Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Тайная история саха.

Яна НИКУЛИНА (Республика Саха, г. Якутск).
22.03.2019 г.
Это очень скромный по своей натуре человек, хотя все его регалии перечислить сложно. Кандидат исторических наук, востоковед, специалист по Японии, эксперт в области межнациональных и межконфессиональных отношений, член экспертного религиоведческого совета при управлении министерства юстиции. Одиннадцать лет возглавлял отдел по работе с общественными и религиозными объединениями в Департаменте по делам народов и федеративным отношениям. Сегодня он заместитель председателя Совета по поддержке гражданских инициатив общественных организаций при СВФУ и сопредседатель Якутской республиканской общественной организации «Илин». Знакомьтесь, гость «ЯВ» – Афанасий НИКОЛАЕВ.
«ЧЬЯ-ТО РУКА В ВОЗБУЖДЕНИИ БОЛЬШОЙ ТОЛПЫ ЯВНО ЧУВСТВОВАЛАСЬ»
– Вы заинтересовались мной в связи с этими печальными событиями? – первым вступает в диалог Афанасий Алексеевич.
– Я не знаю в республике специалиста, более компетентного в области межнациональных отношений, чем вы. Честно, хотелось бы услышать вашу оценку происходящему.
– Скандальные события произошли после преступления, связанного с насилием предположительно трех выходцев из Средней Азии над женщиной – саха. До суда мы не можем обвинять кого-либо в содеянном – вину устанавливают следственные органы и суд. Когда данная версия вылилась в соцсети, был намеренно подчеркнут национальный момент. Если брать статистику по уголовным делам, то часть содеянных мигрантами преступлений составляет 1 процент.
– И, тем не менее, накипело, вылилось, бурлит.
– А это следствие более серьезных, глубинных процессов, обусловленных сложностями адаптации саха к городу.
– Вот такого варианта я еще не слышала.
– В советское время большая часть саха проживала в сельской местности, где совершенно другой менталитет, ритм жизни заметно отличается от городского. В последние 25-30 лет происходит массовая урбанизация саха. И наиболее наглядный пример – город Якутск. В Алдан, Нерюнгри, Мирный также идет наплыв саха из сельской местности. Меняется самосознание людей, на это накладываются проблемы экономического характера, сложности с поисками работы и жилья, и если человек не сумеет адаптироваться, то положение его начинает усугубляться недовольством, нереализованностью, зачастую алкоголем, а здесь и до противоправных действий рукой подать.
– То есть масса не адаптировавших в городе людей вышла выразить свое недовольство?
– И вышеупомянутое преступление послужило лишь поводом для этого. Серьезный экономический кризис, массовые сокращения людей, низкие зарплаты, очень высокий уровень цен – можно перечислять еще и еще – в данном случае спичка была поднесена к бочке с бензином.
– Но кто-то же открутил крышечку на этой бочке…
– И если анализировать, как все это быстро происходило, то ограничиваться «стрелочниками» и непосредственно поводом не получится. Властям сейчас нужно обратить самое серьезное внимание на тех людей, которые стояли за организацией этих событий. Отдельно взятое физическое лицо не способно собрать за сутки несколько тысяч человек. По крайней мере, это очень сложно – не просто собрать, но и организовать выход на улицы, то есть речь идет об организованной структуре, которая, воспользовавшись этим случаем, инициировала массовый сбор людей, вплоть до подвоза автобусами. Замечу, этими фактами должны заниматься силовые структуры, и руководствоваться мы должны только установленными фактами.
– Кто, на ваш взгляд, пытался разыграть национальную карту?
– Я немного перечислю недавние события, предшествовавшие этим событиям, правда, не в хронологическом порядке: дело депутата Чичигинарова, дело главы Чурапчинского улуса Ноговицына, дело директора аэропорта «Якутск» Местникова, дело депутатов Уарова и Саввина и так далее. Чувствуете связующую нить? А я не верю в совпадения. Так вот эта хорошо спланированная акция имела своей целью отвлечь внимание людей от этих резонансных коррупционных дел. Народ полностью переключился на национальную тематику.
– То есть это политическая провокация?
– Я не утверждаю, но это мое предположение: кому-то очень хотелось сорвать суть и ход объявленных властями Года консолидации и Года добрососедства. И эти люди ради собственных шкурных интересов, не побоюсь этого слова, подставили под удар и нашу республику, и весь народ саха, придав своей акции национальный оттенок. Уроженцы различных регионов в различных же регионах и проживают: а ну как там в отместку начнут притеснять саха, во что это выльется? Посмотрите, как в соцсетях сюда же пытаются вмешивать и религиозный фактор, а это куда более опасные вещи.
– Как находите речи ил дархана и чудо-мэра на массовом митинге в «Триумфе»?
– Меня не было в «Триумфе».
– Это ваша тематика, узкая специфика, в которой разбираются единицы, и вы не пошли, чтобы все своими глазами увидеть?
– Я изначально сделал вывод, что это очень серьезная политическая провокация, и принимать в ней участие не посчитал нужным. Это бы значило действовать по сценарию провокаторов.
– То есть якутская интеллигенция все наблюдала со стороны?
– Особенность интеллигенции как явления, как социального слоя – это рефлексия. Реакция будет по истечении какого-то времени, когда будут известны все обстоятельства, факты этого дела. После размышлений, анализа и соответствующих выводов, думаю, наши духовные лидеры выступят во всех СМИ.
– А в записи выступления руководства тоже не смотрели?
– Посмотрел, и в каких-то моментах я лично бы с ними не согласился. Но в донельзя наэлектризованной обстановке и тех условиях, в которых они оказались, считаю, сделали все оптимально правильно, и как следствие, удалось избежать серьезных массовых беспорядков. Главы не побоялись выйти к народу и начать диалог.
– Что уже само по себе похвально.
– А вы бы хотели получить еще одну Кондопогу сентября 2006-го, когда людей убивали только по национальному и религиозному признаку? Если бы власти пытались подавить протест силовым путем, то Кондопогу бы и получили. Пытаться замалчивать проблему и закрывать на нее глаза тоже не получится. Совершенно очевидно, что властям этот конфликт был абсолютно невыгоден. Политические партии за этим тоже не стоят. Поэтому власти, если они не хотят допустить новых всплесков, будут искать заказчика из числа крупных коррумпированных чиновников. А исполнители – общественные организации, созданные по принципу принадлежности к национальности.
– Самосознание же меняется.
– Во-первых, на это требуется время. Давайте охватывать национальную политику в целом, на уровне России, да и республики тоже – здесь до сих пор много непонятного. Что мы хотим в конечном счете? Единую российскую нацию по американскому признаку? Или по Конституции носитель суверенитета – представители почти 200 национальностей, проживающих в стране. То есть многонациональный народ? Это две совершенно разные концепции. На федеральном уровне новый департамент возглавил Баринов, но, как у нас водится, статус у этого департамента невысок, полномочия и финансы ограничены. Другими словами, этой тематике должного внимания не уделяют. На уровне региона отдельной структуры нет – полномочия в этой сфере переданы министерству внешних связей – там придаток, простите, в виде отдела. Опять же на всех уровнях нет специалистов, которые профессионально занимались бы вопросами межнациональных и межрелигиозных отношений, а это вопросы очень специфичные, тонкие.
– А общественные организации, национальные объединения и диаспоры никакой ответственности на себя не берут, никаких тонких функций не выполняют?
– Пытаться повесить контроль над мигрантами на диаспоры как минимум несерьезно. Существует миграционная служба, и это федеральные функции, то есть республиканские власти эти вопросы напрямую регулировать не могут. И уже тем более общественные организации не в силах технически отслеживать этих людей и осуществлять какой бы то ни было контроль. Отлавливать своих земляков в порту? Глава киргизской диаспоры объяснил, что он не знает этого преступника лично. И я ему с готовностью верю.
– Якутск – город маленький. Когда говорят, что официально здесь проживает столько-то мигрантов, а в реале мы видим больше, это слегка раздражает. Где работа миграционных служб?
– А когда некоторые мигранты ведут себя не очень правильно, это уже не слегка раздражает, а вызывает массовое недовольство людей. Видите ли, только правоохранительные органы и силовые методы проблем нацполитики не решат. Необходимо решать вопросы занятости, трудоустройства людей. Якутск слишком перенаселен, его нужно разгружать. То есть нужно развивать территории, улусы республики, создавать там рабочие места. Поднимайте в селе уровень жизни, и люди сами туда потянутся, будут с удовольствием возвращаться на малую свою историческую родину, они и уезжать-то не очень хотели, но вынуждены это делать из-за повальной безработицы, от безделья, от безысходности.
– В чем искать смысл жизни? Какие ставить цели? У вас, я знаю, есть ответ.
– Нам необходимо определиться с одной, цельной идеологией, как в Советском Союзе была ведь у нас сверхцель.
– Какую партию ни начни строить, все КПСС получается.
– Мы вроде как в контрах с Америкой, у которой сверхцель – американская мечта. А российская мечта, она какая?
– Да никакая. Мы все жалуемся, что нет у нас национальной идеи.
– Набить желудок – не может быть ни для русского, ни для саха самоцелью. Квартира, машина, дача. А дальше что? Для наших традиций – российских, евразийских – материальная сторона дела не первична. Первична система духовных ценностей.
МЫ НЕ БЕЛЫЕ, НЕ ПУШИСТЫЕ, НЕ БЕЗОБИДНЫЕ
– Мы только и слышим отовсюду про духовные скрепы, но что-то не скрепляемся же.
– Потому что цели нет! Те же нефтедоллары почему не срабатывают? Они уходят в песок, если мы говорим о России. А если говорим о Якутии, то здесь есть проблема бюджетного федерализма. Находящиеся в Москве офисы крупных компаний привлекают вахтовиков, а местные остаются без рабочих мест, что тоже вызывает недовольство и почву для подобных конфликтов. Все налоги уходят в Москву, часть возвращается дотациями, еще нас обвиняют в том, что мы слишком много получаем. Те столичные люди, которые принимают управленческие решения на уровне федеральных министерств и ведомств, с территории МКАДа России не видят и не знают. И эти российские европейцы не понимают, что у нас это не бюджет, а выживание – мы его тратим на то, чтобы элементарно не замерзнуть и не умереть с голоду, и поэтому в последние годы в целом с Дальнего Востока наблюдается огромный отток населения. Руководство страны пытается вкладывать деньги в развитие Дальнего Востока, потому что существует реальная угроза тихой экспансии Китая на наших территориях.
– В тех же соцсетях Якутию не только в национализме, но уже и в сепаратизме обвиняют.
– Хотя если вспомнить историю, традиции сепаратизма и попытки создания дальневосточной республики принадлежали русским. Не дай бог развалиться России, мы от этого точно ничего не выиграем. Мы же помним историю. К примеру, взятие Нанкина Японией в 37-м году, когда более семиста тысяч китайцев было вырезано за трое суток. А нас, кстати, всего пятьсот тысяч. Да и для китайцев – вспомним их кровопролитные войны – решить проблему нашего существования тоже большого труда не составит. А если вспомнить освоение Америки, то там «цивилизованные» европейцы сто миллионов индейцев уничтожили. Якутяне ни японцам, ни китайцам, ни американцам не нужны – они сумеют добывать нефть и газ и без нас, поэтому в плане геополитики жизненно важно сохранить целостность России. Да, есть отдельные люди, которые раскачивают нацвопрос, чтобы под шумок припрятать свои капиталы. Но, к счастью, здравомыслящих – тех, кто не пойдет на поводу эмоций или инстинктов – много больше.
– Главными эмоциями были раздражение и гнев. А инстинкт – воинский?
– Несмотря на внешнее спокойствие саха, не нужно думать, что мы такие белые, пушистые и безобидные. Правда, чтобы воинский дух предков взыграл, саха нужно очень серьезно разозлить. Вот на этом организаторы действа и сыграли, целенаправленно подчеркивая национальную подоплеку этого конфликта – на гордости, честолюбии народа саха, воздействуя именно на эмоции, а не на сознание. Чья-то рука в возбуждении большой толпы явно чувствовалась. Иначе объяснить колонны машин, идущих из улусов, не объяснить. Выяснить, чья рука – дело чести компетентных органов. А далее нужно серьезно заниматься теми глубинными вещами, с которых мы начали наш разговор – адаптацией саха к условиям постиндустриальной эпохи, к урбанизации, когда происходит изменение менталитета, а это процесс очень длительный и болезненный, способный затянуться не на десятилетия даже, а на столетия. И здесь много зависит и от властей, и от интеллигенции, и от самоорганизации народа. Давить мигрантов – это путь в никуда.
– Дух воинов разбужен, а вы гневных людей к терпимости призываете?
– Не в характере саха на более слабых отрываться. Если драться, то с достойным соперником. И ради нормальной цели – защитить родину, дом, семью. Благо, такой угрозы нет.
Я призываю создавшуюся мощную мужскую энергию направлять в позитивное русло. Нужно менять экономическую политику – создавать кластеры, стартовый капитал, условия для того, чтобы эта энергия шла на созидание, а не на разрушение.
ОБРАЗ БУДУЩЕГО
– Так мы же на наш бюджет лишь выживаем.
– Сейчас довольно большие ресурсы федеральный центр направляет на развитие Дальнего Востока: 5,5% от бюджета, а это более триллиона рублей. Мы на пороге качественного рывка. Нужно четко понимать связь экономики с политикой. Идеи консолидации общества очень правильные, но их явно пытаются подорвать, раскачивают лодку, чтобы у нас тут был раздрай, и чтобы деньги в это время прошли мимо нас, в другие регионы. Деньги выделяют, их нужно освоить, а для этого необходимы проекты. Каждый якутянин, каждый район должен задуматься, как он будет участвовать в этих проектах развития, в качестве кого. И чтобы участвовать в этих проектах, нужно быть частью большой команды, то есть необходимо кооперироваться, объединяться, консолидироваться.
– Я не улавливаю конкретики. Где та щепотка, где соль земли?
– Это должен быть позитивный образ будущего, при чем образ, который мы должны сформулировать сами. Если абстрагироваться от местных проблем, существуют глобальные проблемы человечества – мир находится на грани истощения природных ресурсов. Глобальный голод, нехватка воды, чистого воздуха – далеко не все, что мир ожидает. На стыке идей Вернадского, Чижевского мы способны построить разумное общество, которое находит грань между промышленным развитием и сохранением экологии. У нас есть все ресурсы, и это не только нефть и газ, а чистые вода, воздух, продукты питания. И идея гармоничного существования разных народов. Вкупе с интеллектуальной, энергетической революцией, а умов у нас всегда хватало – прорывное развитие можно очень быстро сделать.
– Вы о себе ничего не рассказали.
– Я родился в Нюрбе тогда еще Ленинского района, в 1968 году. Мама по образованию зоотехник, отец – авиатор. Я и сам некоторое время в авиации работал. В 90-е поступил на исторический факультет ЯГУ, который закончил с отличием. Аспирантуру закончил в РУДН на кафедре всеобщей истории. Преподавал в родной альма-матер. В 2000-м меня пригласили на госслужбу, до 2011-го руководил отделом по работе с общественными и религиозными объединениями. Затем вернулся в СВФУ. Сейчас пишу докторскую диссертацию на тему: «Традиционные религиозные представления саха и алтайцев. История современности».
– Почему одна из ваших книг называется «Тайная история саха»? Раскройте хотя бы одну. Я не смогла отыскать книгу в продаже.
– А ее нет, хоть я и подготовил книгу к переизданию. История вещь политизированная, очень много мифов и искажений в целом, в том числе и по истории саха. Тайны? Одна из них – ключ к общемировой истории, связанной с последним ледниковым периодом, произошедшим15 -20 тысяч назад. Территория современной Якутии была неким оазисом тепла с характерной для теплых стран флорой и фауной. Но климат менялся, и часть населения отправилась вслед за теплом – через Берингов пролив, который проливом тогда не был, в Америку. Так мы тесно связаны с индейцами. А знаете, что представители всех конфессий мира приезжают в Якутию для проведения своих религиозных обрядов, потому что у нас сохранились самые настоящие и самые древние места силы. Мы этого не знаем, а они знают – у них эти данные заархивированы.
– А об общественной вашей деятельности пару слов буквально.
– Мы создали общественную организацию «Илин» с целью объединения народа вокруг конкретных проектов развития, начиная от альтернативной энергетики и заканчивая родным языком – сочетание новых технологий и древних традиций. Мы должны проявить мудрость и стать прообразом будущего мира. Смычка города и села, развитие кооперации, единство народов – модель нового мира. Все это находит живой отклик и понимание у людей. В конце апреля, к Дню республики, проведем Форум общественных организаций. Поверьте, не требуется многомиллиардных вложений, чтобы Якутию быстро преобразовать. Приглашаем всех желающих принять участие – мы открыты, мы не делим людей по национальному признаку и вероисповеданию, и мы верим в наше позитивное будущее.

Источник: газета «Якутск вечерний».

Один комментарий к статье: “Тайная история саха.

  1. Я просто не верю историкам, получающим зарплаты по этой ниве!), особенно федеральным. Я больше поверю тем, которые были в триумфе не побоявшихся пометиться шкурами))). А насчет окраски национализма- все это происки продажных журналистов и силовых структур, вся зарплата коих зависит от скандалов и разделения общества!)

Оставить комментарий

Войти с помощью: