Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Прогнозы Кулаковского и динамика развития саха в ХХ веке.

От редакции: мы начинаем серию публикаций отрывков из книги к.и.н. А.А.Николаева «Уроки Алексея Кулаковского», посвящённого осмыслению развитию саха в ХХ – ХХI вв.

Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».
Кандидат исторических наук Афанасий Николаев (г. Якутск, Республика Саха).
5.02.2019 г.

Ключевыми проблемами для саха в начале ХХ века, по мнению А.Е. Кулаковского, были ужесточение экономической конкуренции с другими народами и возможная потеря земли из-за массового переселения в Якутию русских крестьян из центральных районов страны.
В этой связи более детально проанализируем эти проблемы, как они были решены или не решены в течение ХХ века, а также основные проблемы, стоящие перед саха уже в начале ХХI века.
В 1912 году в письмах к якутской интеллигенции Кулаковский писал: «Дикий народ, приходя в соприкосновение с более культурным, вымирает в течение более или менее продолжительного периода времени… В частности, обращаясь к современным сибирским инородцам, замечаем подтверждающее сказанный вывод – явное и быстрое вымирание их… В численном отношении не убавляются только: киргизы, буряты, якуты и чукчи. Но в этом кажущемся благополучии мало утешительного. Туруханские якуты за последние три–четыре года совершенно обнищали…, а обнищание есть верный залог вымирания. Витимские (Нюйя), Колымские и Верхоянские якуты очень бедны и некультурны. Что касается нас, остальных якутов, то, хотя численно не убавляемся, но поразительно быстро мельчаем, становимся хилее и т.п., … что служит верным признаком будущего вымирания…».
Прогнозы Кулаковского в плане резкого увеличения притока людей неякутской национальности в наш край из-за пределов Якутии в ХХ веке оправдались.
Численность представителей некоренных народов Якутии увеличилась, за период с 1897 года по 1989 год, в 20 с лишним раз, с 34,3 тыс. чел. до 700,6 тыс. чел.
Другой прогноз Кулаковского о возможном вырождении и вымирании саха в результате «соприкосновения с более культурным народом» не оправдался.
Численность саха за период с 1897 года по 1989 год увеличилась в 1,7 с лишним раз, с 221 тыс. чел. до 382 тыс. чел.
В период с 1989 года по 2010 год численность саха выросла ещё на 25%, с 382 тыс. чел. до 478 тыс. чел.
При сохранении современной динамики роста населения численность саха может превысить цифру в 1000000 человек в 70-80-е годы ХХI века.
В период между переписями 1989 года и 2010 года численность саха увеличилась с 382 тысяч до 478 тысяч человек. По этим показателям саха входят, наряду с несколькими народами Северного Кавказа и тувинцами, в число десяти наиболее динамично развивающихся в сфере демографии народов России.
По итогам переписи уже 2002 года саха вышли на 2 место после русских среди всех народов Дальневосточного федерального округа. По общей численности по данным переписи 2010 года саха вошли в число 20 наиболее крупных этносов России и стали крупнейшим коренным этносом Сибири и Дальнего Востока, обогнав по численности бурят.
Но сейчас демографическая ситуация у саха не столь однозначна, как может показаться на первый план.
Во-первых, в последние годы темпы роста численности саха сократились, во-вторых, продолжается отток саха из села в город, что снижает демографический потенциал народа, в-третьих, снижается качество здоровья детей, увеличивается число больных детей, в-четвёртых, всё больше детей рождается вне брака, в неполных семьях, в-пятых, усиливается процесс маргинализации, утраты национальной идентичности саха из-за урбанизации, роста доли городского населения.
Если проанализировать образовательный и культурный уровень современных саха, то по сравнению с началом ХХ века ситуация, на первый взгляд, кардинально изменилась в лучшую сторону.
Культурный уровень саха в течении ХХ века резко вырос. Например, по уровню образованности саха стали одним из ведущих народов России. У саха есть уже специалисты практически во всех отраслях экономики, хотя базовой, системообразующей отраслью экономики, как и век назад остаётся сельское хозяйство.
С другой стороны, среди саха, в отличие от целого ряда крупных коренных народов России, практически нет крупных бизнесменов, предпринимателей.
В крупных, бюджетообразующих предприятиях республики ни на уровне высшего звена руководства, ни даже на уровне среднего звена саха практически нет.
Даже в тех предприятиях, в которых саха занимали некоторые ключевые должности ещё в советское время, сейчас они полностью утрачены. Наглядный пример, ситуация с акционерной компанией «АЛРОСА». Если в 90-е годы и в руководстве компании и на уровне среднего звена были представлены саха, то сейчас там практически ни одного саха не осталось.
Ещё более показательна ситуация с представительством саха в новых крупных добывающих компаниях, которые пришли в республику после начала реализации мегапроектов, например, ОАО «Сургутнефтегаз». Эти компании сразу сделали ставку на освоение якутских месторождений вахтовым методом, и даже на уровне простых рабочих делают ставку на приглашение представителей других регионов России и стран СНГ.
Местные якутские промышленные предприятия и банки, созданные в республике в 90-е годы ХХ века, практически все разорились.
Отсутствие возможности владеть крупным бизнесом, или хотя бы влиять на него препятствует экономическому развитию саха, так как без финансов невозможно реализовывать проекты развития.
Саха, занятые в большинстве в бюджетной сфере, существуют от зарплаты к зарплате. Практически у всех кредиты, долговые обязательства.
Сельское хозяйство в современных российских реалиях, из-за суровых природно-климатических условий, преобладания большого количества мелких, маломощных фермерских хозяйств, наличия большого количества посредников, разницы в ценах на промышленные и сельскохозяйственные товары, убыточно и доходов не приносит.
Для примера проанализируем ситуацию с рынком овощей в г. Якутске. Например, несколько лет назад один фермер-картофелевод из Заречья рассказал в радиопередаче о своём положении. Из-за невозможности самостоятельного сбыта своей продукции он вынужден продавать свой картофель по цене 10 рублей за 1 кг оптовой компании, занимающейся реализацией сельхозпродукции. В свою очередь эта компания продаёт этот же картофель по цене 20 рублей за 1 кг розничным торговцам из Средней Азии, те продают его уже по 30 рублей за 1 кг. В результате наш фермер получает лишь 10 из 30 рублей за конечный продукт. Остальные 20 рублей получают посредники.
Аналогичная ситуация по всем овощам, производимым в республике. Сельхозпроизводители, не имея возможности самостоятельно сбыть товар, вынуждены продавать свой товар посредникам фактически по себестоимости.
То же самое и по рыбе, и по мясу. Доходит дело до анекдота, когда рыбой из северных улусов торгуют выходцы из Кавказа и Средней Азии, которые до недавнего времени вообще и не подозревали о существовании такого товара.
В результате деньги, которые находятся на руках у наших жителей, частично служат интересам посредников из числа государственных торговых предприятий, частично обогащают выходцев из южных регионов России и стран СНГ.
Низкий общий уровень доходов не позволяет саха конкурировать на местном рынке товаров и услуг даже с немногочисленными, но спаянными диаспорами из Северного Кавказа и Средней Азии.
Наглядные примеры, ситуация в наиболее денежных отраслях экономики, торговле, строительстве и недвижимости. В торговле, наряду с бурятами, доминируют узбеки и киргизы. В строительстве преобладают армяне и вайнахи (чеченцы и ингуши). В сфере недвижимости, наряду с бурятами, активно скупают землю армяне, узбеки, киргизы и вайнахи.
Даже на уровне улусов идут те же процессы. Например, в важнейшем транспортном-логистическом центре, как п. Нижний Бестях, Мегино-Кангаласского улуса, практически все доходные места контролируют выходцы из Северного Кавказа и Средней Азии. Значительная часть земли скуплена ими же.
Основная внешняя угроза для саха, отмеченная Кулаковским, это угроза мировой войны из-за перенаселённости мира.
В 1912 году Кулаковский писал: «Более ужасная туча, нашего небосклона воображается мне в образе индусов, китайцев, японцев… Теперь человечеству грозит опасность взаимного истребления друг друга его индивидов из–за недостатка пищи на земле… Когда не стало нигде земель, то вопрос существования человечества становится ребром: или прекрати свое размножение, или найди дешевый (химический) способ питания, или умирай с голоду…».
Наиболее серьёзную угрозу для России представляет, по мысли Кулаковского, развитие Китая.
Он писал: «Бросьте беглый, мысленный взор Ваш на прошлое Китая и на события последних лет и дней. Какой ускоренный пульс жизни в нем забил, и какие гигантские шаги делает он по пути политического и социального прогрессов! …«Реберный вопрос» существования для китайца поставлен в более острое положение: ему остается одно из двух – или добывать себе хлеб огнем и мечом у других народов, или умереть голодной смертью… Что стоит китайскому правительству обречь на гибель 40–50 миллионов человеческой жизни (войска) – при той заманчивой перспективе, что оно этим приобретет громаднейшие страны. В случае войны … соседство Китая с театром военных действий даст громадное преимущество последнему… 300 000 нашего сибирского войска слишком мало для войны с Китаем, могущим двинуть войска сразу миллионами, а перевозка больших масс войск нашими по одной узкой ленте Сибирской железной дороги, из–за 5000–6000 верст обуславливается, как было при русско–японской войне, большими расходами и тратой времени».
Кулаковский предвидел быстрый экономический и культурный подъём Китая и отмечал, что это позволит ему быстро компенсировать военно-техническое отставание от России: «Что касается культурных преимуществ России перед Китаем в отношении регулярности войск, крепостей, морских и воздушных флотов, то все это – только вопросы времени: дайте только время Китаю устроить свои внутренние дела, и мы будем опять удивлены быстроте его прогресса, как удивились японцам… Современным «варварам» стоит только проснуться от вековечной летаргии и сознательно отнестись к своему положению в мире и им совершенно легко идти по готовому уже руслу цивилизации».
Единственный выход из сложившейся ситуации А.Е.Кулаковский для саха видел в «культивизации и слиянии с русскими». Он писал: «Но, что же нам делать, что предпринять? Предаться Америке, Японии, Китаю? Нет, – эти номера не проходят: те нас быстро задавят в борьбе за существование, и белоглазый, и большеносый нуча, не говоря уже о даровании православной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их…».
Выводы.
1. Ключевыми проблемами для саха в начале ХХ века, по мнению А.Е. Кулаковского, были, во-первых, ужесточение экономической конкуренции с другими народами, во-вторых, потеря земли из-за возможного массового переселения в Якутию русских крестьян из центральных районов страны.
2. Прогнозы Кулаковского в части изменения национального состава населения Якутии в результате массовой миграции людей другой национальности оправдались. Численность представителей некоренных народов Якутии увеличилась, за период с 1897 года по 1989 год, в 20 с лишним раз, с 34,3 тыс. чел. до 700,6 тыс. чел.
3. Прогноз Кулаковского о возможном вырождении и вымирании саха в результате «соприкосновения с более культурным народом» не оправдался. Численность саха в период с 1897 года по 2010 год увеличилась в 2 с лишним раз, с 221 тыс. чел. до 478 тыс. чел.
4. Демографические проблемы саха в начале ХХI в. обусловлены несколькими факторами:
– снижением темпов роста численности саха;
– усилением процесса переселения саха из села в город;
– ухудшением здоровья подрастающего поколения;
– увеличением числа внебрачных детей;
– маргинализацией, утратой национальной идентичности саха.
5. Общий культурный уровень саха в течении ХХ века резко вырос, в частности, по уровню образованности саха занимают одно из первых мест среди народов России. У саха появились специалисты практически во всех отраслях экономики.
6. Базовой, системообразующей отраслью для саха, остаётся сельское хозяйство. Роль саха в промышленности остаётся незначительной. Среди саха практически нет крупных бизнесменов, предпринимателей. В крупных, бюджетообразующих государственных предприятиях республики ни на уровне высшего звена руководства, ни на уровне среднего звена саха практически нет. Местные якутские промышленные предприятия и банки, созданные в республике в 90-е годы ХХ века, практически все разорились.
7. Отсутствие крупного национального частного и государственного бизнеса, или хотя бы влиять на него сейчас препятствует экономическому развитию саха, так как без финансов невозможно реализовывать проекты развития. Большая часть саха занята в бюджетной сфере и имеет фактически существует от зарплаты до зарплаты, кроме того имеет значительные долги по ипотечным и потребительским кредитам.
8. Сельское хозяйство Якутии, где занято значительное число саха, убыточно из-за резкого сокращения по сравнению с советским временем объёмов господдержки, суровых природно-климатических условий, преобладания мелких, маломощных фермерских хозяйств, наличия значительного количества посредников, разницы в ценах на промышленные и сельскохозяйственные товары.
9. Низкий общий уровень доходов не позволяет саха сейчас конкурировать на местном рынке товаров и услуг даже с немногочисленными, но спаянными диаспорами из Северного Кавказа и Средней Азии.
10. Основная внешняя угроза для саха, отмеченная Кулаковским, это угроза мировой войны из-за перенаселённости мира, нехватки продовольствия, воды.
11. Наиболее серьёзную угрозу для России представляет, по мысли Кулаковского, развитие Китая. Он предвидел быстрый экономический и культурный подъём Китая и отмечал, что это позволит ему быстро компенсировать военно-техническое отставание от России.
12. Единственный выход для развития саха в ХХ в. в условиях нарастания внешних и внутренних угроз Кулаковский видел в «культивизации и слиянии с русскими».
P.S.Книгу “Уроки Алексея Кулаковского” можно заказать по ватцапу 89142872517.

Оставить комментарий

Войти с помощью: