанимировать множество крайне интересных культурно-исторических пластов прошлого, дающих подсказку верного направления поиска наших истоков, проводимого в контексте евразийской идентичности.
– Есть ли серьезные научные исследования, доказывающие эту самую, как вы говорите, идентичность?
– Институт манасоведения нашего вуза, как раз, и занимается этой проблемой. Исследуем кыргызский фольклор, и в первую очередь – эпос «Манас». И в нем, как раз, немало фрагментов, подчеркивающих влияние кыргызско-иранскую общность не только на культурном, политическом, но даже и на генетическом уровнях.
К примеру, даже в описании внешнего вида Манаса подчеркивается, что его внешность имела не только монголоидные черты, но и признаки южной, персидской ветви европеоидов.
– Почему, на ваш взгляд, подобные исследования важны для формирования самосознания жителей нашего края?
– Прежде всего, – потому, что они демонстрируют на примере множества фактов: его жители представляют собой не просто пестрый конгломерат чуждых друг другу племен, случайно оказавшихся на этой земле. Нет, Центральная Азия – вполне сложившийся регион, со своей единой, древней и самобытной культурой.
Тысячи незримых, но прочных и вполне осязаемых уз связывают столь разные, на первый взгляд народы: кыргызов, узбеков, казахов, таджиков, туркмен, – не говоря уже о представителях сотен издревле проживающих здесь диаспор и этнических меньшинств. Осознание этого факта очень важно в нашем нынешнем многополярном мире.
Нам нужно понять, что, при всей своей непохожести, мы являемся неразрывными частями одного целого, как пять пальцев на одной руке. Если этого не сумеем, нас рано или поздно ассимилируют другие державы. Народы которых осознают собственную идентичность и бережно хранят память своих предков.
– Присутствует ли в эпосе «Манас» наднациональная идея, которая могла бы объединить кыргызстанцев как нацию, независимо от этнической принадлежности?
– Некоторые взгляды, изложенные в этом эпосе, удивительно современны. Один из них формулирует взаимосвязь свободы человека как личности, с его служением своему народу. За века, в произведении кристаллизовалась формула равенства личных интересов и общественных. Применяя ее в решении своих повседневных проблем, кыргызстанец учится мыслить себя единым целым со своей страной и народом.
Такая позиция прямо противоположна мещанству нынешней цивилизации потребления и не даст приземленным, шкурным интересам довлеть над сознанием, сущностью человека. Полагаю, что в эпосе хорошо прослеживается и идея взаимной поддержки представителей разных этнических групп, связанных друг с другом решением одной задачи.
Нам нужно вполне овладеть этим великим духовным наследием, завещанным нашими предками. Иначе будущее Кыргызстана, как государства, остается под вопросом.

Сары – редкий типаж кыргыза со светлыми волосами, голубыми, серыми либо зелеными глазами, представляет собой живое доказательство участия индоевропейских предков в формировании генотипа кыргызской нации:

Источник: сайт «CA-IRNews».

Оставить комментарий

Войти с помощью: