Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

О социокультурных детских проектах общественной организации «Толко» («Судьба»).

От редакции: публикуемый ниже материал, посвящён деятельности по воспитанию подрастающего поколения наших коллег и друзей из общественной организации за здоровый образ жизни «Толко» («Судьба») Мегино-Кангаласского улуса
А.А.Холмогорова (Республика Саха, г. Якутск).
8.09.2018 г.

1.Образовательный форум для детей и молодежи «Мы – дети Солнца».
Солнце – могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо – ни человек, ни животное, не могли бы жить. Солнце ведет себя как «посредник» всей планетарной жизни и оно подлинно есть сердце солнечного планетарного мира. Солнцепоклонничество в свое время было действительно планетарной культурой, распространённой в большинстве стран мира. Обожествление солнца и поклонение ему было для каждого человека первой и наиболее естественной формой выражения внутреннего чувства.
Мы все едины, мы все связаны, и все мы живем на одной и той же планете, поэтому мы, взрослые, ощущение этой энергии должны передать молодому поколению. В июне солнце сигнализирует о астрологическом начале лета. Солнцесточные дни приводят к энергетическому сдвигу. В эти дни народ саха (якуты) проводит национальный праздник Ысыах (Изобилие), который связан с культом солнечных божеств, плодородия.
Сегодня волна алкрголизма, наркомании, порнографии захлестнула нашу молодежь. Практически повсеместно внутренний потенциал людей угнетается и не развивается. У молодежи это приводит к разрушительному поведению, к стремлению убежать от реальной жизни.
Возникает порочный круг: недоразвитость приводит к неправильному поведению и блокирует развитие. В результате мы получаем постоянное социальное подавление, экономический кризис, культурную нетерпимость, криминал и игнорирование проблем окружающей среды.
Ведь у молодежи все впереди, перед ними распахнут весь полный мир. Планетарная культура единства в могоообразии может помочь сегодняшним поколениям преодолеть разобщенную и, по сути, неустойчивую доминирующую культуру современного мира.
Мы полагаем, что будущая планетарная культура может основываться на следующих принципах: этика любви и уважения к ближнему, взаимовыручка и поручительство, толерантность и уважение к культуре и обычаям другого.
Планетарными аспектами традиционной культуры народа саха является система отношений с живой природой, понятия о человеке, цели и ценности его, понятия о тонких структурах души в соответствии с космогоническими законами, соблюдение которой есть необходимое условие гармонизации социоприродных отношений.
По традиционному календарю саха июнь месяц обозначает Божества Солнца (Юрюн Аар Тойон) – месяц, который дает человеку главную жизненную энергию, силу дарования.
27 июня 2018 г. в этнокультурном комплексе общественной организации «Толко» («Судьба») около п. Нижний Бестях Мегино –Кангаласского района был организован летний образовательный форум для детей и молодежи «Мы – дети Солнца».
Цель форума: нравственное, гармоничное развитие подрастающего поколения путем установления истинной гармонии человека с Землей и Солнцем.
Задачи форума: воспитание истинного патриота своей родины России и матери природы; развитие экологической культуры; привитие детям уважение к обычаям и традициям своего народа.
Для реализации этого проекта была создана рабочая группа под руководством председателя Правления общественной организации за ЗОЖ «Судьба» Румянцева И.И. В рабочую группу вошли Холмогорова А.А. – руководитель и координатор форума «Дети Солнца»; Ворогушин Д.Д. – руководитель соревнования для мальчиков «Игры Боотуров»; Семенова А.Д. – руководитель конкурса для девочек «Незабудки»; студенты Сергучев О.С., студент 1 курса института языков и культуры народов РФ СВФУ имени М.К.Аммосова, Желобцов В.В., студент 3 курса физической культуры ФГБОУ ВПО «ЧГИФКИС», воспитанники школы «Судьба», ныне воспитатели нашего лагеря.
Парность мужчины и женщины является непреложным условием жизни на Севере. Выдающийся российский этнопедагог Г. Н. Волков, изучивший этно-педагогические принципы более ста народов России, Европы и Азии, пришел к выводу о необходимости учета парности в современной обществе. Парность в отношениях «мужчина-женщина», «человек-общество» заложена в этнопедагогических воззрениях народов, ведущих природосообразную жизнь.
В форуме проводили соревнование для мальчиков «Игры боотуров» и для девочек конкурс «Незабудки».
Почетными гостями были:
– Захаров К.А. – начальник управления по молодежной политике МР «Мегино – Кангаласский улус»;
– Николаев А.А. – кандидат исторических наук;
– Максимов Ф.Н. – народный мастер, кузнец;
– Шарина М.М. – руководитель общественного движения «Алаас ыала»;
– Филиппов С.Н. – руководитель совета отцов Мегино-Кангаласского улуса;
– Николаева С.Б. – культуролог;
– Иванова А.М. – журналист, этнопедагог.
По обычаю саха форум открылся с традиционного обряда поклонению высшим божествам Солнца и добрым земным духам. Обряд провёл собиратель фольклора, этнопедагог, культуролог Ворогушин Д.Д.
В торжественной части форума по обычаю народа саха повязали трем мальчикам по ученических и мастерских степеней. Начинающему Дойдукову Д. повязали кушак, ученику Ноговицыну Н. ремень из конских волос и мастерам Желобцову В.и Сергучеву О. – воспитателям лагеря «Судьба» – именные пояса.
Соревнование ”Боотур Омооно” (Игры Богатырей) – этот проект исходит от понятия, что природа сама по себе является обьектом и субьектом воспитания детей. Народные традиции и обычаи являются основными факторами воспитания детей. Игры ”Боотур Омооно” исходят от древних соревнований ”Игры Боотуров”. Это слова имеет сразу четыре перевода с якутского языка: ”ловкость”, ”быстрота”, ”сила” и ”выносливость”.
В прошлом у саха всех мальчиков уже с трехлетнего возраста обучали стрелять из лука, владеть копьем и мечом, бороться, ездить на лошади. Быстрые и ловкие люди лучше других справлялись с домашним хозяйством, держали скот, были хорошими воинами и охотниками. “Быстроногим воинам» посвящено немало страниц героического эпоса Олоҥхо. В современной жизни игры ”Боотур Омооно” помогают в формировании спортивного и здорового образа жизни мальчиков, воспитывают волю, характер.
Основным направлением является воспитание будущих мужчин, на традициях народного воспитания предков о гармоничной взаимосвязанности человека с природой, о необходимости бережного отношения к природе и окружающим. В игры «Боотур Омооно” по положению участвовали мальчики, учащиеся 5-7 классов. В этом году в соревнованиях приняли участие мальчики из Мегино-Кангаласского, Хангаласского улусов и г. Якутска.
Правила игры «Боотур Омооно»:
• “Көтөх ынаҕыт уруорууга”;
• Хапсагай;
• Бросок копьем;
• Эстафета: бег, прыжки через нарты, бросок «горячего угля» (мячом), стрельба из лука.
Мальчики, приехавшие участвовать в играх «Боотур Омооно», все они показали свою ловкость, быстроту и умение быстро думать, как настоящие мужчины.
На соревновании приняли 3 команды по 5 мальчиков: «Орлы» Хангаласского улуса; «Смельчаки» Мегино – Кангалаского улуса; «Боотуры» г. Якутска.
Номинанты соревнования:
1. Дойдуков Дьулустаан, 5 кл., г.Якутск;
2. Мохначевский Айтал,7 кл, п. Мегино_Кангаласский улус;
3. Мохначевский Николай, 7 кл., Мегино_Кангаласский улус;
4. Ноговицын Виктор, 6 кл., Мегино_Кангаласский улус п.;
5. Платонов Тускул, 7 кл, Хангаласский улус;
6. Васильев Илья, 7 кл, Хангаласский улус;
7. Скрябин Владимир, 6 кл, г. Якутск;
8. Петров Айархаан, 6 кл, г.Якутск.
Победители были награждены кубками, дипломами и ценными подарками.
Конкурс «Сир Симэҕэ» (Незабудки) проводился для девочек среднего школьного возраста. В народной педагогике немалая роль отводилась практическому использованию воспитательного потенциала устного народного творчества: сказок, загадок, пословиц и поговорок. Есть такая традиция – мать обучала ребенка к общению и обхождению, принимала мелких, но нужных решений, вытекающих из повседневных забот. Отношение детей с матерью оставались на всю жизнь нежными, а с отцом официальными. В целях воспитания будущей старательной, заботливой, нежной, хранительницы семейного очага по программе форума проводили конкурс для девочек «Незабудка». Конкурс состоялся из 5-ти этапов:
– Визитка по видам фольклора (осуохай, скороговорка, басни);
– “Длинная коса – девичья краса”;
– соревнование по национальному виду спорта “Быстрая нога”;
– сервировка стола и прием гостей из национальных блюд;
– соревнование по бегу на короткой дистанции.
Приняли участие 4 девочек:
1. Александрова Анжелика, п. Россолода;
2. Иванова Айыына, п. Павловск;
3. Колесова Анна, п. Хаптагай;
4. Семенова Сардаана, с. Бютейдях.
По итогам этих этапов первое место заняла Семенова Сардаана, а остальным участницам прсвоены номинации.
В результате реализации проекта “Мы – дети солнца” мы планируем отработать работающую базовую модель патриотического воспитания подрастающего поколения используя ноосферный, культурологический, народный, этнопедагогический подходы и форма гендерного воспитания подрастающего поколения.

2. Летний духовно-оздоровительный лагерь «Судьба»

Общественная организация за ЗОЖ «Толко» («Судьба») была создана с целью пропаганды здорового образа жизни, сохранения нравственных, моральных устоев общества и воспитания подрастающего поколения.
На основе семейной этнопедагогики саха в 2011 году в нашей общественной организация была разработана образовательная программа «Судьба», включающая в себя спортивные, творческие занятия и активный отдых детей и молодёжи.
Руководителями этой образовательной программы «Судьба» являются Румянцев И.И (председатель Правления ОО за ЗОЖ «Судьба»), этнопедагоги и фольклористы Ворогушин Д.Д., Холмогорова А.А.
Программа летнего детского лагеря «Судьба» разработана по методическим материалам гендерного воспитания отечественных педагогов, психологов, народной педагогики саха. Программа рассчитана для мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста. Именно на этот возраст большое влияние на детей оказывают педагоги, родители и общество, окружающая среда.
Целью работы образовательного лагеря «Судьба» является сохранение единого культурно-духовного пространства, возрождение, развитие и распространение культурного наследия народа саха, основанного реализации творческих проектов, которые являются составной частью возрождения народной педагогики.
Программа «Судьба» ведет системную работу, чтобы привлечь детей и молодежь к ЗОЖ, к возрождению традиционного спорта, интереса к обычаям и традициям народа саха, которая способствует к экологической культуре, к использованию народной педагогики, традиций и обрядов.
Сутью программы лагеря является организация летнего отдыха мальчиков, основанных на объединении образовательных, спортивных и развлекательных практик традиционного воспитания – этнопедагогики.
Основополагающим стержнем программы является воспитание будущих граждан РФ на традициях народного воспитания предков о взаимосвязанности человека и природы, о необходимости бережного отношения к природе и окружающим.
В 2018 г. в детском летнем лагере «Судьба» побывали 18 детей: 13 мальчиков, 5 девочек. Из них полные – 8 семей, неполные -9, опекунство – 1. Малообеспеченные – 11 семей; многодетные и малообеспеченные – 4 семей, обеспеченные – 3 семьи.
Начальник лагеря: Румянцев Иван Иванович, председатель ОО за ЗОЖ «Судьба»;
Педагоги-воспитатели:
1. Холмогорова Анна Андреевна, руководитель проекта, этнопедагог;
2. Желобцов Владимир, студент физической культуры ГЧИФКиС;
3. Сергучев Олег, студент кафедры якутского языка СВФУ им М.К. Аммосова.

Дата работы лагеря «Судьба»: с 1 по 21 июля 2018 год;
Место работы: РС (Я), Мегино-Каналасский район, п. Техтюр.

В лагере создавались условия для проявления учащимися инициативы, формирования навыков самоуправления, самоорганизации, самообслуживания, стремления к социально-значимой деятельности, что в конечном результате позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности.
Цель лагеря: создать благоприятные условия для личностного развития и укрепления здоровья детей младшего и среднего школьного возраста.
Основные средства достижений поставленных целей:
• санитарно-просветительская работа;
• физическое и духовное воспитание детей на основе традиционной культуры ;
• рациональное питание; природно-климатические факторы;
• научить детей активно участвовать в разнообразные виды спортивной, духовной и творческой деятельности, в коллективных творческих делах лагеря.
Задачи лагеря:
1. Создать атмосферу успеха для каждого подростка, научить детей верить в себя, в свои силы, обрести навыки культурного общения;
2. Изучение природу родного края;
3. Создать условия для физического совершенствования и развития детей, закаливания укрепления здоровья, организации правильного питания;
4. Создать условия для активного и насыщенного интересными соревнованиями отдыха, развитие способностей детей, навыков культурной организации свободного времени;
Познавательные, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные, военно-патриотические воспитательные направления лагеря систематизировались в едином методическом разработке по следующим мероприятиям:
• обучение экологической культуре, традициям, обрядам;
• разработка стандартов желаемых и необходимых истинно мужских качеств и женских качеств;
• изучение окружающей флоры и фауны;
• изучение истории родного края;
• совершенствование физического и нравственного воспитания мальчиков на занятиях «Кузнечное дело», «Закаливание»;
• подготовка молодежных лидеров организаторов деятельности общественных объединений на современном этапе развития общества;
• сохранение и улучшение физического, эмоционально-психологического и нравственного здоровья детей через занятия по родному языку и физическим упражнениям «Движение Алаас (Поляны)»;
• утренняя зарядка по системе движений «3 мира – Гармония» (9 животворящих движений, основанной на подражании поведения животного мира из эпоса олонхо по методиким школы “Кут-Сур”)
• ознакомление с произведениями с поэтами и писателями России;
• ознакомление, чтение по памяти;
• пробуждение природных задатков через творческий труд, беседы, обсуждения, занятия;
• спортивные состязания, игры предков – как форма привития и воспитания морали поведений мужчин и женщин;
• привитие навыков наблюдения за явлениями окружающей природы и входить в состояние единения с природой;
• изучение историко – культурного наследия, связанное с фольклором «Святые места»;
• очистка территории священно-прекрасных и исторических земель:руки Суола, монумента Победы, берег реки Лена;
• ознакомление с фермерским хозяйством по коневодству и животноводсту, молодым фермером, воспитанником лагеря «Судьба» Дьулустаана Говорова.

Итог работы лагеря:
– Собраны и изучены аспекты избранных проблем психолого¬педагогических и методических источников;
– Изучили особенностей традиционной культуры в воспитании детей;
В основу воспитания девочек главную роль сыграли, как неожиданно, мужчины-воспитатели. Разработан индивидуальный план работы с девочками и с мальчиками. Налажен индивидуальный подход с родителями.
Работа лагеря предполагает, что воспитание детей будет более эффективным, если в педагогической работе будут использованы социально-культурные технологии, основанной на традиционной культуре народа саха.
Радует то, что в работе лагеря приложили свою силу, идею наши воспитанники студенты – практиканты Владимир Желобцов (ЧИФКиС), Олег Сергучев (СВФУ). В перспективе планируем совместную работу с крестьянским хозяйством Дьулустаном Говоровым.
Наработанный опыт показал, что пропаганда здорового образа жизни, приобщение к спорту и физической культуре, к национальной культуре, духовным богатствам народа, проявление интереса к народным традициям и обычаям, помогает нравственному и патриотическому воспитанию здорового поколения России.

Оставить комментарий

Войти с помощью: