Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Тайная история саха. Саки-саха?

От редакции: публикуем отрывок из новой редакции научно-популярной книги «Тайная история саха» кандидата исторических наук Афанасия Николаева. Первая редакция этой книги на русском языке была опубликована в НКИ «Бичик» в 2015 г. Новая редакция этой книги была подготовлена к публикации по просьбе читателей.

Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».
Афанасий Николаев, кандидат исторических наук (Республика Саха (Якутия).
8.06.2019 г.

Глава 4. Параграф 2. Трилистник письменного стола. Саки – саха?
Этноним- топоним «Сах», “Сак” был символом Солнца для многих индоарийских народов и для древних тюрков.
Якутский этнограф Г. В. Ксенофонтов считал, что слово “Сах” было мифологическим названием солнца.
Первые предположения о родственных связях саков Средней Азии и Казахстана с саха ещё в XVIII в. высказал И. Страленберг. Затем в XIX в. к такому же выводу пришел русский ученый Н.А.Аристов. Но, и Страленберг, и Аристов считали, что саха являются потомками среднеазиатских и казахских саков.
Известный современный якутский этнограф, доктор исторических наук, профессор А. И. Гоголев самоназвание якутов – “саха” – выводит от древнеиранского “сака” (“олень”), тотемного самоназвания саков. А. И. Гоголев также находит много схожего в исторических памятниках Якутии и Алтая, принадлежащих сакам и их потомкам, в частности, со знаменитым Пазырыкским курганом.
Он писал: «Скифо-сибирские индоевропейские привнесения в этногенезе древних тюрков и этнически связанных с ними тюркоязычных народов Сибири, оказали существенную роль и стали частью формативной базы для их сложения. Это влияние проявляется в определенной части материальной культуры (обувь, головные уборы, проволочные серьги в виде знака вопроса, гривны, пережитки «звериного стиля», орнаментальное искусство), в основе «коневодческой» мифологии и части религиозных представлений, в истоках погребального обряда с конем, и частично повлияло также на древнетюркскую лексику. А сама скифо-сибирская эпоха, являлась частью древней индоевропейской общности Евразии».
Обычай древних ариев и саков носить серьги и гривны до XIX в. сохранился только у саха. Гривны у саха считались атрибутом замужних женщин, знаком их зрелости и знатности. Но, до конца XVII в. гривны носили также представители военной знати саха, как у саков (скифов).
Деревянный инвентарь пазырыкских курганов находит ближайшую аналогию в посуде из дерева и методах их изготовления у южных алтайцев, тувинцев и саха.
А.П.Окладников считал, что форма скифских котлов повлияла на конфигурацию якутских чоронов, культовых сосудов для кумысов. Они, как и скифские котлы, символизировали единство людей перед богами, их пускали в круговую и люди пили из них кумыс, любимый напиток номадов.
«Звериный стиль», орнаментика пазырыкской культуры скифов (саков) Горного Алтая, оставили след и в оранментально-прикладном искусстве народа саха. У.Йоханзен отмечала: «Многие якутские узоры, восходят своими корнями к пазырыкским».
Погребальный обряд является одним из устойчивых элементов традиционной культуры любого народа. Со скифской эпохой Алтая связывают древнетюркский погребальный обряд с конем. В VI-IX вв. центром распространения такого обряда был Горный Алтай. С VI в. этот обряд распространяется на всей территории I тюркского каганата.
Обряда погребения с конем у саха XVII-XVIII вв. и древних алтайцев IV-III вв. до н.э. практически идентичны. При погребении коней располагали на правом или на левом боку, на животе головой, направленной на запад, покрывали берестяными полотнами и настилом из тонких бревен.
В захоронениях саков, обнаруженных на Памире в районе Жайбах и в Семиречье, в курганах могильник Джубан-тобе сооружались, как и у саха XVIII в., две могилы: в одной – люди, а в другой – кони.
В урочище Алаас эбэ Чурапчинского района Якутии, где раскопан в конце 1970-х гг. один из комплексов погребения с конем XVIII вв., около надмогильного сооружения были обнаружены 12 чучел лошадей белой масти.
Это вызывает аналогии с теми обычаями, которые описал Геродот. Он писал, что на могилах скифской (сакской) знати устанавливались чучела умерщвленных лошадей и всадников.
Еще одна интересная особенность в пазырыкских курганах Алтая это – меты-надрезы на ушах погребенных лошадей. С ними можно связать якутский обычай, по которому обрезки от ушей жеребят им нанизывали на шнурок. Таких меченых животных саха не продавали никому, так как существовало поверье, что «на том свете надо будет ездить на них… и они должны быть убиты при погребении своего владельца».
Кроме саха такой обычай существовал у аланов – осетин, потомков скифов. Они отрезали ухо у лошади в знак того, что «она и на том свете будет ему служить».
После завоевания Персидской империи Александром Македонским одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III в. до н. э.) и сыграла ключевую роль в образовании Парфянского царства. Вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов. Аршак – на языке саха Аар Сах- означает слово «священный, высокочтимый САКА».
Слово «Аар» на языке саха имеет следующие значения и производные от него:
-священный, божественный; высокочтимый;
-Урүҥ Аар Тойон – пресветлый господин (всевышнее божество, творец и верховный властитель всей жизни на земле);
-аар баҕах – священный жертвенный столб (где приносился в жертву духам скот определённой масти);
-аар маhан холумтан – священный домашний очаг (букв. огромный белый камин);
-аар тойон аҕа – высокочтимый господин отец (почтительно- церемонное обращение к отцу);
-аар тайҕа – седая священная тайга.
Массагеты (мас сахата) – саки Центрального и Восточного Казахстана, Приаралья, Семиречья и Памира. Слова «мас сахата» на якутском языке имеют два основных значения: «лесные саха» и «истинные саха».
По свидетельству Геродота массагетов почитали Солнце, которому приносили в жертву коней. По Страбону массагеты также поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей.
Этимология имён видных вождей саков (скифов), их руническая письменность (Иссыкское письмо) буквально понимаются только на языке современных саха. «Отец истории» грек Геродот писал о том, что родоначальником скифов (западных саков) был Таргитай, который считался Сыном Неба – Тенгри. У саха слово «таргатай» означает буквально «распространитель», «вестник».
О происхождении скифов свидетельствует их самоназвание – «сколоты» (Геродот). Слово «сколоты» состоит из двух частей «skul – ta» – сахалы- тыл («якутский язык») или сахалыта («по- якутски»).
Об исторических корнях скифов свидетельствует анализ имён их правителей, царей, известных из ассирийских источников. К примеру, проанализируем этимологию имени второго скифского царя Партатуа (Бартатуа) (673 – 654 г. до н.э.). Партатуа был царём скифов во время походов в Переднюю Азию. Он возглавил скифов после гибели Ишпакая около 673 г. до н.э. и был известен как человек воинственный и вспыльчивый.
Ассирийское Partatūa/Bartatūa происходит из авест. Paraδāta – “первенствующий, поставленный во главе”. Слово «Партатуа» («Бартатуа») на языке саха имеет буквальные аналогии с «бараа татыас». Слово «бараа» на языке саха имеет два основных значения:
1) уничтожать, истреблять, манна бөрөнү бараабыттар – «в этой местности истребили всех волков»;
2) тратить (время, деньги), расточать (богатство), приканчивать (напр. припасы), харчытын бараабыт – «все свои деньги он израсходовал».
Слово «татыас» имеет значение «вспыльчивый» (о характере), татыас майгы – «вспыльчивый характер».
Якутское происхождение скифов подтвердили результаты последних генетических исследований русских, потомков скифов. Исследование Y-хромосом у русских выявило наличие Y-хромосомы с Ц- аллелем у 17 % мужчин, считающих себя этническими русскими. Необычность этого факта состоит в том, что в Центральной Европе нет хромосом с Ц- аллелем.
По мнению российского генетика О. Евграфова, этот феномен объясняется хуннским следом: «Y- хромосомы с Ц- аллелями были принесены на берега Волги в сёдлах коней хуннов».
Но, и саки (скифы) и хунны (гунны), по нашему мнению, являются потомками древних саха. Подтверждением этого является то, что эти же исследования российских генетиков выявили, что доля Y- хромосом, несущей Ц- аллель, наиболее высокой оказалась у современных представителей народа саха (около 80 %).
О наличии у саков письменности в форме рунического письма свидетельствует иссыкское письмо. Это надписи на одной из серебряных чаш, найденных в Иссыкском кургане в Казахстане в 1969 г., в виде 26 букв (знаков), внешне напоминающих орхоно- енисейскую письменность.
Такие же письмена ранее были обнаружены в трёхъязычной надписи из центрального Афганистана, относящейся к I в. н. э. — на пракрите письмом кхароштхи, на бактрийском языке греческим алфавитом, а также «иссыкским» письмом.
Подобные «иссыкскому» письму знаки были найдены в многочисленных надписях на обломках глиняной посуды и камня в Южном Узбекистане, Южном Таджикистане и севере Афганистана, датируемых ок. I — VI вв. н. э. Иссыкскую надпись изучали и изучают многие специалисты по рунической письменности и до сих пор пытаются ее прочитать.
Одна из версий перевода иссыкского письма, на наш взгляд, наиболее правдоподобная, принадлежит якутскому исследователю А. И. Кривошапкину – Айынга.
Различные рунические надписи были найдены также в Прибайкалье и в Якутии. Еще в 1926 году известный ученый- этнограф Г. В. Ксенофонтов описал батыйа с рунами «Дух» и «Отец». Этим батыйа пользовался кангаласский князь Маhары, живший в конце XVII – начале XVIII вв. На территории Якутии обнаружено более 40 рунических надписей. Обнаружена медная печать Никиты Самсонова, головы Сунтарского улуса, где имеется руническая надпись.
Наиболее чётко прослеживается взаимосвязь саха и саков в названиях родов и племён саха и тюркских народов, являющихся потомками и наследниками древних саков. Это нашло отражение в работах современного якутского исследователя, кандидата исторических наук В. В. Ушницкого.
Этноним с основой «сака» широко распространен у многих тюркоязычных народов. Так, у казахов есть род шага, у киргизов – саке и сака, шаукай у ногайцев и сагат среди алтайцев. Среди теленгитов- чуйцев Алтая ещё в XIX в. были родовые подразделения сакал, шакшы среди челканцев.
Туркмения вплоть до средневековья была местом обитания племен саков. Среди туркменов имеются родоплеменные подразделения под названиями сакав, сакавы, сакар, сахгар, сака, шагла. Имя рода саха уодэй сопоставимо и с родом туркменского племени баят одей, одейли (одейи). Вероятно, они являлись потомками телеского племени адйе, реконстрируемого как одей.
Имя якутского рода марха можно сопоставить с родом туркмен марха. В них можно увидеть потомков маркатов (меркитов), которые участвовали в великом переселении тюркских племен на Запад в X в.
У саха есть род чакыр, у туркмен и киргизов есть род чакыр, у азербайджанцев род чахырлы.
Название крупного якутского рода наахара сопоставима с названием нократских племён волжских булгар. У туркмен имеется племя нохурлы, потомков саков. Среди огузских племен упоминается племя нахурлы. По мнению известного якутского философа, краеведа Тумус Мэхээлэ, название рода наахара объясняет его происхождение. У саха сохранились предания о том, что представители этого рода входили в род дьаархан и ушли на юг в результате своей неуживчивости, перессорившись со всеми родственными родами на исторической родине.
Ф.Ф.Васильев предполагал связь имени рода боро- ботун с самоназванием печенегов – ит- беченг. Воинственные бетунцы являлись одними из крупных родов саха к приходу русских. «Баджна» или «ит- беджене», печенеги, наряду с канглы входили в состав кыпчаков и огузов.
Согласно данным Я. И. Линденау, у прародителя современных саха, «татарского царевича» Эллэя был сын Чэриктэй. Этноним Чэриктэй, если убрать окончание – «тай» – можно сопоставить с именем рода черик среди киргизов и бурят, чарук у азербайджанцев. Племя черик проживало на территории Семиречья до прихода туда киргизов. Черик – племя из 24-х огузских племен.
Существовал среди саха и род ала, входивший в большой род атамай. Этноним алат в различных вариантах зафиксирован у тюркоязычных народов Средней Азии – казахов, киргизов, узбеков, туркмен – как название отдельных родов (групп) в составе племен. Потомками алатов считают также роды али- эли в составе туркмен.
Народ бома- алаты проживал на территории Прибайкалья и мог быть создателем курумчинской культуры.
Название предков теле – гаогюй – Аманжолов выводит от слова канк – «телега», от него возникает этноним канглы/канлы. Ещё в легенде об Огузе, приведенной у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получил свое имя вследствие того, что чинил телеги.
Г.В.Ксенофонтов сравнивал канглы с гаогюйцами- уйгурами. Он их считал предками кангаласов – основного, властного рода саха.
Под словом «канкали», по мнению западного исследователя Э. Паркера, имеется в виду народ, известный китайцам во времена хунну как «динлин» или «тиклик», при китайской династии Тоба, как «высокие телеги», во времена тюрков как «уйгуры», а во времена монголов как «канкли» (тюркское слово, означающее «телега»).
Среди саха имеется улус под именем Байагантай, среди огузов одно из основных племен – байандур.
У саха есть род под названием байды. Племя баят активно участвовало в этногенезе огузских народов, у которых они являются аристократическим племенем. Баятами иногда называют тюркоязычный народ кашкайцев, проживающий в Иранском Азербайджане. Баяты – одно из крупных племен ойратов в нынешней Монголии. У алтайцев тоже есть сеок, род “паят, паяттар”.
Фольклорист А.А.Саввин сравнивал часто употребляемое в Олонхо словосочетание «саха байааттар» или «саха байаан» с названием туркменского племени баят. В Олонхо саха называют себя «саха байааттар» или «саха байаан». Словом «байан» у тюркских народов обозначалось божество Нижнего мира женского пола (в противоположность «байат» – божеству Верхнего мира мужского пола). Слово «байан» несколько раз встречается в китайских источниках. Объединяющей основой обоих слов является корень, воспринимавшийся в значении «богатый, обеспеченный».
Крупным родом саха к приходу русских были батулинцы, многие роды саха являются их ответвлением. Среди бурят к приходу русских также имелись многочисленные батулинцы. Одна половина хоринских родов считается происходящим от тюркоязычных батулинцев. Г. Н. Румянцев считал их потомками найманов, которые до XIII в. обитали на территории Западной Монголии, куда были переселены хоринцы. Найманы считаются потомками сегиз- огузов. Название батулу можно сопоставить с названием огузского племени бекдили, байдили.
С огузскими племенами тюркских народов саха в культовой практике объединяет почитание орла в качестве прародителя.
Язык саха отделился от огузских языков еще в VII в. и испытал сильное влияние монгольских и тунгусо- маньчжурских языков, отсюда и существенные отличия между якутским и огузскими языками.
Мать хорезмшаха Мухаммеда Теркен-хатун происходила из кыпчаков правящего в стране Югур племени уран (по другим данным племени канглы или байаут).
По гипотезе казахского археолога С.М.Ахинжанова, термин уранкай возможно является самоназванием народа кимак в арабо- персидских источниках. Кимаки в состав огузов вошли как племя кай. Старинное самоназвание народа саха также Уран-хай.
Антропонимы (Кыран, Алп-Кара, Уран, Теркен-хатун) и топонимы (Сыгнак, Уранхай) кыпчакского времени в Восточном Казахстане, по мнению Ахинжанова, свидетельствуют о близости языка его обитателей к языку саха.
П.А.Ойунский связывал топоним Арат Байгал, упоминаемый в Олонхо в качестве родины одного из его героев, связывал с Аральским морем. Якутский исследователь А.И.Эверстов связывал выражение Уот Кудулу Байгал – «огнедышащее море» – с Аралом, где бывает явление горения.
В.М.Никифоров связывал имя предка- прародителя саха Эллэя Хайаран, проживавшего на юге в татарском городе, связывает с именем Кайр – хана, губернатора Отрара. В генеалогии предков прародителя современных саха Эллэя упоминаются Аргын, Айаал, Туортугул, Мэйэрэм Суппу. Они повторяют родовой состав племени аргын- казахов. Также известно этнонимы туртогуль, айе, байрам среди туркмен.
Таким образом, прослеживается связь родовых названий и имен прародителей саха с территорией кыпчакских степей, где они граничили с огузами.
Этногенез саха наглядно прослеживается и на примере знаменитой пазырыкской культуры Горного Алтая. Ее носители были близки к сакам Средней Азии и Казахстана. Это проявляется в декоративно- прикладном искусстве, в их хозяйстве, в вещах, таких, как железные тесла, проволочные серьги, медные и серебряные гривны, кожаная обувь, деревянные кубки-чороны.
У пазырыкцев и у саха сходный погребальный обряд. Это – олицетворение коня со смертью, обычай устанавливать на могиле деревянный столб – символ «древа жизни», а также наличие кибэсы – специальных людей, занимавшихся погребениями. Они, как и зороастрийские «служители мертвых», жили вне обычных поселений.
Духовная культура саха и пазырыкцев также имеет целый ряд сходств:
– наличие культа солнечных божеств, у саха это культ Айыы и верховного бога – творца – Урун Aap-тойона (букв. «белый священный творец господь»);
– существование особого сословия профессиональных жрецов, служителей культа солнечных божеств, у саха это «белые шаманы», носившие, как и жрецы – баресмы пазырыкцев Алтая, белые одеяния и во время моления пользовавшиеся веткой березы, пучком тонких веток;
– наличие культа коня;
– дуализм и взаимосвязь добра и зла, противопоставление солнечных божеств верхнего мира Айыы, олицетворяющих добрые творческие начала, и Абааhы, злых демонов нижнего мира;
– саха и пазырыкцы связывали своё происхождении в мифологии с солнечными божествами, так в Олонхо саха называют себя «Айыы аймаhа» (букв.: «родственные Айыы», «сотворенные Айыы»).
По топонимистическим данным, язык саков северо-восточного Алтая, являлся архаичным и сохранял реликты общеарийской общности. Отделение протосаков от остальных ираноарийцев произошло не позднее первой половины I тыс. до н.э.
Академик О.Н. Бетлингк писал о том, что «ослабление основы, аналогично санскритскому…, в высшей степени излюблено в якутском языке».
По мнению академика В.В. Радлова, первоначально язык саха принадлежал к какому-то неизвестному языку нетюркского происхождения.
С этим согласна и часть современных тюркологов: «Следует учесть, – пишут они, – особенности якутской фонетики, развивавшиеся в условиях иноязычной, нетюркской среды».
О якутском происхождении саков свидетельствуют и исследования последних лет, показавшие высокое генетическое сходство якутских лошадей, происходящих доисторической позднеплейстоценовой ленской лошади, с южными степными лошадьми.
По данным якутского исследователя И.П.Гурьева, лошади из Намского района имеют сходство с монгольской и ахалтекинской породами, лошади из Мегино- Кангаласского района сходны с казахской лошадью типа джабе и отчасти с киргизской лошадью и японскими лошадьми о. Чечжу.

Оставить комментарий

Войти с помощью: