
Русские в Латвии.
От редакции: мы продолжаем серию публикаций наших коллег из виртуального дискуссионного клуба «Мысль», интервью гражданина Латвии Юрия Георгиевича Алексеева, журналиста, редактора, общественного деятеля.
Январь, 2019 год.
Несомненно, у каждого есть право на свое мнение, есть право на сохранение своего языка, есть множество других прав. Но где граница между правами и обязанностями гражданина?
И хотя многие международные организации до сих пор пытаются регламентировать отношения между правами и обязанностями, но нарушение прав и несоблюдение обязанностей можно наблюдать, в той или иной степени, во многих странах. Даже в тех странах кто именует себя цивилизованной страной. И очень часто попытка людей отстоять свои права приводит к их преследованию со стороны государства.
На эту тему Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль» https://www.facebook.com/groups/270147343161057/ провел виртуальное интервью в режиме арцах лайн с гражданином Латвии Юрием Георгиевичем Алексеевым, журналистом, редактором, общественным деятелем.
СПРАВКА ВДК «Мысль» : Родился 29 ноября 1958 года в Норильске. Его отец — офицер Советской Армии, фронтовик, мать — ссыльная из Латвии. В начале 1960-х годов семья вернулась на родину матери, где Юрий и его сестра Майя получали образование.
По устоявшейся традиции виртуальное интервью открыл администратор Клуба Арам Аствацатуров: Юрий Георгиевич благодарю за согласие поучаствовать в нашем Виртуальном Клубе и рассказать о личном опыте журналиста и политика в Латвии.
Юрий Георгиевич, а какой он опыт, журналиста и политика в Латвии?
Юрий Георгиевич Алексеев:
Ну, опыт таков: я уже больше года нахожусь под следствием, под полицейским надзором, у меня прошли три обыска, три раза у меня полностью изымалась комп. техника, пришлось посидеть в тюрьме пару суток. Мне запрещено заниматься моим проектом “ИМХОклуб”, основателем и редактором которого я являюсь почти 8 лет… Я обвиняюсь по шести статьям УК, самая “тяжелая” из них — “Помощь Российской федерации, обращённая против безопасности Латвийской республики”. От 5 до 15 лет.
Рустам Гамзатов:
Уважаемый Юрий Георгиевич, такое отношение силовых и надзорных структур Латвии происходит в отношении всех журналистов, какой то определенной группе или только к Вам?
Юрий Георгиевич Алексеев:
Конечно не всех. Только тех, кто защищает права русского населения. В прошлом году правительство Латвии приняло решение о полном закрытии русских школ. В ответ поднялась волна митингов и демонстраций. Активистов этого движения сейчас “прессуют”. Заведены десятки уголовных дел, ограничена свобода, несколько человек попали в тюрьму.
СПРАВКА ВДК «Мысль»- В 2008 году Агентством Евросоюза по защите основных прав человека был проведён опрос в странах ЕС, согласно которому дискриминацию на расовой почве или в качестве иммигранта в Латвии — 25 %.
Андрей Смирнов:
Юрий Георгиевич, ощущает ли русское журналистское сообщество внимание и помощь со стороны правительства России? И как Вы оцениваете это внимание?
Юрий Георгиевич Алексеев:
В чрезвычайных ситуациях – да! Фонд Правовой Помощи Соотечественникам при МИД РФ оказывает помощь с оплатой адвокатов мне и Александру Гапоненко.
Сергей Булгадаров:
Как вы считаете, являются ли русские в Латвии полностью интегрированным в латвийское общество группой людей или они больше отождествляют себя с Россией и хотят видеть больше влияние России на внутренние дела Латвии?
Юрий Георгиевич Алексеев:
Понимаете, Сергей, до 1991 года мы были полностью интегрированы в общество под названием “народ Латвии”. Мы здесь — не “колбасные” эмигранты, которые приехали искать лучшей доли. Русские на этой земле жили и работали испокон веку. До 1991 года именно русские и латыши (плюс ещё сотня национальностей) составляли то самое многонациональное латвийское общество… Но, начиная с независимости, это общество “приватизировали” латыши. И объявили нам: хочешь интегрироваться — стань латышом. А мы — не хотим.
СПРАВКА ВДК «Мысль»- По оценке профессора института TARKI Э. Шика результатов первого этапа проекта Еврокомиссии «ENRI-East», среди всех национальных общин стран Центральной и Восточной Европы русские в Латвии, наряду с белорусами в Литве, испытывают чувство дискриминации в наибольшей степени.
Арам Аствацатуров:
Юрий Георгиевич, имеются ли в контролирующих и силовых службах Латвии ( полиция, прокуратура, суд, вооруженные силы) русские? Как русские этих организаций комментируют преследования прорусских журналистов?
Юрий Георгиевич Алексеев:
Я не знаю таковых. Ещё 15-20 лет назад в полиции и пр. служили старые “менты” советской школы. Но они сейчас уже все на пенсии.
СПРАВКА ВДК «Мысль»- среди всех тринадцати министров Латвии нет ни одного русского, при 25-ти % русском населении.
Кахин Мирзализаде:
Уважаемый Юрий Георгиевич, Вы подвергаетесь преследованиям из за защиты прав русских в Латвии. Идентичная судьба и талышских общественных деятелей в Азербайджане. По запросу Азербайджана в России арестован для экстрадиции в Азербайджан талышский общественной деятель, просветитель, филолог и публицист-политолог Фахраддин Абосзода. Вот уже четыре месяца 62-летний ученый находится по абсурдным обвинениям азербайджанских властей в российской тюрьме в ожидание решения российских властей. Всем, кто знает политический строй в Азербайджане, понятно, что Абосзода, да и других стремящихся к справедливости и свободе людей, в застенках Азербайджана ждет верная гибель. Каково Ваше отношение, как человека находящегося в похожей, но значительно мягкой ситуации, к самому факту ареста ученого-публициста, вся вина которого в стремлении защитить права своего народа на жизнь ? И готовы ли Вы консолидироваться с Фахраддином Абосзода?
Юрий Георгиевич Алексеев:
К сожалению, этот факт мне не был известен. И я не имею чести знать уважаемого Фахраддина Абосзода. Пришлите мне в личку информацию про него, пожалуйста.
Справка ВДК «Мысль»- 6 сентября 2018 года силами полиции Люберецкого района был арестован известный политический деятель, лидер Талышского национального движения, филолог, публицист Фахраддин Абосзода (Аббасов Фахраддин Фарман оглы), объявленный в федеральный розыск по инициативе Главного следственного управления Совета государственной безопасности Азербайджанской Республики. Вся вина Фахраддина Абосзода в том, что он стремился к этнической независимости своего народа.
Источник: Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль», фейсбук, https://www.facebook.com/groups/270147343161057/