
Не надо ждать перемен – надо меняться.
Гаврильев Чокуур Николаевич, политолог, член Союза журналистов (Республика Саха, г. Якутск).
25.07.2019 г.
Сайдам саха.
Менталитет нашего народа в умении учиться, извлекать хорошее и новое.
Недавно прочитал одну статью хорошего своего знакомого в Сахалайфе “Как в Якутии решить проблему бедности?” Помощник первого президента, старший референт, мой друг и однокурсник Сергей Попов размышляет о проблеме бедности в Якутии. Как вы понимаете, в основном бедное население и безработные живут в сельской местности. Про уровень зарплат я уже писал. К сожалению, готового рецепта автор нам не дал, но мне показалось интересной сама мысль о менталитете народа саха. Интересна также мысль о необходимости национальной идее:
«Если «немецкое «экономическое чудо» состоялась благодаря традиционной дисциплинированности, трудолюбию и предприимчивости населения, японское «экономическое чудо» благодаря традиционным для японцев стремлению к совершенству, коллективизму, умению учиться и самоотверженности», на каких качествах нашего менталитета мы можем опираться, когда будем думать о развитии?» – размышляет автор.
Приведу еще одну мысль, которая оформилась по итогам разговора с Русланом Баишевым. Почему же по сравнению с другими такими малочисленными народами, народ саха сумел адаптироваться к новым реалиям и выйти на другой более современный виток развития, сохранив при этом свою культуру и язык? Почему он не был ассимилирован, не потерял идентичность и успешно освоил совершенно новые способы хозяйствования? Конечно, может сыграла отдаленность, однозначно помогла советская автономия. Согласно Руслану, якуты смогли перескочить из одного общественного строя в другой или из одних экономических отношений в другие благодаря своему умению адаптироваться, учиться, извлекать хорошее и новое. Например, у русских саха научились сеять и пахать. Научились грамотности и торговле. Якутские кузнецы мастерили даже нарезные ружья в 19 веке и головку от цилиндра в начале 30-х годов. Смотри: https://dnevniki.ykt.ru/kremniy/1068138
Отдельный разговор про якутский национальный костюм. В журнале аэропорта «Якутск» недавно прочитал статью про якутскую национальную одежду. В статье пишут, что саха взяли за основу одежду того времени и при этом добавили свою колоритность (в виде узоров, бисеров, украшений, даже ремня и якутского ножа). Кстати, якутский халадаай берет свое производное от русского “холодайка» (верхняя женская одежда для весны и осени, распространенная в Курской, Орловской и некоторых других губерниях юга Европейской России, а также на Дону).
О характере якутов писали также ученые и исследователи. Выдержки из сайта http://789.ru/news/10365-3372.html:
Александр Миддендорф считал “якутов сибирскими евреями”. Владимир Иохельсон “обозвал” якутов “талейранами” , имея в виду их способность быстро сходиться с людьми Он писал: “Якуты имеют все задатки для прогресса как по своим природным способностям, так и по отсутствию у них в некоторой степени духа косности и консерватизма…” И Вацлав Серошевский отмечал, что в общем “якутов нужно считать за племя здоровое, закаленное, легко приспособляющееся и при лучшем питании, при улучшении санитарных и гигиенических условий обещающее быстро превратиться в сильный, рослый, работящий народ”.
Автор научно-популярной книги “Якуты” А. Голикова пишет: “Образование научит якутов экономнее тратить свои силы в борьбе с природой, оно научит их остерегаться болезней и лечиться полезными медицинскими средствами, оно научит их многим полезным изобретениям, которые уже известны нам, русским, и которые помогут якутам лучше устроить свою жизнь”.
Чтобы мы не говорили, сегодня саха смело идут в предприниматели, идут работать в промышленность. Осваивают новые информационные технологии. Радует, что якутские айтишники ищут и находят себя в этом новом мире без границ. Развивается креативная индустрия. Снимаем якутское кино. Меняется традиционный уклад жизни.
Но видимо мы все еще боимся перемен, цепляемся за старый образ жизни, считаем, что истинный якут должен жить в деревне, держать коров и лошадей. Почему мы не мобильны? Почему мы не едем в большие города, почему не конкурируем хотя бы с теми же киргизами и таджиками? Почему сомневаемся переехать в Мирный и Нерюнгри, где зарплаты выше? Почему не переучиваемся на промышленную профессию?
Сергей Попов пишет: «Да, в нашем сознании глубоко сидит боязнь перемен. Мы не забыли, чем обернулось изменение уклада жизни в тридцатых годах прошлого столетия. Да, многие из нас считают, что народ саха – скотовод и боится потерять идентичность если поменяет исконное занятие. Но что бы мы ни думали и что бы ни делали реальность такова, что при существующем укладе жизни, наше и последующее поколение не сможет победить бедность. А значит, как и сто лет назад вопрос выживания этноса так и останется не решенным».
Иными словами, если мы не будем развиваться, искать новое, учиться, мы будем прозябать в бедности. Мы не сможем перескочить на более высокую ступень или спираль развития. Не сможем перейти с сельхозяйственного уклада жизни в информационное общество.
Конечно, сохранять и развивать село, колыбель цивилизации, обязательно надо. Вместе с тем идет процесс неумолимой урбанизации. Молодежь сама едет в город. Думаю, что сейчас районные центры могут стать городами (town) в английском смысле слова. “Town” подразумевает наличие коммуникаций, хороших дорог, общественных зданий. Должна образоваться своя городская культура в районных центрах, а значит должна быть занятость, ремесло, городская среда, внутренняя культура. Можно быть и городским жителем, сохраняющим свои традиции и культуру. Можно сохранять свою идентичность и в таких городах.
Сергей прав. «Наши далекие предки никогда не смогли бы освоить такие громадные территории, если бы не учились новому, не развивались, не были легки на подъем и ждали, что кто-то за них решит, сделает и построит».
Сама природа диктует нам быть гибче, смелее, мудрее, мужественнее. Посмотрите ватсап, где мужчины делятся новаторскими идеями по заготовке сена, по строительству. Наши бабушки уже не только читают ватсап, но смотрят ютуб и инстаграмм. Наше преимущество – это компактность, «не в плане места проживания, а с точки зрения общения, трудовых ресурсов и возможностей». Согласен с Сергеем, что «сейчас необходимо выработать единую национальную идею и определить модель развития общества… Пора научится сообща ставить задачи и вместе их решать».
Обращение «сайдам санаалаах саха дьоно» можно перевести как «народ саха, который имеет перспективные мысли, нацеленные на развитие». Уверен, что наш народ сможет выйти на еще более развитый уровень цивилизации, при этом сохранив свою уникальную культуру. Не надо бояться перемен. Не надо ждать перемен. Надо учиться. Надо меняться, развиваясь.
Источник: Якт. Ру. Блог Ч.Гаврильева.