
Как программа переселения превратилась в сверхприбыльный государственный бизнес
Окружная администрация Якутска требует с переселенцев из ветхого и аварийного жилья доплаты размером без малого один миллион рублей.
Как такое могло случиться в то время, когда федеральная программа переселения из ветхого и аварийного жилья позиционируется как программа, осуществляемая за счет средств из федерального и республиканского бюджетов и безвозмездная для самих переселенцев?
История Марии
Мария Рысбаева, как и многие жильцы ветхих строений Якутска, несколько лет писала во все инстанции жалобы на аварийное состояние своего дома на ул. Бекетова, 13. Дом был четырехквартирный, 1962 года постройки, главные характеристики — полусгнивший фундамент, покосившиеся стены. Из достоинств — отдельный вход для каждой квартиры с прилегающим палисадником, практически небольшой дворик. В 2002 году дому, наконец, официально был присвоен статус аварийного. Еще через десять лет дом попал в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».
Напомним, что республиканская программа стала инструментом реализации федеральной целевой программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья с 2013 по 2017 год.
Программа была нацелена на переселение граждан из аварийного жилья в равноценное по площади новое жилье, отвечающее всем требованиям, в первую очередь требованию безопасности.
В 2015 году жильцы дома №13 на ул. Бекетова въехали в новостройку, расположенную на пустыре на ул. Три сосны.
«Мы очень радовались, — говорит Мария, — и поэтому даже как-то не сильно-то и насторожились, когда нам предложили подписать только акт приема-передачи жилого помещения. Никакого соглашения сторон не было».
Соглашение — это документ, в котором, согласно пункту 6 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, оговариваются все условия обмена старого жилья на новое, предоставленное по программе.
Но вместо соглашения Мария получила письмо из ДЖО за подписью тогдашнего руководителя департамента жилищных отношений окружной администрации Якутска Игоря Ткаченко, в котором содержалось следующее:
«Дополнительно сообщаем, что в целях точного определения разницы между изымаемым и предоставляемым объектом недвижимости, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ будет определена рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в МКД с учетом его доли в праве общей стоимости на такое имущество.
Данный отчет о рыночной стоимости будет передан на рассмотрение постоянно действующей комиссии по переселению граждан. По итогам решения комиссии Вам будут направлены выписка из протокола постоянно действующей комиссии по переселению граждан и проект соглашения».
Была бы Мария хоть немного юридически подкована, ее бы очень насторожило это письмо. Особенно в той его части, где говорится о рыночной стоимости жилья, предоставляемого переселенцам по республиканской программе переселения. Но женщине стало ясно лишь то, что ей надо подождать какие-то документы из ДЖО.
И дождалась судебного иска, согласно которому она должна возместить окружной администрации Якутска разницу стоимости между прежним жильем, которое муниципалитет изъял, и новым, выданным по программе переселения, — 729 тысяч 700 рублей. Образовалась эта сумма в результате того, что стоимость предоставленной ей квартиры была оценена в 3 миллиона 37 тысяч 700 рублей. Оценивало квартиру некое ООО «Центр оценки» из города Гусев Калининградской области. В результате труда калининградских специалистов стоимость однокомнатной квартиры в новостройке на пустыре на окраине города сравнялась со стоимостью квартиры в новостройке в центре города.
В 2018 году в октябре Якутский городской суд (ЯГС) иск окружной администрации к Марии Рысбаевой удовлетворил.
В декабре Верховный суд РС(Я) решение ЯГС оставил в силе.
По программе переселения Мария из квартиры площадью 32,9 квадратного метра въехала в однокомнатную квартиру попросторнее — 35,7 квадратного метра. Таким образом, излишек в 2,2 кв. м обошелся ей в 729 тысяч 700 рублей.
История Розалии
Розалии Алексеевой, в отличие от Марии, предоставили проект соглашения. Согласно этому документу, Розалия получила квартиру в той же новостройке на ул. Три сосны по цене 3 млн 19 тыс. 900 рублей. Оценивала квартиру та же оценочная фирма из города Гусев Калининградской области.
С новой квартирой Розалия получила лишних 2,69 квадратного метра и теперь должна выплатить окружной администрации 823 тысячи 900 рублей.
Якутский городской суд и в деле Розалии с иском окружной администрации согласился.
«Определение стоимости предложенного Вам жилого помещения на основании его рыночной стоимости.., составленной ООО „Центр оценки“, не противоречит требованиям действующего законодательства», — написал в ответе на жалобу Розалии в прокуратуру Якутска и.о. заместителя прокурора города Никита Калинин.
А вот у Фонда содействия реформированию ЖКХ оказалось принципиально иное мнение.
«Разницу в квадратах муниципалитет может требовать по той стоимости, которая была заложена в контрактах окружной администрации Якутска с компанией застройщиком. Туда закладывается изначально сумма за квадратный метр», — ответила специалист Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по горячей линии.
Показательно, что решение ДЖО в отношении жителей расселенного дома №13 на ул. Бекетова противоречит не только позиции фонда, но и собственным нормативным актам окружной администрации. Так, в пункте 3.3.5 «Положения о порядке сноса жилых (многоквартирных) домов и нежилых зданий, строений, сооружений на территории городского округа „город Якутск“» от 30 августа 2013 года №203 п. указывается, «если стоимость предоставляемого жилого помещения выше размера возмещения изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. При этом стоимость предоставляемого жилого помещения определяется в зависимости от основания возникновения права собственности в соответствии со стоимостью приобретения, указанной в договоре (муниципальном контракте), заключенном с застройщиком, продавцом или в случае безвозмездной передачи в муниципальную собственность — согласно отчету об оценке его стоимости».
То есть и тут оговаривается, что стоимость предоставляемого жилья определяется в соответствии со стоимостью, по которой это жилье приобреталось у застройщика.
И наконец, имеется документ республиканского значения. Ведь программа переселения, по которой был расселен дом №13 на ул. Бекетова, осуществлялась, контролировалась и по большому счету финансировалась именно Минстроем РС(Я). Окружная администрация участвовала в софинансировании в размере 5%, а также в качестве исполнителя на местах.
Согласно приказу Минстроя РС(Я) от 18.03.2015 N28 «Об утверждении стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения размера предельной стоимости… жилых помещений в рамках реализации подпрограммы „Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда“» жилье в каменных домах для переселенцев в 2015 году приобреталось у застройщиков по цене 58 тысяч 868 рублей за квадратный метр.
Получается, что квартиры Марии и Розалии, площадью по 35,7 кв. м каждая, обошлись государству по 2 млн 101 тыс. 587 рублей 6 копеек каждая. Но согласно мнению специалистов-оценщиков ООО «Центр оценки» Калининградской области, Мария должна окружной администрации Якутска 3 млн 37 тыс. 700 рублей, а Розалия — 3 млн 19 тыс. 900 рублей.
Калининградских оценщиков поддерживает Верховный суд РС(Я), причем в своем решении указывает, что «доводы жалобы о том, что стоимость предоставленного жилого помещения должна быть определена на основании муниципального контракта, а не на отчете об оценке, не могут повлиять на законность и обоснованность оспариваемого решения суда…».
В этой связи интересно посмотреть, а сколько денег на самом деле вложила окружная администрация Якутска в расселение аварийного дома №13 на ул. Бекетова. Согласно открытым данным, выложенным на сайте фонда, стоимость переселения аварийного дома №13 на ул. Бекетова составила 10 млн 994 тыс. 126 рублей 47 копеек. Все квартиры были расселены путем покупки нового жилья у застройщика по этой же цене в размере 10 млн 994 тыс. 126 рублей 47 копеек. Из этой суммы 2 млн 827 тыс. 459 рублей профинансировал непосредственно Фонд содействия реформированию ЖКХ. 8 млн 49 тыс. 287 рублей 86 копеек составили средства республиканского бюджета. И только 117 тысяч 379 рублей 38 копеек было вложено окружной администрацией Якутска.
Тем не менее теперь каждая семья, проживающая в этом доме, должна выплатить именно окружной администрации Якутска почти по миллиону рублей, а точнее одна — 823 тысячи рублей, вторая — 705 тысяч рублей, третья — 644 тысячи рублей. И это не считая того, что в собственность окружной администрации перешел земельный участок под снесенным домом стоимостью, по разным оценкам, от 5 до 13 миллионов рублей.
Таким образом, программа переселения граждан из аварийного жилья в Якутске изначально задумывалась как программа по обеспечению граждан безопасным благоустроенным жильем, а по факту превратилась в сверхприбыльный государственный бизнес. Переселенцы из аварийного жилья под видом государственной программы переселения были заселены в квартиры по завышенным рыночным ценам.
Напомним, что Игорь Ткаченко покинул мэрию в ноябре 2018 года, а в январе 2019 года он стал генеральным директором ГКУ «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» и будет заниматься «координацией, распределением финансовых средств и контролем реализации федеральной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в Якутии», как сообщалось в сообщении правительства.
Позиция Игоря Ткаченко
Теперь уже бывший руководитель МКУ «Департамент жилищных отношений» Игорь Ткаченко прокомментировал ситуацию вокруг переселенцев дома №13 на ул. Бекетова:
— Стоимость старого жилья оказалась неадекватно огромной. Однокомнатные квартиры в деревянном аварийном доме были оценены собственниками в полтора миллиона рублей. То есть мало того, что муниципалитет предоставил им новое жилье, так еще и должен остался? Мы, конечно, с такой оценкой не согласились.
Но ведь у собственников были и земельные участки, которые тоже перешли к окружной администрации.
— Земельный участок был оценен в 13 миллионов рублей. Ну, извините! И получилось, что муниципалитет дает им квартиру и сверх того платит очень много миллионов? Поэтому мы и обратились в суд. Мы запросили возможность оценить предоставляемое жилье. Суд с нашими доводами согласился.
И под вывеской федеральной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья по сути осуществилась процедура продажи, поскольку переселенцы получили квартиры по рыночной цене?
— Это неправильное понимание ситуации. На самом деле государство выкупает квартиры. Только в Якутске за годы этой программы собственникам, которые захотели получить не квартиры, а денежный эквивалент, было выплачено 43 миллиона рублей.
В случае с домом №13 на ул. Бекетова суд запросил встречную оценку, и встречную оценку не старого имущества, а нового. Якутский городской суд, а затем Верховный суд республики, это признал.
Вообще, в реализации программы переселения не все так просто. Есть много людей, которые на программе решили заработать. Но не надо мечтать за счет государства получить кучу миллионов.
А вам не кажется, что этот прецедент наглядно демонстрирует, что якутянам следует опасаться вступать в федеральную программу переселения из ветхого и аварийного жилья, потому что они могут быть заселены в жилье, за которое попросту не смогут расплатиться, даже если отдадут государству все, что имели в собственности ранее?
— Нет, случай с жильцами дома №13 на ул. Бекетова — это единичный случай. Большинство якутян получили свое новое жилье по программе без каких-либо доплат. Здесь же просто возник спор о стоимости старого жилья и стоимости нового.
Позиция нынешнего ДЖО
Нынешняя команда МКУ «Департамент жилищных отношений» под руководством Анны Александровой с позицией команды Ткаченко принципиально согласна. В официальном ответе на запрос News.Ykt.Ru с просьбой прокомментировать ситуацию жильцов дома №13 на ул. Бекетова Анна Александрова сослалась на методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Минстроя РФ №23/МС от 09.12.2013.
Средства собственников жилых помещений в МКД — это один из источников внебюджетных средств, подлежащих привлечению при реализации региональных адресных программ, говорится в официальном ответе.
Таким образом, окружная администрация Якутска очень эффективно привлекает внебюджетные средства при реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья: затратив чуть более 117 тысяч рублей на расселение жителей дома №13 на ул. Бекетова, окружная администрация (помимо земельного участка площадью около 9 соток в черте города, обеспеченного всеми коммуникациями) намерена получить с бывших жильцов свыше 2 миллионов рублей. Вопреки распространенному мнению, будто государство неэффективно ведет бизнес, одно вложение по программе переселения граждан из аварийного жилья для окружной администрации Якутска окупится прибылью в 18 раз больше вложенного. Не каждый бизнесмен может похвастаться таким предпринимательским успехом.