Skip to content

АНОНС !!!

Охотничьи байки Якутии

Охотничьи байки — отличный способ развлечься в ожидании добычи или вечером у костра. Иногда они заставляют смеяться до слез, но чаще учат. Из подборки News.Ykt.Ru, собранной в просторах форума X-files, вы узнаете, какие неписаные законы необходимо соблюдать охотникам в Якутии, чтобы не потревожить духов, и как дедушка Байанай предвещает богатый трофей.

«Вам тут не рады»

В 2002 году я с компанией знакомых поехал на охоту в лес, где, по слухам, при благоприятном исходе можно было добыть пару-тройку лосей. Поехали мы на тракторе с прицепом, нас было пятеро, с собой взяли трех собак. Благополучно доехав до охотничьей избушки, обустроили какой-никакой быт, приготовили про запас дров и легли спать. Перед сном один наш друг, не раз охотившийся в этих местах, сказал, что тут надо быть тише и не шуметь. По его словам, в этих местах есть духи (по-якутски «абааhы»). Мы — городские — этому не особо поверили и решили, что он нас разыгрывает.

На природе мы начали рассказывать всякие случаи, услышанные когда-либо. Сказалась усталость и я, вполуха слушая рассказы друзей, начал засыпать. И мне приснился такой сон. Все было так же: та же избушка, те же друзья рассказывают про духов. И вдруг я просыпаюсь (во сне) и чувствую, что надо выйти по нужде. Недолго думая и накинув бушлат, я выскакиваю на улицу и вижу наших собак, спокойно спавших возле трактора. Отошел на несколько метров и начал справлять малую нужду. Слышу за спиной шаги, обернувшись, увидел нашу самую старую и опытную собаку по кличке Алый. Тихонечко зову его по имени и замечаю, что Алый стоит и смотрит не на меня, а в сторону развалин старого якутского балагана. Алый обращается ко мне на человеческом языке: «Женя, вам надо отсюда уезжать, вам тут не рады!» Я чуть в обморок не упал и побежал в избушку, где были мои друзья. Забежав туда, я увидел, что все друзья спят. Начал будить их, чтобы рассказать о произошедшем, но никто из них не просыпался. Затем снаружи я отчетливо услышал голоса двух человек. Они вроде бы разговаривали на якутском, но я не понимал полностью смысла сказанного. Понял только одно: они пришли за нами. Я стоял и с ужасом слушал, как они медленно подходят к нашей двери, не мог сдвинуться и что-нибудь сделать. В этот момент я внезапно проснулся (по-настоящему) и увидел, что двое друзей спят, а еще двое тихонечко сидят возле печки и разговаривают. Я был весь в поту, очень сильно билось сердце. Чтобы немного успокоиться, я встал и подошел к печи и попросил у друзей сигарету. Увидев меня, они засмеялись и спросили: «Что случилось?» Рассказал им про свой сон, а они, немного посмеявшись надо мной, легли спать. Я покурил и тоже пошел спать.

Остаток ночи я проспал спокойно. Проснувшись рано утром, мы кинули жребий, кому остаться днем в избушке, порыбачить и приготовить еду к вечернему возвращению. Жребий упал на меня. Мои друзья со смехом, видя мои робкие попытки поехать вместе с ними, засобирались в поездку: разогрели трактор, погрузили все на прицеп и, взяв всех собак, уехали на охоту. «Ближе к ночи приедем, а если улыбнется Байанай, то до завтра не жди», — сказали они. Я остался один и потихоньку прибрался в избушке, вынул сети и начал готовить их для ловли карасей. До обеда управился со всеми делами и прилег отдохнуть. Все утро ночной сон никак не выходил из головы. Незаметно я уснул, а когда проснулся, в доме было уже темно, печка погасла и стало прохладно. Натопив ее, решил проверить сети и приготовить к приезду друзей свежей рыбки. Улов был нормальный, поэтому я вернулся в дом в приподнятом настроении. Подпевая под нос какую-то мелодию, начал чистить рыбу при свете двух больших свечей. Вдруг за спиной я отчетливо услышал кашель человека, выронив нож, я обернулся, но никого не увидел. Страх опять начал заползать в мою душу. Чтобы как-то отвлечься от этого наступающего чувства, я начал читать единственную книжку, которая была в избушке. Постепенно страх ушел, к этому времени закипела вода для ухи. Когда я только успокоился, услышал вдалеке звук трактора, очень обрадовался возвращению своих друзей. В ожидании я то и дело глядел в окно, откуда был хорошо виден спуск с горки в алас (поле), где стояла наша избушка. И вот, из-за деревьев пробились лучи света от фар и спустя какое-то время он сам начал спускаться с горки. В прицепе я увидел силуэты трех друзей и начал накрывать на стол. Минут через десять трактор подъехал и, заурчав, умолк. Тут же услышал голоса своих друзей и лай Алого. У меня отлегло от сердца и я решил дождаться своих друзей в избушке, а они громко переговариваясь и смеясь, подошли вплотную к дверям. Но резко стало очень тихо: никаких голосов, лая собак. До конца не поняв причину тишины, я выскочил на улицу и обомлел: на улице стояла только темнота и пустота. И тут я на себе ощутил выражение «волосы встают дыбом». Не видя ничего от испуга и ударившись об дверь, еле открыл ее и буквально ввалился в избушку. Однако и тут меня ждало еще одно потрясение: за столом сидел незнакомый мужчина средних лет с трубкой во рту. Сердито посмотрев на меня, он вдруг заорал, что у меня чуть сердце не остановилось: «Киэр буолуҥ мантан!!!» ( «Убирайтесь отсюда!!!») Я не помню, как выбежал на улицу, куда бежал. Помню только то, что по лицу сильно били ветви ивы. Опомнился я только на дороге, ведущей к соседней ферме, хотя эта дорога находилась от нашей избушки где-то в километрах пятнадцати. Усталости не чувствовал, но дыхание было очень учащенным и сердце билось, норовя вырваться наружу. Спустя шесть часов я добрел до фермы, был уже утренний удой коров и местные доярки очень удивились моему появлению. Выпив чая и немного покушав, я рассказал им свою историю и попросил одного мужчину съездить за моими друзьями.

Мужчина, назвавшийся Егором, рассказал мне, что это не первый случай на том аласе, где стояла та избушка. Раньше там охотились местные парни, но однажды произошла трагедия: после совместного распития, сын застрелил отца, а потом повесился сам. С тех пор в этом месте начали происходить непонятные вещи. И что удивительно, если приезжают охотиться мужчины в возрасте, пожилые, то все проходит нормально, а когда приезжают молодые, наподобие нас, то они всегда видят мужчину с трубкой, который их выгоняет. Ближе к обеду подъехали мои друзья. Они были сильно напуганы моим исчезновением. Вот такая история произошла со мной в далеком 2002 году в одном из районов республики. Это не вымысел, не фантазия, а самый настоящий, реальный случай.

«Увидевший или услышавший духов, долго не живет»

Расскажу коротенький случай, произошедший в семидесятые годы 20-го века с моим дедом в Ленинском, а ныне Нюрбинском районе. В сентябре дед с другом поехали на лошадях в местность под названием Сата охотиться на зайцев и белок. Приехав, они расположились в якутском балагане, построенном в двадцатых годах. В балагане, хоть и в старом, еще можно было переночевать, укрываясь от ветров и осенних дождей. Как и подобает якутскому балагану, впритык к нему стоял хотон (хлев), куда вела дверь, прикрытая куском мешковины. Разожгли печку-камелек, сварили себе ужин и, наскоро перекусив, уставшие от долгой езды верхом дед с другом улеглись на ночлег. Дед мой расположился на нарах под окном, а его друг лег напротив, возле двери в хотон. Дед долго не мог уснуть и лежа наблюдал за тем, как медленно догорают дрова в камельке. Отсвет от огня окрасил стены балагана в мрачноватый красный оттенок.

Вскоре он услышал мерное дыхание своего напарника. В голову лезли разные мысли, вспоминались рассказы стариков о духах, обитающих в таких старых балаганах. Сон никак не шел, и чтобы хоть как-то отвлечься от неприятных мыслей, дед сел на нары и зажег папироску. Вдруг он услышал звук, похожий на всхлип маленького ребенка. Он доносился из темного проема двери, наполовину закрытой мешковиной. Подумав, что это ему послышалось, встал, чтобы налить себе чаю из чайника, стоящего на краю камелька. Проходя мимо двери, ведущей в хотон, он почувствовал, что кто-то наблюдает за ним оттуда. Стараясь не обращать внимания на возрастающий страх, он налил себе чаю и с кружкой сел обратно на свою временную лежанку. И в этот самый момент он отчетливо услышал громкий плач грудного ребенка, который доносился из хотона. По его спине пробежали мурашки, на лбу выступил пот. Все еще не веря в услышанное и думая, что это ему снится, дед несколько раз сильно ущипнул себя за руку. Но к его ужасу он не спал и все происходящее было наяву. Плач ребенка то приближался к двери хотона, то отдалялся в глубь. Дед бросился к другу, растолкал его и разбудил. Сперва друг спросонья никак не мог понять, о чем пытается рассказать ему мой перепуганный насмерть дед. Плач ребенка затих. Дед все рассказал другу, но тот не поверил, сказав деду, что все это ему приснилось. Как назло плач не повторялся и друг начал высмеивать деда, мол, такой пугливый и собрался охотиться в отдаленных местах, где все дома, избушки сплошь старой постройки. Смеясь, он начал прикуривать папиросу и тут раздался громкий плач ребенка. Друг деда обронил папиросу и стал белее мела, крикнув деду собирать вещи, выскочил на улицу, где были привязаны лошади.

Дед, впопыхах собрав весь нехитрый скарб, выскочил на улицу, где его друг уже развязал лошадей и ждал его. Вскочив на лошадей, они поскакали по дороге, ведущей в другой алас. Приехав на новое место ночлега и немного успокоившись, друг деда сказал: «Я раньше слышал об этом балагане, но не придавал большого значения, так как думал, что это обычные вымыслы и охотничьи байки-страшилки. Вот, довелось услышать все своими ушами, чему не рад. По слухам, увидевший или услышавший духов, долго не живет. Говорят, что в этом балагане в старые времена умерла целая семья то ли от голода, то ли от неизвестной болезни». Через год друг деда утонул в озере. Вот такую историю мне когда-то рассказал мой ныне покойный дед.

Дар Байаная

Скажу сразу: этот случай не страшный. Когда мне было 30 лет, я поехал с дядей и его товарищем в тайгу на лося. Надо отметить, что дядя мой является кадровым охотником, настоящий леший! Второй бывает в тайге по полгода и прозвище у него Волк. В общем, в Горном улусе личность известная. Так вот, ехали мы на место охоты целый день. Добрались к 19:00 вечера. Было столько радости, что мы выбрались из пыли цивилизации. Выпили хорошо. Перед сном Волк велел пошуметь странной вещицей. Это была мешанина всяких металлических штук на веревочках: гильзы, гайки, связки ключей. В общем, погремушка. Говорит, тряси. Я, смеясь, тряхнул пару раз, а они вдруг стали очень серьезными. Повторили: «Тряси сильней, а то спать не дадут. Тут неподалеку целая семья от голода померла в старину. Придут, покоя не дадут!» Я погремел как следует. Чуть позже Волк обращается ко мне вполголоса и ехидно улыбается: «Сон может присниться какой. Ты тут человек новый».

Легли. И сон мне приснился, друзья мои, 18+. Какая-то блондинка, похожая на героиню из фильма «Матрица» с прической под пацана, изнывала от страсти. В общем, факт имел место быть. На следующий день с утра начался моросящий осенний дождь, и мы никуда не пошли. Оказывается в дождь никто по лесу не бродит, не охотится. Решили достраивать избушку. А эти двое на меня с утра так поглядывают, будто ждут чего-то, а я сижу на бревне и не понимаю. Через часа полтора Волк спрашивает: «Хорошо ли спал, что приснилось?» А мне как-то неудобно рассказывать о своем сне. Я же культурный человек, городской. Сказал, что спал превосходно, но рассказывать про сон не буду, ибо неприличный. После услышанного Волк как-то потерял интерес к работе, чего-то ходит туда-сюда. И минут через 20 говорит: «А пойду-ка я силки проверю! Что-то работать надоело». Вскочил на лошадь и поехал в лес. А мы с дядькой остались тюкать топорами.

Спустя два часа слышим «тгдык-тгдык». Из леса показался Волк, скачет, руки вверх поднимает и орет как индеец. Дядька отбросил топор и весь заулыбался: «Есть!» Оказывается, Волк руки поднимал, чтобы показать, что они в крови. Лось попал в ловушку этой ночью. Мгновенно пожарили потроха, поели и поехали за трофеем.

Как выяснилось, эротические сны на охоте снятся неспроста. Если охотнику приснится такой сон, то добыча гарантирована!

«Подарки» от удаганки

В начале 2000-х годов мои знакомые поехали охотиться на весеннего гуся в северный район. Из города их было двое и на месте к ним присоединились еще трое местных охотников с транспортом. Переночевав в райцентре, с утра двинулись к месту предполагаемой охоты. Добирались через труднодоступные места. Ехать им пришлось почти сутки, так как по пути приходилось выкапывать машину из снега. А дело было в середине мая, начало подтаивать и снег был очень трудный для езды. Итак, промучившись сутки, доехали до места охоты в местность под названием Дьахтардаах, в переводе на русский язык «Местность с женщиной». Раньше — в перестроечные времена — там находилась артель по добыче золота и на вскопанной земле рано появлялись проталины, что служило своего рода манком для пролетающих гусей-гуменников. Стоял заброшенный поселок артельщиков, где в одном из балков и обустроились наши охотники. Как положено, обустроив быт, вечером отметили прибытие и начало охотничьего сезона. Выпив в меру, легли спать, так как с рассветом надо было идти к скрадкам, сделанным накануне.

Ночью ничего не произошло, а утром все, проснувшись и выйдя на свежий воздух, увидели, что к их балку вел след оленей, волочащих нарты. Но никто ничего не слышал и не видел, никто к ним не заходил. Поэтому решили, что ночью мимо проезжал оленевод, но по какой-то неизвестной им причине не стал заходить к ним. Быстренько перекусив и собрав вещи, все двинулись к скрадкам: двое на противоположный край полигона, а оставшиеся трое — к краю негустого леска. Время незаметно близилось к вечеру. Охотники настреляли приличное количество гусей и довольные удачливой охотой за этот день потихоньку начали собираться на ночлег. Прибыв к балку, они опять увидели свежие следы оленей и нарт, но на этот раз на снегу отчетливо были видны следы торбазов маленького размера, как будто они принадлежали ребенку или маленькой женщине. И на дверях висел обрубок старой веревки. Опять пошли догадки, вспомнили название местности, где охотятся и кто-то неудачно пошутил, мол, приезжала хозяйка этих мест. Так и ничего не узнав и не поняв, зашли в балок, разожгли печь-буржуйку и стали готовить ужин. И тут один парень, который колол дрова, забежал внутрь и закричал, что из леса выехали олени с нартами. Все выбежали на улицу и в начинающей темноте разглядели, что в их сторону бегут олени, подгоняемые каюром, который сидел на коротких деревянных нартах. Они с нетерпением ждали их приближения и строили разные догадки. Спустя несколько минут олени подбежали и остановились в метрах двадцати от них. Парням сразу бросилось на глаза то, что из ноздрей оленей не было пара, и вообще они имели какой-то неестественный вид. Из нарт вышла женщина в национальной одежде из оленьих шкур, разукрашенной бисером. Лица не было видно из-за шапки. Старая женщина неторопливо подошла к парням и на непонятном для них языке что-то сказала. Они несколько раз ее переспросили, откуда она, но она их не понимала ни на русском, ни на якутском языках, а знающих эвенский или юкагирский языки среди охотников не было. Тем не менее они поняли, что их появление здесь чем-то не нравится старухе. Вдруг она пронзительно закричала и кинула в сторону парней мешок и двинулась обратно к своим оленям. Странная женщина поехала по той же колее, по какой приехала к ним. Охотники были очень удивлены столь странным поведением их гостьи и все взгляды устремились к мешку. Самый молодой парень по имени Сергей подошел к нему и вытащил оттуда пять странных предметов: тушку куропатки без головы, три полена для растопки печи и обрубок старой веревки. Все стали гадать, к чему бы это.Тут один местный парень сказал, что вспомнил похожий на этот случай рассказ. В нем было почти так же, но дело было летом и вместо нарт женщина подъезжала на ездовом олене. Вещи, оставленные ею, были почти такие же: утка без головы, ветви ивы и тина из озера. Тогда один из охотников утонул, второй начал страдать от головной боли, а остальные — от болезни суставов. И говорили они тогда, что эта старуха — древняя удаганка, похороненная недалеко от этих мест. Ни имени, ни откуда она родом, он не знал. Все были в шоке и гадали, кому придется повеситься, кому страдать от головной боли. Что значили поленья, они так и не поняли.

Прошло две недели и наши охотники благополучно приехали в райцентр с хорошей добычей. Отец одного местного парня, услышав от них странную историю, рассказал, что это был дух удаганки. Она не хотела, чтобы ее прах беспокоили, поэтому и явилась к ним воочию. Он добавил, что могилу той удаганки видели немногие, они рассказывали, что даже зимой ее могила была без снега, а с пожухлыми травами и кустами шиповника. На свалившемся дереве были видны лоскутки материи, бисерные гирлянды. Сказал, что видимо она их не простила за то, что по приезде не воздали должное духу местности. На том и разошлись пути наших охотников. Спустя полгода мои знакомые услышали, что один из тех парней без видимых причин совершил самоубийство, повесившись на веревке. Один из моих знакомых с тех пор начал страдать от сильных головных болей, второй — от болей в позвоночнике. По слухам, один из местных парней, который тоже был на охоте, получил сильные ожоги во время взрыва емкости с конденсатом, а второй — по причине обморожения. Чтите места, куда приехали впервые, уважайте местные традиции и обычаи!

Помощь с того света

Эту историю нам рассказал известный охотник. В детстве он очень любил охотиться на белок. Мастерства, опыта не хватало, но он добивался своего усердием, азартом и мужеством. Однажды осенью он (14-летний парень) ушел в лес белковать. Снега выпало мало и паренек поначалу будто поймал за хвост птицу удачи. Все получалось: опытная собака безошибочно находила белку за белкой. Увлекшись охотой, он потерял ориентиры и заблудился в тайге. Решив не падать духом и не поддаваться панике, он продолжил охоту. Побродив по лесу три дня и настреляв достаточное количество зверьков с ценным мехом, наш герой набрел на старую охотничью избушку. Он очень обрадовался такому повороту событий, поскольку очень устал блуждать и спать под открытым осенним небом. Он зашел в избушку, натопил печку, наготовленными кем-то дровами и прилег отдохнуть. В голове были мысли: хорошенько отдохнуть, покушать и идти дальше до ближайшей деревни. Сварив несколько тушек белок, он накормил собаку и покушал сам. И разомлев от тепла и тишины, лег спать.

Ему снится удивительный сон. Он бодрствует в той самой избушке, как вдруг распахивается дверь и заходит погибшая года три назад родная сестра его матери. Не обращая на него внимания, она начала ворчать и прибираться в доме. Он лежал и пытался разглядеть ее лицо, но не мог разглядеть. Он спросил: «Что тебе надо, ведь ты давно умерла?» Женщина не отреагировала, подошла к печи и начала подметать перед печкой. Внезапно из печки высунулась горящая рука и схватила ее за волосы. Вспыхнув и странно затрещав, ее волосы начали стремительно разгораться. Тетя нашего героя громко закричала, затем посмотрела в его сторону и показала пальцем на дверь, как будто указывая ему путь. И тут он проснулся от нестерпимого жара и увидел, что пол возле печи начинает гореть. Вскочив с лежанки, он быстро потушил огонь. После рядом увидел женский платок. Он был очень похож на тетин, который он видел во сне. Кликнув собаку, быстрым шагом пошел в сторону, куда указала родственница из сна и вскоре он набрел на дорогу. Так, проплутав четыре дня, он вышел к людям. Когда он рассказал родным о том, что произошло в лесной избушке, все решили, что дух родной тети спас его от верной гибели. Вот такие странные порой бывают сны.

Дух теленка

Эта история про так называемого тарбыйах абааhыта (дух теленка). Ее мне рассказал на охоте мой знакомый, который в детстве воочию столкнулся с этим необъяснимым существом.

Дело происходило в восьмидесятые годы, во времена СССР, когда в летнее время студенты выезжали на строительство новых коровников и разборку старых. Приехали ребята в одну деревню Мегино-Кангаласского района и поселились в местный клуб. Парни работали на разборке старого коровника, девушки им помогали, а также вели нехитрое домашнее хозяйство. Однажды вечером в комнате, где расположились наши ребята, перегорела единственная лампочка. Чтобы лишний раз не тревожить местных, они решили снять лампу в старом коровнике. Пошли вдвоем, мой знакомый и один парень из города. Зайдя в коровник, при свете самодельного фонарика они дошли до того места, где находилась лампочка. Чтобы ее снять, необходимо было до нее дотянуться, как назло, сарайчик, где лежали самодельные лестницы, был закрыт на ключ. В углу коровника были навалены пустые мешки из-под комбикорма, рядом стояла пустая железная бочка для воды. Мой знакомый решил подкатить бочку и с ее помощью снять заветную лампочку Ильича. Подойдя к бочке, он вдруг заметил какое-то движение в старых мешках. Было темно, но очертания груды мешков тускло виднелись при лунном свете, проникающем из окна. Подумав, что это должно быть крысы, он не спеша уронил бочку, чтобы подкатить к другу, стоящему с фонариком около лампы. Неожиданно краем глаза мой знакомый увидел, что что-то или кто-то бегает по куче сваленных мешков. Присмотревшись внимательно, он увидел нечто ростом с пятилетнего ребенка. Он стоял в углу и подзывал его рукой. Внезапно вся спина стала мокрой, руки перестали слушаться. Он стоял в ступоре и разглядывал загадочное существо. Оно выглядело как ребенок, но было видно, что у него есть рожки, его тело было покрыто то ли шерстью, то ли какой-то меховой одеждой. Громко закричав, парень позвал своего друга, и в этот самый момент нечто спрыгнуло с кучи мешков и поцокало к стойлу для телят. Испугавшись, знакомый подбежал к другу и начал рассказывать об увиденном. Друг ему не поверил и пошел с фонариком в сторону загона телят, где скрылся то ли призрак, то ли дух. Громко разговаривая и насмехаясь над трусостью моего знакомого, он дошел до стойла и неожиданно выронил из рук самодельный фонарик. Парень кинулся бежать к выходу. Ребята выскочили на улицу и стали успокаивать друг друга, мол, все это был обман зрения и тому подобное. Но они так и не решились зайти обратно за лампочкой.

Никто из студентов не удивился их рассказу. Оказалось, что все были наслышаны об этом духе. Местные им успели рассказать, что там время от времени доярки и рабочие видели нечто, что вселяло в них ужас. Что это или кто это? Никто не знал. Все считали его духом телят. Верить или не верить — ваше право, но в якутских деревнях есть такие случаи.

Местность, где кричит женщина

Хочу поведать вам один интересный случай, произошедший в Нюрбинском районе. Местные жители уверяли меня, что это чистая правда. Итак, одной осенней темной ночью двое друзей решили съездить «на зайца». Охотились они не совсем законным способом. Якуты называют этот способ «фаралыы», то есть с помощью фароискателя. Если зайца внезапно ослепить ярким светом, то его можно спокойно убить.

Парни были молодые, неопытные, но с большим охотничьим азартом. Поехали они на мотоцикле «Восход» в местность под названием Дьахтар хаhыытаабыт («Местность, где кричит женщина»). На месте, как положено людям, выехавшим на природу, охотники не забыли плеснуть «огненной» воды духу огня и духу охоты Байанаю. После они начали объезжать большой алас (поляну) и с помощью фароискателя искали возможную добычу. Как назло, следов зайцев не было. Стояла темнота, как говорится в народе «Хоть глаза выколи». Объехав несколько кругов, но так и ничего не увидев, они решили съездить в соседний алас. Чтобы добраться до него, нужно было проехать мимо одного странного засохшего дерева. Издалека это дерево напоминало силуэт сгорбившейся в плаче женщины. И вот, когда они проезжали то самое дерево, мотоцикл внезапно стал барахлить, из глушителей повалили сизые клубы дыма. Было такое ощущение, что кроме двоих друзей на мотоцикле был кто-то еще или какая-то неведомая сила удерживала «железного коня». Тот, кто сидел сзади, спрыгнул, чтобы подтолкнуть еле двигавшийся транспорт, но его усилия были тщетны, мотоцикл просто «полз». Он отошел. Парень, сидевший за рулем, крутил ручку газа, но ехать быстрее мотоцикл никак не мог. Когда он решил посмотреть, в чем причина их задержки, то чуть не умер от ужаса. То, что он увидел при свете фароискателя, не вписывалось в рамки нормального и естественного: за заднюю стоп-лампу двумя руками крепко держалась женщина с растрепанными волосами и в старом якутском платье халадай. Парень с криками моментально соскочил с мотоцикла и побежал в сторону дороги, ведущей в деревню. Сзади он слышал тяжелое дыхание своего друга и топот его ног. Воздух прорезал резкий крик, или визг женщины. От этого звука у друзей в буквальном смысле «зашевелились волосы». Не чувствуя усталости, не видя ничего в кромешной темноте, они неслись со всех ног к спасительной дороге. Оба не помнили как прибежали в деревню. Очутившись среди людей, среди знакомых и родных, парень, сидевший за рулем, все им рассказал. Его дед рассказал, что в период коллективизации и укрупнения колхозов, в 30-е годы в этой местности погибла женщина от голода и холода. Тело ее не было найдено и соответственно по-человечески не захоронено. И на том месте, где она погибла, выросло дерево, которое потом ссохлось и приняло очертания страдающей и плачущей женщины. На следующий год парень, увидевший призрак, умер от остановки сердца. Звали его Ариан. Вот такую историю мне рассказал один охотник из деревни Киров Нюрбинского района.

Месть родной земли

Следующая история трагична и необъяснима. Произошла она также в Нюрбинском районе в 90-ые годы.

После многолетней службы офицером в Советской армии в родную деревню вернулся один мужчина средних лет. Приехал он на родину по печальной причине: на похороны отца. Мать он потерял еще в детстве, отец остался вдовцом с тремя детьми. Он был средним ребенком. Его старший брат погиб при загадочных обстоятельствах. Младшая сестра жила со своей семьей в другом районе и, по слухам, жизнь ее была не очень счастливой.

В родной деревне его не было 19 лет. Он почти никого не узнавал, вспомнил только деда Охонооса, которому было за 80 лет. Охоноос, увидев его, первым делом по-старчески начал укорять его, что тот долго не был на родной земле и что по якутским поверьям тот, кто не был на родине более семи лет, должен обязательно умилостивить местных духов. Наш герой только усмехнулся и про себя подумал, что у старика не все в порядке с головой: видимо начался старческий маразм.

Похоронив отца, он поселился у старика Охонооса. Вечером к нему пришли друзья детства, которые были отцами семейств и жили в своей родной деревушке. Посидели, выпили за упокой души отца и условились после девяти дней съездить на охоту. Когда он сказал об этом старику, тот начал отговаривать его, мол, у кого погиб близкий и родной человек в течение года не должен соваться в лес, тем более охотиться. Но наш герой не стал обращать внимания на просьбы старого человека и решил поехать. Через две недели пятеро друзей уже были на охотничьей заимке. Перед поездкой мужики отоварились не на шутку: взяли много спиртного и ружей. Двое из друзей были кадровыми охотниками совхоза и недостатка в боеприпасах не знали. Видя сборы на охоту, старик Охоноос только качал головой и часто стал обращаться к духам родной земли, чтобы они уберегли охотников от трагедии. Предчувствие старика никогда не подводило и он в очереди за хлебом в пекарне не раз говорил односельчанам, что все это не к добру. Но никто из сельчан не воспринял его слова всерьез. И каково же было их удивление, когда на пятые сутки в деревню пришел один из охотников-друзей. Вид его был страшен, он был очень изможден, напуган и все бормотал, что духи их покарали. На все расспросы про остальных друзей он сказал лишь одно слово: «Барбыттара» («Ушли»). Утром местный сельсовет решил отправить людей на заимку. Приехав туда, они увидели страшную картину. Возле избушки лежали два охотника с простреленной головой, один лежал около старой коновязи. Офицер был найден за старым деревянным амбаром. Он застрелился, рядом лежали заряженные ружья. Люди в ужасе обходили это страшное место в поисках причин трагедии, но ничего не нашли кроме пустых бутылок и консервных банок. Собрав тела погибших, процессия двинулась обратно в деревню. Первым делом они вызвали милиционеров из районного центра и положили всех погибших в общий булуус (погреб) до выяснения причин смерти.

Выживший охотник, придя в себя, рассказал следующее: оказавшись на заимке, они сразу же обустроились и выпили за приезд, за удачу на предстоящей охоте. Изрядно захмелев, офицер начал говорить, что не верит в суеверия и со смехом рассказал про опасения старика Охонооса. Видимо от выпитого он в запале начал говорить, что расстреляет полную обойму в старую коновязь. Несмотря на поверья, что у народа саха старая коновязь-сэргэ священна как кэрэх мас (священное дерево), офицер схватил ружье и выскочил на улицу. Раздались выстрелы. Трое мужчин выбежали из дома, а выживший остался. Он был сильно пьян и не мог ходить, но помнил все отчетливо. Он рассказал, что офицера долго звали и искали, но тот не отзывался и куда-то пропал. Они подумали, что тот пьяный где-то свалился, отоспится и придет. Утром они обнаружили, что их друг не вернулся и опять пошли на поиски. Их не было очень долго, парень, который остался в живых, успел за это время прибраться в доме и сварить суп. Время близилось к вечеру, когда в избушку вошел офицер. Увидев его, он очень испугался, так как тот выглядел изможденным, он буквально походил на больного. На вопрос, где он был сутки, офицер лишь сказал, что за ним гонится абаасы и что его хотят убить.

Когда он расстрелял сэргэ, то внезапно услышал голос старика, который звал его по имени. Голос доносился из старого дома, и ему стало интересно, что или кто его зовет. Будучи выпившим, он не чувствовал страха. Подойдя к разбитому окну, он заглянул туда и ничего не увидел, но когда глаза привыкли к темноте, при свете луны увидел сидящего к нему спиной человека. Подумав, что это один из друзей, он окликнул его, и вдруг тот резко обернулся. Со страхом и ужасом он узнал своего покойного отца, почему-то одетого в якутский национальный костюм. Мужчина бросился бежать, за ним слышалось топанье ног. После офицер помнил только то, что фантом крикнул вслед: «Я пришел за тобой».

Офицер был на грани нервного срыва. Он все твердил, что за ним скоро придут, что ждут его там. Выживший друг хотел успокоить его и потянулся было к нему, но неожиданно потерял сознание. Видимо, его вырубил обезумевший от страха офицер. Когда очнулся, он увидел возле двери трупы друзей. Не до конца понимая, что произошло, он выбежал во двор. Голова гудела, к горлу подкатывала тошнота, зрение было затуманено. Возле коновязи он снова увидел мертвого друга и, опасаясь за свою жизнь, бросился в лес. Проплутав два с половиной дня, он наконец вышел к деревне. По пути он пытался разгадать странное поведение товарища. Подумал, что офицер принял своих друзей за призраков, а когда понял, что натворил, застрелился. Долго еще в деревне обсуждали эту трагедию, все сходились во мнении, что его наказал дух земли. За его неверие.

Хозяин избушки

Однажды летом 1998 года в селе Дабан Олекминского района мы с другом Николаем решили поехать на охоту. Николай — местный парень — был шофером. До места, где он видел диких оленей, мы добирались на лодке, затем долго шли пешком. Начало вечереть и мой друг, увидев охотничий домик, предложил заночевать, а утром снова отправиться на поиски. Я согласился. Мы разожгли буржуйку и приготовили ужин. Он, как местный и опытный охотник, «накормил» огонь, а рядом с домом бросил три лепешки и что-то пробормотав, сказал: «Ну, вот теперь можно и покушать. Только странно мне, в прошлом году я здесь был, но домика этого не видел. Мы ставили палатку вон там, на пригорке. Я специально сходил туда, даже место костра нашел и кружку Петра. Как мы — три охотника — не увидели этот старый домик? Ну, не вырос же он из земли?»

Печурка маленькая, а дает такой жар, что мы быстро уснули, разомлев от сытости и тепла. Проснулся я от звуков кашля, подумал: видимо, Николай простыл. И тут услышал шаркающие шаги. Решил, что Николай решил меня разыграть и тихонько повернулся лицом и застыл в ужасе: из темного угла дома, освещенной лишь тлеющими углями печи и яркой луной из маленького окошка, к нам шел старичок. Он был в светлой рубашке и совсем седой. Старик останавливался и кашляя прикрывал рот кулаком, а левой рукой держался за бок и приседал. Я был в ступоре и не мог ни крикнуть, ни пошевелиться. Старик начал медленно приближаться. Я перевел взгляд на Николая, который мирно спал и даже всхрапывал как лошадь. Старик присел в ноги к Николаю и снова закашлялся, в свете луны его седая шевелюра казалась еще страшнее. Потом он пошел к печке, протянул к ней руки. Затем повернулся ко мне, он смотрел прямо мне в глаза. Его сморщенное лицо было как маска, вместо глаз — пустые глазницы. Вдруг Николай стал кашлять и сел на тахте из досок, громко выругался и плюнул. Посмотрел на меня и стал смеяться: «Ну, что? Напугал что ли? Ну и рожа у тебя! Белая как простыня! Что-то страшное приснилось?» Я показываю пальцем на старика, глядь, а его нет! Тут меня отпустило, я тоже сел и рассказал другу о том, что видел.

Позже в деревне бабка Аля рассказала, что там еще до революции жил дед, который там охотился, валил лес для деревенских. Его семья умерла в один год. То ли от туберкулеза, то ли от какой-то холеры. Сам он погиб позже, похоронили рядом с домом.

Через год Николай заболел бронхитом и астмой, кашлял как тот старик. Приезжал в город и рассказал, что дома того лет 20 как нет. И непонятно, где мы ночевали, дома то не было.

Внезапная «удача»

В один осенний пасмурный день двое закадычных друзей выехали на охоту. Темнота застала их на полпути. Один из друзей вспомнил, что недалеко есть старый якутский балаган, про который в народе ходили недобрые слухи. Изрядно замерзнув и устав, наши друзья свернули в ту местность, где стоял этот балаган. Проехав примерно час, они наконец увидели на краю большой поляны старый, но вполне пригодный для ночлега балаган. Привязав лошадей к старинной коновязи, они зашли в дом. В нос им ударил затхлый запах старого жилья. За печкой лежали сухие дрова, на столе стоял большой чугунный котелок.

Вскоре в котелке весело забулькало и по дому разнесся приятный запах вареного мяса. Парни, весело разговаривая, стали накрывать на стол, доставая из рюкзака привезенные из дома продукты. Не забыли поставить и бутылочку водки, из которой заранее угостили духа огня и дома. Выпили по стопочке и начали резать мясо, как вдруг снаружи услышали шаги человека, заходящего к ним в балаган. В недоумении и испуге они посмотрели на дверь, которая тихонечко открылась и их взору предстала очень красивая молодая девушка в платье халадай. В недоумении друзья с интересом разглядывали ночную гостью. Девушка робко поздоровалась и поклонилась, что сразу бросилось в глаза младшему из друзей. На расспросы, кто она, откуда и куда направляется, гостья сказала, что заблудилась, когда искала с сестрой коров. Сказала, что очень устала, замерзла и проголодалась. Старший пригласил ее за стол, налил стопочку водки и начал оказывать ей знаки внимания: весело шутил, смеялся и буквально раздевал ее глазами. Казалось, что и девушка была не против его откровенных ухаживаний. От выпитого она даже раскраснелась и громко смеялась. Моментами младший видел в ее глазах непонятный и пугающий блеск. Поужинав, компания решила устраиваться на ночлег. Старший шутя предложил девушке лечь с ним, чтобы та не замерзла. И к своему удивлению и радости он услышал согласие. Обрадовавшись столь внезапной удаче, он расстелил нары около печки и затянул ширму из плаща-дождевика, чтобы закрыть обзор. Младший вызвал его на улицу и начал уговаривать друга уехать отсюда, что эта девушка не настоящая, а самый настоящий призрак. Но старший лишь засмеялся и сказал, чтобы тот не завидовал и поскорее лег спать. Когда друзья зашли в дом, девушка уже лежала на нарах. Младший, махнув рукой, улегся на свой топчан, отвернулся к стене и незаметно заснул.

Ночью он проснулся от каких-то непонятных звуков, доносящихся со стороны нар старшего друга. Не до конца проснувшись, он лежал с открытыми глазами и слушал странные чавкающие и булькающие звуки. Когда его глаза привыкли к темноте, он разглядел, что девушка сидит верхом на друге и делает какие-то движения руками, словно пытается взлететь. В недоумении он встал, девушка резко обернулась в его сторону. Он увидел, что все ее лицо измазано кровью, а друг лежит с открытым ртом и остекленевшими глазами. Громко вскрикнув, он рванулся к двери. С девушкой начало что-то происходить: ее волосы начали седеть, белая кожа — темнеть, зубы —выпадать. Весь ее облик теперь напоминал не красивую девушку, а нечто не из нашего мира. Он выскочил из дома и, спотыкаясь, побежал к лошадям. Развязав лошадей, он пустился вскачь от этого проклятого и страшного места. Вслед ему неслись крики абааhы: «Надо было съесть тебя первым!»

Не знаю, правда или нет, но в народе этот случай известен давно.

Вещий сон

Эта история была рассказана мне человеком, который сам был участником случая, произошедшего в Чурапчинском улусе.

По весне двое друзей поехали на лошадях на добычу перелетной дичи. По дороге они наслаждались ранним пробуждением природы. Солнце пригревало им спины. От мерного хода лошадей друзья вдруг замолчали, каждый ехал, думая о своем. И вдруг один из друзей очень странно взглянул на своего компаньона и сказал: «Друг, мне сегодня ночью приснился неприятный сон. Я видел, как меня хоронят в деревенском кладбище. Рядом с могилой стояли моя жена и дети. И ты был на моих похоронах и держал в руке кусок веревки. Все было так правдоподобно и реально. После похорон к вам подошел старик, которого я раньше никогда не видел. Он протянул тебе кусок ткани, а ты отшатнулся и отвернулся от него. Тогда он подошел к моей жене и отдал ей этот кусок ткани со словами: „Это последнее, что держал в руке твой муж“. После этого я проснулся и очень долго лежал в темноте, думая о своем сне. Видимо, мы сейчас едем на мою последнюю охоту». После сказанного он тяжко вздохнул. Его друг оторопел и начал говорить, мол, не надо верить всяким ночным кошмарам, на что тот ответил: «Я помню дату смерти на могильной табличке. Это 14 мая этого года, то есть уже завтра».

От этого разговора у друзей совсем пропало утреннее настроение и к месту охоты они подъехали в мрачном состоянии. Приготовив для жилья избушку, друзья решили сходить к скрадку, чтобы подремонтировать и утром с рассветом сесть в ожидании долгожданной дичи. Вечером плотно поужинав и приготовив одну сеть для завтрашней ловли свежего карася, друзья легли спать. Ночью просыпались по очереди и подкидывали дров в печь-буржуйку для поддержки тепла в избушке. Рано утром, наскоро перекусив, друзья пошли к озеру, где предполагалось поставить сеть. Человек, видевший сон, сел в лодку и поплыл, чтобы закинуть сеть. Неожиданно его друг, находившийся на берегу, бросил взгляд на лодку и не увидел его там. От растерянности он начал бегать вдоль берега, громко выкрикивая имя друга. Но в ответ услышал лишь плеск волн и ветер. Вспомнив, что в избушке должна быть резиновая лодка, он побежал туда. Забежав в избушку он начал лихорадочно искать лодку и нашел ее под нарами, аккуратно сложенную хозяевами охотничьей избушки. На берегу он долго не мог найти один ниппель. Плюнув на бесполезные поиски, надул одну сторону и кое-как подплыл к лодке. Пересев на нее, он начал искать конец сети, чтобы вытянуть ее, но ее в лодке не было. Веревка уже была привязана к деревцу, куда подплыл мужчина. Сеть была очень тяжелая и плохое предчувствие сжимало его сердце. Когда сеть приблизилась к лодке, он с ужасом увидел под водой бледное лицо с открытыми глазами. Это был его несчастный друг. Еле вытащив друга, он никак не мог распутать сеть, в которой тот запутался, и ему пришлось отрезать часть веревки ножом. С тяжелой ношей он вернулся в деревню.

На похоронах он вспомнил про сон друга. Рядом с могилой стояла вдова с детьми, а он от злости на себя комкал в руках кусок веревки от сетей. На поминках к нему подошел старик, приехавший из города, и молча протянул ему один ниппель, завернутый в кусок ткани. В прошлом году они были там, оставили резиновую лодку и когда уезжали, забрали один ниппель с собой.

Оставить комментарий

Войти с помощью: