Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Письменные свидетельства о предках Саха, из различных источников.

Айыы Сиэн (Республика Саха, г. Якутск).
11.07.2018 г.

 

    
По современным историческим данным России, история саха-(якутского) народа насчитывает всего лишь около 400 лет. По-настоящему историей народов РСФСР стали интересоваться в советское время, но все научные исследования базировались строго намарксистко-ленинской идеологии, которая в основу истории вкладывала антагонистское отношение классового противоречия, из-за чего истинная история народов СССР искажалась, изменяя реальные процессы, происходившие в древние времена. До сих пор все исторические исследования опираются на источники, написанные советскими академиками, а любые исследования, противоречащие идеологии пресекались на корню, любой «инакомыслящий» автор подпадал под жесткий государственный остракизм.

История всегда таит в себе опасность для любой тоталитарной идеологии, и историки часто становились его первой жертвой.

Идеология мешала исследованию историков, когда задачи ставились комиссарами «исторического фронта». Их усилиями история как наука была практически уничтожена и не допускала «произвольных» толкований.
Например, в 1940 г. журнал «Совет эдэбияты» («Советская литература») опубликовал татарский эпос фольклориста Н. Исанбета, в которых давалась яркая характеристика личности героя Идегея и отмечался огромный вклад Улуса Джучи (Золотой Орды – на самом деле по-сакски «Кемускэл уорук, ордуу», то есть «защитная крепость, территория») в историю и культуру татарского народа. К 1944 г. учеными был подготовлен труд по истории татарской литературы, где особо был выделен золотоордынский этап. И вскоре появилось постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». На специальном бюро обкома ВКП(б) после долгого и тщательного расследования причин повлекших появления такой «идеологической диверсии» 6 сентября 1944 г. было принято постановление «О работе и ошибках Татарского научно-исследовательского института языка, литературы и истории». В нем прямо и недвусмысленно указывается, что «грубейшей ошибкой института является полное отождествление истории Золотой Орды с историей современного татарского народа» и что «строя свои труды на упрощенных ложных и ненаучных позициях, институт рассматривал период Золотой Орды, как величайший и яркий период истории татарского», а кроме того «Институт обошел тот факт, что в эпосе «Идегей» выражены чуждые татарскому народу, как и всем народам СССР националистические идеи».
Другой пример, о большой дискуссии среди советских историков, разгоревшийся вокруг «Истории Казахской ССР», написанной коллективом авторов под руководством член-корреспондента АН СССР, заместителя директора института Истории А.М. Панкратовой, после выдвижения ее на Сталинскую премию. Труд был выполнен по всем партийным канонам и выверен по всем работам классиков марксизма и одним из важных постулатов содержал мысль, что присоединение Казахстана к России было «абсолютным злом». Единственным недостатком ее стало то, что «марксистко-ленинская идеология» изменила свою оценку русского колониализма. Из-за этого работа была раскритикована и в ходе обсуждения на закрытых партийных собраниях с участием высших партийных чиновников (1944-45 гг.) была осуждена «политическая близорукость» Панкратовой и выработана основополагающая точка зрения и постулатов для всех историков. Эта ведущая роль Великой Руси и ее государственности среди других народов, которая если и была вынуждена присоединять некоторые территории, то для того, чтобы получить возможность для дальнейшего своего развития или для блага самих же народов, а главной целью этого было приобщить народы к своей «великой культуре». Все же, что мешало развитию СССР, было объявлено явлением реакционным, несущим регрессивную идею, и требовавшим полного уничтожения и искоренения. Эта советская историческая концепция негласно работает и сегодня, в Российской академии наук.
Таким образом, по-настоящему исследовать свою собственную историю, без идеологических догм и установок, удается только на современном этапе. Доступность различных отечественных и зарубежных исследовательских работ в глобальном интернете, способствует исследователюнаходитьнеискаженные исторические данные, обогащая правдивость национальной истории народов России.
Так например по данным исследования наших археологов, история народа саха насчитывает около 5 тыс. лет.
В полевой сезон 2008 года в Якутии провели археологические работы, по поиску стоянок каменного века и эпохи палеометаллов. Были открыты памятники каменного века. Стоянка Майя датированная неолитом (Ымыяхтахской культуры III-IIтыс. до н. э) и эпохой ранних металлов (конец II тыс. до н. э. – V в. н. э.). Стоянка Тумул, в которой найдено 10 фрагментов керамики, обломок средней части двусторонне-обработанного наконечника стрелы из кремня. Изделие полностью обработано диагонально-струйчатой плоской ретушью. Края частично подправлены мелкой ретушью. Найдены, угловой резец на пластине из серовато-бежевого кремня, обломок ножевидной пластины и 8 кремневых отщепов. Стоянку датировали эпохой неолита (IV-II тыс. до н. э.).
А пока же официально история Якутии датирована серединой XVII века н.э. Обнаружив в Восточной Сибири, на Средней Лене многочисленное племя конных саха, русские казаки в своих отписках назвали наших предков «якольскими людьми».

Поменяв самоэтноним «саха» на «якуты», нас, таким простым способом, лишили своих истинных исторических корней.

Ведь в истории мира, народа по имени «якуты» не существовало никогда и потому в Российской империи мы получили прозвище «инородцев-иноверцев».
Как саха-якуты появились на территории Якутии серьёзно никого не интересовало, было выработано историческое клише, что якуты пришли с юга, так как в Олонхо была описана родина вечно зеленых трав и теплой погоды. Хотя никто не обращал внимание, что в этом же эпосе описывался и Ледовитый океан, как Муус-Кудулу Байгал.
Чаще исследователей интересовал другой вопрос, так Р.Маак писал об ассимиляционной силе саха народа, которая так велика, что якуты «в короткий срок, т.е. от конца прошлого столетия, несмотря на неблагоприятные условия умножились слишком вдвое. Ассимиляционная сила якутов простирается и на русских, которые оякучиваются очень легко, что ясно замечается не только там, где число якутов преобладает над численностью русских, но и там, где главная масса народонаселения- русские, например, в городе Якутске, в котором не только все родившиеся в городе русские говорят по-якутски, но даже приезжие скоро выучиваются этому языку». (Р. Маак«Вилюйский округ», стр. 298).
В книге писателя В.К. Арсеньеваи Е.И. Титова «Быт и характер народностей Дальневосточного края» упоминается, что «…якуты, подобно китайцам, обладают какой-то особенной агрессивной силой, объякучивая все народы, с которыми приходят во взаимодействие. Так, они объякучивают не только тунгусов, но и великороссов. Они сумели: заставить решительно всех говорить по-якутски. Во времена А. Миддендорфа (1840 год) в доме якутского губернатора приемным языком был якутский. Вообще якуты — народ очень жизнеспособный, энергичный и с колонизационной точки зрения желательный».
Исходя из вышеизложенного, народ саха имел доминирующее положение по всей Северо-Восточной территории не только во времена Российской империи, но и задолго до неё, равный своей ассимилирующей силой китайской державе, в отличие от которой, многократно уступая им в численности народонаселения.
Сами же саха испокон веков всех приезжих и пришедших в их край людей называли «нуучча», так говорили о людях, ведущих бродяжный образ жизни, без роду и племени, а также сборищ инородцев. Что так и было в начале XVII века, когда в казаки и в «вольные люди» шли беглые крепостные и люди различных наций и народов. Потому этот экзоэтноним был дан вновь прибывшим русским казакам. Участники восстаний Кондрата Булатова, Емельяна Пугачева, Степана Разина и других, декабристы и различного рода иноверцы, староверы были сосланы в Сибирь и Якутию. В советское время в соответствии с коммунистической идеологией русский народ стали называть «убай» – старший брат.
Уничтожением и забвением тюркской истории, в том числе и саха народа, начали заниматься еще во времена Российской империи и продолжились советской исторической наукой, о чем было сказано выше, следы такого отношения проявляются и сегодня, тенденции которого продолжаются сейчас.
А пока история тюрков пишется индивидуумами-одиночками, такими как Мурад Аджи, Рустан Рахманалиев «Империя тюрков», книга которого получила девять золотых медалей на различных книжных международных ярмарках, выставках и фестивалях.
В 2011 году на 10 международной конференции коренных народов мира в штаб-квартире ООН была представлена книга А.И. Кривошапкина-Айынга «Наследие предков». Приезду саха предшествовала другая выставка «Царь саков V-VI в. до н.э.» и реконструкция «Золотого человека», представленная Казахстаном 24 июня 1997 года и подаренного штаб-квартире ООН.
«Золотой человек» (каз. Алтын Адам) условное название археологической находки, сделанной в 1969—1970 гг. в 53 километрах от г. Алма-Aта в результате раскопок кургана. В северной половине были обнаружены останки погребённого в золочёной парадной форме сакского вождя.
В погребальной камере было найдено свыше 4 тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, глиняные, металлические и деревянные сосуды. На одной из серебряных чаш обнаружена надпись из 26 знаков, известная под названием «Иссыкский письменный памятник».
Здесь возникает вопрос, почему же древние кочевники саки с таким благоговением относились к своим усопшим вождям, строили курганы, украшали погребальную утварь, укладывали пищу, оружие и сопровождающих его в иной мир слуг и лошадей?
Согласно тенгрианской вере, усопший возвращался обратно к своему создателю Тангара (Тенгри), а чтобы быть подобным Создателю, его наряжали в солнцеподобный золотой наряд. Высокий курган также приближал его к Тенгри, даже колпак высотой в 70 см, обшитый золотыми фигурами животных, обитавших ближе к небу (орлами, соколами и архарами) чем-то напоминал собой современную антенну, как бы усиливая связь с Создателем.
Название усыпальницы «курган» без искажения используется всеми народами по настоящее время, с сакского (саха) языка переводится как «былой, усопший, затем усохший (мумие) Хан-правитель» – Кур Хаан.
Изображенные рунические надписи на скалах, камнях, зданиях, предметах быта, оружиях, орудиях труда и украшениях, также называются по -сакски «руна=ууруунуу-класть, оставлять, хранить, сохранять, сберегать».
Согласно докладу Айынга, читать руны в первую очередь может только человек знающий сакский (саха) язык, во-вторых знающий и придерживающийся в повседневной жизни сакской тенгрианской веры. Возможно, это вынудило лингвистов отказаться от разгадки надписи на серебряной чаше «Иссыкского письменного памятника».
Эту Иссыкскую надпись прочел и перевел Айынга, являясь автором 4-го силлабического правила чтения арийских (сакских) рун (силлабария (syllabary- по-сакски «силлиhэ барыы»)-слогового письма, в котором каждый знак передает отдельный слог. Сейчас Айынга имеет множество последователей, умеющих читать и разгадывать руны и среди них братья хатылынцы Дмитрий и Кузьма Федоровы.
Современные тюркские исследователи начинают свое родословие с 5-6 тысячелетия. Тюркские народы, начиная с 1 тыс. до н.э. по 1 тыс. н.э. известны древним народам как «скифы=үс кут -сакалары» в переводе означает «трижды духовные – саки». О сака-скифах упоминали древнегреческие историки – Геродот (V век до н.э.), Ксенофонт (V-IV век до н.э.), Полибий (II век до н.э.), Птоломей (II век н.э.), Страбон (I век н.э.).
В 519 года до н. э. персидский царь Дарий предпринял большой поход против саков, обитавших в степях Средней Азии. В известной Бехистунской надписи Дария на древнеперсидском языке есть клинопись про этот поход. Именно в этой части надпись пострадала, но можно прочесть следующее: «…Я двинулся на землю Сака… переправился… убил; другого взяли в плен и привели ко мне связанным; я убил его… по имени Скунха, которого взял в плен… Другого поставил начальником, как и была моя воля. Страна стала моей». В числе подвластных ему народов Дарий упоминает в своей надгробной надписи в Накше-Рустаме «Сака Хумаварка», а в суэцком иероглифическом тексте — «саков с острыми шапками» и «саков концов земли». Но, несмотря на эти успехи, персам так и не удалось полностью подчинить себе племена среднеазиатских саков.
В V веке н.э. появляются гунны-хунны, считавшие своим божеством Солнце, по сакски Күн – күннэр. До сих пор саки-күннэр в честь Солнца празднуют свой летний праздник Ысыах. Сакский предводитель Ат Уола Дьөһөгөй (Аттила) считается вторым человеком тысячелетия, после А. Македонского. Иордан через сто лет после смерти Аттилы передал описание его внешности и характера: Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения. Приск во время посольства к гуннам в 448 году пристально следил за поведением Аттилы. В зарисовках Приска вождь многих народов отличался от своих военачальников неприхотливостью, носил простую одежду, не украшал оружие золотом, на пиру ел из деревянной тарелки и пил из деревянной чаши, в то время как гостям подносили блюда из серебряных изделий. По своему внешнему облику, поведению, железному вооружению, деревянному кубку (чороон), Аттила был больше похож на саха. Готский историк Иордан так отозвался о вожде: «Повелитель всех гуннов и правитель, единственный в мире, племён чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров».
Начиная с VII-VIII века тюрки начали молиться голубому Вечному небу Тенгри, в современной истории известные как «Небесные (голубые) тюрки». Размножившись тюрки разошлись по девяти женовским родам (тогузы=тоҕус ойох уустарынан): Азербайджан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Сирия, Туркменистан, Турция, Узбекистан и Уйгурия.
А где же были сами саки?
Согласно «Сокровенному сказанию», 758 году посланный небесными силами появился предок Чингисхана Бортэ-Чино (Бөртө Чоной). Его женой была Гоа-Марал – Маралай Куо. Именем рода Бөртө до революции в Западном Хангаласе назывался наслег Улахан Аан. От него в 786 году родился Бата-Цагаан- Бата Чаҕаан. Место проживание рода Чаҕаанов находятся в н. Кытаанах Боотуруского улуса (с 1938 года заставили переименовать в Чурапчинский район). Там же у озера Кыта Баалы родился Улуу Кудангса (1500 г ?-1579).
От Бата Чаҕаана родился Тамачи -Тамача (828 г.) – Хоричар Хорочоон Мэргэн (847 г.) – Ууджим Буурал -Уолдьу Борохул, Сали-Хаджау – Салы Хачаайы, Еке Нюдэн – Өкө Ньулдьун (873 г.) – Сим-Сочи – Сим Сэчи (891 г.) – Харчу- Хорчу (908 г.) – Боржигидай-Мэргэн -Бордьугунай Бэргэн; его жена Монголжин-гоа -Моҕолдьун Куо, родила сына Тороколджин-багатур -Торҕолдьун Баай. У его жены Борочин-гоа – Борохчыын Куо (Барахсан Куо) было два сына Дува-Сохор -Түбэ Соххор и Добун-Мэргэн -Добун Бэргэн.
Добун Бэргэн женился на Алан-гоа -Алан Куо, от них родились Бугунудэй и Бэлгунудэй. По смерти Добун Бэргэна Алан Куо внебрачным зачатием от солнечного света родила трех сыновей: Бөҕө Хатыгыы, Бугуту Салжии, Бөдөҥ Чуор (970 г.). От него родился Баргыдай–Чихидул Бөҕө – Мэҥэ Тулун. У него от жены Мабарул было семь сыновей. Из них выжил Тумбунай Сэhэн (1069 г.); от него родился ХабылХаҕан (1094 или 1101 г.р.); от жены Уhун Суhугал из пяти сыновей остался Бардам Баатыр. Его старший сын Түмүүчээн (Төбөөтчөөн, Таҥара оҕочооһо) [Чингисиана. Свод свидетельств современников. – Москва: Эксмо, 2009].
А теперь раскроем этимологию некоторых имен из приведенных выше. Бөртө Чоной=БөрөлүүЧонойуу- Сидящий в позе воющего волк.
Бата Чаҕаан=Главный плавильщик (железа).
Хорочоон Мэргэн=Метко стреляющий стоя.
Тумбунай Сэhэн=Түмүк Баайыы Сэһэн- Мудрый Сказитель.
Торҕолдьун Баай=Разбогатевший на продаже шелка.
Түбэ Соххор=Нелюдимый (дремучий) кривец-одноглазый,
Добун Мэргэн=Жесткий меткий стрелок.
БөдөҥЧуор=Громогласный.
Титул Бөҕө-сильный, стойкий, непоколебимый, давался самым опытным боотурам, которые назначались старшинами (десятниками, сотниками) над остальными, отсюда тюркский титул Бек.
В монгольских повествованиях о прародителях Чыҥыс Хаана часто встречается приставка к женским именам Гоа, Гоо, на самом деле это сакская приставка Куо, которая означала незамужнюю девушку. После замужества эта приставка к ней уже не применялась. Она становилась Хотун=Хатын.
В сакском языке век-столетие называется Үйэ. Тысячелетие=Үтүмэн. Откуда появилось имя Чыҥыс Хаан и что оно означает, не знал даже великий калмыцкий исследователь истории Чингизидов Эренжен Хара Даван, написавший свою книгу в г. Белграде (1928 год).
Чыҥыс-хаан это сакский небожитель Айыы 8 (восьмого) яруса – Бог жестокий, непреклонный, беспощадный, неумолимыйи твёрдый. Чыҥыс-хаан (наряду с Одун-хаан и Дьылҕа тойон) упоминаются в Олоҥхо в числе «первых должностных лиц (для всех трёх миров)» избранных, «при заключении мирного договора, для наблюдения его мирного выполнения воюющими сторонами».
Чыҥ уус хаана (Чингисхан) = Чыҥ-крепкий духом. Уус-племя, народ. Хаан-правитель (по версии Айыы Сиэн).
На моей родине в Чурапчинском улусе, в наслеге Хатылы (Боотурдар) находится алаас Чөбүччээн (возможно топоним получил название от детского имени потрясателя мира Тэмуджина (Темучина, Темучжина, Түмээччи, Төбөтчөөн)).
Отсюда к югу в 15 км. По имени матери Чыҥыс Хаана находится наслег Одьулуун (Ойулуун).
Восточнее от наслега Одьулуун в 25 км в Таттинском улусе по имени второго сына Чыҥыс Хаана есть наслег Игэдэй (Угэдэй 1186-1241 гг.).
Западнее от наслега Одьулуун в честь полководца эмира Золотой Орды Нугудайя в 30 км от села Чурапчы есть наслег Мугудай- Маралаайы.
Таким образом о славных делах немеркнущих предков напоминают такие топонимы наслегов как Хадаар, Хайахсыт, Хатылы, Чакыр, Дириҥ.
В Амгинском улусе имеется наслег Алтан, в честь союзника, а затем противника Чыҥыс Хаана, АлтанХаана.
В Мегинском улусе такие наслега как Өлөчөй, Сатаҕай, Бүтэйдээх, считались до революции принадлежали считались Алтанцами. Распространившись оттуда, алтанцы стали граничить между Одьулуном и Хатылы.
Сподвижник Чыҥыс Хаана Хорулу Дархан его потомки находятся в наслеге АбаҕаАмгинского улуса.
По имени Дархана в Нюрбинском улусе есть наслег Хорула. По имени сподвижника времен ЧыҥысХаана рода Инээк сейчас распространены в наслеге Антоновка Нюрбинского улуса. Председатель Президиума Верховного Совета Якутской АССР А. Я. Овчинникова была из рода Инээк.
В Сунтарском улусе есть наслег Хадан, в честь Хадан Хаана правившего в 642-671 годах.
В 1152-1170 годах правил курыканами ОдунуХаан, в честь него в Горном районе был назван наслег Одуну, который в 1931 году стал поселком Маҕарас. На самом деле они из рода Одуну и должны называться улусом Одуна.
Вот почему по сей день саха применяем поговорку: – «По велению Одун Хаана, по закону ЧыҥысХаана», даже по прошествии 800 лет, не забывается немеркнущая слава наших великих предков.
Истории саха в Российской империи и в СССР нет и не было. Историю восточных тюрков исследовал и раскрыл китайский историк Лю Мао Цзай, а в 1958 году его работу выпустили и перевели на немецкий язык. Потому ни советские, ни российские историки ничего не знают об истории восточных тюрков.
Это и есть первоисточники истории саха-саков, известные еще с VI века до н.э. со времен персидского царя ДарияI.

Статью Айыы Сиэн с сакского языка
перевели Модьуһах Уола уонна Лээкиччэ.

2 комментариев к статье: “Письменные свидетельства о предках Саха, из различных источников.

  1. Здравствуйте! У меня несколько вопросов. Как вы считаете смысл слова Казак (казах) что означает? Сегодня есть разные мнения, но ни один из них некажется логичным. То есть я сам себя не могу убедить что это так. Вот я прочитал вашу статью и пришёл к такому мнению. Вот слово Қа означает великий (Қаxаан, Қаған, великий xан, император) на древнетюркском языке да? Сақ-Саxа. Так что? Получается слово Қасақ, (Қазақ) означает в буквальном смысле “Великие саки”. Может быть я не прав незнаю. Только не надо думать что я как то xочу возвысить казаxов, просто до того осточертело всякие нелогичные версии нашиx ученыx, что уже тошнит от этого. А здесь ознакомился с вашей статьей и смотрю все корни и смысл слов и т.д. всё своё и родное. То есть мой мозг принимает эту информацию как родную, без всякиx там внутренниx сопротивлении. Конечно в современном казаxском языке сегодня много арабо-персидскиx слов и говор на кипчакском диалекте, но это всё результат геополитическиx, политическиx моментов истории. Но я почему то всегда придерживался мнении что наши корни из дальнего востока.

    1. Добрый день Нурболат! Ваша версия может быть правдивой и ка-захи возможно являются потомками царских скифов Геродота. Возможно также термин “ка-зах” можно расшифровать, как “кочевые саки”. На языке саха кёс обозначает слово “кочевать”, а слово “зах” это транскрипция слов “сак”, “сах”. Ещё необходимо понимать, что слово “саха” имеет у нас много значений. Одно из них и наиболее древнее значение это просто обозначение человека, поклоняющегося Солнцу. Например, есть выражение у нас, “сах сахаттан”. Буквальный перевод – с незапамятных, древних времён.

Оставить комментарий

Войти с помощью: