Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Развитие Дальнего Востока и будущее Якутии.

От редакции: мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги к.и.н. А.А.Николаева “Уроки Алексея Кулаковского”. Книга издана в 2016 г.

Специально для интернет-портала “Якутия. Образ будущего”.
Кандидат исторических наук Афанасий Николаев (Республика Саха, г. Якутск).
10.02.2019 г.

При анализе возможных сценариев развития современной Якутии и альтернатив ускоренному комплексному развитию сельских территорий республики необходимо дать ответ на два вопроса:
– Что ожидает нас в будущем?;
– На что якутяне могут реально рассчитывать при реализации промышленных мегапроектов?
Развитие Республики Саха (Якутия), благосостояние якутян связаны с ситуацией на Дальнем Востоке в целом и политикой федеральных властей по развитию нашего макрорегиона.
В последние 15 лет федеральное руководство начинает предпринимать реальные меры по развитию Дальнего Востока. Но до сих пор эти меры не смогли изменить сложившуюся в 90-е годы ХХ века тенденцию к оттоку населения из нашего региона и порочную систему сырьевой направленности экономики края, ставшей сырьевым придатком динамично развивающегося Китая.
В этой связи руководство России продолжает заниматься поиском новой модели развития Дальнего Востока.
2 апреля 2013 г. в г.Якутске состоялось выездное заседание государственной комиссии по развитию Дальнего Востока под председательством Д.А. Медведева. На заседании рассмотрена и одобрена долгосрочная программа развития Дальнего Востока. Цель программы – превращение Дальнего Востока в один из центров развития России.
С учётом прежнего негативного опыта реализации федеральных программ развития Дальнего Востока, очевидной неэффективностью существующей модели управления, ведомственной разобщённостью заинтересованных федеральных структур, местническими интересами региональных властей руководством России сейчас также рассматриваются варианты создания новой структуры для реализации проектов развития Дальнего Востока.
Президент России Владимир Путин предложил в 2013 г. реанимировать проект создания единой госкорпорации на территории Дальнего Востока, активно обсуждавшийся в 2010-2011 годах.
Минэкономразвития России первым предложило законопроект по созданию новой гигантской госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока.
По этому законопроекту, под управление этой новой госкомпании планировалось передать природные ресурсы 12 регионов Сибири и Дальнего Востока: Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краёв, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.
Срок деятельности данной компании планировалось ограничить 25 годами. Подчиняться эта госкорпорация должна была исключительно президенту страны.
Все госкорпорации обладают значительными налоговыми и таможенными льготами, а имущество госкорпораций и вовсе освобождено от налогообложения.
В 2014 – 2015 г. идею о создании госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока перестали активно обсуждаться в прессе, что не исключает возможности продолжения негласной работы по его созданию.
Новая госкомпания по развитию Сибири и Дальнего Востока должна была получить полное освобождение от налога на прибыль.
Соответственно основные финансовые потоки могли пройти мимо и федерального бюджета, и бюджетов регионов и пополнить Фонд национального благосостояния и Резервный фонд РФ, наши международные резервы.
В совокупности оба этих фонда сейчас составляют 151 миллиард долларов, или 4,6 триллиона рублей. Это 35 % федерального бюджета России.
Фонды эти были до недавнего времени неприкосновенны и размещены за рубежом во избежание инфляции.
Совсем недавно возник механизм, с помощью которого деньги этих фондов можно будет вкладывать в проекты развития России.
Речь идёт о создании ОАО «Росфинагенство». И соответствующий закон уже был принят в первом чтении Госдумой. По этому закону планируют передать этой структуре все средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
На ОАО «Росфинагентство» также будут возложены функции по возврату наших международных активов в Россию, обеспечению финансовой стабильности в стране путём скупки различных финансовых деривативов, акций, ценных бумаг.
Необходимость поиска новых мест размещения финансовых активов России, сейчас актуализировалась в связи с известными событиями на Кипре. По оценкам экспертов, в условиях углубляющегося мирового финансово-экономического кризиса, следует ожидать продолжения политики планомерной конфискации Западом вывезенных из России финансовых активов российских олигархов.
Как показывает историческая практика, элиты Запада в период глобальных кризисов используют жёсткие конфискационные методы. На конфискационную реформу доллара в 1933 году пошел Ф.Д.Рузвельт в Америке в 1933 году (принуждение граждан США к сдаче золота по низким ценам и отмена обмена долларов на золото внутри страны). Тогда же он принудительно устроил «банковские каникулы».
Столкнувшись с угрозой краха страны и массового вывоза золота из Штатов иностранными резидентами, президент США Р. Никсон в 1971 г. пошел на полную отмену обмена долларов на золото уже и для иностранных владельцев американской валюты. Конфискационные меры применял и западногерманский реформатор Л. Эрхард.
Вместе с тем, несмотря на очевидную актуальность создания подобной структуры, учреждение ОАО «Росфинагентства», в условиях тотальной коррупции в России, вызывает уже сейчас у некоторых экспертов много вопросов.
Нет ни одного государства, в котором управление государственными резервами доверили бы коммерческому предприятию. К тому же организованному по принципу акционерного общества.
Сама форма ОАО, с точки зрения управления, не имеет никаких преимуществ по сравнению с государственным предприятием, зато она значительно упрощает процедуру банкротства, смены владельца или даже полной приватизации всех активов данного учреждения.
Напрямую касаются нашей республики и якутян ещё два новых федеральных закона.
Во-первых, весной 2013 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла закон, который полностью изменил правила выдачи лицензий на разработку недр. Он отменил конкурс при выдаче государственных лицензий на разработку недр.
Вместе с конкурсом были отменены ещё и такие правила при их разработке, как: обладание научно-технической базой и должным уровнем компетенции специалистов, обязательства по социально-экономическому развитию территории и охране, как недр, так и окружающей среды.
Таким образом, при разработке недр компания, получившая лицензию, больше не обязана гарантировать рабочие места местным жителям, и доказывать, что будет платить налоги и не устроит техногенной или экологической катастрофы.
Во-вторых, недавно Государственной Думой ФС РФ в первом чтении был принят закон, который отменяет такие обязательные условия получения нашего гражданства как: 5-летний срок проживания на территории РФ, вид на жительство в РФ, подтверждение наличия законного источника доходов, а также владения русским языком, для всех участников программы содействия добровольному переселению соотечественников.
Это закон, упрощающий процедуру получения российского гражданства. Благодаря расплывчатому определению «соотечественник» в российском законодательстве, реально под действия этого закона подпадают все бывшие граждане СССР, их потомки и родственники.
Официально ФМС не ведёт статистики лиц-участников данной программы по национальному признаку. Но есть данные по некоторым регионам, где работала данная программа. Так, в Тверской области среди «соотечественников» русские составляют только 32%.
Программа по переселению «соотечественников» сейчас в России единственный механизм, благодаря которому можно направить миграционный поток в нужные регионы. За счёт такого понятия как приоритетный регион вселения, переехав в который участник этой программы и подъёмные получит, и работу, и ещё ряд льгот.
Не случайно в стратегии государственной миграционной политики главным приоритетом названо именно переселение мигрантов на постоянное жительство в Россию, в Сибирь и Дальний Восток, «регионы вселения», главной ресурсной базы нашего государства.
Выводы
1. Создаются правовые, финансовые, организационные условия для ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока России.
2. Происходит концентрация всех финансовых ресурсов от продажи недровых богатств России в новых институтах развития (госкорпорации по развитию Дальнего Востока и Сибири, Росфинагентстве).
3. Создаются условия для массовой миграции жителей бывших союзных республик Средней Азии, Закавказья, Украины на Дальний Восток в целях обеспечения кадрами промышленных мегапроектов.
4. Полномочия региональных властей и территориальных управлений федеральных структур на Дальнем Востоке могут быть ограничены обеспечением жизнедеятельности, а все вопросы развития могут к госкорпорации по развитию Дальнего Востока и Сибири, которая будет финансироваться за счёт экспорта углеводородного сырья и зарубежных резервов страны сконцентрированных в создаваемом ОАО «Росфинагенство».

Оставить комментарий

Войти с помощью: