Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

“ПОРА ВАЛИТЬ…” ИЛИ ҚАЗАҚЛЫҚ XXI ВЕКА.

Арман Нурмуханбетов (Республика Казахстан, Нур-Султан).
12.04.2019 г.
Последние события в Казахстане, среди всего прочего, многих казахстанцев, из тех, кто до сих пор сомневался и верил, что “все образуется” и “не так все страшно”, заставили, наконец, всерьез задуматься…
Смутные ощущения нагнетания “чего-то худшего” наполняют наши души – общая абсурдность ситуации, ухудшение материального быта, перспективы тотальной тирании, как следствие – возможных бунтов, погромов и других катаклизмов, даже внешнего вторжения со стороны отнюдь не благостных соседей, а в некоторых предполагаемых сценариях – даже раскола страны на части по сценарию середины XIX века, на фоне полной личной бессильности – все это суммарно порождает во многих довольно неприятные “непатриотичные” мыслишки, а некоторых и вовсе заставило принять окончательное решение: ПОРА ВАЛИТЬ…
Отмечу, что подобные ощущения и мысли возникают в головах не только казахстанцев. Проживающие в разных странах кочевники Великой степи также находятся в далеко некомфортной ситуации, поэтому данный пост, как и вся моя деятельность на протяжении 20 лет, обращены и к ним тоже.
КО ВСЕМ СЫНАМ И ДОЧЕРЯМ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ.
Просто казахи, пребывавшие доныне в благостном сне видимого благополучия и головокружительных перспектив, ощутили некое напряжение только сейчас…
Однако размышления на тему “пора валить” по вполне понятным причинам сразу вызывает кучу непраздных вопросов: а куда, собственно, валить? Чем я там буду заниматься? Как я выживу в чужой среде, не зная языка, обычаев, местных условий? А как же дети? Как же родители, братья, сестры? А как же МОЯ РОДИНА?..
К счастью, ответы на эти вопросы естественным образом предлагает как исторический опыт кочевников, так и текущая ситуация в глобальном пространстве.
XXI ВЕК – ГЛОБАЛЬНОЕ КОЧЕВЬЕ
Начнем с глобального. Мир уже не знает границ. Никогда в истории люди не путешествовали настолько интенсивно. Бизнесмены, политики, ученые, спортсмены, артисты, туристы, автостоперы, путешественники, экстремалы, мигранты-гастарбайтеры – так или иначе, вынужденно или добровольно, люди все чаще пакуют чемоданы и отправляются в дальние дали…
“Сетевая революция” позволяет работать дистанционно, породив целое направление digital nomadism. Ютуберы уже прилично зарабатывают на своих видео из разных концов планеты. Молодежь во многих странах уже не хочет брать жилье в ипотеку, воспринимая это как кандалы, предпочитая лучше увидеть мир, и не стремится вкладывать заработанное в “крутые тачки”, считая гораздо более удобным пользоваться услугами такси, велосипедов и самокатов.
Люди все больше понимают, что могут при желании ЖИТЬ, ГДЕ ХОТЯТ, делая либо то же самое, что и дома, либо занимаясь чем-то другим, вполне приемлемым. Образуются масштабные виртуальные сообщества, которые не только по количеству участников и уровню их вовлеченности, но и по внутренним денежным оборотам вполне могут поспорить с некоторыми государствами…
XXI век со всей очевидностью демонстрирует проявление глобального феномена – возникает НОВЫЙ ФОРМАТ КОЧЕВЬЯ. Благодаря новым технологиям и глобальному мышлению, люди все больше отрицают привязанность к одному месту, предпочитая мобильный уклад жизни.
Таким образом, обсуждаемый “исход” не является неким “бегством” или “шагом отчаяния”, но вполне согласуется с современными мировыми трендами. С новым глобальным историческим этапом, пока еще неосознанным, но уже имеющим название – НЕОНОМАДИЗМ.
ҚАЗАҚЛЫҚ – СТЕПНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
С другой стороны, в рамках обсуждаемой темы исторический опыт кочевников предоставляет прекрасный, проверенный временем формат социального устройства, имеющий древние корни и значимое влияние, именуемый в тюркской традиции ҚАЗАҚЛЫҚ.
Изначально это был ритуал воинской инициации мальчишек, достигших первого Мушеля – 12-летнего возраста, когда зеленых пацанов, чтобы они стали полноценными Мужчинами, отправляли в открытую степь с одним лишь ножом и луком в руках, где они должны были самостоятельно выжить в степи и воссоединиться с духами Великой степи. Қазақлық был обязательной процедурой для любого воина-кочевника. Этот обряд проходили даже сыновья ханов, в пору их проживания в роскошных дворцах.
Далее это явление обрело облик спонтанных сообществ вольных воинов-храбрецов, отделившихся от своих родов и объединившихся в братства свободных равноправных воинов и искавших славы и трофеев в битвах и грабежах. С тех пор в некоторых языках термин “қазақ” несет смысл отчаянного удальца, настоящего мужчины, воина-одиночки. А в некоторых, надо признать, ассоциируется и с банальными разбойниками… ))
История свидетельствует, что на разных этапах своей биографии казаковали даже такие могучие правители степи как Чингисхан и Тамерлан. Именно подобные вольные воинские отряды, не удосужившись повеления правителей, в сакское время эффективно действовали против войск Александра Македонского в Присырдарьинских степях, нападали на караваны и посольства по всему Дикому полю в ходе Великой Замятни, и даже совершали глубинные рейды на территорию Ирана и Турции в более поздние годы.
Именно такие отряды вольных кочевников-казаков, фактически, членов воинских братских орденов, с добавлением европейских и кавказских этнических элементов, стали ядром “русского” казачества на Дону и украинского на Днепре. Впоследствии казаки Запорожской Сечи создали украинскую государственность. А донские, терские, кубанские, яицкие и другие казачьи отряды, сражаясь на границах Российской империи и дойдя аж до Аляски, по словам графа Толстого, фактически “создали Россию”.
Параллельно, термином Қазақлық в степи стало обозначаться и обычное право любого степняка, как человека изначально вольного, в мирное время откочевать от неугодного ему правителя в любом направлении. Благо материальные активы – мобильные. Собрал юрту и отогнал скот – этакая форма “голосования ногами”. Тысячелетняя формула кочевого “непротивления злу насилием”, когда нет желания/возможности ни бороться с действующей властью, ни оставаться под ее началом. Ты не “против” кого бы то ни было. Ты просто ЗА СЕБЯ. Ты просто УХОДИШЬ…
Именно так был образован ҚАЗАҚ ЕЛІ – ханы Керей и Жанибек, не желая ни подчиниться Шейбанидам, ни бороться с ними, просто УШЛИ В СТЕПЬ. И именно поэтому мы назвались “ҚАЗАҚтар” – мы просто применили древний закон Қазақлық, ушли казаковать. Так из небольшой горстки откочевавших от Узбекской Орды кочевников, к которым присоединялись все больше и больше вольных духом степняков, возник отдельный многочисленный народ, проживающий ныне на внушительных по масштабам, стратегически важных и богатых ресурсами территориях в самом центре Евразийского материка. Так мы прошли путь от немногочисленной общины “вольных казаков” до современного государства, занимающего лидирующее положение в Центральной Азии.
ГЛОБАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ҚАЗАҚЛЫҚА
Но в феномене Қазақлық интересно и другое… Историк Жумажан Байжумин в целой серии своих книг подчеркивает, что большинство ВНЕШНИХ ЭКСПАНСИЙ кочевников, происходило по сценарию, который он назвал “Беглецы из Скифии”. Так греки называли кочевников, которые в античные времена в несколько потоков наводнили Балканы. Воинский гарнизон Афин составляли скифы. Скифский ученый Анахарсис входит в число семи эллинских мудрецов. Скифский монах Дионисий создал календарь от Рождества Христова, тот самый, на который в наши дни весь мир смотрит каждый день. Великий герой эллинского эпоса Ахиллес, по греческим же источникам, на самом деле был скифским царем, изгнанным из степей “за буйный нрав”…
Трудно точно сказать, насколько “буйным” был нрав скифского царя Ахиллеса, но и в его судьбе проглядываются черты Қазақлықа – скорее всего, он был выдавлен из степей и ушел в Грецию, где искал добычи и воинской славы в эллинских делишках, став в итоге прославленным на века Героем. Таким же образом из сердца степи были выдавлены Мадьяры, создавшие западный форпост кочевников – королевство Венгрия, будоража Европу частыми набегами. Таким же образом вытесненные из Средней Азии Бабуриды создали империю Великих Моголов в Индии, оставив непревзойденное духовно-культурное наследие в этой стране. И таким же образом проигравшие в степных битвах кочевники, вчерашние рабы мамлюки, создали собственное государство на территории Ближнего Востока, остановив монгольскую экспансию и сбросив в Средиземное море крестоносных рыцарей…
Таких вариантов из истории Степи можно приводить сотни. Уверен, будучи людьми просвещенными, мои читатели приведут еще множество других примеров.
Те же калмыки – ойраты, ушедшие в Поволжье от своих правителей, не желая им подчиняться, создали мощный “монгольский фактор” на территории Европы, вселяя ужас не только в соседей, но и в европейских жителей в ходе Северной и Отечественной войн.
Те же саха, оказавшиеся на самых северных рубежах тюрко-монгольского мира в ходе нескольких волн “ухода на новую родину”, занимающую ныне гигантские пространства на территории Сибири.
Те же анатолийские турки – потомки огузов, ушедших с территории Средней Азии и создавших многовековое и внушительное на мировом уровне Османское влияние. Тех самых огузов, составляющих и сегодня половину населения Ирана, и представляющих собой основную силу на Кавказе.
Приходится согласиться с историком Ж. Байжуминым, что на этнополитической карте мира возникли целые народы и государства, произошли масштабные исторические события, имевшие порой глобальные последствия – согласно формуле “Беглецов из Скифии”, а если точнее, в соответствии с древним принципом Қазақлық.
НЕОНОМАДЫ – ҚАЗАҚЛЫҚ XXI ВЕКА
НАСТАЛО ВРЕМЯ НОВОГО ҚАЗАҚЛЫҚА. Можете спорить в деталях. Можете отрицать это из упрямства или нежелания видеть очевидное. Можете цепляться за любые соломинки. Но то самое смутное ощущение “ПОРА ВАЛИТЬ”, которое на протяжении тысяч лет посещало раз за разом многие поколения наших предков, вскоре обретет самые видимые, массовые формы в наши дни.
И так же, как наши предки, кочевники Великой степи, не желая ни подчиниться, ни сражаться на родине, начинали седлать коней и укладывать свой мобильный скарб, сами того не подозревая, создавая вскоре после того новые значимые феномены по всему континенту, сегодня и МЫ СДЕЛАЕМ ТО ЖЕ САМОЕ…
Это не всем подходит, разумеется. Исключительно тем, кто уже понял – ВРЕМЯ ПРИШЛО. ПОРА СЕДЛАТЬ КОНЕЙ…
Что мы можем сделать в этой ситуации? На мой взгляд, то, что ПРИДЕТСЯ СДЕЛАТЬ в любом случае:
1. ЕДИНСТВО.
Применить преимущества КОЛЛЕКТИВНОГО выживания. Объединиться в поисках реализации ОБЩИХ ПРОЕКТОВ на территории стран проживания. Те, кто уже давно за бугром, знают местную ситуацию, имеют контакты и связи. Уверен, они будут рады помочь. Убеждался в этом не раз. Те же, кто только собирается “понаехать”, создадут свежую струю, добавят ресурсы, информацию и идеи. Просто объединившись, мы станем ощутимой ЕДИНОЙ СИЛОЙ, действующей согласованно и по общему плану, а не разрозненными понурыми “искателями лучшей доли”, бродящими по миру с протянутой рукой…
Объединиться предлагается на базе движения Новых Кочевников – Неономадов. Ибо в этом направлении уже имеются некоторые наработки, изложенные ниже.
2. МИССИЯ.
Если и приходится уехать, то сделать это нужно не “навсегда” и не “в поисках работы”, не в положении просителей и очередных “понаехавших”, дешевых гастарбайтеров. Мы должны прийти за бугор ПОКОРИТЕЛЯМИ – как и положено Детям Великой Степи, в статусе создателей новой единой сильной диаспоры, несущей с собой НОВУЮ ИДЕОЛОГИЮ и связанной не только целью личного выживания на чужбине, но и высокой идеей ПРОСВЕЩЕНИЯ МИРА о культуре Великой степи и продвижения идей Неономадизма. Каждый уехавший и так делает это. Теперь нужно заняться этим ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО, ПЛАНОМЕРНО И СООБЩА.
В этом случае “постыдное бегство” с разной степенью “пораженческими настроениями” легко сменяется на исполнение БЛАГОРОДНОЙ МИССИИ, за которую не будет стыдно ни перед потомками, ни перед аруахами. Она же придаст нам сил, создаст позитивный победоносный настрой, что является, как известно, половиной успеха…
3. ДОСТАТОК.
Эти благие помыслы необходимо СВЯЗАТЬ С ДОХОДАМИ. Как? На этот вопрос я ответил еще десять лет назад, разработав концепцию движения Неономадов, опубликованную во Франции в 2015 году благодаря Grigori Tomski.
Это стратегическая кампания “Экспансия XXI”, которая подразумевает “информационно-культурное нашествие” кочевников Великой степи через продвижение на мировые рынки степной цивилизации как системы брендов.
Это создание разветвленной сети международных активов глобального уровня, в которой каждый участник будет равноправным партнером-казаком, получая долю от прибылей в реализации этой долгосрочной и масштабной кампании.
Это коллективный пиар кочевого мира с последующей перспективой коллективного же процветания. Мы должны популяризировать наследие наших предков так, чтобы в любой стране мира знали и почитали степную кухню, степной стиль одежды, боевые искусства, музыку, танцы, традиции кочевников.
СДЕЛАТЬ МОДНЫМ все номадическое и ЗАРАБОТАТЬ НА ЭТОМ, одновременно совместив духовную и материальную задачи, удовлетворив и тело, и душу, возвысив Мать Великую степь и обеспечив будущее детей – не это ли мечта каждого кочевника?..
Подробнее о концепции Неономадов – по ссылке https://cyberleninka.ru/…/neonomady-gvardiya-informatsionno…
4. РОДИНА.
Мы должны помнить, что собираемся не “бежать из страны”, а ИЗДАЛИ ПОМОЧЬ РОДИНЕ. Реализация стратегии Экспансии автоматически скажется на родной степи. Сюда хлынет поток туристов (подсчитано, что один турист кормит как минимум 9 человек). К нашим ученым, шаманам, мастерам будут обращаться за информацией со всех уголков Земли. Резко взлетят количества просмотров и лайков отечественных сетевых ресурсов. Распиаренная нами Родина ощутит реальную экономическую выгоду, как ощущают ее распиаренные когда-то Индия, Китай, Япония.
Таким образом, исполняя программу “Экспансия XXI”, мы как бы “уходя, остаемся”, мы “далеко, но близко”, мы уехали, но продолжаем держать связь с благодарной нам Родиной… Мы не только заработаем сами, но поможем заработать тем, кто остался. Да даже власти будут благодарны Неономадам, которые будут наполнять бюджет страны, не претендуя при этом на участие в “игре престолов”, не угрожая активам локальных олигархов…
5. ТЕХНОЛОГИИ.
Благодаря технологиям XXI века, новая эпоха предоставляет обилие вариаций “нового казакования”. Как это ни парадоксально, участники Новой Экспансии не только могут “уходя, остаться”, но и “оставаясь, уйти” ))) Это для тех, кто все же привязан к месту по тем или иным причинам. Им нет даже необходимости физически перемещаться. Достаточно будет вступить в виртуальные отношения со своими братьями-неономадами, стать партнером проекта “Экспансия” и способствовать общему делу, оставаясь при этом на Родине.
В любом случае, необходимо будет в полной мере использовать преимущества мобильных технологий, создать собственные сетевые ресурсы на принципах Қазақлықа – равноправного партнерского сообщества, одновременно прославляющего Степь, реализуя свои творческие амбиции и зарабатывающего на этом.
НОВАЯ ЭКСПАНСИЯ – ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ!
На самом деле, Экспансия УЖЕ НАЧАЛАСЬ. Это со всей эффективностью демонстрирует Димаш. Можно по-разному оценивать его творчество, но то, что он сделал… “Непризнанный в отечестве пророк”, фактически выдавленный из казахстанского шоу-бизнеса талантливый казахский парень просто ШАГНУЛ ВОВНЕ. Порвал вклочья сначала Китай, потом Россию и вдобавок Штаты. И попутно поднял имя своей Родины – одевая и даря чапаны и домбры, вставляя в свои композиции звуки кобыза, подчеркнуто говоря со сцены по-казахски… Достойный сын своей земли, он зарабатывает сам и продвигает Степь…
Но проект “Экспансия XXI” – не только для “особо талантливых”. Он для всех и каждого без исключения. Любой может проявить себя, стать партнером проекта и получать долю от прибылей сообразно своего вклада и в соответствии с имеющимися возможностями. Ученые будут писать научные работы и обосновывать их на конференциях. Писатели, копирайтеры и сценаристы писать тексты. Дизайнеры – оформлять наши визуальные объекты. Режиссеры, операторы и монтажеры – делать фильмы. Любители повисеть в интернете смогут администрировать наши сетевые ресурсы, постить и продвигать наши идеи в сетях. Даже таксисты и уборщицы смогут приложить свои руки, сделав, пусть нетворческую и неквалифицированную работу, но от души, для общего блага, и за это получат долю от прибыли. Все мы будем связаны в одну систему взаимной поддержки, движимые единой целью – ВОСХВАЛЕНИЕ СТЕПИ НА МИРОВОМ УРОВНЕ и получения прибылей от этого благого дела. Как говорят казаки, “что с боем взято, то свято”…
Главное – знать, что ТЫ НУЖЕН и проявлять инициативу в этом действительно НАРОДНОМ проекте. Главное понимать, что ты можешь САМ построить свое будущее, но только ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ.
КАЗАХИ! Настало время оправдать наше имя – имя Вольного Казака – отчаянного храбреца, собственным клинком добывающего славу и богатства! Искателя приключений, уходящего прочь от домашних раздоров в неведомые земли! Великого Созидателя, сотворяющего нечто Новое, просто удаляясь от Старого…
КОЧЕВНИКИ! СЫНЫ НЕБА! Вспомните свое истинное назначение – ПОДВИГ ВО ИМЯ НАРОДА!.. Настало время новых подвигов! Экспансия УЖЕ ПРОИСХОДИТ, нужно лишь определиться – станешь ли ты полноценным Участником этого исторического события или останешься пассивным наблюдателем…
БРАТЬЯ! Нынешнее, внешне кажущееся, “ухудшение” текущей ситуации – ни в коей мере не есть “негативное событие”. Это просто “пинок Свыше” под наши замшелые осартившиеся зады: “ХВАТИТ СИДЕТЬ на одном месте! Уйди прочь от комфортной зоны и соверши, наконец, что-то Великое – под стать твоим предкам!” Само Вечно Синее Небо ставит перед нами всего лишь два выбора: УЙТИ ВДАЛЬ или сгнить дома, ПРОЦВЕТАТЬ ВМЕСТЕ или погибнуть поодиночке…
Что ты выберешь?
Для начала формируемся на базе группы Neonomad, вступайте в группу, вносите предложенияhttps://web.facebook.com/groups/827448374281969/

Источник: социальная сеть «Фейсбук». Блог А.Нурмуханбетова.

Один комментарий к статье: ““ПОРА ВАЛИТЬ…” ИЛИ ҚАЗАҚЛЫҚ XXI ВЕКА.

  1. Интересные размышления. Актуально и для других тюрков.

Оставить комментарий

Войти с помощью: