
Место Якутии в России, Евразии и мире.
Иван НИКОЛАЕВ.
15 февраля 2019 г.
15 – 16 февраля 2018 года в Якутске пройдет III Конгресс народа саха, созванный по инициативе представителей общественности с целью выработки парадигмы развития Республики Саха (Якутия) в условиях глобализации.
Представляем вашему вниманию статью Ивана НИКОЛАЕВА на тему возможных стратегических ориентиров нашей республики.
НОВОЕ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ
Россия утратила все блоки, которыми обладала ранее.
Советского Союза уже нет.
Нет Варшавского договора.
Нет Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Содружество Независимых Государств (СНГ) – сейчас носит чисто формальный характер, состоит только из 8 государств-членов.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – также формальная структура, состоящая из 6 государств-членов. Для Армении, например, ОДКБ – просто щит от возможного наступления усилившегося от поступления нефтедолларов Азербайджана и гибридной войны со стороны Турции. Но и Армения начинает уже понемногу двигаться в сторону ухода под защиту НАТО.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) все никак не может заработать на полную силу и не видно у него исторической перспективы, если даже у Евросоюза начинают доминировать центробежные тенденции.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) – как клубы по интересам, да и там у России нет лидирующих позиций.
Славянского союза, кажется, уже не будет, Украина и Белоруссия станут независимыми от России европейскими странами, как славянские Польша, Чехия, Словакия и др.
Казахстан также старается высвободиться от сильного влияния России. Концепция создания союза славян и тюрков пока не находит понимания и поддержки в первую очередь в умах русских, соответственно не находит отклика у тюрков Центральной Азии.
Идея создания РИК (Россия, Индия, Китай) – даже если и сработает, не подразумевает военный и экономический союз. Это будет просто еще один международный консультативный орган, просто весьма статусный.
Тесный блок с Китаем чреват превращением России в придаток Поднебесной, как это случилось с Канадой (придаток США). Да и Китай очень долго будет больше заинтересован в экономическом сотрудничестве с Западом, поэтому режим западных санкций будет ограничивать экономические связи Китая с Россией.
Есть у России ближние союзники – Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Донецкая и Луганская народные республики, но они только создают дополнительные проблемы, особенно экономические. Дальние союзники – Сирия, Венесуэла и др. – годятся только как инструменты в глобальном противостоянии США и требуют еще больших ресурсных затрат.
Подлинной интеграции с Европой, чего так жаждала российская элита с XVIII века, не будет до тех пор, пока в России не сменится нынешнее политическое устройство. Для этого недостаточно сменить вектор внешней и внутренней политики, необходимо создать у нас в стране эффективное гражданское общество – а это долгий процесс.
Между тем российский истеблишмент по инерции продолжает надеяться, что вдруг санкции прекратятся и/или станут формальными (не экономическими, а направленными против отдельных персон), тогда сближение с Европой и с Америкой возобновится.
Именно эта химера ожидания нового курса на Запад мешает процессу превращения ЕАЭС в истинный Евразийский союз – практически все в федеральном госаппарате являются евроцентристами, не понимают и не хотят познать культуру, менталитет и традиции Азии, а без этого им крайне сложно выстраивать эффективный диалог с азиатскими государствами.
В бывших союзных республиках Центральной Азии все еще влиятельны властные элиты и интеллигенция, воспитанные на русской, советской литературе и культуре, но все инициативы по возобновлению и развитию гуманитарной интеграции с ними не находят понимания у федерального госаппарата. Российская творческая знать гораздо более евроцентрична и ксенофобна, совершенно не заинтересована в интеграционных процессах в восточном направлении.
Таким образом, можно сделать вывод, что Россия по спирали исторического развития вернулась в ту ситуацию, когда она была «одинокой» державой.
У той России были три постулата – самодержавие, православие и народность.
А в новом переосмыслении эти три начала, как говорил Андрей БОРИСОВ два года назад в Госдуме, звучат так – государственность, духовность, народность.
Государственность – потому что только сильное государство может объединить и защищать такие колоссальные пространства, какие имеет Россия.
Духовность – потому что в многонациональной, многоязычной и многоконфессиональной России сильнее всего объединяют не территория, не экономика, а духовные узы.
Народность – потому что основа Российского государства – это народ, который осознанно стремится создать, сохранять и развивать громадную державу.
ПУТЬ «ОДИНОКОЙ» ДЕРЖАВЫ
Способна ли Россия практически в одиночку, без тесной экономической интеграции ни с Западом, ни с Востоком, да еще под прессом санкций – т.е. без существенных внешних инвестиций, развиваться и достигнуть того уровня, когда благосостояние населения станет высоким, а военные ресурсы государства останутся достаточными для эффективной обороны территории и защиты глобальных российских интересов?
Мне однажды довелось увидеть одну аналитическую записку, в которой выражалось сомнение в том, что в России маловероятен сценарий самостоятельного развития.
Процитирую ту записку:
«У В.В.Путина с самого начала была важнейшая цель, которой он остается верным – усиление вертикали власти.
Все реформы являются всего лишь попыткой компромисса между совершенно не стыкуемыми направлениями.
Невозможно, усиливая вертикаль власти, добиться создания развитого гражданского общества.
Невозможно соединить централизацию экономической власти с настоящей свободно развивающейся экономикой.
Невозможно сочетать абсолютную концентрацию политической власти с самостоятельным развитием территорий, которое бы стимулировало рост региональных экономик».
Верна ли такая скептическая концепция?
Мне кажется, не совсем верна.
Потому что видим пример Китая, где есть и вертикаль власти в лице КПК, и экономическая централизация в лице госкомпаний, концентрация политической власти в виде практики выработки и рассылки провинциям директивных указаний из центра. И все это не помешало Китаю динамично развиваться в течение трех десятилетий.
Таким образом, нынешний политический строй России отнюдь не препятствие для развития.
У России немало ресурсов:
— выгодное географическое расположение,
— богатые природные ресурсы,
— достаточное (9-е в мире) население,
— образовательный уровень населения выше среднего мирового,
— все еще сохраняющийся научно-технический потенциал,
— не ослабший «имперский» менталитет населения,
— традиционный опыт государственной мобилизации и концентрации ресурсов для реализации крупных проектов.
ПАРАДИГМЫ СТОЛЕТИЙ
Есть интересные экспертные обобщения, что:
— XIX век был периодом идеологии геополитики,
— XX век – геоэкономики,
— XXI век – геокультуры.
Геополитика в XIX веке доминировала в умах мировых элит как стремление дальше захватывать новые территории (колонии) и силового передела существующих границ, как научная дисциплина оформилась в конце века, привела к двум мировым войнам в ХХ веке.
Геоэкономика стала в ХХ веке преобладающим направлением, когда глобальная экспансия перешла с территориальной модели на экономическую аннексию. Длительное противостояние советского блока и западного мира было не только борьбой идеологий, но и противоборством двух экономических моделей – социалистического и капиталистического. После поражения СССР геоэкономика быстро трансформировалась в глобализацию – систему более свободного доступа капиталов к новым рынкам.
Геокультура стала научно оформляться с середины ХХ века, когда стало ясно, что неизбежно придет новая стадия конкуренций уже не политических систем, а цивилизаций.
В XXI веке из-за наличия сил ядерного сдерживания крупные военные конфликты между державами стали маловероятными. Экономическая экспансия практически достигла пределов расширения. Экономическая модель во всем мире становится единообразной, несмотря на различие политических систем.
Начинается конкуренция уже цивилизаций – евроатлантистской, исламской с ее фактическим разделением на суннизм и шиизм, православно-российской, конфуцианско-китайской, латиноамериканско-католической, японской, индуистской и т.д.
А цивилизации – это прежде всего культурные ориентации.
Поэтому в XXI веке будет доминировать конкуренция культур, мировоззренческих моделей, их постепенное сближение, непростой процесс создания также единообразной модели глобальной культуры.
МЕСТО ЯКУТИИ В XXI ВЕКЕ
Спрос на природные ресурсы будет нарастать, поскольку в Азии, Латинской Америке, а со временем и в Африке будет увеличиваться средний класс с его достаточно высокими запросами на комфорт и престижные товары и услуги. По оценкам, до 2050 года мировой средний класс увеличится почти на миллиард человек, что потребует резкого роста потребления энергоресурсов, материалов.
Следовательно, природные ресурсы России (соответственно – Якутии тоже) долгое время будут востребованы на внешнем рынке, что обеспечит поступление достаточных финансовых ресурсов для развития.
Имея образованное население, Россия (Якутия тоже) имеет высокие шансы занять одно из ведущих мест в развертывающейся мировой цифровой экономике, тем более курс на интеграцию в глобальную IT-индустрию официально объявлен одним из приоритетных и планируется направить на развитие цифровой инфраструктуры свыше 3,5 триллионов рублей. Это дает шанс Якутии создать и развить несырьевой сегмент региональной экономики, который со временем может давать больше поступлений, чем экспорт природных ресурсов. Не случайно новый Глава республики Айсен НИКОЛАЕВ одним из стратегических приоритетов Якутии определяет создание и расширение цифровой экономики.
Санкции против России рано или поздно ослабнут, хотя формально могут сохраняться надолго. Товарооборот между Россией и США, к примеру, за годы санкционной войны не уменьшился, а вырос. Евросоюзу Россия как рынок сбыта технологий и товаров будет важен всегда, особенно если в нашей стране наметится рост и снова повысится покупательная способность населения. Стоит вспомнить, что против Китая также были введены западные санкции после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, но со временем деловой прагматизм западных партнеров преобладал.
В Москве все чаще стали говорить о «Большой Евразии», поскольку становится понятной, что Россия, как крупнейшая по территории и ресурсам держава Евразии, может сыграть роль особого центра силы не только в Евразии в классическом понимании (территория России + Центральная Азия), а на всем Евразийском суперконтиненте. Тем более, в Большой Евразии Россия обладает самым крупным ракетно-ядерным арсеналом. Отсюда – создание пусть и временных, но коалиций с Турцией и Ираном, активная деятельность в ШОС, идея создания РИК.
Эпоха геокультуры и рост дипломатической активности России в Большой Евразии может дать якутской культуре шанс стать одним из триггеров культурного обмена между европейской по сути русской культурой и восточными цивилизациями (включая тюркский мир).
В Якутии, благодаря Андрею БОРИСОВУ, накоплен большой опыт успешной реализации крупных долгосрочных евразийских проектов – Международный театральный кочевой фестиваль «Желанный берег», Международный фестиваль «Встреча шедевров ЮНЕСКО на Земле Олонхо», Якутский международный кинофестиваль и десятки других программ и культурных стартапов. Якутия проводила международные конференции, симпозиумы и съезды, посвященные теме создания единого евразийского культурного пространства. Причем культурная экспансия Якутии не ограничивалась территорией государств-членов ЕАЭС, но и охватывала Китай, Японию, Монголию и др. страны.
Якутская культура может сыграть роль медиатора в новом процессе межцивилизационного диалога России с государствами Большой Евразии. Якутская духовность воспитана на традициях русской культуры, русской литературы и русской ментальности. В то же время якутская культура ближе к восточным.
Эта якутская культурная экспансия – не амбиции республики и ее лидеров, как можно подумать, а требование времени, поскольку в глобальной IT-индустрии конкурентное преимущество будет за теми, у кого будет развитая уникальная культурная узнаваемость. И культурное лидерство Якутии обернется материальными выгодами.
А культура Якутии базируется на народной традиционной культуре, которая у нас очень сильно развилась за последние десятилетия, на сохранении родных языков, в их интеграции в новые цифровые технологии.
НУЖЕН МЕНТАЛИТЕТ РАЗВИТИЯ
Михаил НИКОЛАЕВ говорил, что нужно переходить от менталитета выживания к менталитету развития, думать о том, что именно дает нам возможности для развития во всех сферах – от внедрения новых технологий в аграрный сектор до создания собственных IT-гигантов (так называемых «единорогов»).
Две инициативы Михаила НИКОЛАЕВА оказались пророческими – когда он говорил о необходимости нашего культурного лидирования в циркумполярном мире и о массовом внедрении в нашу жизнь английского языка.
Арктика становится ареной глобального сотрудничества, когда полярные страны понимают, что нужно не воевать друг с другом за колоссальные природные ресурсы Северного Ледовитого океана, а найти приемлемые формы и методы мирного соперничества и/или совместного освоения новой кладовой планеты.
А культурный обмен – самый лучший способ достижения взаимопонимания. Якутия по всем параметрам является культурным лидером среди всех арктических регионов стран-участников Арктического совета, куда входят 8 государств (включая Россию, США, Канаду и др.) и где есть 13 государств в качестве стран-наблюдателей (включая Китай, Великобританию, Германию и др.).
Овладение английским, а сейчас также китайским языками – важнейший фактор, если мы хотим развиваться и найти свое место в мире.
Будем надеяться, что у народа возобладает стремление развиваться, тянуться ввысь, активно созидать свое будущее.
Источник: сетевое издание «Сахалайф».