Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА ЛЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ).

От редакции: мы начинаем публикацию материалов о древних святилищах Якутии. Первый материал посвящён древним святилищам Якутии, расположенным на территории Ленского района. Автор – известный якутский археолог В.М.Дьяконов.

Виктор Дьяконов, кандидат исторических наук (Республика Саха, г. Якутск).
2013 г.

Многолетние плодотворные исследования писаниц Средней Лены показывают, что их основной пласт расположен в пределах современных Олѐкминского и Хангаласского районов Республики Саха (Якутия). В Ленском районе, который находится в Юго-Западной Якутии и граничит с Олѐкминским районом и Иркутской областью, наскальные рисунки были выявлены ранее только на р. Нюе, местонахождение которых, к тому же, доныне осталось неизвестным (Окладников, Запорожская, 1972: 6, 71; Кочмар, 1994: 12, 147, 148, табл. 1, 65).
Первыми, кто обратил внимание на неравномерность географической локализации писаниц Средней Лены, были А. П. Окладников и В. Д. Запорожская (1972: 71). Они объясняли это особенностями геологического строения приленского края и ходом исторического процесса. Исследования последних лет показали, что в пределах Ленского района на малых реках всѐ же имеются неизвестные ранее святилища, включающие скалы с писаницами, сопровождающиеся жертвенниками. Цель данной работы – обобщить имеющиеся на сегодня сведения о древних святилищах Ленского района Республики Саха (Якутия).
Первые сведения о писанице в Ленском районе стали известны еще в дореволюционное время. Так, в 1912 г. неизвестный автор написал в «Сибирский вестник» заметку о наскальных рисунках на р. Нюя. В 1913 г. в периодической печати появилось ещѐ две статьи об этих писаницах. Информатор сообщал, что «на запрос Иркутской архивной комиссии Олѐкминско-Сунтарская инородная управа ответила, что в некоторых местах на береговых скалах по р. Нюе… имеются доисторические надписи» (Кочмар, 1994: 12). Несмотря на предпринимавшиеся не раз попытки, поиски Нюйских писаниц остались безрезультатными (Там же), хотя эта река, являющаяся самым крупным притоком Лены в этом районе, до сих пор археологически полностью не обследована, ввиду большой протяжѐнности и труднодоступности еѐ верховий.
Сведения о других писаницах в Ленском районе появились только после столетнего перерыва. Так, в 2011 г. в ходе разведочных работ Южно-Якутского отряда археологической экспедиции Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН была проверена устная информация, полученная от жителя с. Южная Нюя Ленского района Л. Г. Матвеева, о писанице, находящейся в урочище Джампа, расположенной у одноимѐнной речки – притоке третьего порядка р. Лена, недалеко от административной границы Ленского и Олѐкминского районов республики (Рис. 1).
Данная информация была подтверждена пешей разведкой, произведѐнной от трассы магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», которая проходила в 3-километровом приближении от местонахождения. Было выяснено, что археологический объект находится в труднодоступной местности среди густой тайги на берегу речки Джампа – левого притока реки Дюктэ, которая, в свою очередь, впадает слева в реку Джерба, являющуюся одним из крупных на этом участке левых притоков р. Лена.
Небольшая и неглубокая речка Джампа течѐт в глубоком (около 80 м) живописном ущелье, поросшем густым высокоствольным лесом. Склоны ущелья крутые, местами отвесные, имеют до трѐх ярусов скальных обнажений, сложенных предположительно кембрийскими известняками. На верхнем ярусе скал, на правом берегу Джампы, приблизительно в 4 км от еѐ устья, нами обнаружен культовый комплекс – святилище древних людей, включающее грот в скальном останце с сохранившимися рисунками на его одной стене и расположенный слева от него другой скальный выход-останец с наскальными рисунками, возле которых обнаружен также и разновременный жертвенный материал.
В 2012 г. на объекте были проведены разведочные работы, включавшие в себя фотофиксацию, калькирование рисунков, сбор подъѐмного материала, нивелирные работы и GPS-замеры, а также разведочные шурфовки. На разных участках памятника было заложено 3 шурфа общей площадью 8 м² (Алексеев, Дьяконов, 2013).

Скачать (DOC, 113KB)


Рис. 1. Карта местонахождения древних святилищ Ленского района Якутии и близлежащих областей: 1 – Тинная; 2 – Джампа; 3 – Эргеджей
Грот представляет собой карстовую полость глубиной около 5 м, уходящую истоком вверх скального монолита на 2-3 м, обращѐнную на юго-запад к реке. Привходовая площадка под углом около 45° спускается к тропинке, идущей над отвесным обрывом вдоль скал в 6 м ниже грота. Чуть ниже тропы, непосредственно под гротом в песчаной осыпи был найден угловой резец на обломке трѐхгранной кремнѐвой ножевидной пластины.
Внутри грота на левой его стене были зафиксированы плохо сохранившиеся наскальные изображения, но основная их группа найдена на соседнем скальном выходе-останце, расположенном правее, вдоль которого идѐт удобная тропа. Здесь выделено 9 плоскостей с рисунками, часть которых сохранилась крайне фрагментарно. Основные сохранившиеся рисунки – это две контурные зооморфные фигуры (лосей), выполненные двумя кривыми линиями с пририсованным к верхней линии V-образным знаком, изображающим рога (плоскости II-III), контурное антропоморфное изображение с расставленными в стороны руками, шеей и круглой головой, увенчанной V-образной развилкой – «рожками» (плоскость IV), а также чѐтко не интерпретируемая фигура в виде натянутого лука с ответвлением в верхнем углу в виде перевѐрнутой буквы V и У-образным ответвлением в месте натяга «тетивы», сопровождаемая горизонтальными рядами пятен-чѐрточек (плоскость IV). Остальные изображения – это аморфные пятна и ряды пятен-чѐрточек. Рисунки выполнены охрой разных цветовых оттенков: светло-красного, красного, тѐмно-красного, бордового, фиолетово-бордового.
В расщелине скалы над плоскостью V был обнаружен жертвенный материал – кремнѐвый отщеп, а также концевой кремнѐвый скребок подтреугольной формы на отщепе. Лезвие скребка дугообразно-выпуклое. Спинка орудия обработана плоской и струйчатой ретушью, лезвие и края изделия дополнительно оформлены мелкой ретушью. Брюшко изделия не обработано. Подобные изделия встречаются во всех культурах неолита Якутии (Алексеев, 1987: 102; 1996: 42, табл. 4, 12, 14; 8, 10; Федосеева, 1980: 178), а также в бронзовом веке (Эртюков, 1990: 93, 129, табл. 16, 15).
Рисунки в гроте (плоскости X-XII) представлены рядами пятен-чѐрточек, выполненных бордовой охрой. Сохранность их неудовлетворительна. Помимо этого, было видно, что красной охрой ранее была закрашена большая часть левой стены грота, состоящая из тонких наклонно ориентированных плиток, покрытых трещиноватой патиной. Часть рисунков на некоторых более-менее пригодных плоскостях этих плиток, по-видимому, не сохранились.
В шурфе размером 3×2 м, разбитом непосредственно внутри грота, в слое супеси, плотно насыщенном щебнем и плитками горных пород, найдено большое количество костей животных (в основном мелких грызунов) и птиц, а также 2 стеклянных бусины — одекуй, 2 деревянных предмета (сторожок черкана и «бабка» челачной насторожки) и 1 патрон от самозарядного карабина Симонова.
Шаровидные бусины-одекуй голубого и бирюзового цветов имеют просверленные отверстия. Деревянные предметы относятся к охотничье-промысловому инвентарю. Сторожок черкана – самолова для добычи пушного зверька представляет собой уплощѐнную палочку с косо срезанным торцом и вырезанным по окружности у торца углублением для подвязки верѐвкой-симкой. Другой предмет является деталью капкана на пушного зверька типа плашки или кулѐмки. Он представляет собой верхнюю половинку – «бабку» челачной насторожки – деревянную планку с вырезанной ступенькой-упором. Комплект деталей аналогичного капкана – насторожки ранее был обнаружен среди этнографического охотничье-промыслового инвентаря в гроте у писаницы Куюда на р. Буотама (Кочмар, 1994: 103, 180, табл. 90, 91).
По аналогии с писаницами Средней Лены и Олѐкмы, а также, судя по найденному археологическому материалу, святилище датировано в широких пределах от раннего неолита до бронзового века (V–I тыс. до н. э.). Находки этнографического материала и современных подношений, свидетельствуют о том, что данный культовый комплекс почитался местными охотниками и промысловиками и в более позднее время. Подобного рода святилища-жертвенники, функционировавшие на протяжении тысячелетий, были довольно широко распространены как в Якутии, так и в других районах Сибири и Дальнего Востока (Кочмар, 1994, Молодин, Ефремова, 2010; Окладников, Запорожская, 1972; Окладников, Мазин, 1976; 1979 и др.).
По стилистическим особенностям изображений имеется определенная связь святилища Джампа с писаницей Тинная, находящейся в 43 км южнее – на левобережье Лены в Олѐкминском районе фактически на границе с Ленским районом (Рис. 1). Эта писаница была открыта Ленской историко-археологической экспедицией, работавшей под руководством А. П. Окладникова, в 1941 г. (Окладников, Запорожская, 1972: 11,13). А. П. Окладников описал здесь 11 групп рисунков, выполненных тѐмно-красной и красной охрой разной степени интенсивности, составляющих одну большую композицию: ряды палочек-пятен, стилизованные антропоморфные фигуры, круги, овалы, иногда дополненные отростками и стержнями, фигура, названная «очковой змеѐй» (Там же: 11, 13, 107-109, табл. 1, 1, 3-5; 2; 3).
В 1985 г. поиск и изучение наскальных рисунков на Средней Лене проводил Среднеленский отряд археологической экспедиции Якутского государственного университета под руководством Н. Н. Кочмара. Была проведена также инвентаризация писаницы Тинная (Кочмар, 1987). Н. Н. Кочмар выделил здесь 7 плоскостей с 98 рисунками, 60 из которых были открыты ранее А. П. Окладниковым, а также 4 жертвенника (Кочмар, 1994: 103, 107). Жертвенники обнаружены под рисунками четырѐх плоскостей в узких расщелинах скалы. Инвентарь жертвенников представлен кремнѐвым материалом: 9 ножевидными пластинами, 4 скребками (1 на пластине, 3 на отщепах), 2 двусторонне ретушированными наконечниками стрел, 1 отщепом с ретушью, а также 1 обломком костяного наконечника стрелы, 1 фрагментом керамики, 2 коваными железными гвоздями, 1 металлической скобой, 1 свинцовым оттиском, 1 фрагментом фарфоровой чашки, 1 российской монетой – полушкой 1856 г. и 1 патроном от карабина (Там же: 46, 107, рис. 36). Помимо того, что Н. Н. Кочмар определил современное состояние рисунков, выделенных А. П. Окладниковым на писанице Тинная, он нашѐл здесь ряд новых изображений, среди которых выделяются зооморфные фигуры (Там же: 181, 182, рис. 94-99).
В год открытия святилища Джампа – в 2011 г. от работника Ленской районной природоохраны А. Дергачѐва и от завуча Лицея №2 г. Ленска С. Р. Боровик нами была получена информация о ещѐ одном древнем святилище в Ленском районе, расположенном в устье р. Эргеджей (дословное словосочетание «эргэ дьиэ» в переводе с якутского – старый дом), в месте впадения еѐ в р. Джерба, всего в 45 км на ССВ от святилища Джампа (Рис. 1). Верховья рек Эргеджей и Джерба находятся в Сунтарском районе на водоразделе притоков рек Лена и Вилюй. В непосредственной близости от устья р. Эргеджей проходит старый Лено-Вилюйский тракт, соединяющий с. Турукта на р. Лене с с. Сунтар, расположенным на р. Вилюй.
По фотографиям, полученным от информантов, ясно, что в устье р. Эргеждей находится скальный останец, обильно расписанный древними художниками, и бывший, судя по всему, объектом почитания древних охотников и рыболовов. По фотографиям визуально определяются зооморфные, антропозооморфно-антропоорнитоморфные фигуры, неопределимые пока фигуры-знаки, а также большое количество рядов пятен-чѐрточек и антропоморфная фигура, аналогичные таковым на писаницах Джампа и Тинная. Рисунки выполнены красной и бордовой охрой. Школьники г. Ленска, в 2010 г. побывавшие у святилища Эргеджей, обнаружили возле скалы с рисунками жертвенные материалы – деревянное древко стрелы и два костяных предмета (наконечники стрел?).
Таким образом, в последние годы было выявлено два новых святилища в Ленском районе Республики Саха (Якутия), находящихся в долинах малых рек. Эти святилища включают в себя писаницы, расположенные на живописных скалах-останцах, и жертвенники, которые функционировали, по-видимому, на протяжении тысячелетий. Некоторые рисунки (контурные антропоморфные фигуры и ряды пятен-чѐрточек) на писаницах Джампа и Эргеджей по стилистике и технике выполнения находят аналогии с рисунками на писанице Тинная, открытой в 1941 г. А. П. Окладниковым на границе Ленского и Олѐкминского районов Якутии (Окладников, Запорожская, 1972: 11, 13, 107-109, табл. 1-3; Кочмар, 1994: 181-182, табл. 94, 95, 97).
Наличие этих трѐх культовых комплексов показывает, что бассейн р. Джерба и таѐжная территория Приленья в юго-западной Якутии служили как важными миграционными путями, так и охотничье-промысловыми территориями, часто посещавшимися древними людьми, прекрасно знавшими расположение этих затерянных среди бескрайней тайги сакральных памятников, изваянных природой и почитавшихся ими как святыни.

Источник: Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов: в 2 т. / гл. ред. Н.А. Томилов, отв. ред. Д. Дж. Андерсон, М.А. Корусенко, С.С. Тихонов, А.В. Харинский. – Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2013. – Т. 2. – 310 с.

Один комментарий к статье: “ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА ЛЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ).

  1. Здесь обращают на себя внимание 2 момента:
    1. Древность святилища от 3 до 7 тысяч лет назад;
    2. Находки в этой пещере изделий из нефрита и наличие именно в Ленском районе одного из трёх крупнейших месторождений в мире природного нефрита.
    Это может говорить о том, что с территории Западной Якутии начинался древнейший международный нефритовый торговый путь в Восточную Азию. Причём нефрит был не только украшением, а в силу своей прочности и универсальности играл важнейшую роль в экономике древних цивилизаций до появления железа.

Оставить комментарий

Войти с помощью: