Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

ЭКЗОЭКСПЛУАТАЦИЯ – ИСПОЛЬЗУЙ ЧУЖИХ.

Арман Нурмуханбетов.
19.04.2019 г.

Термин “экзоэксплуатация” ввел американский номадист А.М. Хазанов. Он определил, что члены степного общества, в котором каждый кочевник считался изначально вольным воином, не эксплуатировали друг друга. В качестве рабов и данников, как правило, использовались представители оседлых народов (в Центральной Азии для таковых был актуальным обобщенный термин “сарт”).
Схема действий кочевых правителей была простой. Она диктовалась самим милитаристским изначально устройством кочевых народов – совершенным оружием, мобильным кавалерийским войском, идеологией воинской славы как главной цели жизни. Ханам-каганам достаточно было устроить набег/войну и вынудить правителя оседлого народа выплатить “контрибуции” (посадить на дань). Тем самым обеспечивались и достаток народа, и собственная слава. И дальше кочевники жили припеваючи… До следующего набега/войны…
Разумеется, эта схема упрощенная. Временами сила кочевников угасала, начинались внутренние разборки, кочевники погружались в самозабвенную резню друг друга или мощь степи поглощал очередной смертоносный джут…
Либо, напротив, усилившись и достигнув компромисса, степняки полностью поглощали соседние оседлые госдарства и усаживались править на тронах больших городов. Порой же даже не требовалось особых усилий – достаточно было контролировать особо “проходимые” участки торговых путей. Однако в целом на протяжении тысяч лет актуальна была именно эта “циклическая схема”: набег – дань, набег – дань, набег – дань…
Но в последние несколько столетий что-то надломилось. Схема перестала работать. Сарты оснастились небывалой прежде индустриальной мощью и эффективностью рекрутсткой пехоты. Началась эпоха “обратной колонизации”. Кочевники были обыграны технологически, обмануты идеологически и заморены физически. Принцип экзоэксплуатации теперь применяют в нашу сторону, ныне мы сами “платим дань” нашим вчерашним данникам – ресурсами, умами, добавленной стоимостью на продукцию оседлых империй. А чтобы возвыситься, делаем нечто доселе неслыханное – пытаемся поработить и эксплуатировать друг друга…
Как можно выскочить из этого замкнутого круга? Нам не на что опереться из материального наследия предков. Ни лихой кавалерии, ни многочисленных стад и табунов, ни кочевого уклада, ни грозного оружия. Остался лишь воинственный дух покорителей…
Но, на мой взгляд, этого вполне достаточно. Это некий “универсальный инструмент”, применимый к чему угодно. К современным технологиям. К новым правилам жизни. К искусству, науке, законодательству торжествующего оседлого мира. Эту применимость характерно кочевой несгибаемости, смекалки, гибкости мышления, боевого духа неоднократно доказывали представители степной цивилизации, оказавшись, казалось бы, оторванными от привычных инструментов предков – коня, лука, юрты – но, тем не менее, продолжая уверенно демонстрировать свое тысячелетнее величие в самой гуще сартской среды. Дело не в инструменте. Дело в мастерстве.
Так вышедший из кочевой среды саков принц Гаутама почитается как основатель буддизма. Так сын кочевых тюрков аль Фараби признается каноническим исламским Учителем. Так скифский монах Дионисий разрабатывает григорианский календарь. Так казахский лейтенант Момышулы создает тактические основы современной мобильной войны. Так калмыцкий денщик Калмыков становится одним из блистательных офицеров петровского флота. Так кочевники и в наши дни продолжают уверенно занимать одну за другой позиции в современном искусстве, науке, спорте, бизнесе, политике… Побеждают на чужом поле, чужим оружием…
На этом пути нам не достает лишь двух составляющих:
1. КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ. Не действовать в одиночку, рассчитывая лишь на самого себя. Совместными действиями добиваться коллективных задач.
2. АКЦЕНТ НА ЭКЗОЭКСПЛУАТАЦИИ. Не пытаться поработить своих и нажиться на них. Объединившись, находить пути использования чужаков.
Для решения этих задач и создано движение Неономадов https://web.facebook.com/groups/827448374281969/?source_id=301791729894576
И эта задача не из числа тривиальных. Фактически, перед нами стоит исторический вызов: смогут ли потомки тех, кто когда-то оседлал коня, а вместе с ним и весь мир, вновь совершить аналогичный подвиг в новых условиях – оседлать современные условия жизни, выжить и победить?..
Ответ очевиден: смогли предки – сможем и мы!

Источник: социальная сеть «Фейсбук». Блог А.Нурмуханбетова.

Оставить комментарий

Войти с помощью: