
Якутия – образ будущего. Часть 1. Будущее Якутска.
Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».
Кандидат исторических наук,
сопредседатель РООО «ИЛИН» Афанасий Николаев
(Республика Саха, г. Якутск).
8 сентября 2018 г.
Выдающийся российский учёный, заместитель директора Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН Г.Г. Малинецкий в своём выступлении на Совете по культуре Совета Федерации России 04.02.2011 г. сказал: «Ядром культуры являются смыслы, ценности, образ будущего, тип жизнеустройства нашей уникальной, самодостаточной цивилизации – мира России. Это гораздо шире «культуры, как отрасли». Если XIX век был веком геополитики, ХХ – веком геоэкономики, то XXI веку, вероятно, суждено стать веком геокультуры. Опыт новейшей истории показывает, что танки, новейшие беспилотные аппараты и огромные финансовые потоки не могут сломить народ, отстаивающий свой цивилизационный выбор. Именно в пространстве ценностей, образов будущего происходит соперничество и борьба в современном мире».
1 марта 2018 г. Президент России В.В.Путин в своём программном Послании к Федеральному Собранию РФ также отметил глобальные изменения в современном мире и необходимость прорывного, ускоренного развития России.
Сквозь призму размышлений Г.Г.Малинецкого о геокультуре, борьбе в пространстве ценностей и образов будущего и программного Послания Президента России В.В.Путина, на мой взгляд, необходимо рассматривать все происходящие вокруг события, в том числе и предстоящие выборы главы Республики Саха (Якутия) и главы г. Якутска 9 сентября 2018 г.
Первая часть цикла статей о будущем нашей республики и г. Якутска будет посвящена анализу перспектив развития г. Якутска.
1.Современный Якутск.
Один из разработчиков Стратегии развития г. Якутска до 2032 г., директор экспертно-консалтингового центра ФЭИ О.Д.Романова в 2012 г отметила: «Развитие города до 2032 года будут определять в основном три фактора: это динамика численности населения, которое неуклонно растет, состояние инфраструктуры города, ее качество, строительство моста через реку Лена, а также общее положение экономики и социальной сферы не только города и Республики, но и в целом Дальнего Востока и Байкальского региона России… Ключевыми проблемами города являются низкий уровень благоустройства и износ инженерно-технических инфраструктур, которые сказываются на качестве очистки воды, заболачивании территории, отсутствии ливневой канализации, уровне загрязнения, превышающем в 3-4 раза средний уровень по региону, и плохом состоянии дорог… К 2032 году полностью выйдут из нормативного срока, который составляет 50 лет эксплуатации, кирпичные дома, дома КПД, где проживает около 20% населения… Еще одной проблемой Якутска является дефицит пространства для развития экономики и инфраструктуры города и неуправляемый эмиграционный прирост населения. По ее оценкам, в данное время в городе Якутске проживает 1/3 населения республики. Только за период с 1990 по 2012 гг. население увеличилось на 45,2%… И в тоже время за последние 20 лет территория города существенно не увеличивалась. Площадь пригодной для строительства земли долины Туймаада составляет примерно 48 тыс. га. Из них около 30% уже освоено под градостроительные нужды города и пригородных поселков. А остальные 70% отведены под дачные участки или определены для нужд сельскохозяйственного использования… Также Якутск характеризуется слабой экономической базой и дисбалансом на рынке труда. Когда людям либо сложно найти работу, либо имеющиеся вакансии не отвечают их ожиданиям или квалификации. Эта проблема актуальна для 58% населения, также как и низкие денежные доходы… Для 1/3 горожан (это 34%) жизнь в городе является вопросом выживания от зарплаты до зарплаты. 24% городского населения имеют доход до 20 тысяч рублей, который на сегодняшний день является порогом бедности. 1/3 горожан не имеет собственного жилья, они арендуют или живут у родственников. Город Якутск страдает от нехватки инвестиционных финансовых ресурсов для развития экономики».
Основная особенность современного г. Якутска это перенаселённость и ограниченность территории.
При территории всего в 3.4 тыс. кв.км. в Якутске по данным статистики проживало на 1 января 2018 г. более 311 тысяч человек. Фактически в Якутске проживает более 350 тысяч человек. Таким образом, плотность населения Якутска составляет более 100 человек на 1 кв.км. И это при средней плотности населения республики в 0.3 человека на 1 кв.км. Таким образом, плотность населения в Якутске превышает этот показатель по республике в целом в 330 с лишним раз.
По сравнению с 1991 г. официальная численность населения г. Якутска увеличилась на 61 %, с 191 тыс.человек до 311 тыс.чел. И это при том, что по генплану развития Якутска советского времени вся инфраструктура города была расчитана на численность в 150-200 тыс. чел. Рост численности населения Якутска происходит в основном за счёт внутренней миграции из сельскохозяйственных, якутскоязычных улусов. Это наглядно демонстрирует изменение национального состава г. Якутска, резкое увеличение доли саха.
За 27 лет после распада СССР основная инфраструктура г. Якутска (производственные объекты, жилой фонд, газопроводы, канализация, линии электропередачи) изношена на 70-80 % и восстановлению не подлежат в связи с отсутствием финансовых средств и технических возможностей. Только решение одной локальной проблемы ливневой канализации г. Якутска требует 11 миллиардов рублей.
Износ основных фондов характерен не только для Якутска, но и для России в целом.
По данным Счётной палаты России на 2016 г. износ основных фондов российской экономики, инфраструктуры, технологий, оборудования превысил 50%, а денег на модернизацию этих фондов в достаточном объеме в бюджете нет. Только для того, чтобы остановить процесс износа промышленной, транспортной и другой инфраструктуры нужны инвестиции в размере 4 триллиона рублей.
Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович отмечает: «Российский ВВП – это на 55% потребление, а капвложения – только 20% (против 40% у Китая в период роста)… Ещё одна проблема, даже, может быть, более важная. Это необходимость встраивания в глобальные инновационные цепочки технологических преобразований. Если мы не войдем совместно с передовыми странами в эту экономику знаний, связанную с ближайшими тектоническими инновационными сдвигами, наше технологическое отставание от развитых стран увеличится от четверти века до бесконечности”.
При резком росте численности населения в последние 27 лет для г. Якутска характерны слабая экономическая база, отсутствие крупных бюджетообразующих промышленных компаний и дисбаланс рынка труда.
В г. Якутске и пригородных поселках численность трудоспособного населения в настоящее время составляет 193 тыс. человек, из них на предприятиях и организациях занято 107,7 тыс. человек, малым предпринимательством – 19,4 тыс. человек.
Сохраняется большое количество убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, скрытая и неполная формы занятости, низкий уровень заработной платы, особенно в бюджетной сфере.
Развитию малого бизнеса, предпринимательству в Якутске мешают: наличие барьеров для входа на отдельные отраслевые рынки, недобросовестная конкуренция, недостаток специальных помещений для бизнеса и их высокая стоимость, нехватка подготовленных кадров, неразвитость информационной, транспортной, энергетической и специализированной инфраструктуры бизнеса, закрытость контролирующих органов.
В настоящее время по степени экологической безопасности город Якутск является одним из самых неблагополучных районов в республике.
Основными факторами ухудшения экологии в Якутске являются рост численности населения, большое количество предприятий и организаций, развитие наземного транспорта, а также лесная промышленность. Особенно сильное отрицательное воздействие на состояние окружающей среды города оказывают наземные виды транспорта.
Качество воды р. Лена у г. Якутска за 2005-2010 гг. характеризовалось в основном 3-м классом разряда «а» (загрязненная) и «б» («очень загрязненная»).
Основными источниками загрязнения воздуха в городе являются значительные выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта, энергетических объектов и котельных.
В 2010 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составили 11,7 тыс. т (25,8% от валового выброса), от передвижных источников – 33,7 тыс. т (74,2% от валового выброса). Выбросы от стационарных источников характеризуются тем, что почти 85 % из них образуются от источников теплоэнергетики (ЯГРЭС, ЯТЕЦ) и многочисленных котельных.
Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха является высокая транспортная нагрузка на улицы города, недостаточное оснащение производственных объектов, плохое состояние дорог и объектов ЖКХ, недостаточность зеленых насаждений.
В процессе техногенного воздействия существенно изменился химический состав грунтов, повысилась их засоленность. В 2005-2008 гг. на территории г. Якутска фиксировались точечные высоко и средне-контрастные аномалии валовых содержаний свинца, меди, олова и бора.
Система обезвреживания ТБО в ГО «г. Якутск» основана на захоронении подавляющего большинства отходов (около 98 %) на полигонах и неорганизованных свалках. Ни одна свалка не отвечает предъявляемым требованиям, не имеет гидроизолирующего основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам. Кроме выделения фильтрата из тела свалки в атмосферу постоянно поступают газообразные продукты распада ТБО – метан, аммиак и др. Они являются источниками систематических пожаров на свалках, которые загрязняют атмосферу.
В 2010 г. в 13 мест санкционированного хранения отходов поступило свыше 450 тыс. м3 твердых бытовых отходов. Всего имеется 7 свалок под бытовые отходы (общая площадь 96, 1373 га), 2 скотомогильника (71,5 га), 2 свалки по хромсодержащим отходам (1,5 га). Кроме того, территория г. Якутска загрязняется не санкционированными свалками ТБО и металлолома.
Состояние городских лесов в результате загрязнения и сокращения лесистости (до 20 % при оптимуме 70% для таежной зоны Якутии) можно оценить как неудовлетворительное.
Экологическая обстановка в местах проживания человека в конечном счете сказывается на здоровье населения Якутска, росте злокачественных опухолей, инфекционных заболеваниях, передающихся водным путем (острые кишечные инфекции, вирусный гепатит и др.).
По распространенности злокачественных заболеваний (показатель состоящих на учете) ГО «г. Якутск» занимает последнее место в республике (1527 случаев на 100 тыс. населения) и отнесен к высокому уровню поражаемости населения. Динамика распространенности злокачественных новообразований по показателю болезненности, показывает, что он вырос в 2,1 раза за период с 1990 по 2010 гг.
После избрания главой ГО Якутск А.С.Николаева в 2012 г. динамика социально-экономического развития города Якутска изменилась в лучшую сторону.
С 2011 года доходы местного бюджета Якутска возросли более чем на 60 процентов и по итогам 2016 года составили 16,4 миллиарда рублей. За пять лет собственные доходы Якутска увеличились более чем на 70 %. Это позволило в 2,5 раза увеличить инвестиции в капитальное строительство: жилье, социальные объекты, реконструкцию дорог, объекты ЖКХ.
С каждым годом растет вклад малого и среднего бизнеса в городской бюджет. За пять лет с 2011 по 2016 гг. налоговые поступления от предпринимателей увеличились на 75 % и составили по итогам прошлого года более трети собственных доходов бюджета.
Якутск одним из первых на Дальнем Востоке выполнил задачу, поставленную Президентом России В. В. Путиным по расселению аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2012 года. В новые квартиры из аварийных домов переехало более двух тысяч семей, в городе введено 35 многоквартирных домов для переселения, общая площадь нового жилья превысила 89 тысяч квадратных метров.
За 2011-2016 гг. в г. Якутске снесено 500 деревянных многоквартирных аварийных и ветхих домов, но это лишь четверть деревянного жилого фонда Якутска. При поддержке федеральных и республиканских властей расселение аварийного жилья будет продолжено. Ещё стоит задача до 2022 года переселить горожан из аварийных домов общей площадью в 100 тысяч квадратных метров, для чего необходимо ежегодно строить не менее 300 тысяч квадратных метров нового жилья.
Пример результативной открытой экономической политики администрации г. Якутска, партнерства муниципалитета, бизнеса и производства — привлечение японских инвесторов в создание высокотехнологичного сельхозпроизводства.
Благодаря сотрудничеству окружной администрации, предприятия «Горснаб», крупнейшего республиканского банка «Алмазэргиэнбанк» совместно с японской компанией «Хоккайдо Корпорейшн» в 2017 году в кратчайшие сроки была введена первая очередь круглогодичного тепличного комплекса совместного предприятия «Саюри». В этом году начнется строительство второй очереди комплекса, который будет круглый год обеспечивать жителей Якутска свежими, экологически чистыми овощами.
Перед руководством г. Якутска стоит задача формирования новой экономики Якутска — инновационной и креативной, на базе уникальных технологических разработок науки, климатических и ресурсных особенностей города.
Есть ряд перспективных проектов, такие как создание ювелирно-гранильного кластера в ТОСЭР «Кангалассы» или строительство ИT-парка.
Но, для решения накопившихся системных проблем г. Якутска необходимо осмыслить лучший международный опыт развития городов.
2. Международный и российский опыт развития городов.
В мировой практике известны два разных вида урбанизации: мегаполисная и поместная.
При мегаполисной урбанизации происходит концентрация населения в больших городах. Она характерна для слаборазвитых стран «третьего мира».
При поместной урбанизации преобладает малоэтажная усадебно-ландшафтная застройка. Она характерна для развитых государств (США, Западной Европы, Японии) и предполагает наличие у большинства семей своего дома энергопассивного типа (с нулевым энергопотреблением), участка земли. Поместная урбанизация предполагает создание новых городов, полисов и систем городского расселения в новой форме.
Полисами в Древней Греции назывались города-государства. Наиболее известный пример такого города-государства – это Афины периода расцвета (VI – V вв. до нашей эры). У римлян города-государства назывались «цивитас» (civitas).
За идеей античного полиса в целом стоит идея политического, как системы общественного развития. Характерной особенностью его было то, что он представлял собой объединение демов – самоуправляющихся сельских и городских общин.
Каждая из демов имела свое собрание (орган управления), суд, финансы, религиозный центр и т.д. и которые держались на землевладельцах («помещиках»).
Однако главным в античном полисе была концентрация общественной энергии и духа на выдвижении программ развития – миссий и стратегий.
Полис впервые состоялся, как способность его граждан выявлять принципиальные основания собственной жизни и ставить стратегические цели общественного развития.
Ключевым процессом образования античного полиса был «синойкизм», составление и сложение отдельных домовладений, групп домовладений, племён, демов и триб – в города-государства.
Основой и античного, и современного полиса является не столько экономическое, сколько общественно-политическое объединение, выработка и проведение в жизнь определённой миссии.
Именно такие современные полисы, представляющие определённую идею-миссию, становятся центрами, опорными пунктами современных развитых стран, новой государственности.
Особенно важным для создания новых полисов является изучение опыта прототипов, аналогов полисов.
Отечественным прототипом современных полисов являлись советские академгородки и наукограды, например, наукоград Арзамас-16 и Новосибирский Академгородок.
Советский опыт создания академгородков, наукоградов и американский опыт «зон развития» был положен в основу японской стратегической программы 70-х годов «Технополис».
Япония впервые сделала создание технополисов приоритетным направлением государственной градостроительной политики.
Японский технополис состоит из трёх основных блоков: ядра, периферии ядра и системы связей, обеспечивающих целостность всей структуры.
«Ядро» японского технополиса состоит из 4 элементов:
– исследовательского центра (университета или института), организующего разработку передовых технологий, и связанные с ним предприятия;
– курсов повышения квалификации, где работники учатся овладевать новыми технологиями;
– центров технической информации (с отдельным выставочным залом);
– бизнес-инкубатором.
Задача “ядра” технополиса разрабатывать высокие технологии, а на их основе – локальные технологии, применяемые местными предприятиями.
Периферия ядра строится из трех крупных блоков:
– жилой зоны и обслуживающих ее предприятий и служб;
– зоны рыночной инфраструктуры, требующейся для организации бизнеса;
– производственной зоны.
Производственная зона состоит из предприятий, потребляющих локальные технологии, расположены по всей территории префектуры и группируются в три сектора технополиса:
– “маринополис” (морское пастбище, связанное компьютерной системой с рыбопромышленным институтом): выращивание рыбы с заданными свойствами;
– сельскохозяйственный комплекс: набор производств, обеспечивающих взаимодействие с промышленностью и научными учреждениями в целях использования передовых технологий в сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственной продукции (связаны компьютерной сетью с соответствующим НИИ и друг с другом);
– нефтехимический и металлургический комплексы, расположенные вокруг аэродрома, посреди огромного мандаринника (экологически чистые мандарины – одна из статей экспорта провинции).
Предприятия японского технополиса относятся к числу мелких и средних. Они расположены на прилегающей территории так, чтобы привлечь предпринимателей и обеспечить условия для экологической безопасности и охраны природы.
При всем разнообразии национальных проектов, конкретных форм и географии технополисов (США, Франция, Япония, Австралия), можно выделить общую закономерность их формирования: сочетание ориентации на новые технологии ХХI века и максимальное использование существующих возможностей и научно-технического потенциала региона.
Этой стратегии соответствуют методы региональной политики – создание в наиболее развитых регионах своеобразных “центров роста” и стимулирование местными властями мер по максимальному использованию различных возможностей для ускоренного развития.
Интересными формами современных городов-полисов являются их французские типы, новая агломерация и зоополис.
Новые агломерации характерны для регионов Франции, где небольшие города (до 60–100 тыс.) объединяют свои усилия и формируют регион интенсивного развития.
Политика “новых городов” Франции имеет две основные цели:
– организация развития пригородов крупных городов, агломераций;
– создание объединения, предоставляющего жилье, работу и отдых.
Во Франции было создано 9 новых агломераций, в том числе 5 в районе Иль-де-Франс (Сержи-Понтуаз, Эври, Мелэн-Сенар, Марн-ла-Валле, Сент Квентин-ан-Ивелин) и 4 в провинции: Иль д’Або (Изер), Рив-де-л’Этан-де-Берр (устье Роны), Водрей (Сен-Маритим), Вильнев д’Аск (Север).
Создание французских агломераций и принципы их функционирования регламентируется законом от 13 июля 1983 г. (с изменениями, внесенными законом от 8 августа 1989 г.).
Определение границ урбанизации во Франции осуществляется префектом департамента по согласованию с соответствующими районными, генеральными и муниципальными советами.
Основанием для действий префекта является решение “надкоммунального” органа – “сообщества агломерации” или “синдиката агломерации” (за решение должны проголосовать 2/3 муниципальных советов, представляющих 3/4 населения зоны агломерации).
Сообщества или синдикаты агломераций являются временными структурами, создаваемыми для переустройства территории, и пользуются особым юридическим и финансовым статусом.
По окончании деятельности, связанной с решением поставленной перед агломерацией задачи, осуществляется возврат к коммунальному статусу путем слияния коммун (части коммун) в границах периметра урбанизации.
Примером может служить городская агломерация, расположенная в долине реки Марны, зона Марн-ла-Валле (18 км от Парижа). Центральная часть зоны – сектор (район) Валь-Мобюз – имеет 6 небольших городов-коммун с общей численностью около 85 тыс. человек: Шамп-сюр-Марн (20 тыс.), Круассен-Вобур (2 тыс.), Этрэивиль (6 тыс.), Лоно (12 тыс.), Нуазьель (16 тыс.), Торен (18 тыс.).
Для управления развитием, строительством и функционированием агломерации законом Франции от 13.07.83 г. был образован Синдикат. Он объединяет 6 названных коммун. Полномочия Синдиката формируются путем делегирования ему коммунальных полномочий.
Учредительный устав Синдиката фиксирует: размер взноса каждой коммуны в расходы Синдиката и объем переданной компетенции.
Коммуны могут присоединяться лишь к части выполняемых Синдикатом функций.
Это обеспечивает гибкость в учете интересов различных коммун, поскольку позволяет выбирать участие в тех видах деятельности, которые интересуют коммуну-учредителя в данный момент.
Основная компетенция Синдиката:
– осуществление функций коммун по вопросам проектирования и инвестиций в градостроительство, жилье, транспорт, а также по вопросам экономического развития;
– оказание различных услуг коммунам: работы по содержанию и ремонту зданий, эксплуатация парка коммунальных машин, путей сообщения, зеленых массивов;
– финансовая помощь социо-культурным ассоциациям;
– выполнение дополнительных функций по обслуживанию населения, переданных Синдикату тремя из шести коммун-учредителей.
Права Синдиката:
– разрабатывает и одобряет местную схему землепользования;
– определяет зонирование территории;
– президент Синдиката подписывает все акты по землепользованию (в т.ч. разрешения на строительство);
– регулирует экономическое развитие территории и осуществляет координацию действий инвесторов, компаний, государственных органов;
– уполномочен быть единственным гарантом качества развития зоны Валь-Мобюз.
Органом управления Синдиката зоны Валь-Мобюз является Комитет, в котором каждая коммуна представлена двумя делегатами. Комитет имеет статус муниципального совета, избирается на 6 лет и обновляется одновременно с переизбранием муниципальных советов коммун, образующих агломерацию.
Основная задача Синдиката – создать условия для комплексного, инновационного развития местных сообществ.
Для этого территория между городами данной агломерации особым образом структурирована и выделены специальные зоны (точки роста) в пределах которых действует система льгот и стимулов социально-экономического развития.
Зона инновационного развития французской агломерации Валь-Мобюз состоит из 11 зон для бизнеса с крупными административными учреждениями, исследовательскими и учебными центрами, фирмами высоких технологий. В них размещено более одной тысячи различных предприятий создавших 22 тыс. рабочих мест.
Социально-бытовая зона французской агломерации Валь-Мобюз состоит из школы, гимназии, спортивных и культурных учреждений, центров искусства и культуры, кинозалов, выставочных залов; жилого сектора; библиотеки, высшей музыкальной школы.
Также в этой агломерации действует около 450 культурных ассоциаций. Они призваны стимулировать определённую направленность регионального развития сектора, и осуществляют деятельность по нескольким направлениям.
Финансовая поддержка деятельности Синдиката идет в форме кредита и целевого финансирования. Кредит предоставляется на 15 лет для развития зоны Валь-Мобюз (из расчета 10% годовых при уровне инфляции в 14%).
Целевое финансирование из государственного бюджета осуществляется только на отдельные программы развития социально-культурного сектора агломерации, которые по тем или иным причинам государство читает невозможным оставить на усмотрение Синдиката.
Одновременно государство осуществляет юридическую регламентацию деятельности Синдиката, издав специальный закон, закрепляющий условия развития сектора, компетенцию, права и статус его новых органов.
Новая форма современных французских городов-полисов – это зоополь во французской провинции Бретань.
Зоополь – это небольшой регион, расположенный в сельской местности (графство Кот д’Амор), с развитой сетью дорог (есть аэропорт) и информационной инфраструктурой.
“Ядро” зоополя составляет сельскохозяйственный комплекс, специализирующийся на использовании биотехнологии в животноводстве и пищевой промышленности.
Это более 200 мелких и средних компаний с 20 тыс. работающих в научной сфере (лаборатории, исследовательские и технологические центры), животноводстве (биоинженерия), ветеринарии, производстве кормов, на вспомогательных производствах (бойни, пищевая промышленность, производство замороженных овощей), в учреждениях по контролю за состоянием окружающей среды и на предприятия фармацевтической промышленности.
В этом зоополе созданы особые условия для общения людей, выделены зоны отдыха, жилые сектора, где жилищное строительство ведется по индивидуальным проектам, особое внимание уделяется развитию средств связи и коммуникаций.
Этот регион занимает во Франции 1-е место по производству свинины и яиц, 3-е место по производству молочных продуктов и мяса бройлерных цыплят. Это мировой центр биотехнологии и один из ведущих финансовых центров Франции. В организационном плане зоополь использует механизм агломерации.
Французский зоополь имеет существенные отличия от технополиса.
1. С точки зрения цели функционирования. В технополисе, конечной целью остается производство продукта (услуги), интеллектуальный потенциал используется для облегчения процесса и расширения его рамок и возможностей. Для зоополя, наоборот, развитие интеллектуального потенциала человека, окружающая его среда играют основополагающую роль, а производимый продукт становится лишь средством, помогающим достичь желаемого результата.
2. С точки зрения среды обитания. В технополисе гуманизация среды обитания не завершена, человек остается частью системы “человек-машина”. В зоополе люди изначально оторваны от машин, формируется иная цепь взаимосвязей – по линии “человек-природа”.
3. С точки зрения технологии. В технополисе еще сохраняется установка на техническое переделывание природы. В зоополе в основу положено следование законам природы и использование их для достижения целей человека.
В США аналитиками Национального института оборонных исследований знаменитой РЭНД-корпорейшн (RAND), Джоном Аркилла и Дэвидом Ронфелдтом в работе «Возникновение ноополитики» разработана и активно продвигается ноополитика, как система современного государственного управления программа распространения военных и промышленных задач американской государственности на весь мир.
В рамках ноополитики ставится задача кардинальной трансформации условий и качества жизни в США и во всём мире, разработка новых методов производства новой социальности и государственности в любой точки мира.
Речь фактически идет о принципиально новой промышленности, о смене промышленной формы как таковой, когда предметом систематического и кодифицированного преобразования становится сама социальность, социальная природа и органика.
Это заставляет отойти от индустриального стереотипа больших заводских территорий и дымных труб, а, с другой стороны преодолеть еще и пустой образ «постиндустриального, информационного общества».
Мировая практика (США, Япония, Франция, Северная Ирландия) выработала десятки конкретных типов ноосистем, образующих своеобразные ступени «созревания» ноограда: новые городские агломерации, технополис, зоополь.
В ходе одной из научно-исследовательских разработок в Госстрое России в 1994 году Ю.В.Крупновым совместно с Ю.В. Громыко была разработана примерная классификация современных типов городов-полисов.
1.Город образования – пайдеяполис. Создается на базе практико-ориентированного университета и ряда общеобразовательных “элитных” учреждений, в которых предметом проработки и освоения молодежи становятся базовые принципы воспроизводства и развития основных форм жизни и сфер общественной деятельности;
2. Город неотрадиционной сельской жизни и труда – агрополис. Строится на основании новых социальных технологий (семейно-общественных-государственных) и наукоемких сельскохозяйственных производств – например, селекция, элитное семеноводство, акклиматизация и т.п.;
3. Город экосообразной жизни – экополис;
4. Город экспериментирования в промышленности – технополис. Строится на связи гуманитарно-разработческих университетов – разнообразных форм внедренческого бизнеса и венчурного капитала – и экспериментальных производств по разработке и первичной обкатке, доводке промышленных технологий;
5. Город здоровья – валеополис. Строится на приоритетном развитии профилактической медицины и реализации программ обеспечения здоровья как общественного дела, переорганизующего нездравоохранительные сферы;
6. Город-музей – музеополис. Строится на бережном воспроизводстве и развитии старейших исторических городов;
7. Город церковно-религиозной традиции – экклезиополис. Строится на привлечении в одно место-развитие нескольких разных православных церквей, основывается на отработке связи государства – общества – культуры – церкви.
Современные полисы, не обязательно должны быть одно- и двухэтажными.
Примером этого являются не только первые японские технополисы типа Цукубы, но и новый высотный комплекс в токийском районе Минато, который получил яркое английское название Roppongi Hills – «Холмы Роппонги».
Зарубежные специалисты отмечают, что «Холмы Роппонги» являются образцом города ХХI века.
Огромный комплекс Роппонги имеет 30 этажей и занимает площадь 11,6 га. Высотный комплекс, включает в себя не только жилые зоны, но и объекты бытового обслуживания, питания, досуга и образования.
Четыре блока, объединяющие жилой сектор, оснащены всеми удобствами, включая современную систему безопасности и круглосуточное дежурство секьюрити при входе. Рядом с жилым сектором расположены художественная галерея и кинотеатр-мультиплекс, а также более 200 магазинов и ресторанов.
На всех крышах высотного комплекса «Холмы Роппонги» посажены деревья и другие растения, а в комплексе «Холмов Мотодзабу» зеленые насаждения занимают 12 тысяч квадратных метров площади.
План реконструкции города, руководителем проекта «Холмы Роппонги» Мори, предполагает возведение высотные жилых комплексов на месте старых перенаселенных кварталов, что позволит существенно увеличить количество жилья, снизить его себестоимость и освободить земельные участки для создания на них обширной парковой зоны.
Из российского опыта развития территорий обращает на себя внимание опыт развития Белгородской области, где создана социально ориентированная модель жилищного рынка. Здесь строится более 1,1 млн. кв. м. в год при населении области 1,5 млн. человек. То есть, почти в два раза больше жилья на душу населения, чем в богатой Москве. При этом три четверти нового жилья — это малоэтажная застройка.
В Белгородской области удалось, параллельно обычному рынку жилья с ипотекой и девелоперами, выстроить социально ориентированную систему малоэтажного индивидуального строительства.
Программа малоэтажного строительства начала активно реализовываться в Белгородской области с 2003 года. Уже сейчас 70% строящегося жилья — малоэтажка. А к 2020 году две трети населения области должно жить в домах усадебного типа.
Наиболее необычный проект Белгородской области — это развернутая программа самостроительства. Программа основывается на нескольких элементах: предоставляемой властями дешевой земле под застройку, обязательствах области по подведению коммуникаций и небанковской системе кредитования частных застройщиков.
Человек, проживший в Белгородской области более трех лет, может взять земельный участок под индивидуальное строительство. Площадь участка не менее 15 соток. Расстояние от города в среднем 5–10 километров.
Цены — 25 тыс. рублей за участок и 75 тыс. рублей за подведение коммуникаций (дорога, газ, электричество, вода, канализация) (в рассрочку).
«В раскручивании массового индивидуального строительства есть три главных вопроса — земля, инженерные коммуникации и финансово-кредитная поддержка застройщиков, — говорит Станислав ЛИТВИНОВ, глава Белгородской ипотечной корпорации, областного оператора программы самостроительства. — Но при этом нужно максимально снять все чиновничьи барьеры. Известно, что процедура оформления земельных участков может растягиваться и на год. Мы ввели схему “земля без хлопот”».
Схема получения земельного участка проста. Человек подает заявку в органы местного самоуправления по месту жительства, получает открытку-приглашение и, придя в офис Белгородской ипотечной корпорации, выбирает микрорайон, где он хотел бы получить участок. Тянет жребий с номером и едет на местность, где границы его участка помечены колышками. Если участок понравился, человек получает квитанции на оплату и пакет документов. Процедура от подачи заявки до подписания договора занимает всего две недели, а регистрация договора купли-продажи участка — три дня.
Рыночные цены на землю около Белгорода примерно раз в 10–15 выше, чем в данной программе. И поэтому разработаны антиспекулятивные механизмы — обременения, прописанные в договоре купли-продажи земельного участка. Частный застройщик должен начать строительство в течение года. Через пять лет необходимо завершить строительство дома и ввести его в эксплуатацию. Затем в течение еще трех лет действует запрет на перепродажу коттеджа.
Ключевой вопрос в белгородской схеме: откуда у властей земля, которую можно выделять по таким низким ценам?
Дело в том, что, начиная с 2002 года, областная администрация активно скупала земельные паи у крестьян. Было скуплено более 13 тыс. гектаров около Белгорода, а в целом в области 26 тысяч.
В Белгородской области земли под застройку хватит до 2025 года. Приобретенная земля была внесена в уставной капитал Белгородской ипотечной корпорации, которая сегодня выделяет участки индивидуальным застройщикам и развивает анклавы самостроя, оформляя документы и подводя коммуникации.
Не менее важны способы подведения коммуникаций. Часть коммуникаций (вода, канализация) подводится за счет Белгородской ипотечной корпорации, получившей несколько лет назад бюджетный кредит в 20 млн. рублей и ведущей собственные инвестиционные проекты. Дороги строятся за счет областного и местных бюджетов.
В Белгороде нашли способы добиться участия местных монополистов газа и электричества участвовать в программе самостроя. Монополисты за счет инвестиционной составляющей, входящей в тариф, подводят к микрорайонам индивидуальной застройки коммуникации, строят подстанции и тем самым получают новых потребителей своих услуг.
В целом в России нет эффективных механизмов развития больших территорий: инфраструктурным монополистам невыгодно вкладываться в развитие новых сетей.
Инвестиции в пакет коммуникаций на один дом составляют примерно 400–500 тыс. рублей. Частный застройщик платит почти на порядок меньше — 75 тыс. рублей, из которых почти половина суммы выплачивается в рассрочку за пять лет. По условиям договора коммуникации должны быть подключены частному застройщику в течение трех лет с момента подписания договора.
«Последние два года такое ощущение, что строятся почти все. Мужики бросают пить — и вперед. Те, у кого нет денег на шабашников, строят сами, с помощью родственников. Представьте, в городе за 1,5–1,8 миллиона рублей вы купите однокомнатную квартиру, а тут за пару миллионов можно построить добротный дом на своем земельном участке», — рассказывает бюджетница Татьяна, которая со своим мужем недавно получила участок.
В целом по программе самостроя в Белгородской области выделено уже более 18 тыс. участков. Дешевая земля с коммуникациями и отсутствие привычного девелопера, строящего поселок и закладывающего в цены свою рентабельность, позволяют на выходе получать весьма недорогие дома.
Белгородские власти стараются еще больше снизить себестоимость. К примеру, в Белгородской областной корпорации можно купить архитектурный проект дома всего за 3000–5000 рублей. В регионе развилась и индустрия малоэтажного строительства: присутствуют десятки технологий от «каркаса» до «несъемной опалубки» и «Теплостена».
Значительная часть домов возводится бригадами шабашников по традиционной технологии из газобетонных или каких-то других блоков — это не гарантирует качества, но позволяет строиться дешевле.
Массовое индивидуальное строительство в небогатой Белгородской области было бы невозможно без создания новых финансовых механизмов. Наиболее интересная схема, реализуемая областным потребительским кооперативом «Свой дом», похожа на европейские стройсберкассы.
Вступив в кооператив, необходимо накопить паевой взнос размером 50–300 тыс. рублей. После того как пай накоплен, через некоторое время траншами выдается кредит 100–600 тыс. рублей, а также возвращаются ранее вложенные деньги.
Срок ожидания кредита в начале действия программы составлял около года, а сегодня — всего три месяца. Кредит выделяется на семь лет. Его ставка всего 1% годовых.
Кооператив кредитует только индивидуальное строительство и создан для бюджетников и молодых семей. Сейчас он в принципе открыт и для остальных, но ставка в этом случае будет несколько выше.
Отличия от классической стройсберкассы: кооператив проверяет целевое расходование средств кредита. Только продемонстрировав, что транш кредита использован на стройку, человек получает следующий платеж. К схеме кооператива «Свой дом» подключаются и областные программы безвозмездных субсидий. Так, многодетные семьи получают 100–300 тыс. рублей, молодые специалисты на селе — 150 тысяч. Эти средства используются в качестве пая в кооперативе.
Областной бюджет активно вкладывал средства в кооператив в 2005–2006 годах. Сейчас «Свой дом» в основном живет на платежи по ранее выданным кредитам, а с 2010 года вышел на самоокупаемость. В целом в кооператив уже вступило более 9000 человек, из них свыше 8000 уже получили кредиты.
Другая финансовая схема, активно применяемая в Белгороде, — небанковская ипотека. ГУП «Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» выдает на стройку кредиты до 1 млн. рублей. Стоимость кредитов: для горожан — 10% годовых, для жителей сел — всего 5%. Областной бюджет вложил в этот проект порядка 600 млн. рублей, при этом кредитов выдано более чем на 3 млрд. рублей.
В 2008-2009 годах в связи с мировым экономическим кризисом в шесть раз в Белгородской области сжалась классическая банковская ипотека, уменьшились доходы областного бюджета. Чтобы не терять темпов строительства, в Белгороде постоянно ищут новые финансовые подходы.
Одно из новых направлений — тиражирование системы стройсберкасс. Власти продолжают активно продвигать своеобразные кассы взаимопомощи: кооперативы создаются на крупных предприятиях и в отдельных районах области.
Второе направление — максимальное использование средств федерального бюджета: область старается войти в максимальное количество государственных программ.
Третье направление — строительство арендного жилья. Первые дома по этой программе уже строятся в Старом Осколе.
Четвертое — жилищно-накопительные кооперативы, когда люди могут вносить средства и накапливать условные квадратные метры. При накоплении человеком, к примеру, 50% от площади квартиры кооператив покупает жилье. Человек туда вселяется и живет по договору аренды, выкупая оставшиеся квадратные метры.
За жилищно-накопительными кооперативами в Белгороде стоят крупные структуры. Так, гарантом жилищно-накопительного кооператива ЖБК-1 выступает известная одноименная производственно-строительная компания, существующая много десятков лет.
Идея коллективного владения недвижимостью и постепенного накопления квадратных метров весьма популярна сегодня в Белгороде: за три месяца существования кооператива ЖБК-1 в него вступило более 400 человек.
В целом для стройиндустрии жилищно-накопительные кооперативы очень выгодны, поскольку позволяют затягивать в жилищное строительство деньги мелких инвесторов.
Совсем недавно появилось и еще одно направление. «Когда строишь дом самостоятельно, очень важно постоянно контролировать процесс. Мы заметили, что многим людям, особенно бюджетникам, сделать это трудно в связи с загрузкой на работе. Поэтому сейчас начата программа строительства двухсот небольших коттеджей для бюджетников, которые они смогут купить через тот же кооператив “Свой дом”», — говорит генеральный директор ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС», председатель ССК «Свой дом» Анатолий Попков.
Коттеджи будут небольших размеров — всего 60–100 кв. метров. Подрядчики, привлеченные на конкурсах, должны построить коробку дома с крышей не дороже 10 тыс. рублей за кв. метр. Дом в итоге обойдется врачам и учителям не более 1 млн. рублей. Впрочем, отделку коттеджа придется проводить индивидуально.
Важный вопрос для новых поселений — социальная инфраструктура. Поселки первой волны расположены рядом с городом или уже существующими поселениями, так что можно пользоваться сложившейся инфраструктурой. Но постоянно ездить за 5–10 километров до магазина или детского сада не очень удобно — власти предусмотрительно оставили вдоль дорог земельные участки под магазины, службы быта и т. д. Правда, пока в кризис предприниматели их не стремятся выкупать. Можно предположить, что район будет выгоден, когда полностью заселится, так что первые магазины пешей доступности появятся здесь не ранее чем через год-полтора.
Вообще, проблема социальной инфраструктуры характерна для любой одно-двухэтажной субурбии. В таких поселениях низкая плотность населения, а значит, объекты инфраструктуры трудно загрузить и окупить инвесторам.
Если первые микрорайоны самостроя в Белгороде— это поля коттеджей, то микрорайоны второй волны имеют другую структуру. Это кластеры. В центре располагается район среднеэтажной жилой застройки с детскими садами, школами, магазинами и так далее, а вокруг центра — микрорайоны индивидуальных домов. Получается такая субурбия, где преобладает малоэтажная застройка, но при этом есть весь набор социальной инфраструктуры.
«Мы не хотим строить обычную субурбию, где человеку постоянно нужен автомобиль. Идея кластеров пересекается с идеями нового урбанизма: люди должны жить, работать и отдыхать в одном месте. Надо максимально снизить количество поездок из пригородов в центр города. Поэтому в системе кластеров мы закладываем и школы с детскими садами, и зоны отдыха, и общественную инфраструктуру. Все это должно быть в шаговой доступности. Рядом с кластерами мы также резервируем места для новых, чистых предприятий, которые должны создать рабочие места недалеко от жилых районов», — говорит начальник управления архитектуры и градостроительства Белгородской области Виталий Перцев.
На градостроительную концепцию кластера накладывается и финансовая составляющая реализации проекта: центр с многоквартирными домами застраивается коммерческим застройщиком, который в качестве обременения и должен построить ряд общественных объектов.
Площадь земельных участков в новых пригородах Белгорода не менее 15 соток. В аграрной области важно иметь приусадебное хозяйство.
Еще в начале 90−х губернатор Белгородской области Евгений Савченко ввел схему экономики предоставления: крестьянам давали стройматериалы для возведения домов, а они потом рассчитывались деньгами и сельхозпродуктами. «Ипотечно-мясные» кредиты в отсутствие классической ипотеки успешно работали более десяти лет.
В конце 2003 года с подачи губернатора принята Стратегия развития индивидуального жилищного строительства, где поставлена цель резкого сокращения панельного домостроения и перехода к малоэтажной застройке.
3. Якутск – город будущего.
С учётом передового российского и международного развития городов, для системного решения проблем развития г.Якутска необходимо, с одной стороны, ускорить формирование Якутской городской агломерации, с другой стороны, создать условия для развития сельских территорий и уменьшения миграционного потока из сельских районов в Якутск и возврата из столицы на историческую родину части выходцев из села.
Создание Якутской городской агломерации, включающей в себя территорию современного городского округа «Якутск» и близлежащих сельскохозяйственных районов (Намского, Горного, Хангаласского, Мегино-Кангаласского, Усть-Алданского), позволит решить проблему перенаселённости и экологии.
Развитие сельских территорий, создание новых производств, рабочих мест, улучшение социальной инфраструктуры, связи, строительство современного жилья позволит в перспективе не только уменьшить поток внутренней миграции из сельских улусов в Якутск, но и организовать обратный поток миграции из Якутска в сельские районы, так как многие выходцы из села не могут найти своё место в городе, живут за счёт случайных заработков и при наличии альтернативы достойной жизни на селе готовы вернуться на свою родину.
Для развития г. Якутска, на наш взгляд, необходимо предпринять следующие меры:
1. Разработать долгосрочную стратегию развития г.Якутска на основе нескольких кластеров:
– этнотуристического кластера на базе проекта туристического комплекса «Северный мир» (совместно с Министерством по делам предпринимательства, развития туризма, занятости), историко-культурного проекта «Олонхолэнд» (совместно с Министерством культуры и духовного развития);
– образовательного и научно-технологического кластера на базе Арктического инновационного центра СВФУ, институтов Якутского научного центра СО РАН, ЯНИИСХ, научно-инновационного проекта М.Е.Николаева «Три долины»;
– биотехнологического кластера, как основы агропояса г.Якутска, на базе инновационных проектов Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я), Министерства здравоохранения РС(Я), БГФ СВФУ, профильных институтов Якутского научного центра СО РАН, ЯНИИСХ, пригородных фермерских хозяйств;
– строительного кластера г.Якутска.
2. Кардинально изменить градостроительную политику г.Якутска за счёт следующих мер:
– развития усадебно-ландшафтной малоэтажной урбанизации, массового индивидуального жилищного строительства ориентированного на создание энергопассивных домов;
– выноса части спальных районов в пригороды при сохранении делового, офисного центра в центре г.Якутска, обеспечение кардинального снижения затрат на содержание устаревшего жилищного фонда;
– комплексного развития инфраструктуры пригородов Якутска (подведение дорог, света, газа, воды);
– внедрения новых, дешёвых технологий быстрого строительства жилья;
– развитие альтернативной энергетики (солнца, ветра, биогаза и т.д.);
– создание условий для привлечения в г.Якутск российских, международных компаний, венчурных фондов, специализирующихся на различных технологических инновациях, превращение Якутска в международный и общероссийский испытательный полигон наиболее современных видов техники.
3. Провести полную инвентаризацию земельных ресурсов Якутска для выявления свободных земельных участков и их дальнейшую продажу по минимальным ценам жителям города для развития ИЖС.
4. Упрощение и ускорение оформления документов на оформление земельных участков и разрешение на строительство частных домов по принципу «одного окна».
5. Создание в г.Якутске новых финансовых институтов, содействующих финансированию ИЖС в виде социальной ипотеки.
6. Оказание содействия межсекторному развитию, налаживание взаимодействия с общественными организациями и бизнес-структурами, создание механизма социального заказа для привлечение общественных объединений к реализации социально значимых проектов.
7. Поиск и продвижение новых перспективных кадров для разных сфере хозяйства г.Якутска.
8. Содействие развитию малого и среднего бизнеса, создание венчурного фонда, выделение на льготных условиях земли, помещений для начинающих предпринимателей.
9. Создание благоприятных условий для организации новых наукоёмких отраслей экономики 6 технологического уклада, биотехнологий, роботехники, биомедицины и т.д.
Программа решения жилищного вопроса г.Якутска может опираться на основных 3 элемента:
– предоставляемой индивидуальным застройщикам со стороны властей дешевой земли под застройку;
– обязательствах Администрации ГО «Якутск», Правительства РС(Я) по подведению коммуникаций;
– небанковской системе кредитования частных застройщиков.
Якутск, как город будущего должен сочетать в себе лучшие черты современных моделей развития городов, «компактного города», «зелёного города», «обучающегося города», «умного города», «креативного города», «социального города»».
Будуший Якутск это:
Развитие разных форм кооперации, прямые связи с районами республики и другими регионами России для поставок сельхозпродукции и товаров широкого потребления по ценам производителей.
Гражданская солидарность, развитие системы местного самоуправления на низовом уровне, создание сети ТОС (территориальных органов самоуправления).
Доминирование и опережающее развитие сферы услуг в отраслевой структуре экономики, превалирование работников сферы умственного труда.
Высокое качество жизни населения (широкий спектр качественных услуг), знания, технологические и сервисные инновации.
Полицентричная структура города, обеспечивающая локальное удовлетворение большинства потребностей населения.
«Шаговая доступность» основных объектов инфраструктуры, комфортность городской среды, развитие общественного и вело-транспорта.
Долгосрочная ориентация на устойчивое развитие экологической инфраструктуры и «зеленый» брендинг города.
Развитие «зеленой» инфраструктуры, приоритетность экологической стратегии.
Развитие на основе приоритетного характера науки, образования и инновационного бизнеса
Системная роль обучения в течение всей жизни, развитие технологического и социального предпринимательства
Развитие города как центра креативных и культурных индустрий Культивирование и привлечение креативного класса, формирование креативной инфраструктуры.
Внедрение систем сбора и обработки больших объемов данных для повышения эффективности управления городом.
Муниципальное управление, основанное на данных («цифровая кожа» города).
Усиление взаимодействия горожан и их участия в позитивном изменении своих городов посредством IT-технологий.
Единый городской портал, мобильные приложения, социальные медиа и сети.
Приоритеты.
I. Развитие местного самоуправления и различных форм кооперации.
Для динамичного развития г. Якутска необходимо:
1. Реальное развитие институтов местного самоуправления, максимально приблизить муниципальную власть к народу.
2. Заручиться доверием горожан, сделать деятельность муниципальной власти прозрачной и понятной для всех жителей Якутска.
3. Привлекать не только ограниченные средства из федерального и республиканского бюджета, но и средства различных предприятий и жителей г. Якутска через механизмы государственно-частного партнёрства.
В этой связи, на наш взгляд, необходимо:
1. Создать массовую сеть территориальных органов самоуправления на базе уже существующих институтов домовых старост, товариществ собственников жилья, дачных и садово-огороднических товариществ и передать им часть полномочий мэрии Якутска;
2. Наладить используя современные информационные технологии прямые связи горожан и муниципальной власти, упростить и ускорить решение вопросов оформления земли, привлечь максимально большое количество горожан к формированию бюджета г. Якутска;
3. Создать систему городской потребительской кооперации, как отрасли и основы развития местного самоуправления, народного предпринимательства и местной экономики, «смычки» города и села путём организации прямого обмена товарами и услугами между сельхозпроизводителями и потребителями-горожанами.
Создание в г. Якутске успешно работающих потребительских обществ позволит запустить, наряду с бюджетными, внебюджетные механизмы решения социально-экономических проблем.
Муниципальная власть получит действенный инструмент повышения уровня социальной поддержки населения, его социально-экономической активности.
В других регионах России уже отработан механизм эффективного использования возможностей потребкооперации в сферах строительства и ЖКХ.
Эти меры по развитию местного самоуправления и кооперации в г. Якутске позволят:
1. Способствовать сохранению денег в экономике г. Якутска и республики за счёт увеличения оборота денег между жителями города и сельских районов республики в рамках системы потребкооперации, созданию и работе новых малых производств в сфере услуг (частные детские сады, ремонт автомобилей, парикмахерские, такси, заготовки леса, пилорамы, швейные мастерские и т.д.), производства сельхозпродукции в безналоговом режиме и одновременно решить проблему внешней миграции. При развитии кооперации не будет условий для приезда мигрантов из других регионов России и стран СНГ.
2. Организовать поставки качественной и недорогой сельхозпродукции
Алтайского края, Новосибирской области и Республики Алтай и снизить цены на основные виды продуктов питания. Причём, это не потребует существенных затрат со стороны местных властей, так как продукты питания будут приобретаться за счёт средств самих пайщиков. Со стороны местных властей понадобится помощь в транспортировке, хранении и предоставлении помещений под эти Пункты выдачи.
3. Удешевить стоимость индивидуального жилищного строительства за счёт разработки и реализации программы «Доступное жильё», которая предусматривает строительство вскладчину за счёт прямых паевых взносов стройматериалами, рабочей силой, земельными ресурсами. При этом не происходит наложения налогами на добавленную стоимость, так при паевых взносах нулевое налогообложение;
4. Привлечь через механизм потребкооперации дополнительные средства и ресурсы в развитие локальной экономики Якутска через использование возможностей выходцев из г. Якутска, проживающих за пределами республики в других регионах России и зарубежных государствах.
II. Экологичность.
1. Приоритет комплексному улучшению экологической ситуации и сбалансированное развитие внутригородской природной среды.
2. Внедрение принципов энергоэффективности в городское коммунальное хозяйство.
3. Развитие альтернативной энергетики, создание условий для перехода городского автотранспорта на экологически чистые виды топлива.
Результаты.
1. Улучшение экологической ситуации.
2. Повышение качества жизни.
3. Увеличить энергоэффективность.
4. Расширение возможностей для активного отдыха, улучшение физического и психологического здоровья населения.
III. Креативность.
Стратегия развития г. Якутска должна опираться на развитие креативной экономики, человеческого капитала, использование нематериальных ресурсов, развитие сетевого взаимодействия бизнеса и науки, активизация механизмов муниципально-частного партнерства, повышению доверия и солидарности, создание и продвижение бренда города.
Нацеленность стратегии развития города Якутска на привлечение и поддержку талантливых людей и креативных проектов в сферах науки, инновационного бизнеса и культуры призваны стать главным конкурентным преимуществом нашего города.
Креативным людям и проектам нужны креативные пространства, что ведет к преобразованию архитектурного облика города и изменению его функционального зонирования; развитие креативных проектов и индустрий не может быть делом местной администрации или отдельных предпринимателей, требуя вовлечения представителей творческих профессий, налаживания сотрудничества и командной работы; оценка результатов креативного развития города требует новых индикаторов, отличных от традиционных экономических показателей.
Муниципальные власти должны быть нацелены на создание возможностей для реализации творческого потенциала жителей Якутска; вкладывать среддства на формирование специфической креативной инфраструктуры, начиная от выставочных центров, галерей, арт-бюро, дизайн-заводов, коворкинг-центров, креативных бизнес- инкубаторов, мультимедиацентров и др. и заканчивая центрами трансфера технологий, инновационными бизнес-кластерами, технопарками, индустри- альными парками и зонами, технологическими платформами и т. п..
Якутск, как креативный город будущего станет частью Сети креативных городов, развивающейся под эгидой ЮНЕСКО. В данную сеть входят 116 городов из 54 стран, стратегически развивающих ремесла и народное искусство, дизайн, кинематографию, кулинарию, литературу, музыку и медиа искусство.
Особую роль в развитии Якутска призван сыграть Северо-Восточный федеральный университет, которые станет «якорным институтом», обеспечивающим устойчивость городского развития и оказывающими на него многоаспектное влияние.
В частности, СВФУ является не только значимым для экономики города работодателем и налогоплательщиком, но и основным драйвером позиционирования в национальном и международном масштабах за счет привлечения инорегиональных и иностранных студентов, проведения крупных научных мероприятий, культурных и спортивных событий и т. д.
СВФУ является центром притяжения образованных жителей, площадкой для дискуссий и обмена идеями в самых различных, гибких форматах (открытые публичные лекции, мастер-классы, краткосрочные курсы и т. д.), на основе которых формируется городской креативный класс.
СВФУ будет создавать возможности для реализации, распространения и получения новых знаний, таких как, например, обучающие парки (специальные зоны для проведения выставок и лекций, базирования научных музеев и лабораторий и т. д.), активисты и волонтеры обучения (проведение разнообразных акций, связанных с образованием), городские рекламные кампании.
СВФУ, вуз гуманитарной направленности станет центром социальных, культурных и гражданских инициатив, событий и кластеров, источником социокультурной активности.
IV. Внедрение технологий «Умного города».
Технологии «Умного города» нацелены на повышение эффективности управления городским хозяйством на основе технологий сбора и обработки больших объемов данных.
Основой городской инфраструктуры Якутска в будущем должна стать «цифровая кожа», которую образуют миллиарды датчиков для сбора данных, сетевые узлы, коммуникационные устройства и посты контроля и анализа данных, связанные с серверами.
Информация, собранная многочисленными датчиками (визуальными, звуковыми, движения, водо-, теп- ло- и газоанализаторами и др.), будет собираться в базы данных и наноситься на цифровую карту.
«Цифровая кожа» города, таким образом, предполагает массовое внедрение в городскую среду датчиков, а также повсеместное использование высокоскоростной широкополосной связи и доступа в Интернет.
«Цифровая кожа» города свяжет всех его субъектов, вовлеченных в городское развитие, в том числе различные группы населения, бизнес, некоммерческие организации, органы государственной власти и местного самоуправления.
Общегородские сервисы должны стать более интерактивными, не только предоставляя информацию о событиях городской жизни, но и давая возможность пользователям (отдельным индивидам, организациям, сообществам) взаимодействовать друг с другом и с представителями городской власти и депутатского корпуса, обеспечивая открытость, диалог, конструктивное сотрудничество горожан и городской власти.
Результаты.
1. Деполитизация, максимальная минимизация роли человеческого фактора политиков и чиновников в управлении городом.
2. Повышение уровня вовлеченности и участия городского населения в городском развитии, привлечении горожан к управлению через локальные информационно-технологические платформы, обеспечивающие массовое участие в принятии стратегически значимых решений.
3. Повышение уровня открытости муниципальных учреждений, расширение доступной информации и сервисов обратной связи.
4. Обеспечение динамично меняющегося оцифрованного представления города в виде комплекса карт и графиков, отслеживая в режиме онлайн изменения для принятия оптимальных управленческих решений на основе качественного и количественного анализа.
V. Социальная ориентированность.
В основе модели социальной политики Якутска будет адресная поддержка нуждающихся, активное использование современных цифровых технологий, налаживание более тесного взаимодействия власти, бизнеса и горожан.
Необходимо дальнейшее развитие механизмов коммуникаций и выработки компромиссов между разными группами населения посредством специальных городских порталов, приложений, социальных медиа и сетей.
Открытость данных о городском развитии затруднит возможность городским властям скрывать проблемы или манипулировать статистикой.
Социальные медиа позволят привлечь внимание городского сообщества к важным проблемам, вовлечь различных стейкхолдеров в конструктивный диалог, создать опыт сотрудничества и выработки компромиссных решений.
VI. Компактность.
В основе нашей модели будущего Якутска:
1. Идея локального удовлетворения большинства потребностей жителей (в рамках микрорайона и района своего проживания).
2. Принцип «шаговой доступности» основных объектов инфраструктуры – магазинов, аптек, автостоянок, остановок общественного транс- порта, спортивных залов, салонов красоты и т. д.
3. Более крупные объекты (например, торгово-развлекательные комплексы) располагаются в границах каждого городского района, делая их в высокой степени автономными центрами полицентричной структуры города.
Результаты.
1. Сокращение внутригородских поездок, что обеспечивает снижение вредных выбросов в атмосферу и экономию электроэнергии.
2. Позволяет остановить «расползание» городов, законсервировав пригородные территории для развития фермерства и сохранив биоразнообразие, увеличить объёмы производства местной сельскохозяйственной продукции.
3. Снижает издержки эксплуатации общегородской инфраструктуры, в том числе транспортной системы.
4. Увеличение плотности населения в городе в значительной степени компенсируется многофункциональным использованием территорий, локальной доступностью необходимых услуг, повышением качества жизни населения и т. д.
5. Сокращение зависимости от автомобилей и возможность ходить пешком или пользоваться велосипедом или комфортным общественным транспортом благоприятно влияет на человеческий капитал горожан, включая их здоровье, соседские отношения, доверие, безопасность детей и др.