Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Тарифы за чужой счет.

Николай Посыпанко, старший консультант VYGON Consulting.
05.10.2018 г.
48 млрд рублей переплатят за электроэнергию российские потребители в интересах Дальнего Востока в следующем году.
Механизм межтерриториального субсидирования, разработанный для снижения тарифов в ДФО, стал предметом бурных дискуссий потребителей, «РусГидро» и профильных ведомств сразу после его запуска в 2017 году. Градус споров повысился в этом году – в период формирования новой программы модернизации дальневосточных теплоэлектростанций. Она предполагает, что за 1,4 гигаватта новых мощностей на Дальнем Востоке бизнес из других регионов России заплатит более 300 млрд руб. до 2035 г . Специально для EastRussia ситуацию анализирует старший консультант VYGON Consulting Николай Посыпанко.
С 2017 года потребители электроэнергии европейской части России, Урала и Сибири доплачивают за снижение тарифов для бизнеса ДФО. Доля в конечной цене на энергию для «запада» составляет около 1,5%, и эта наценка обеспечила почти 60 млрд тарифной поддержки Дальнего Востока в 2017 – 2018 гг. Снижение тарифов в ДФО составило в среднем 3,6 руб./кВтч, что по замыслу Правительства должно способствовать росту инвестиционной привлекательности и опережающему развитию макрорегиона.
Пока под субсидии попали технологически изолированные территориальные энергосистемы ДФО: такие как Камчатский край, Чукотка, Сахалин и Магаданская область. Поддержку получили также промышленные потребители Якутии, входящей в неценовую зону оптового рынка. Но если, например, в Приморском крае или Амурской области средний регулируемый тариф сложится на уровне выше среднероссийского, субсидия будет выплачиваться и этим регионам.
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…
Экономически обоснованные тарифы энергии на субсидируемых территориях, где практически нет альтернатив дизельной генерации и дорогому привозному топливу, могут превышать 100 руб./кВт*ч, а в среднем составляют около 20 руб./кВт*ч.
Такие уровни, очевидно, несовместимы с экономическим развитием, поскольку даже самое малое предприятие в 21 веке невозможно представить без потребления энергии и тепла. Льготы здесь выглядят оправданно, но реализация механизма субсидий вызывает вопросы.
Принятая конфигурация межтерриториальной субсидии не обеспечивает адресности, поддержку получают все потребители вне зависимости от доли затрат на энергию и от величины конечного тарифа. Только 13% субсидии (3,1 млрд руб.) в 2017 году направлено на снижение обоснованно высоких (7,3 –100 руб./кВт*ч) тарифов в изолированных районах до уровня 7,2 руб./кВт*ч. Именно это значение соответствует максимальной цене энергии в ценовых зонах ОРЭМ. Основная часть средств потрачена на снижение тарифов ниже уровня предельных цен в европейской части РФ.
Другим слабым местом механизма субсидирования является то, что тарифная поддержка дальневосточных территорий, хоть и носит целевой характер, но не вся доходит до конечных потребителей. Тарифы для бизнеса Дальнего Востока снизились единожды – в 2017 году, и с тех пор они растут общероссийскими темпами. Субсидия для ДФО в 2018 году увеличилась почти в 1,5 раза (с 24 до 35 млрд руб.), а в 2019 году может достичь 48 млрд. руб. (+37%).

Скачать (DOC, 96KB)


Увеличение субсидии обусловлено не динамикой энергопотребления, а, прежде всего, ростом затрат дальневосточных энергокомпаний. Так, например, Группа «РусГидро» только по итогам 2017 года увеличила затраты на покупку топлива на 15% (+7,4 млрд руб.).
Рост цен на топливо не всегда экономически обоснован, и УФАС отдельных регионов Дальнего Востока уже вынуждены возбуждать дела по подозрению в антирыночных сговорах на суммы в сотни миллионов рублей.
Другим направлением использования целевой субсидии оптового рынка стало пополнение региональных бюджетов. Субсидия ОРЭМ по факту позволила снизить нагрузку на региональные бюджеты на 8 млрд руб.

Скачать (DOC, 95KB)


Таким образом, в 2018 году не более 60% средств, собранных на ОРЭМ действительно пошло на снижение тарифов от уровней, действовавших до старта механизма поддержки.
НЕДОСТУПНЫЕ СЕТИ.
Целью механизма тарифных субсидий в ДФО заявлено повышение инвестиционной привлекательности региона. Но на практике временная тарифная льгота полезна прежде всего уже работающему бизнесу и региональным энергокомпаниям. Масштабным проектам строительства или расширения энергоемких производств более важны условия и сроки доступа к электросетевой инфраструктуре.
Для присоединения к централизованному электроснабжению бизнес сегодня вынужден либо самостоятельно строить сотни километров электрических сетей к запертым мощностям дальневосточных ГЭС, либо годы дожидаться включения необходимых ему линий электропередач в федеральные целевые программы. Технологическое присоединение может стоит до 50 тыс. руб./кВт*ч и занимать не менее 2–3 лет. При этом инвестиции действующих энергокомпаний, включая «РусГидро», направлены прежде всего в южные регионы Дальнего Востока, где инфраструктура более развита, а субсидии пока не требуются.
В таких условиях оправданным становится выбор автономного электроснабжения, а ведь именно развитие централизованной системы энергетики Дальнего Востока является ключом к снижению общей стоимости электроэнергии.
Для опережающего развития энергетики региона необходимо решить одновременно две задачи: привлечь частные инвестиции и снизить цены на энергоресурсы. На Дальнем Востоке это можно сделать, создав привлекательный механизм частно-государственного партнерства строительства инфраструктуры. Увеличение охвата электросетями колоссальных территорий ДФО позволит заместить часть дорогой дизельной выработки, использовать почти 1 ГВт невостребованных мощностей магаданских ГЭС и нарастить полезный отпуск энергии за счет доступного присоединения к сетям новых предприятий.
ТАРИФНЫЙ ФРОНТ.
Если на Дальнем Востоке тарифы на электрическую энергию полностью регулируются государством, то в остальной России действует конкурентная инфраструктура оптового рынка (ОРЭМ). Крупные генераторы и оптовые покупатели на ОРЭМ подают встречные заявки на продажу и покупку энергии и мощности, а цены формируются исходя из принципа равновесия спроса и предложения.
В такой конкурентной энергосистеме платеж для Дальнего Востока, хоть и является обязательным, но отдельными потребителями воспринимаются как нерыночная и несправедливая наценка. Поэтому эффективности механизма выравнивания тарифов и его прозрачности важно уделить особое внимание. Средства, которые можно аккумулировать за счет национального оптового рынка ограничены и должны не стимулировать местные энергокомпании раздувать затраты, а расходоваться адресно на эффективные и важнейшие для развития региона проекты, которые позволят снизить стоимость энергии. Только в таких условиях Дальний Восток из получателя субсидий может превратится в локомотив роста российской экономики.

Источник: сайт «Восток России».

Оставить комментарий

Войти с помощью: