Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Новые подходы к вопросу происхождения северных саков – саха.

От автора: это текст из моего выступления на III Форуме гуманитарных наук “Великая Степь”. Этот крупнейший международный тюркологический научный форум прошёл в июне 2018 г. в г. Астане. Более подробно с новыми материалами по происхождению и истории саха можно ознакомиться в книгах “Тайная история саха” (на русском языке) и “Саха кэпсэбэт кистэлэнгэ” (на якутском языке). Книги можно заказать по электронной почте nicaf@mail.ru и по ватцапу 89142872517.

Кандидат исторических наук Афанасий Николаев (Республика Саха, г. Якутск).
1.12.2018 г.

Л.Н.Гумилёв писал, что саха (якуты) являются реликтовым, древним этносом. В связи с этим возникают два вопроса – когда и где появляются северные саки – саха?
Существуют две основные версии происхождения северных саков – саха: южная, пришлая, и северная, автохтонная.
И архаичный характер духовной культуры саха, отраженный в героическом эпосе Олонхо, и особенности материальной, скотоводческой культуры саха, и последние данные климатологов, археологов и генетиков свидетельствуют о том, что северные саки-саха являются коренным народом Якутии.
15-20 тыс. лет назад на территории современной Якутии наблюдалось резкое потепление, что отразилось в исторической памяти, языке древних северных саков – саха (слова «баабыр» (тигр), «тэбиэн» (верблюд), «хахай» (лев), «хой» (баран)).
Одновременно с потеплением в Якутии примерно 20 тысяч лет назад на Земле наблюдалась кульминация последнего оледенения. В это время и большая часть Евразии и Америки оказались погребены льдом.
В этой связи мы предполагаем, что одним из мест, где была прародина современного человечества является территория современной Якутии.
Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите. Наиболее древний археологический памятник Якутии, стоянка Диринг-Юрях, в среднем течении реки Лены, которому от 1.6 до 2.5 млн. лет [1].
Эпоха мезолита в Якутии представлена сумнагинской археологической культурой (10,5 – 6,2 тыс. лет до н. э.). Неолит Якутии делится на три этапа: Сыалахская культура (6,2 – 5,3 тыс. лет до н. э.); Белькачинская культура (5,3 – 4,5 тыс. лет до н. э.); Ымыяхтахская культура (4,5 – 3,5 тыс. лет до н. э.).
Ключевой вопрос, возникающий при этом – кем были потомки представителей древних археологических культур Якутии?
Известный археолог, доктор исторических наук С.И.Федосеева, подводя итоги работы Приленской археологической экспедиции писала: «Теперь можно предположить, что на протяжении всего плейстоцена (2,5 млн. – 10,5 тыс. лет назад) население Якутии развивалось в основном автохтонно, в отдельные этапы оно мигрировало на юг до р. Хуанхэ и на северо-восток – к Берингии, а через нее – в Америку. Часть человеческих популяций вытеснялась пришлыми с юга в Америку и в голоцене. Эта миграция связана с популяциями сумнагинской, белькачинской и ымыяхтахской культур» [2].
Диринг-юряхская краниологическая серия при сравнении ее с краниологическими сериями современных народов Восточной Сибири обнаруживается наибольшее сходство с представителями центрально-азиатской расы, а среди них с якутами [3].
Отличительная особенность северных саков-саха это наличие производящего, скотоводческого хозяйства в условиях Крайнего Севера. Другие коренные народы Якутии, ни тунгусо-маньчжуры, ни палеоазиаты отличаются присваивающим типом хозяйства основанным на оленеводстве в сочетании с охотой и рыбалкой.
Поэтому одним из основных доказательств местного, автохтонного происхождения северных саков – саха является наличие на территории Якутии древних домашних пород скота. Одомашнивание скота не происходит само по себе и является длительным процессом и растягивается на тысячелетия.
Ещё в 1891 г. известный исследователь Севера И.Д.Черский высказал предположение, что ископаемая якутская позднеплейстоценовая лошадь не вымерла, и позднее её потомки были приручены.
Позднее доктор биологических наук П.А.Лазарев изучив останки “Селериканская лошадь”, погибшей 37 тысяч лет назад и найденной в 1968 году в шахте одного из предприятий комбината “Индигирзолото” с современными якутскими лошадьми пришёл к выводу, что современная домашняя порода якутской лошади происходит от поздненеоплейстоценовой ленской лошади [4].
Связующим звеном между «Селериканской лошадью» возрастом 37 тысяч лет и современной лошадью является лошадь, которая хранится в музее Института геологии СО РАН возрастом 2300 лет. Она была обнаружена в 1976 году оленеводом К.К.Слепцовым на берегу озера Мойчоон в Аллайховском районе. Наличие этой лошади свидетельствует, что якутская лошадь пережила природную катастрофу, произошедшую 10 тысяч лет назад, которая привела к гибели древних животных Якутии эпохи мамонтов [5].
О раннем приручении лошадей жителями Якутии свидетельствуют и данные археологических исследований. В частности, в I томе “Истории Якутской АССР» А. П. Окладникова в табл. 16 содержатся наскальные изображения домашних лошадей в загоне. Они обнаружены на Ленских писаницах и датируются эпохой неолита (6,2 – 3,5 тыс. лет до н. э.) [6].
Экономика древних северных саков – саха, основанная на скотоводстве, опиралась также на развитую металлургию. Уже в I тыс. до н.э. на территории современной Якутии перешли к обработке металла.
Раннее развитие металлургии нашло отражение и в эпическом наследии саха. Известный якутский учёный, филолог Н.К.Антонов писал: «Возникновение якутских металлургических терминов, а следовательно, и самой якутской металлургии, относится к древнейшим временам» [7].
В Ленском бассейне Якутии железо не только обрабатывалось, но и выплавлялось из местных железных руд. Археолог И.В.Константинов, исследуя «культуру малых домов», датируемой ХV-ХVI вв., нашел большие куски железного шлака, следы местной металлургии [8].
Высокий уровень развития металлургии и кузнечного дела у саха был засвидетельствован и в русских письменных источниках. Якутский воевода Василия Пушкина в донесении царю 1646 г. писал: «.У иноземцев якутов их якуцкое дело железо есть самое доброе… лутче немецкого».
Историк В.Н. Татищев писал: «Якуты, по Лене живущие, все кузнецы. Каждый в своей юрте имеет горн и наковальню». В XIX в. по данным В. Л. Серошевского 40 тысяч семей северных саков – саха имели 10 тысяч пудов железных, серебряных и медных изделий.
Доктор исторических наук В.Н.Иванов писал: «В XVII в. из железа якуты изготовляли…: косу-горбушу, пальму или батыю, пешню, топор, куйах-броню, копья, наконечники стрел, котлы, пилу. Кроме того, материалом из железа якутские кузнецы обвязывали различные бытовые предметы и вещи» [9].
По нашей гипотезе, в связи со значительным изменением климата 10-12 тыс. лет назад, резким похолоданием на территории современной Якутии и потеплением в других регионах Евразии, отступлением ледника с Евразийского и Американского континентов начинается активная миграция древних северных саков – саха в трёх основных направлениях.
Во-первых, на территорию современной Сибири, затем на территорию Казахстана, Поволжья, Урала, далее Ирана, Передней Азии.
Во-вторых, на Американский континент через Берингию, древний перешеек, соединяющий Евразию и Америку.
В-третьих, в Центральную Азию, современную Монголию и Северный Китай и далее до Тибета и Индии.
Таким образом, древние северные саки – саха стали предками индейцев Америки, древних ариев, шумеров, центральноазиатских хунну. И именно это обстоятельство обусловило генетическое сходство саха, американских индейцев, шумеров, хунну, древних ариев, значительную близость их материальной и духовной культуры.
Иммуногенетик, профессор В.В.Фефелова в ходе своих исследований выяснила, что в крови современных саха содержится 29,1 % крови древних ариев. Это практически идентично с показателями содержания арийской крови у современных хинди. Для сравнения, в крови германцев имеется 16,1 % арийской крови, у русских – 10 % [10].
Между тем, вопросы прародины, происхождения ариев в исторической науке до сих пор остаются дискуссионными.
О наличии в составе современных саха связей с древними ариями свидетельствуют и археологические материалы, и данные мифологии северных саков – саха.
В древних могилах Якутии было найдено немало людей огромного роста от двух метров и выше, есть захоронения людей на боку, в эмбриональном положении, что характерно именно для древних ариев. Такое захоронение, например, нашли археологи под руководством якутского историка, профессора А. И. Гоголева в 1984 году на р. Амге, в местности Уорай.
И в Олонхо героическом эпосе древних северных саков -саха Олонхо, и в мифологии древних ариев схожие сюжеты и герои, модель мироздания.
Б.Г.Тилак в книге «Арктическая родина в Ведах», изданной в 1903 г., научно обосновал северное происхождение ариев на основе анализа древних индийских и иранских письменных памятников.
Он писал: «В Ригведе (X.89.2-4) бог Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью» и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки». Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на оси и движется, как колесо, то увидим, что эти движения можно наблюдать лишь на Северном полюсе».
Тилак также заметил, что в Ригведе (I.24.10) созвездие Большой Медведицы описывается как высоко стоящее, что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области.
Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, широко распространено в древнеиндиндийской литературе. Гора Меру признается астрономами земным Северным полюсом.
Большое количество гимнов Ригведы посвящено богине утренней зари — Ушас. В них говорится, что заря длится очень долго, что зорь много и они движутся по горизонту. Это похоже на описание природно-климатических условий приполярных областей.
Тилак отмечал, что большое количество гимнов Ригведы посвящено описанию кромешной тьмы и длинной ночи (II.27.14; VII.67.2; X.124.I; II.2.2 и др.), что в Ригведе упоминается лишь 7 солнечных богов, что говорит о том, что на прародине древних ариев солнце светило лишь 7 месяцев.
В Ригведе также упоминаются появляющиеся и исчезающие (замерзающие) воды, океан и лодки.
О суровом климате индоевропейской прародины, как отмечал Тилак, свидетельствует и древняя «Авеста»: «120. И четырёх ей создал Ахура жеребцов, те кони — Дождь, и Ветер, и Облако, и Град. Они ей постоянно льют влагу, … поят её росою, числом неисчислимым, ей сыплят снег и град… 129. Бобровую накидку надела Ардви-Сура из шкур трехсот бобрих» [11].
Существуют значительные сходства в материальной и духовной культуре северных саков – саха и индейцев Америки. Индейцы Америки, например, сиу, дакота и майя, поклонялись Солнцу, верили в духов Неба, Земли и Нижнего мира, почитали Священные Деревья, праздновали день летнего солнцестояния (22-23 июня).
По мнению филологов, язык американских индейцев сиу относится к урало- алтайскому семейству языков. Об этом свидетельствуют, например, такие слова, как “тойон” (по якутски “господин“), “кун” (по якутски “солнце“), “иньэ” (по якутски “мать“), “ис” (по якутски “пей“), “икки” (по якутски «два»), “бил” (по якутски «знай»), “тур” (по якутски «вставай») и т.д.
Также имеются интересные данные, свидетельствующие о родственных связях между шумерами, которые считаются древнейшим народом мира, и древними северными саками – саха.
Известно, что 3300 лет до н.э. на юг Месопотамии из Центральной Азии пришли первые шумерские племена. Происхождение шумеров, их точная прародина до сих пор неизвестны. По нашей версии, предки шумеров могли быть потомками древних северных саков – саха, мигрировавших в Переднюю Азию через Иран.
Известный российский ученый А. Г. Кифишин отмечал, что протошумерская культура и язык сформировались “в регионе от Алтая до Байкала, и от Байкала до Алдана”. Он считает, что писаницы (петроглифы) на скалах рек – Лены, Селенги и Алдана (гора Суон Тиит) принадлежат протошумерам [12].
У протошумеров и северных саков – саха наблюдается значительное сходство, во-первых, по языку, во-вторых, по религиозным представлениям, в-третьих, по мифологическим сюжетам, отражённым в эпосе. Сам этноним «шумеры», на языке саха «суумэрдэр», буквально означает слова «лучший, отборный, сборный».
Шумеры поклонялись Небу-дингир и Солнцу. “Дингир” – это “Тенгри” на тюркских языках, “Тангара” на языке саха. У шумеров, как и у северных саков – саха, в мифологии имеются образы Мирового Дерева, деление мира на три части, наличие Нижнего мира нечистых духов, “абзы” (“абаасы” на языке саха).
Саки и хунну стали прародителями и западных гуннов, ставших катализаторами великого переселения народов в Европе и древних тюрков, основателей великих империй Центральной Азии, и древних японцев, основателей государства Ямато.
Подробное исследование о происхождении тюрков, рода Ашина провел синолог С.П. Гущин. Он отмечает, что из легенды о происхождении Ашина мы знаем, что «предки тукюе происходят из владетельного Дома Со, обитавшего от хуннов на север».
Название племён саков по-китайски звучит как – «сохэ» 索诃, что совпадает с иероглифами про «владетельный дом Со» 索國. Для проверки можно обратиться к Китайскому толковому словарю, где дано диалектное прочтение иероглифа «сохэ» в форме «saak» 索. Также в китайских фонетических базах иероглиф 索 = sāk/sâk указан в старом его прочтении.
По мнению С.П.Гущина, «владетельный дом Со», указанный в качестве предков дома Ашина необходимо понимать, как «Сакскую Землю» где-то севернее хунну… т.е. Алтай, Пазырыкские курганы и плоскогорье Укок” [13].
О тесной связи, преемственности хунну и тюрков свидетельствуют и данные филологов. Предполагаемое время и место возникновения тюркского праязыка – это территория между нынешним Ордосом и Южным Саяно- Алтаем в период с конца I тыс. до н. э. до первых веков н. э. Это было до разделения языка прототюрков на булгарскую и общетюркскую ветви, но после выделения из праалтайского, уже отдельного от монгольского и тунгусо-маньчжурского языковых состояний.
Между тем именно в период с III в. д.н.э. до III в. н.э. между Ордосом и Южным Саяно – Алтаем происходит становление и развитие великой державы хуннских шаньюев, соперницы Ханьского Китая в борьбе за гегемонию в Восточной Азии.
Последние исследования генетиков Йельского университета США о том, что родина предков крупнейших народов Восточной Азии, китайцев, японцев и корейцев находится на территории современной Якутии также подтверждают нашу гипотезу происхождения современных народов мира от северных саков-саха [14].
Создатели раннеяпонского государства Ямато в IV – VI вв. н. э. были кочевниками, потомками хуннов.
Носители культуры яёи (III в. до н. э. – III в. н. э.) положили начало первым государственным союзам протояпонцев и составили основу японской нации. Носители культуры яёи состояли из 3 компонентов, древнекорейского, древнекитайского и хуннского.
Однако у древнеяпонского языка не обнаружено генетической связи ни с древнекитайским, ни с древнекорейским языками. Таким образом, древнеяпонский язык складывался именно на основе хуннского.
Данные филологов подтверждаются и данными историков.
В 181 г. н. э. держава хунну распадается на части. В конце II в. н. э. часть уцелевших от разгрома и ассимиляции хунну откочевывают на запад, и становятся гуннами.
Л. Н. Гумилев сообщает, что к III в. н.э. оставшиеся в Центральной Азии хунну распадаются на 4 группы: северных хунну, ушедших в Сибирь; западных хунну – юебань, ушедших в Среднюю Азию; монгольских хунно-сяньби в Халхе, современной Монголии; китаизированных сённу/сюнну, которые к V в. растворяются в ханьцах (китайцах) [15].
В этой связи мы предполагаем, что часть хунну в середине IV в. н. э. во главе с Мимаки – Ири – Бико, вторглись в Южную Корею (Пэкче), и начали завоевание Японских островов.
Это произошло в эпоху Кофун (III – VI вв. н. э.). В это время в Японии возникает первое государство Ямато.
В истории завоевания Японских островов в эпоху Кофун китайский компонент не прослеживается. Это подтверждают и исследования японских историков. Гипотеза о завоевании Хонсю народом – всадником археологически аргументируется японским исследователем Эгами Намио [16].
Погребальный инвентарь позднего курганного периода Японии существенно отличался от раннекурганного. С V в. это типичное захоронение военачальника со всеми атрибутами. В этих курганах обнаружены железные латы, мечи, луки, наконечники стрел.
Отечественный исследователь С.И. Вайнштейн писал: “Именно в IV-V в.н.э. в низовьях Янцзы, в горных долинах Кореи и на Японских островах, в разных точках азиатской ойкумены, на фресках, погребальной пластике и сосудах появляются изображения всадников…» [16].
С IV в. в Японии начинают появляться огромные насыпные курганы-могильники. Погребальный инвентарь идентичен тюркским курганам.
Японцы по языку относятся к алтайской языковой группе, а их древняя религия – синтоизм – является восточным ответвлением тенгрианства. В основе ее лежит культ почитания предков. В ней чётко прослеживается связь древней религии японцев с религией кочевых народов Центральной Азии.
Н.Н.Лисовой писал: “Происхождение наскальных изображений Японии определенно связано с континентом – в частности сибирскими писаницами. Наскальные изображения оленя чрезвычайно похожи на культовые, тотемные рисунки народов Сибири” [17].
Раскопки курганов культуры Ямато свидетельствуют, что “японские скифы”, по определению Н. Н. Лисового, “имели утонченную культуру, которую характеризовали мастерство в изготовлении сверкающих доспехов, бронзового и железного оружия, конских сёдел и сбруй, сравнимых с аналогами степей Евразии”[18].
Причудливо изогнутые кровли японских храмов восходят к формам древних ханских шатров народов Центральной Азии.
На рисунке японской лаковой чашечки эпохи Нара, обнаруженной в сокровищнице Сёсин (конец VII в. – начало VIII в.н.э.) отчётливо видна решетка типичной тюркской юрты, с внешней стороны покрытой циновками.
Стоит отметить еще одну параллель – схожесть знамен тюрков и японцев и военной идеологии. Японский кодекс чести самурая «Бусидо» («путь воина») имеет прямые аналогии с подобными этическими представлениями древних степных народов Центральной Азии.
И древние тюрки, и древние японцы вели постоянные войны с китайской империей. Идеологии Китая (буддизм, конфуцианство), тюрки и японцы противопоставляли собственную идеологическую систему.
Синтоизм в III-IV вв. н.э. сформировал в Японии идейно- художественный комплекс. Он был доминирующим в эпоху складывания государства Ямато, сохранил свои позиции в период проникновения буддизма и дошёл до наших дней.
Мигрировали с территории современной Якутии в новые, более тёплые регионы Азии и Америки не все древние северные саки – саха. Значительная часть их осталась на своей исторической родине – Якутии. Впоследствии именно эта часть древних северных саков – саха, вместе с теми, кто вернулся из странствий по миру на свою историческую родину, стала основой для формирования современного этноса саха.
В этой связи представляет интерес история возвращения в Якутию, на Среднюю Лену племени «соха» из Хакасии. Они проживали в VII веке в Хакасии в местности Сундуки, где стоит священная гора Кызыл с руническими письменами. После появления в Хакасии древних кыргызов и кровопролитных схваток с ними часть этого племени ушла на восток – к озеру Байкал. Их было 600 человек.
Потом половина «соха» поплыла по р. Лене на север, другая часть (300 человек) вернулась обратно. Их потомки, соха, живут в Хакасии до сих пор. Возможно, именно эта история нашла отражение в якутских легендах о появлении в долине Туймаада Эллэя-боотура и представителей племени канглы – хангалассцев.
По нашему мнению, территория современной Якутии, родина северных саков – саха являлась частью своеобразного «треугольника», колыбели древней степной цивилизации Азии: Алтай – р. Керулен (Монголия) – р. Лена (Якутия).
Несмотря на географическую удалённость, жители Якутии и в древности активно поддерживали связи с другими регионами Евразии. Об этом говорят находки археологов Якутии, кинжалы и мечи «скифского времени», эпохи бронзы и железа. Например, в устье р. Лены были недавно найдены синдо- меотские мечи и монеты VI в. до н. э., на р. Алдан – кинжалы эпохи бронзы [19].
Жители Якутии – древние северные саки – саха – в этой международной системе разделения труда выступали в роли поставщика своеобразной валюты того времени – пушнины, золота, серебра, железной руды, лошадей.
О роли Якутии как духовного центра древнего мира свидетельствуют факты наличия на её территории многочисленных древних храмов под открытым небом и рунических писем на скалах, разных зданиях и предметах утвари. Не случайно, основоположник древнекитайский цивилизации, мыслитель, философ Конфуций когда-то сказал, что символы и знаки управляют миром.
До сих пор последователи древнейшей мировой религии, буддизма совершают паломничество в Якутию, на полюс Холода, горы Оймякона и совершают в определённое время обряды поклонения в древних храмах под открытым небом.
Как отмечают специалисты по рунической письменности руны найденные на территории Якутии древнее орхонских и должны читаться по другому.
Такие же руны, являющиеся сакральными знаками, были найдены у потомков древних ариев, скандинавов, ирландцев, немцев и славян. Например, самый древний и главный рунический знак древних ариев будет читаться на языке северных саков-саха, как «алгыз сока» («благословение сока (саха)»).
О рунических знаках и письменах в Якутии имеются исследования Г. Г. Левина, А. И. Кривошапкина (Айыына) и ряда других исследователей [20].
Ссылки.
1. Федосеева С.А. Итоги археологического изучения Якутии. Журнал «Наука и техника Якутии». 2004. № 1. С. 9.
2. Федосеева С.А. Итоги археологического изучения Якутии. Журнал «Наука и техника Якутии». 2004. № 1. С. 14.
3. Гохман И.И., Томтосова Л.Ф. Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юряха и Родинка. / Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992г., с. 115-117.
4.Лазарев П.А. Крупные млекопитающие антропогена Якутии :Филогенез, систематика, палеоэкология, фаунистические комплексы, тафономия, останкитема. Автореферат диссертации доктор биологических наук. 2005 г. Якутск. С. 3.
5.Лыхин Е.П. Край суровый и нежный. – Якутск: кн.изд-во, 1988.
6. Окладников А. П. История Якутской АССР. Якутия до присоединения к Русскому государству. I том. М., 1955.
7. Антонов Н.К. О якутских металлургических терминах // “Полярная звезда”. – № 6. – 1977. – С. 108-109.
8. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII в. (по материалам погребений). Якутск, 1971. 212 с.
9. Иванов В.Н. Кузнечное дело якутов ХУП в. // Якутский архив. Вып.3. – Якутск.-1966.- С.64-75.
10. Фефелова В.В. Предками якутов были арийцы. Красноярск, 2014. С.23.
11. Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах / Пер. с англ. Н. Р. Гусевой. М.: 2001. С. 22-28.
12. Кифишин А.Г., Кикешев Н.И. Десять синтоистских святилищ в Прибайкалье. Вестник Международного славянского института, 2005, № 9, 86-94.
13. Муратов Б.А., Суюнов Р.Р. Cаки-динлины, аорсы, Ашина и потомки кланов Дешти-Кипчака по данным ДНК-генеалогии//Proceedings of the Academy of DNA Genealogy Boston-Moscow-Tsukuba Volume 7, №8 August 2014, С.1198-1226. ISSN 1942-7484, C.1202-1203.
14. http://medicine.yale.edu/labs/kidd/www/NIJposter2012_Minihaps.pdf
15. Гумилёв Л.Н. Некоторые вопросы истории хуннов. Журнал “Вестник древней истории” 1960, No 4 (74).
16. Кабанов С.Е. История древней Японии. М., 1996. С. 27.
17. Искусство стран Востока. Москва, 1986. С. 276.
18. Искусство стран Востока. Москва, 1986. С. 277.
19. Макарова М. А., Осминина Е. С. По следам древних греков… в Арктике [Текст] // Исторические исследования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 131-136.
20. Андрей Кривошапкин – Айыҥа. Древние письменности народа саха. 10 января 2014 г. Сайт Международного фонда исследования тенгрианства; Левин Герасим Герасимович. «Была ли письменность у якутов (к вопросу о древне-руническом письме у народа саха)». Материалы Всероссийской интердисциплинарной научной конференции с международным участием «ВСАДНИКИ СЕВЕРНОЙ АЗИИ И РОЖДЕНИЕ ЭТНОСА: этногенез и этническая история саха». 25.20.2012 г.

Литература и источники.
1. Антонов Н.К. О якутских металлургических терминах // “Полярная звезда”. – № 6. – 1977. – С. 108-109.
2. Гохман И.И., Томтосова Л.Ф. Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юряха и Родинка. / Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992г., с. 115-117.
3. Гумилёв Л.Н. Некоторые вопросы истории хуннов. Журнал “Вестник древней истории” 1960, No 4 (74).
4. Иванов В.Н. Кузнечное дело якутов ХУП в. // Якутский архив. Вып.3. – Якутск.-1966.- С.64-75.
5. Искусство стран Востока. Москва, 1986.
6. Кабанов С.Е. История древней Японии. М., 1996.
7. Кифишин А.Г., Кикешев Н.И. Десять синтоистских святилищ в Прибайкалье. Вестник Международного славянского института, 2005, № 9, 86-94.
8. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII в. (по материалам погребений). Якутск, 1971.
9. Кривошапкин – Айыҥа А. Древние письменности народа саха. 10 января 2014 г. Сайт Международного фонда исследования тенгрианства.
10. Лазарев П.А. Крупные млекопитающие антропогена Якутии :Филогенез, систематика, палеоэкология, фаунистические комплексы, тафономия, останкитема. Автореферат диссертации доктор биологических наук. 2005 г. Якутск.
11. Левин Герасим Герасимович. «Была ли письменность у якутов (к вопросу о древне-руническом письме у народа саха)». Материалы Всероссийской интердисциплинарной научной конференции с международным участием «ВСАДНИКИ СЕВЕРНОЙ АЗИИ И РОЖДЕНИЕ ЭТНОСА: этногенез и этническая история саха». 25.20.2012 г.
12. Лыхин Е.П. Край суровый и нежный. – Якутск: кн.изд-во, 1988.
13. Макарова М. А., Осминина Е. С. По следам древних греков… в Арктике [Текст] // Исторические исследования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 131-136.
14. Муратов Б.А., Суюнов Р.Р. Cаки-динлины, аорсы, Ашина и потомки кланов Дешти-Кипчака по данным ДНК-генеалогии//Proceedings of the Academy of DNA Genealogy Boston-Moscow-Tsukuba Volume 7, №8 August 2014, С.1198-1226. ISSN 1942-7484, C.1202-1203.
15. Окладников А. П. История Якутской АССР. Якутия до присоединения к Русскому государству. I том. М., 1955.
16. Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах / Пер. с англ. Н. Р. Гусевой. М.: 2001.
17. Федосеева С.А. Итоги археологического изучения Якутии. Журнал «Наука и техника Якутии». 2004. № 1.
18. Фефелова В.В. Предками якутов были арийцы. Красноярск, 2014.
19.http://medicine.yale.edu/labs/kidd/www/NIJposter2012_Minihaps.pdf.

Источник: Материалы III Форума гуманитарных наук “Великая Степь” (Республика Казахстан, г. Астана). 2018 г. Июнь.

Оставить комментарий

Войти с помощью: