Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

О комплексном развитии сельских территорий Якутии.

От редакции: мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги к.и.н. А.А.Николаева “Уроки Алексея Кулаковского”. Книга издана в 2016 г. Заинтересованным в приобретении книги отправлять заявку на э.п. nicaf@mail.ru и по ватцапу 89142872517.

Специально для интернет-портала “Якутия. Образ будущего”.
Кандидат исторических наук Афанасий Николаев (г. Якутск, Республика Саха).
11.02.2019 г.

Основная внешняя угроза для саха, указанная Кулаковским в начале ХХ века, угроза мировой войны из-за перенаселённости мира и нехватки продовольствия сейчас в начале ХХI века приобретает всё более осязаемые черты.
Эти тенденции развития современного мира ещё сто лет назад предвидел наш выдающийся мыслитель А.Е.Кулаковский. В 1912 году он писал: «Человечеству грозит опасность взаимного истребления друг друга его индивидов из–за недостатка пищи на земле… Когда не стало нигде земель, то вопрос существования человечества становится ребром: или прекрати свое размножение, или найди дешевый (химический) способ питания, или умирай с голоду…».
П.А.Столыпин в начале ХХ века также организовал массовое переселенческое движение русского крестьянства из перенаселённых центральных губерний Российской империи в малозаселенные территории Урала, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.
Одним из мест предполагаемого массового переселения русских крестьян, по предложению одного из российских чиновников, рассматривалась и тогдашняя Якутская область. По этим планам предполагалось переселение саха в северные, арктические районы Якутии и передача их земель новым русским поселенцам.
Эти планы не были реализованы, как в силу нежелания русских переселенцев ехать в далёкую, суровую Якутию, так и сопротивления саха, создания Союза якутов, организации массовых протестов со стороны саха.
В 2012 – 2015 г. на федеральном уровне активно прорабатываются вопросы организации новой масштабной аграрной, земельной реформы, сопряжённой с переселением десятков миллионов человек в сельские районы стратегически важных, но малозаселённых регионах России. Одним из таких ключевых для развития России в ХХI в. регионов является Республика Саха (Якутия).
В этой связи особую актуальность приобретают заветы нашего выдающегося мыслителя, общественного деятеля А.Е.Кулаковского изложенные в его письмах к якутской интеллигенции 1912 года.
В 1912 году А.Е.Кулаковский писал: «Дикий народ, приходя в соприкосновение с более культурным, вымирает… Обращаясь к современным сибирским инородцам, замечаем …явное и быстрое вымирание их… В численном отношении не убавляются только: киргизы, буряты, якуты и чукчи. Но в этом кажущемся благополучии мало утешительного… Что касается нас якутов, то, хотя численно не убавляемся, но быстро мельчаем, становимся хилее и т.п., … что служит верным признаком будущего вымирания…».
На первый взгляд, опасения Кулаковского о вымирании саха в результате массовой миграции в Якутию неякутского населения не подтвердились в ХХ веке, и, несмотря на резкий рост числа мигрантов, численность саха увеличилась с 1897 года по 2010 год в два с лишним раза, с 221 тыс. до 478 тыс. чел.
С другой стороны, только сейчас с началом реализации новой общероссийской аграрной, земельной и переселенческой реформы появляется реальная угроза потери земли саха. Об этой угрозе для существования народа саха Кулаковский написал в знаменитой поэме 1910 года «Сновидение шамана». Именно потеря земли сейчас в результате новой аграрной, земельной реформы может стать началом процесса вымирания нашего народа.
Массовый отток саха из сельской местности в города начинается уже в 90-е годы ХХ века. Только в г. Якутске по официальным данным численность саха в период с 1989 года по 2010 год увеличилась на 90000 человек. Реально больше, так как тысячи выходцев из села живут в г.Якутске без регистрации или по фиктивной регистрации.
Выход из кризиса начала ХХ века А.Е.Кулаковский видел в консолидации элиты и народа, мобилизации всех внутренних ресурсов. Он писал к представителям якутской интеллигенции: «Вы не должны предаваться обманчивым розовым надеждам… Действуйте и агитируйте единственно в пользу и ради культуры, насаждение которой стало в нашем веке злободневной необходимостью… Переселенцы должны быть и [мы вымрем]…, если только не примем рациональных мер к борьбе; … из–за земли человечество еще два–три века будет проливать человеческую кровь в войнах… [Во-первых], нужны съезды интеллигенции и переписка между отдельными членами ее. Далее, нужны наслежные, улусные и окружные съезды, беседы с тойонами, агитация в народе, выписка книг, журналов и разных руководств, учреждение обществ и кружков, приобретение органа печати и т.д. Трудно только начало, а – раз будет брошено семя, то оно даст скорые всходы; нужно только всем взяться за дело дружно – всем улусам Якутского округа!..».
Сейчас уже очевидно, что реализация промышленных мегапроектов не обеспечит якутян большим количеством новых рабочих мест, и не приведёт к значительному росту налоговых поступлений нашей республики.
Эти мегапроекты будут осуществляться крупными федеральными компаниями. Вырученные дополнительные доходы от реализации этих мегапроектов будут саккумулированы новыми институтами развития и направлены на реализацию общефедеральных инфраструктурных проектов.
Освоение новых месторождений сырья будет осуществляться в основном вахтовым методом. В этих промышленных мегапроектах в качестве трудовой силы будут привлекаться жители других регионов России, выходцы из стран СНГ, Китая.
В этих условиях особую актуальность для нашей республики приобретает проблема поиска внутренних источников развития. В этой связи альтернативы курсу на ускоренное, комплексное развитие сельских территорий у нашей республики нет.
Объявление 2013 года – Годом села, а затем и Пятилетия устойчивого развития села на 2014-2019 гг. свидетельствуют о том, что руководство Республики Саха (Якутия) осознаёт это и делает ставку на развитие села, сельских территорий.
С другой стороны, развитию села, сельских территорий Республики Саха (Якутия) препятствует ряд объективных обстоятельств, низкий уровень доходов, отсутствие благоустройства, неразвитая транспортная инфраструктура, огромная территория республики. Решить эти проблемы силами одной республики, одних жителей республики невозможно.
Последние изменения в российском законодательстве по вопросам землеустройства, землепользования, развития внутренней миграции населения внутри страны, инициативы заместителя председателя Правительства РФ, полномочного представителя Президента РФ М.П.Трутнева по безвозмездной передачи 1 га земли в частные руки на Дальнем Востоке, свидетельствуют о начале новой масштабной земельной, аграрной, миграционной реформы в России.
Для развития республики в современных условиях необходимо разработать свою инновационную модель развития и избавиться постепенно от сырьевой направленности экономики.
В основе этой модели должна быть политика комплексного развития сельских территорий. Ключевую роль в комплексном развитии сельских территорий республики сохраняет сельское хозяйство.
Удельный вес сельских жителей в общей численности населения республики на начало 2010 года составил 35,8 %. В сельском хозяйстве занято 27,4 тыс. человек, или 5,6 % от численности занятых в экономике.
Реформы 90-х годов значительно изменили аграрный сектор в республике. На селе появились новые хозяйствующие субъекты, сформировались новые земельные и имущественные отношения.
В республике сельскохозяйственным производством занимаются 374 сельскохозяйственных организаций и 275 родовых общин, свыше 4,3 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, более 87 тысяч личных подсобных хозяйств. Причём именно на подсобные личные хозяйства приходится основная часть производства мяса, молока, картофеля и овощей.
Агропромышленное производство играет важную роль в обеспечении населения республики продуктами питания и жизнеобеспечения сельского населения.
Основными рисками и угрозами ведению сельского хозяйства республики являются:
– макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические ресурсы, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности развития сельскохозяйственных товаропроизводителей;
– отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от городов и промышленных центров, доходов занятых сельскохозяйственной деятельностью – от их уровня у работников других сфер экономики, падение привлекательности труда в сельском хозяйстве, и, как следствие, отток квалифицированных кадров, особенно молодежи, из сферы сельскохозяйственной деятельности, потеря чувства перспективы у значительной части сельского населения;
– недостаточный уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка и сложность доступа к ней сельскохозяйственных товаропроизводителей;
– несовершенство земельных отношений в аграрной сфере, приведшее к обезземеливанию значительной части занятых в сельскохозяйственном производстве, чрезмерной концентрации земель сельскохозяйственного назначения у ограниченного числа собственников, что ослабляет стимулы к повышению плодородия почв, проведению мелиоративных мероприятий, создает предпосылки для выбытия земель из хозяйственного оборота;
– природные риски, связанные с тем, что сельскохозяйственное производство в республике осуществляется в зоне рискованного земледелия, в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Эти вышеперечисленные обстоятельства, а также недостаток финансовых, технических и людских резервов, приводят к сокращению объемов производства, доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, ухудшению ценовой ситуации на продовольственном рынке, росту импорта пищевых продуктов извне республики.
По данным Якутского территориального управления Росстата в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия) в 2014 году средняя зарплата составила всего 17 334 рубля.
В нашей республике, несмотря на все усилия властей, не удается переломить негативные тенденции в развитии сельского хозяйство. Причём это происходит на фоне подъёма сельского хозяйства в России в целом.
По данным Росстата, в 2014 году объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей Российской Федерации составил 103,7 % от уровня 2013 года. За январь-февраль 2015 года, рост производства сельского хозяйства в России составил 3 %.
В Якутии же объемы производства сельхозпродукции падают уже 4 год подряд. В 2012 году объем производства сельхозпродукции в сопоставимых ценах составлял 98 % от уровня 2011 г., в 2013 г. – 98,5 % от уровня 2012 г., в 2014 г – уже 99,2 % от 2013 г.
Все эти годы расходы бюджета только на прямую господдержку сельского хозяйства республики только увеличивались. В 2012 г. на эти цели было истрачено из бюджета республики 8 158,8 млн. руб., в 2013 г. – 9 175 млн. руб., 2014 г. – 9 876,8 млн.руб. И это деньги только на прямое финансирование отрасли без учета расходов по другим статьям бюджета.
По данным Якутского территориального управления Росстата в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия), в январе-феврале 2015 г. объем производства сельхозпродукции в республике составил 98,7 % от аналогичного периода прошлого года.
На начало марта 2015 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий республики составило 198,6 тыс. голов (на 3,5% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года).
По итогам первого квартала 2015 г., с учетом отела, на 1 апреля 2015 года в хозяйствах Якутии всех форм собственности содержалось 209 700 голов скота. Для сравнения: на 1 апреля 2014 г. – 217 003, на 1 апреля 2013 г. – всего 234 758.
Крестьяне Якутии просто пускают скот под нож: за первый квартал 2015 года рост производства скота и птицы на убой в живом весе составил 41,6 % от уровня первого квартала 2014 г. Это привело к росту производства мяса и субпродуктов в 4,8 раза к аналогичному периоду прошлого года.
Стало меньше поголовье, соответственно, падает производство молока и цельномолочной продукции. Молока за первый квартал в Якутии получено 12 082 тонны, что составило 95,2 % от первого квартала 2014 года, цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) – 5 866 тонн (95,1 %). Производство сливочного масла сократилось на 44,4 % (до 33,9 тонны).
В первом квартале 2015 г. рыбы и рыбопродуктов в Якутии добыто всего 177,3 тонны, что составило 61,8 % от аналогичного периода 2014 г.
В целом, по развитию сельского хозяйства Якутии, мы наблюдаем, что, чем больше затрат, тем меньше получаемой продукции. Очевидно, что проблема неэффективного увеличения затрат в Якутии обусловлена плохим качеством управления отраслью.
К примеру, рассмотрим ситуацию с сельским хозяйством в Республике Татарстан.
В 2013 году объем расходов в Республике Татарстан по отрасли «сельское хозяйство и рыболовство» составил 19,1 млрд. руб. в том числе за счет федерального бюджета 10,6 млрд.
В 2014 году, в связи с кризисом, расходы на финансирование сельского хозяйства в Татарстане были значительно снижены. На эту отрасль было израсходовано около 7,9 млрд. руб., из которых 1,9 млрд. руб. – федеральные трансферты.
Но столь значительное сокращение финансирование не повлияло на развитие сельского хозяйства республики.
Валовая продукция сельского хозяйства в Татарстане в 2014 году по всем категориям хозяйств составила 188,8 млрд. руб., рост к уровню предыдущего года – 2,3%. Из общего объема валовой продукции сельского хозяйства 100,3 млрд. руб., или 53%, пришлись на животноводство.
Динамика продукции животноводства в 2014 году во всех категориях хозяйств:
– поголовье КРС выросло с 739 тысяч голов до 740,7 тысяч;
– молока было произведено 1729 тыс. тонн (101% к уровню предыдущего года);
– выращено скота и птицы в живом весе 481,1 тыс. тонн (100,2%);
– яиц произведено 1105 млн. штук (102,9%).
Производительность труда к уровню прошлого года составила в Татарстане 120%, республика впервые перешагнула рубеж в 1,1 млн. руб. товарной продукции на 1 работника АПК.
Достигнуты эти результаты в 2014 г. были, прежде всего, за счет повышения эффективности управления и качества работы Минсельхоза Татарстана. Например, уже в самом начале 2014 года, на коллегии министерства министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов, заявил, что хозяйства, не имеющие перспектив развития, потеряют право на господдержку
Татарстан показал пример того, как в условиях сокращения финансирования, можно прибыльно и эффективно вести хозяйство. За счет своевременного и грамотного применения стандартных управленческих решений.
В первом квартале 2015 года, результаты работы аграрного сектора экономики, по данным Минсельхоза Татарстана:
– поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 15 тыс. голов, или 102%;
– рост поголовья свиней – на 3%, птицы – на 17%, овец и коз – на 26%.
В целом на 1 апреля 2015 года в Татарстана насчитывалось 754 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 247 тыс. коров, 436,6 тыс. свиней, 56,4 тыс. овец и коз, 14,3 млн. шт. птицы.
За отчетный период произведено 274,8 тыс. тонн молока, что составляет 105 % к уровню 2014 г. Скота и птицы выращено 88,7 тыс. т. (101 %), в том числе крупного рогатого скота – 23,6 тыс. т (102 %). Телят получено 85,7 тыс. голов.
И эти результаты были достигнуты в условиях резкого сокращения финансирования сельского хозяйства Татарстана.
Сейчас появилась реальная возможность для развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) за счёт резкого увеличения объёмов господдержки сельского хозяйства и на федеральном, и на региональном уровнях.
Условиями получения господдержки в рамках федеральной госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года являются:
– комплексное планирование развития территорий с разбивкой по зонам и перспективным объектам;
– практические меры по комплексному развитию производства, учёт интересов всех сельхозпроизводителей;
– наличие региональных планов и проектно-сметной документации по развитию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры сельских территорий;
– оптимизация социальной инфраструктуры в селе;
– меры по улучшению жилищных условий селян;
– создание целевых фондов муниципального развития;
– меры по созданию современной сельской инфраструктуры, которая предусматривает и социальное развитие, и расширение производства, и создание современных логистических систем.
О внимании федерального центра к развитию сельского хозяйства Дальнего Востока, Республики Саха (Якутия) свидетельствует и проведение в г. Якутске 10 августа 2012 года выездного совещания министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
По итогам совещания в протоколе отражены решения по вопросам государственной поддержки малых форм хозяйствования и пилотных проектов по комплексной компактной застройке сельских поселений, развитию северного домашнего оленеводства и табунного коневодства в Дальневосточном федеральном округе.
На встрече с главами муниципальных образований республике в конце 2012 года Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов отметил: «В 2013 году будет дан старт мерам, которые должны будут коренным образом изменить сельский уклад жизни в республике».
В рамках Года села было запланировано строительство благоустроенных, современных жилых домов, развитие инфраструктуры, строительство дорог, объектов коммунального хозяйства и сети объектов социальной сферы.
Для финансового обеспечения мероприятий Года села только в 2013 году из госбюджета республики было направлено более 12 млрд. рублей.
Развитию сельского хозяйства республики сейчас препятствует низкий уровень доходов селян и безработица.
По данным республиканской Федерации профсоюзов, средняя зарплата на селе в 2013 г. составляла всего 12 859 рублей. Это в три раза меньше, чем в среднем по республике (37 447 тысяч рублей).
Удельный вес безработных среди мужского сельского населения превышает 50 %. Со стороны экономически активного населения имеется неудовлетворенный спрос на рабочие места – в том числе в производственной сфере.
Вместе с тем, их низкий образовательный и профессиональный уровень не отвечает требованиям работодателя. Безработный из сельской местности испытывает сильное конкурентное давление на рынке труда.
В сфере охраны труда на селе основными недостатками является отсутствие механизации трудовых процессов, плохое санитарно-бытовое обеспечение, вредные факторы производства, нерегулируемое рабочее время и время отдыха.
По линии Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) зарплата выплачивается только оленеводам. Остальные работники сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств получают зарплату от своих предприятий. Государство лишь возмещает этим сельхозпредприятиям часть общих затрат.
По данным Департамента занятости республики на начало 2015 г. по итогам прошлого года на 20% уменьшилось количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями.
Если в начале 2014 г. в базе данных Департамента занятости насчитывалось более 13 тысяч вакансий, то сейчас их на порядок меньше – 10,6 единиц.
На 28 января 2015 г. численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, составила 8179 человек, 60% из них – сельские жители.
В нашей республике ощущается дефицит рабочих рук. 76% вакансий в республиканской базе данных на сегодня – это рабочие профессии. Наиболее востребованы: каменщики – 780 вакансий, бетонщики – более 600, штукатуры – 540, водители – 480, машинисты различного оборудования – 420, слесари, сварщики, маляры, монтажники – по 300-400 вакансий.
Среди должностей наибольшее число вакансий было заявлено по специальностям врачей – 333, медицинских сестёр – 255, инженеров – 240, учителей – 156, фельдшеров – 122, менеджеров – 68.
А сложнее всего найти работу экономистам, бухгалтерам, юристам и специалистам различных гуманитарных профилей. Эта тенденция сохраняется еще с 2011 года.
В этих условиях представляется необходимым комплексное развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на основе сочетания товарного сельского хозяйства, автономной энергетики, туризма, местной строительной индустрии.
Для этого необходимо решить следующий комплекс задач:
– обеспечить соответствующую ХХI веку инфраструктуру для сельского населения (дороги, связь, благоустроенное жильё);
– создать современные крупные механизированные агропромышленные кластеры на основе объединения, кооперации существующих многочисленных маломощных фермерских хозяйств;
– обеспечить условия для гармоничного культурного развития сельского населения.
Решение данных задач традиционным технологическим путем на данном этапе невозможно. Это вытекает из ограниченности финансовых, технологических, технических и человеческих ресурсов.
Есть только один путь решения данной проблемы – это путь строительства инновационных автономных поселений, внедряющих трансферт новых технологий на селе.
Данный способ решения поставленных задач является и для республики, и для России новым технологическим способом хозяйствования. Он не требует строительства дорогостоящих централизованных элементов инфраструктуры, таких как ЛЭП, газопроводы, асфальтированные дороги, централизованные коммуникации ЖКХ и т.д.
Инновационные автономные поселения можно строить очаговым методом, вокруг центральной усадьбы и оснащать автономными системами электро-тепло-водо снабжения.
В результате реализации данного проекта могут быть созданы современные агропромышленные сельскохозяйственные кооперативы, отвечающие необходимым требованиям современных стандартов.
Выбор кооперативной формы организации обусловлен тем, что как показывает практика в современных условиях ассоциативное, кооперативное управление собственностью является более эффективным, чем частное или государственное.
Об этом свидетельствует, в частности, то, что в 2008 г. Нобелевской премии по экономике впервые в истории была присуждена женщине-экономисту, американской исследовательнице Элинор Остром, за работу по сравнительному анализу эффективности разных видов собственности (частной, кооперативной и государственной). Э.Остром доказала, что наиболее эффективной моделью является кооперативная модель развития.
Одним из важных направлений комплексного развития сельских территорий республики является туризм.
Схемой комплексного развития производительных сил республики до 2020 года предусматривается, что доля отрасли туризма превысит к 2020 году 10% ВРП республики и составит более 30 млрд. руб. и будет создано около 20 тыс. дополнительных рабочих мест. Планируется увеличить количество въездных туристов к 2030 году до 75 тыс. человек.
Потенциал для развития въездного туризма у нашей республики огромен. По экспертным оценкам доходы от въездного туризма нашей республики могут составлять около 50 млрд. рублей в год. К примеру, в Аляску (660 тыс. человек) ежегодно приезжает около 1,5 млн. туристов. Каждый из них «оставляет» на Аляске в среднем 750 долларов США.
Туристическая индустрия, кроме того, обеспечивает еще и мультипликативный рост других отраслей экономики. Например, развитие туризма будет способствовать и развитию сферы услуг, малого и среднего бизнеса. Поэтому реальное участие туристской индустрии в структуре ВРП существенно больше.
В организационном плане в сфере туризма оптимальной формой представляется создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Это создаёт условия для эффективного государственно-частного партнерства.
Развитию туризма в нашей республике объективно способствует и современная российская и общемировая конъюнктура. Обесценивание рубля создаёт условия для развития и внутреннего туризма и увеличения потока туристов из-за рубежа. Так, например, в конце 2014 г. – начале 2015 г. резко увеличился поток туристов в Россию из Китая.
Северный, арктический вектор туристских интересов с каждым годом становится в мире все более привлекательным.
У сельских территорий нашей республики есть большие возможности и для развития биотехнологий, медицины будущего.
В начале 2012 г. стало известно, что в 2008 г. на территории Якутии была найдена неизвестная бактерия Bacillius F (F от слова «frost» – «холод»), «бацилла бессмертия». Она была обнаружена в ходе работы международной экспедиции биологов и генетиков в Мамонтовой горе у реки Алдан в Таттинском районе. По мнению микробиологов, найденной бактерии, которой 3 миллиона лет, присущ особый механизм сохранения жизнеспособности.
Ученые ввели эти бактерии их подопытным старым мышам. Опыты проводились в научных центрах Москвы, Тюмени, Новосибирска и Киева. У привитых животных не только повысилась физическая активность, но и существенно увеличилась продолжительность жизни (в среднем на 20 %). При этом привитые мыши практически до самой смерти сохраняли энергию и физическую активность. Причём эксперименты проводились не только на мышах, но и на насекомых – мушках-дрозофилах.
Для людей успешное применение этой вакцины выразилось бы в возможности вести активный образ жизни и в 100-летнем возрасте.
Выводы
1. Основная внешняя угроза для саха, указанная Кулаковским в начале ХХ века, угроза мировой войны из-за перенаселённости мира и нехватки продовольствия сейчас в начале ХХI века приобретает всё более осязаемые черты.
2. В 2012 – 2015 г. на федеральном уровне активно прорабатываются вопросы организации новой масштабной аграрной, земельной реформы, сопряжённой с переселением десятков миллионов человек в сельские районы стратегически важных, но малозаселённых регионах России.
3. Сейчас с началом реализации новой общероссийской аграрной, земельной и переселенческой реформы появляется реальная угроза потери земли саха. Именно потеря земли сейчас в результате новой аграрной, земельной реформы может стать началом процесса вымирания нашего народа.
4. Выход из кризиса начала ХХ века А.Е.Кулаковский видел в консолидации элиты и народа, мобилизации всех внутренних ресурсов.
5. Реализация промышленных мегапроектов в современных условиях не обеспечит якутян большим количеством новых рабочих мест, и не приведёт к значительному росту налоговых поступлений нашей республики.
6. В этих условиях особую актуальность для нашей республики приобретает проблема поиска внутренних источников развития. В этой связи альтернативы курсу на ускоренное, комплексное развитие сельских территорий у нашей республики нет.
7. Развитию села, сельских территорий Республики Саха (Якутия) препятствует ряд объективных обстоятельств, низкий уровень доходов, отсутствие благоустройства, неразвитая транспортная инфраструктура, огромная территория республики.
8. Существующая модель развития сельского хозяйства Якутии неэффективна, так как увеличение затрат приводит к сокращению объёмов получаемой продукции. Наиболее наглядно это проявляется в сравнении с ситуацией с сельским хозяйством в Республике Татарстан, где объёмы сельхозпродукции постоянно увеличиваются, несмотря на снижение объёмов господдержки.
9. В этих условиях представляется необходимым комплексное развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на основе сочетания товарного сельского хозяйства, автономной энергетики, туризма, местной строительной индустрии путём строительства инновационных автономных поселений, внедряющих трансферт новых технологий на селе, создания современных агропромышленных сельскохозкооперативов.
10. Данный способ решения поставленных задач является и для республики, и для России новым технологическим способом хозяйствования. Инновационные автономные поселения можно строить при минимальных затратах очаговым методом, вокруг центральной усадьбы и оснащать автономными системами электро-тепло-водо снабжения.
11. Одним из важных направлений комплексного развития сельских территорий Якутии является развитие внутреннего и въездного туризм.
12. У сельских территорий нашей республики есть большие возможности и для развития биотехнологий, медицины будущего.

Оставить комментарий

Войти с помощью: